Рассказывают сотрудники Группы церковной помощи в ЧС, посетившие районы бедствия с гуманитарной миссией.
2 июня сотрудники Группы церковной помощи в ЧС (чрезвычайных ситуациях), представляющие Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, вылетели в Горно-Алтайск для оценки ситуации на месте и организации помощи пострадавшим. Команда посетила города Горно-Алтайск и окрестности, Бийск, пострадавшие села, Барнаул и горное село Чарышское и другие, наиболее пострадавшее от удара стихии.
Напомним, что в ночь с 29 на 30 мая в районах Горного Алтая произошло невиданное по масштабам наводнение. Предполагается, что причинами бедствия являются чрезмерное выпадение осадков, которое за 3 дня превысило двухмесячную норму, и подтаивание горных снегов. Сейчас в Горном Алтае паводковая ситуация стабилизировалась. В результате последствий разгула стихии в сибирском федеральном округе пострадали около 51 тыс. человек. Более 8 тыс. домов разрушены. 4 человека погибли. Разрушения в разы превысили последствия землетрясения 2003 года.
Сотрудники Группы церковной помощи в ЧС, выехавшие на место бедствия, оказали нуждающимся срочную поддержку и поделились с нами своими наблюдениями. По словам участников поездки, основная задача жителей региона сейчас заключается в том, чтобы восстановить газоснабжение, энергообеспечение, связь, индивидуальное жилье, другие объекты инфраструктуры. Связь была восстановлена практически во всех населенных пунктах, в приоритете остается обеспечение транспортной доступности.
В данный момент пострадавшим необходимо производить расчеты разрушений, подготовить документы для возмещения материального ущерба. Единовременно на каждого члена пострадавшей семьи выдается по 10 тыс. рублей. Сумма остальных компенсаций, которая составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, зависит от подтверждения ущерба. В целом, как утверждают участники поездки, суммы компенсаций можно назвать условными.
«У нас был небольшой резерв материальных ресурсов, благодаря которому мы смогли на месте оказать особо нуждающимся посильную помощь. Оценили масштабы ситуации, встретились с представителями местных епархий и лиц, отвечающих за безопасность населения и урегулирование бедственной ситуации. Многим из пострадавших силами местных епархий была оказана духовно-психологическая и гуманитарная помощь.
Дальнейшая перспектива – людям нужно помочь с восстановлением разрушенного жилья или с покупкой нового, у кого оно безвозвратно утеряно. Многие пострадавшие, которые фактически проживали в домах, но были прописаны в другом месте, не попадают под государственную компенсацию.
Утеря мебели, разрушения огородов, гибель животных – не входит в зону ущерба. Людям нужно будет располагать немалыми средствами, чтобы восстановиться. Нам показали место, где стояли 6 домов у реки, их полностью снесло.
Зашли во двор к одной из пострадавших семей – они сейчас живут в сарае, это при том, что молодая хозяйка беременна. Семья рассказала, что соседи им приносят молоко и картошку.
Другая многодетная семья, потерявшая дом, нашла временный приют у своих родителей, сейчас там в двух крошечных комнатах проживают 10 человек. Разруха ужасная и нищета. Этим людям Церковь должна помочь», – комментирует координатор направления «Церковная помощь в чрезвычайный ситуациях» Полина Юферева.
В поселке Чарышском Алтайского края, который особенно пострадал от бедствия, потерпевшим уже купили и передали генератор, мотопомпы, 2 тепловые пушки, бензопилу, бытовую химию и электрочайники. Для дальнейшего взаимодействия была налажена связь с представителями местных епархий и проведены консультации по оказанию срочной помощи людям: как создаются комиссии по принятию просьб от пострадавших, как оказать помощь быстро и правильно.
«Некоторые из пострадавших находятся в шоке, – рассказывает Полина Юферева – многие даже не получили минимальную государственную компенсацию, поскольку нужно для этого предоставлять документы, ехать в районный центр, а люди боятся бросить свои дома, случаи мародерства участились, к сожалению.
А бывают, напротив, случаи взаимовыручки, соседи принимают к себе пострадавших, отдают последнее, что у них есть: кровати, постельные принадлежности, посуду, кормят или приносят еду к пострадавшим. «Мы терпеливые, ничего, прорвемся», – говорят они.
Где поток был очень быстрый, вода заходила мгновенно: через двери, окна, а внутри дома – как в стиральной машинке. После того, как вода сошла – в доме все перевернуто, смешано: мебель, предметы домашнего хозяйства, мертвый скот. Для людей это большой урон, поскольку они живут в основном за счет огородов, своего хозяйства. Непонятно, как они дальше будут восстанавливаться.
Особенно тяжело пожилым, одиноким, инвалидам. Одну женщину-инвалида муж во время эвакуации положил в надувную лодку, привязал ее к столбу, а сам пошел спасать других. Но вернуться к ней не смог, вода сильно стала прибывать. Два часа под дождем в холоде женщина просидела в надувной лодке, была в жутком стрессе.
Прихожане храмов, священники стараются по мере сил помогать пострадавшим, разъезжают по бедственным районам. Сильно пострадали и несколько храмов.
В семье одного многодетного священника девочка средняя вплавь вернулась, кричит: «У меня же ЕГЭ скоро, мне тетради с конспектами нужно взять!» Чудом осталась жива.
Есть и одна семья беженцев с Украины, бежавших из Харькова во время военных действий. Приехали, им выделили дом, огород. Только обосновались – все смыло. И теперь им даже государственной компенсации не полагается, поскольку они – не граждане России.
Нужно отметить, что людей довольно быстро эвакуировали и предоставили им горячее питание. Сложность была в том, что многие отказывались эвакуироваться, так как им жаль было покидать свои жилища, люди боялись мародерства».
«Очень хочется помочь людям, чтобы всем миром православные не прошли мимо», - комментирует отец Андрей Близнюк, руководитель выездной Группы церковной помощи в чрезвычайный ситуациях.
8 июня, в день Святой Троицы, Святейший Патриарх Кирилл объявил общецерковный сбор средств на помощь пострадавшим от наводнения в Алтайском крае. По всем храмам России объявлен сбор помощи. В соответствии с количеством пострадавших помощь будет направляться в епархии пострадавших районов и распределяться между нуждающимися.
Фото священник Андрей БЛИЗНЮК