Москва, 4 декабря 2013 г.
Достопоминаемый владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а так же и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина), которого будущий владыка навещал вместе со своим старцем, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.
В 1979 году совершился его монашеский постриг, которого,
по его словам, он ждал, послушный своим старцам, несколько
лет.
Годы учебы в Московских духовных школах были необычайно
плодотворны для молодого подвижника. Постригальным отцом
– в то время иеродиакона Алексия – стал
архимандрит Иннокентий (Просвирнин), известный ученый,
библиограф. При посредстве отца Иннокентия в жизнь
молодого монаха вошли подлинные светочи православия:
святитель Зиновий (Мажуга), схимархимандрит Виталий
(Сидоренко), преподобный Андроник (Лукаш), и вместе с ними
– вся Глинская традиция, которая оказала на духовное
формирование будущего архиерея огромное влияние, заложив
основы строжайшего по духу следования святоотеческой
аскетической традиции, не поврежденной и не размытой
никакими новыми веяниями. Таким, каким воспитывали его в
молодости великие старцы, передававшие будущего владыку
«из полы в полу», как выражался о том сам
архиепископ Алексий, и остался.
Вместе с тем владыка Алексий нес в себе и широчайшую образованность, и внутреннюю культуру, и открытость миру и человеку, и, главное, истинную христианскую свободу: он умел найти и взять, и использовать плодотворно духовное добро и в широких сферах традиционной классической культуры, и в современном богословии, и это было следствием его подлинной христианской свободы.
Но никогда он не вносил в святило Божие чуждого огня. Всегда стоял за верность богослужебной традиции (много лет архиепископ Алексий возглавлял Синодальную богослужебную комиссию), за сохранение церковнославянского языка без каких-либо сокращений и компромисов. Был строг в отношении к повседневной жизни и высоко спрашивал со своих чад, не ставя большой разницы в требованиях к внутренней жизни мирянина и монаха. Он свято хранил неповрежденным дух святоотеческой аскетики, ибо считал, что только такой дух и мог действенно служить преображению души человеческой и вести ко Христу.
По словам владыки, святость – это не этическое
понятие, не нравственное или даже метафизическое (в
оторванности от источника святости – Бога), а нечто
такое, что является по своей сути подобием Божием,
единением с Богом, стяжанием Духа Святаго. Святой, –
подчеркивал всегда владыка – несравнимо больше, чем
праведник и даже чем бесстрастный человек.
Святой – это тот, кто приобрел Бога, обожился, и
стал богом по благодати.
Были среди его прихожан и учеников и такие, которым
строжайшая аскетическая верность Владыки духу Евангелия,
Слову Божию казалась слишком жесткой, и они уходили,
повторяя тем самым предреченное в Евангелии:
«Жестоко есть слово сие: кто может его
послушати?» (Ин.6:60).
С марта 1991 года, тогда в сане архимандрита, отец Алексий
был назначен наместником Новоспасского московского
ставропигиального монастыря. 19 августа 1995 года
хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария
Московской епархии, и назначен председателем Синодальной
комиссии по делам монастырей РПЦ, а с декабря 1995 года
архиепископ Алексий возглавил Синодальную богослужебную
комиссию.
20 лет архиепископ Алексий был наместником Новоспасского
ставропигиального монастыря в Москве, и на этом поприще
снискал огромную любовь православных москвичей. Это был
горячий и деятельный патриот Родины и своей любовью к
России он зажег сердца многих людей.
Владыка Алексий был негласным духовным вождем антиреформаторского движения священства и мирян г. Москвы. По его благословению и под его непосредственным духовным руководством весной 2008 года в Москве в стенах Новоспасского монастыря прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви. Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх Алексий II совершенно четко и недвусмысленно высказывался против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находились отдельные миряне и клирики, которые говорили о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывали всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытались сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляли либерализацию пастырской и духовнической практики.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года Владыка
Алексей назначен управляющим Костромской епархией.
Архиепископ Алексий был любим паствой. Через свидетельство
о своем опыте жизни во Христе он приводил к Богу множество
людей.
Царство Небесное и вечный покой новопреставленному ревностному Святителю Церкви Русской – Высокопреосвященнейшему владыке Алексию!
От редакции: Всех, кто знал владыку Алексия и готов поделиться своими воспоминаниями о нем, просим отправлять свои истории по адресу: editor@pravoslavie.ru
!
Алексея идаруй ему Царствие Небнсное.
Вспоминается, как он, еще в первые годы настоятельства в Новоспасском монастыре, пел на Великом Каноне Андрея Критского "Душе моя, восстани..."