Почему мы теряем Северный Кавказ

Отток русских из северокавказских республик приводит к социально-культурному отделению региона от России. Официальная нацполитика предпочитает эту тенденцию игнорировать.

Во властных элитах северокавказских регионов практически не осталось русских. Фото: Ольга Кравец / Saltimages. Во властных элитах северокавказских регионов практически не осталось русских. Фото: Ольга Кравец / Saltimages.
Альфой и омегой российской национальной политики сегодня принято считать создание и укрепление единой российской нации. При этом за скобками, как правило, остается вопрос, на какой основе этот процесс должен осуществляться. Впрочем, ответ в целом очевиден и может быть найден, например, в предвыборной статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», где президент назвал русский народ скрепляющей тканью уникальной российской цивилизации. Действительно, в России основой построения единой нации может быть только русская культура, русский язык и собственно русский народ как их носитель. К примеру, что общего у нивха и аварца кроме русскости?

В то же время очень разные политики и общественные деятели, от коммунистов до либералов-западников, все чаще говорят об угрозе исчезновения русского народа. Если для России в целом подобные прогнозы выглядят скорее мрачным апокалиптическим вымыслом, то отсутствие русских в Чечне и Ингушетии, а также перманентное сокращение русского населения в остальных северокавказских республиках — это объективная реальность. И реальность эта ставит под большой вопрос не только создание российской нации как минимум на территории Северного Кавказа, но и само нахождение Северного Кавказа в составе Российской Федерации.

Русский исход

Отток русских с Северного Кавказа начался еще во времена Советского Союза. Переписи населения фиксировали сокращение доли русского населения в регионе с 1970-х годов. В 1990-х процесс принял лавинообразный характер. Сегодня скорость сокращения русского населения заметно снизилась, но в целом тенденция не изменилась: русские продолжают уезжать. На отъезд русских накладывается еще одна тенденция: в кавказских семьях рождаемость намного выше (см. таблицу 1).

Таблица 1:

Часто приходится слышать, что основная причина отъезда русских с Северного Кавказа — ликвидация промышленности в регионе. В определенной степени это действительно так. Но социологи еще в советское время отмечали, что наиболее распространенной причиной отъезда русских было отсутствие личной безопасности. Сегодня это тем более верно. И речь в данном случае идет не о терроризме, а о значительной криминализованности кавказского социума.

В целом российская власть хорошо понимает, какие проблемы создает дерусификация Северного Кавказа. В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» отток русскоязычного населения назван одной из основных проблем региона, а его прекращение и возвращение русского населения — стратегической задачей государства.

За последние годы предпринимались определенные попытки переломить ситуацию: были реализованы программы переселения русских в Чечню, Ингушетию и Дагестан. Однако, судя по динамике численности русского населения, программы во всех республиках провалились. Да и сами республиканские руководители оценивали их эффективность крайне низко. Приведем слова главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, сказанные в 2010 году: «Эффекта не было. Эффект был только в том, что частично на этом кто-то заработал. В основном чиновники. <…> Даже я сейчас ищу, не могу найти вернувшихся по этой программе, даю поручение главе администрации: найдите хоть одну семью, с которой можно было бы пообщаться, которая бы вернулась по этой программе. Сейчас невозможно найти такую семью, вы не найдете».

В целом же складывается впечатление, что программы возвращения русских на Северный Кавказ реализовывались как-то не всерьез. Федеральные телеканалы не приглашали переехать в Чечню, на улицах российских городов не было билбордов, зазывающих в Ингушетию, в популярной прессе не печатались статьи, агитирующие жить и работать в Дагестане. Программы эти прошли тихо, и подавляющее большинство русских о них так и не узнало.

При этом «чемоданные настроения» у русских на Северном Кавказе сегодня доминируют. Согласно исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни»*, представленному в сентябре текущего года в Общественной палате Российской Федерации, практически вся (79%) русская молодежь, проживающая в республиках Северного Кавказа, готова покинуть свою малую Родину и перебраться в другой российский регион. То есть с уверенностью можно утверждать, что отток русских с Северного Кавказа продолжится.

В последние годы проявилась еще одна крайне тревожная тенденция: под давлением выходцев из северокавказских республик русские уезжают уже и из Ставропольского края. Российская власть об этом тоже знает, например об этом говорится в «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года». Однако предпринимаемые шаги, так же как и попытки вернуть русских на Северный Кавказ, эффекта не дают.

В качестве иллюстрации приведем рассказ одного из руководителей Ставропольского края: «Даже в Ставропольский край русские не едут. У нас в городе Ставрополе построен военный городок, прекрасный, с инфраструктурой, с детским садом, со школой. Он стоит пустой, в него не поехали военные. Этот военный городок как раз был построен для того, чтобы сюда заехали военные. Мы рассчитывали на увеличение мужского населения, увеличение русскоязычного населения и, опять же, военного. То есть это делалось для укрепления края таким вот населением. Но люди не поехали. Городок стоит пустой. Это мы говорим о Ставрополье. Если к нам сюда не едут, то кто же в республики поедет?» Весьма характерно, что этот руководитель просил не называть его имени.

Некоторые народы равнее

К отъезду с Северного Кавказа русскую молодежь подталкивает и тот факт, что русские в регионе находятся в очевидно неравноправном по сравнению с титульным населением положении. Например, доля русских в управленческих республиканских элитах в два-три раза ниже, чем в населении республик. Единственное исключение из этого правила составляет Ингушетия, где доля русских среди управленцев аж в 14 раз выше, чем в населении республики. Однако этот факт вряд ли можно рассматривать как образец толерантного отношения к русскому населению. За последние тридцать лет из республики уехало практически все русскоязычное население, и Ингушетия превратилась фактически в моноэтническую республику (см. таблицу 2).

Таблица 2:

Если же говорить о высших руководящих постах (глава республики, председатель республиканского правительства, мэр республиканской столицы), то на этих позициях на Северном Кавказе русских и русскоязычных нет вовсе. Все высшие посты в регионе занимают только представители титульных этносов (см. таблицу 3).

Таблица 3:

Подобная ситуация не может не влиять на межнациональные отношения. Если в какой-либо республике практически все руководящие посты занимают представители титульного этноса, а русское и русскоязычное население во власть не допущено, то жителям этой республики сколько угодно можно рассказывать про единую российскую нацию. Все равно никто не поверит.

Соседка мужа женила

Чечня и Ингушетия — это республики, в которых русских практически не осталось, как практически не осталось и так называемых русскоязычных: армян, греков, евреев, украинцев и т. д. Вместе с русскими из республик уходит русская культура и русский уклад жизни. Но свято место пусто не бывает, сегодня в регионе активно идет процесс исламизации. В определенной степени уже сегодня Чечню и Ингушетию можно назвать исламскими республиками. Например, согласно упоминавшемуся выше исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни», большинство (62%) чеченцев и ингушей поддерживают введение многоженства как минимум на территории этих республик. А каждый четвертый (23%) считает, что многоженство следует разрешить на всей территории Российской Федерации. По словам ряда респондентов–чеченцев и ингушей, многоженство в этих республиках де-факто уже получило широкое распространение. Приведем слова одной из участниц исследования: «У нас в Ингушетии многоженство — это нормально. У меня соседка недавно мужа женила. Вчера только привезли ее. У нее детей нет. И первая жена живет отдельно в доме, и вторая». По словам другого респондента, «сейчас в Чечне, если деньги есть, сразу на второй жениться хотят».

А между тем многоженство в Российской Федерации законодательно запрещено. Если какой-либо народ хочет жить по исламским законам и практиковать многоженство, то это, безусловно, его право. Нельзя утверждать, что исламский уклад жизни лучше или хуже, чем русский — по большей части европейский, христианский. Это просто разные уклады. Но в связи с этим встает вопрос: могут ли в рамках единого государства сосуществовать две территории, на одной из которых нормой считается то, что на другой запрещено законодательно и считается морально недопустимым?

Имитация национальной политики

Нельзя сказать, что российская власть вовсе игнорирует положение русских на Северном Кавказе. В различных правительственных документах «русский вопрос» обозначен вполне отчетливо. Например, в принятой в августе текущего года федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» говорится, что трудности, с которыми столкнулась Российская Федерация в постсоветский период, «привели к ряду негативных последствий в межнациональной сфере», в том числе к «ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения». Показательна при этом сама формулировка: «в некоторых субъектах». Авторы всеми силами стараются не называть конкретный регион, хотя понятно, что за этим эвфемизмом скрывается именно Северный Кавказ.

Запланированные же в ФЦП конкретные действия могут вызвать лишь недоумение. Северный Кавказ в документе упоминается дважды — в названиях мероприятий: международный политологический форум «Российский Кавказ» и Сбор молодых журналистов и блогеров Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Даже оскорбительным было бы заподозрить авторов ФЦП в том, что, по их мнению, названные мероприятия смогут хоть как-то повлиять на положение русского населения на Северном Кавказе. Иными словами, разработчики национальной политики видят и понимают проблемы, связанные с «ограничением прав нетитульного, в том числе русского, населения» на Северном Кавказе, но для изменения ситуации ничего предпринимать не намерены.

Впрочем, реализуемая сегодня национальная политика предпочитает игнорировать все по-настоящему острые аспекты межнациональных отношений, например этническую преступность. А вся деятельность по поддержанию межнационального мира в рамках ФЦП ограничивается проведением всевозможных культмассовых мероприятий: фестиваль «Цыгане под небом России», фотоконкурс «Русская цивилизация», конгресс этнографов и антропологов и прочие фестивали, выставки, сборы блогеров и форумы политологов.

Если же говорить не об имитации, а о примерах реального регулирования межнациональных отношений, то в первую очередь следует вспомнить национальную политику в СССР. Советская власть негласно признавала особое положение титульных народов на территории своих республик, и первым человеком в республике назначался представитель титульного этноса. Однако его заместителем всегда был русский. Таким образом, центр, с одной стороны, контролировал местную власть, а с другой — поддерживал некий паритет между титульным и русским населением республик.

Интересной представляется и инициатива Алу Алханова, который еще в 2007 году, в бытность свою президентом Чеченской Республики, в качестве показателя эффективности работы республиканской власти на Северном Кавказе предлагал учитывать число русских, вернувшихся в места прежнего проживания. Пожалуй, помимо поощрения за возвращение русских можно было бы ввести ответственность республиканских руководителей за отток русскоязычного населения. В качестве целевого индикатора при оценке успешности национальной политики в республиках Северного Кавказа также можно было бы учитывать число депутатов республиканского парламента и министров республиканского правительства нетитульных национальностей.

Конечно же, ни одна из перечисленных мер не гарантирует решения «русского вопроса» на Северном Кавказе. Но совершенно очевидно, что национальная политика должна учитывать базовые интересы разных народов, в том числе русского населения. Русским на Северном Кавказе следует дать широкое представительство во власти, в бизнесе, в правоохранительных органах. Без сомнений, подобное перераспределение власти и, как следствие, собственности встретит активное сопротивление со стороны республиканских этнократий, но другого пути просто нет.

Если же низводить национальную политику до культпросвета, игнорировать реальные проблемы русского и русскоязычного населения на Северном Кавказе и позволить ситуации развиваться самотеком, то рано или поздно этот регион мы потеряем. И произойдет это не потому, что к отделению призывают русские националисты или внешние враги хотят окончательно развалить Россию. Северный Кавказ уйдет потому, что станет регионом, который живет по законам, кардинально отличным от общероссийских, и территорией, на которой русских просто нет.

* Исследование выполнено «Агентством социальных технологий “Политех”» при содействии Института этнологии и антропологии РАН и Сети этнологического мониторинга EAWARN. При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI конкурса «Проблемы развития современного российского общества», проведенного в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 03 мая 2012 года № 216–рп.

Михаил Романов

Источник: Эксперт Online

2 декабря 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег Бахарев 4 декабря 2013, 22:58
В Стране без идеологии - по другому быть и не может. А между тем, выход очевиден...
Христина 3 декабря 2013, 17:00
И тем неменее : попробуй в Чечне запустить ювенальную юстицию или устроить гей парад... А ведь в Москве ТОЛЕРАНТНОСТЬ у людей к таким людям,а нас готовы убить ,готовы войну начать.А за что? Мы одна страна Великая ,могучая Россия.И во всех республиках есть православные храмы,даже в откровенно мусульманских, и монастыри есть.А вот эта фото,которое автор прилепил, хочу его спросить: где он его выцепил? уж явно не ходя по нашим улицам.Я здесь живу , а так одетых людей вижу только в национальном спектакле или муфтии так одеты.
P.S.Обидно,понимаешь,обидно)
P.P.S Кстати, я работаю под руководством русского начальника коллектив у нас большой и разных наций люди и никто не в обиде)
и все-таки такие статьи нельзя писать: разжигание межнациональной розни........................................................
Христина 3 декабря 2013, 16:59
Георгию:
1.Христина- моё настоящее имя;
2.Я не русская,но моя вера - Православие;
3.Вера над нацией.
Вот прочитала я отзывы и ахнула.Страшно стало,просто страшно.
Вот иеромонах Игорь(Дай Боженька Вам долгие лета) здесь живет и говорит ИСТИНУ.ПРАВДУ говорит.Никто никого никуда не прогоняет.Вот объясню на примере: живет семья в селе ,где большинство имеют нацию своей республики,и вот в этой семье есть девушка откровенно развратного поведения: курит, матерится,боевая раскраска,грязного поведения в общем и родители люди непорядочные где чего украсть,ну а могут быть и с виду порядочные люди,а на работе несправедливости творят. ,а все-таки наш менталитет многое в поведении не допускает и вот с такими людьми в селе этом никто не не хочет дружить вот такие люди переезжают в большой город и там затерявшись на его просторах (ведь в городе большом люди каждый сам по себе)находят себе подобных,ну нацменов хаить начинают.Это пример грубый,я не оправдываю наших людей ,все делаем ошибки.
Казбек Дзгоев 2 декабря 2013, 23:47
иеромонах Игорь (Васильев): Спасибо брат!!!
Георгий 2 декабря 2013, 23:43
насколько можно понять слова Христины - Христина это псевдоним. не могу представить себе русскую женщину с такой позицией. правда может быть еще замужем за мусульманином.
а уважаемому иером. Игорю можно ответить очень даже просто - стоять за Русь Святую нужно уже в Москве, т.к. Северный кавказ здесь себя слишком уютно чувствует. и не думайте что здесь в Москве безопаснее чем у вас.
а если Вы знаете несколько семей переехавших то разве это отменяет статистику???
кроме того, воин Евгений Родионов как раз и подтверждает КАК русские должны вернуться на Кавказ и что политика нашей дорогой власти (включая "хранителя державности") будет стоить нам еще одной войны.
а статья двойственная: "власть понимает", "власть видит", но фиксирует это свое понимание исключительно на бумаге.
и напоследок - нечего так умиляться словами путина - он имел ввиду русскую нацию как цемент, скрепляющий многонациональное здание, как расходный материал не имеющий субъектности - этому порука вся его реальная политика за все 13 лет
Геннадий-либерал 2 декабря 2013, 21:52
Любая оценка факторов текущего положения дает лишь один прогноз: русские уйдут с Кавказа, конечно можно оговориться, что какая-то незначительная часть останется, но это будет скорее уже экзотика тех мест, по аналогии проживания в настоящей Москве, например, диаспоры пигмеев.
Проблему можно назвать интересной с точки зрения исторической ретроспективы по следующим опытам:
1) до прихода на Кавказ русских это был край дикий и заброшенный без вероятности самостоятельного развития;
2) люди, населяющие эти земли были организованы родовыми общинами или кланами, не способные и активно противостоящие формированию государственности;
3) территория постоянно пребывала в состоянии военного времени, причем, в большей степени, вследствие не внешних агрессий, а внутриродовых конфликтов;
4) ислам был принесен силой арабских нашествий и лег на благодатную почву, полностью соответствуя духовным ожиданиям людей не доступных для Слова или не способных его принять.
Соответственно видится - вне контакта с русской или европейской цивилизацией - вначале плавный, а затем резкий откат Кавказа с уровня развития современного человечества на позиции родовых отношений до времен самоуничтожения или очередного внешнего завоевания.
Ульяна 2 декабря 2013, 19:49
Что правда.то правда!Русских нет ни в каких структурах власти,русские бегут с Кавказа.даже невозможно жильё продать! Даже на заборах пишут:ПРОДАЁТСЯ! Страшно подумать!Что ждёт и нас и их самих!
Слава 2 декабря 2013, 19:44
А мне нарвиться статья. Автор честно и открыто поднимает вопрос о котором предпочитают молчать. Или реашть не адекватными мерами. Делов в том что чтобы что то сдвинуть надо принимать не популярные меры. Преодолеть сопротивление местной мафии(это не только к Сев.Кав. это везде).
Что делать? Не лгать самим себе. Сначала у себя порядок наводим, а потом и на Кавказе.
Дмитрий Кондрашов 2 декабря 2013, 19:25
Называть наш народ ВВП может как угодно, но факты говорят о том, что именно президент является вдохновителем антирусской государственной политике, продолжающей совдеповскую.
Евгениц 2 декабря 2013, 18:30
Христина, а никто и не предлагает ставить вам в республику русского "президента". Предлагают серьезно подойти к решению определенных проблем,по конкретной теме и в конкретных республиках!
иеромонах Игорь (Васильев) 2 декабря 2013, 14:10
Плохой эксперт и говорит много неправды. Хотя-бы вот почему - Константин Храмов председатель правительства КБР http://v1.ru/pages/1333201614.html
И почему автор, многое ему лета, забыл о РСО-Алания, где большая часть населения православные христиане и уж точно никуда с Северного Кавказа не собираются уезжать. Православные общины Карачаево-Черкеской Республики строят и освящают все новые и новые храмы. Северный Кавказ это не только Дагестан, Чечня, и Ингушетия, это еще и Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Кавминводы, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Ростовская Область.
Стыдно обманывать народ. Вот такие эсперты и привносят упаднические настроения.
Знаю семьи, которые в этом году переехали из Сибири в Кабардино-Балкарию.
Знаю все изнутри, потому что живу в самом, можно сказать неблагополучном месте, и тем не менее, никуда не собираюсь уезжать. А чтобы Северный Кавказ оставался Россией нужны прежде всего "равноапостольные Нины", "Григории просветители", "Сирийские преподобные отцы", "воины Евгении Родионовы", и т.д. Так что поднимите одно место с уютного стульчика и приезжайте к нам, вместе стоять за Северный Кавказ, за нашу Русь Святую. Вот тут гораздо лучший эксперт: http://www.pravoslavie.ru/smi/66294.htm
ХРИСТИНА 2 декабря 2013, 13:11
Добрый день.
Написали... Интересно автор этих строк жил хотя бы в какой -нибудь нашей республике? .. Понять не могу почему так наши республики и мы,их жители не дают всем покоя.Мусолят и мусолят эту тему.Даже если взять весь Северный Кавказ- он в разы меньше многих субьектов РФ.Россия состоит из многих НАЦИОНАЛЬНЫХ регионов и там проживает коренное его население и также они живя там занимают рабочие места, в том числе и руководящие должности и что?..Давайте разберемся: президентом России нормально поставить не русского? .. .ведь это будет уже не Россия... Вот также и в других регионах нелогично ставить президентом пришлых людей,они не знают культуры,менталитета,традиций той или иной республики если не родились хотя бы там ,а ещё хуже если и нации другой.Я не хочу видеть во главе своей республики другую нацию,и вы такими статьями еще больше меня убеждаете в верности своей позиции.Создается впечатление ,что придут русские во все руководящие должности и местное население сделают слугами, в лучшем случае дадут работу уборщицы.И я по себе знаю: как выехал в Москву так сразу косятся,как будто я что плохого сделала или на голове рога растут)Каказ видите ли не такой.А ЮВЕНАЛЬНУЮ ЮСТИЦИЮ МЫ ВАМ НАВЯЗЫВАЕМ,РУСИЧИ?!
р.Б.Иулия 2 декабря 2013, 12:53
Спасибо!

Очень страшно и горько. Но видимо, этим все-таки, все и закончится.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×