«Вы нам солнышко привезли», – такими словами встретили на высоком печорском берегу жители Куи катер Ненецкой агропромышленной компании, на время превратившийся в архиерейский. На нем епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков отправился в небольшую заполярную деревушку, чтобы выбрать и освятить место, где будет поставлена часовня.
Накануне погода стояла совсем не летняя – холодная, ветреная, солнце сквозь сплошную облачность, наверное, с неделю пробиться не могло. Было неясно состоится ли поездка вообще, широко разлившаяся во время недавнего ледохода Печора штормила. К утру волнение успокоилось, однако низкие серые тучи сливались на горизонте с такой же серой водой по которой катер мчал на хорошей скорости к Куе. Мы уже причаливали, когда все разительно изменилось: небеса очистились и оттуда хлынул поток света.
– Так же было, когда у нас в поселке Красном часовню закладывали. А когда ее построили и открывали, ветер прямо с ног валил, но вдруг резко все успокоилось, солнце засияло. Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, однако, наверное, не просто так происходят подобные вещи, – рассуждает встречающий епископа глава Приморско-Куйского сельсовета Виктор Таратин.
– Так Господь нас на добрые дела благословляет, – улыбается в седую бороду владыка Иаков.
Когда-то старинная, основанная 440 лет назад, Куя процветала. Куйский православный приход (с соседними деревнями Пойловская и Андегская, а также выселками Нарыгинский и Просундуй) насчитывал до шестисот человек. В советское время здесь ловили рыбу, действовали рыбоприемный пункт и звероводческое хозяйство. Само собой, охотились. Колхоз «Харп» начал строительство фермы на 200 коров, но не успел – страна по имени СССР самоликвидировалась. И теперь на окраине деревушки, съежившейся до 67-ми проживающих, поднимаются стены белого кирпича, так и не подведенные под крышу. А еще при советской власти в Куе была уничтожена Георгиевская церковь. Остатки фундамента сохранились в центре села до сих пор. К ним и ведет нас Семен Торопов, мужчина лет под шестьдесят в камуфляжных брюках и такой же пятнистой зеленой куртке.
– Я здесь всю жизнь прожил и все знаю, родители меня из соседней деревни Никитцы месячного привезли, во-он в тот дом с вышкой, – показывает на бревенчатую избу с мезонином. – Отец еще в бывшей церкви сторожил, ее под школу приспособили, потом кузницу устроили и филиал ФЗУ (так прежде называли профтехучилища).
Однако то ли путает за давностью лет Семен Федорович, то ли я что-то не понял. Церковь разобрали еще в 1927 году. Но каменные плиты церковного фундамента он действительно показал.
Епископу Иакову, однако, историческое храмовое место не глянулось. За минувшие десятилетия вокруг понастроили домов, потеряется среди них небольшая часовня. Отправились дальше, на берег Печоры.
– Вот здесь нам нравится, – останавливается на возвышении с чудным видом на реку староста деревни Александр Слезкин.
– И я вас понимаю, – одобрительно подхватывает приехавший с владыкой Иван Поляков.
Известный петербургский архитектор какое-то время назад плотно обосновался в Нарьян-Маре. Он подготовил проект нового кафедрального собора и духовно-просветительского центра, которые начинают строить в заполярной столице. Откликнулся и на просьбу владыки сделать проект часовни в Куе.
По задумке епископа Иакова, это должна быть деревянная часовня-храм наподобие срубленной в муниципальном центре Красном, но поменьше. Тогда приезжающие священники смогут вести здесь богослужения и совершать церковные таинства.
– В этом году Печора сильно разлилась, даже часть домов подтопило. А сюда вода не доходит. Но тут мерзлота, метров на двадцать. Бурили неподалеку скважину, вот и знаем. Придется на лежки часовню ставить, – деловито прикидывает староста.
Лежки – это просмоленные бревна, которые кладут на землю вместо фундамента. Так надежнее, мерзлота ведь «гуляет», порвет фундамент.
– Может, какую-то старую постройку разобрать и из этого материала строить? – предлагает Таратин.
– Нет, – гудят мужики. – Как можно? Это же часовня. Только из нового!
Разговор возник не просто так. О том, что в Куе надо построить часовню, в деревне активно заговорили пару лет назад. Когда мечта вызрела окончательно, собрали по этому поводу общий сход и закрепили решение документально. Начали даже сбор средств. И поняли – не потянут. Тогда написали письмо главе Ненецкого округа Игорю Кошину. Там всего пара строчек: «Уважаемый Игорь Викторович! Мы, жители д. Куя просим Вас оказать материальную помощь в строительстве часовни в нашей деревне». Остальное место на бумажной страничке занимают подписи, их несколько десятков.
– Не уездишься в город-то в храм, – говорит местная жительница Елена Чупрова. – Когда на душе тяжело, так хочется туда сходить, просто надо. Но то распута, дороги нет, то еще что, да и мы люди уже немолодые, трудно добираться до Нарьян-Мара. Поэтому надо строить.
– Сами-то много денег собрали? – интересуюсь.
– Нет, всего тринадцать с половиной тысяч рублей, – немного стесняется заведующая куйской библиотеки Татьяна Шевелева.
А чего стесняться, если в деревне живут сплошь пенсионеры? В Красном часовня потянула без малого на миллион (правда, это вместе с внутренним убранством).
– Найти деньги на благое дело – не вопрос, – сказал Кошин владыке во время состоявшейся недавно встречи, посвященной взаимодействию епархии с окружной администрацией в миссионерской деятельности Церкви. – Но люди в полной мере ценят лишь то, к чему сами приложили руки. А то понастроили мы когда-то часовен по всему округу, а они пустые стоят, не ходит туда народ.
Епископ Иаков в этом с руководителем региона солидарен.
– Благодарны жертвователям и меценатам за любую помощь, но и верующие должны сами немало потрудиться, созидая дом Божий. Их вера, молитва и труд станут самой надежной его основой, а не зыбким песком, в который, увы, нередко превращается щедрый подарок, сделанный даже от самого чистого сердца, – говорит владыка. – Все от Бога зависит. Насколько искренне станем молиться Ему и просить Его, так и будет.
– И к известным в округе бизнесменам – уроженцам Куи – надо обратиться за финансовой поддержкой, – предлагает глава сельсовета. – Тут ведь их корни, могилы дорогих им людей. Будет где свечку поставить, когда всем миром часовню построят.
Против этого никто не возражает. Возникла, правда, еще одна сложность, но тут же и разрешилась. Облюбованное под храм место – не пустое. Земля оформлена в собственность жителя Куи Николая Хабарова. Здесь находятся остатки его старого дома.
– Да я уже пятнадцать лет назад отсюда в родительский дом перебрался. На дрова старую постройку потихоньку разбираю. Отдам землю под храм бесплатно. Чего ей зря пропадать?! А так вся деревня будет молиться, – делает щедрый подарок Николай. Правда, с одной оговоркой:
–Только огород не трогайте, он ухоженный, удобренный, хорошие урожаи дает.
Часовня и огород рядом прекрасно уживутся, прикидывают селяне. Место под застройку они подготовят своими силами. А расчеты по закупке строительного материала им обещало предоставить епархиальное управление.
Потихоньку подтягиваются жители Куи. Катит коляску с малышом женщина, рядом поспешает девочка.
Мы познакомились недавно в клубе. Клавдия Носова работает там техничкой. Выяснилось, что она сама и пятилетняя дочка крестились на Кубани, куда ездили в гости. А вот родившийся после этого полуторагодовалый симпатяга Алеша – не крещен. Негде.
– Бесенок, – не очень удачно пошутила завклубом.
– Какой же он бесенок? – строго глянул на нее епископ. – Это Алексий, человек Божий. Вот пришлю сюда батюшку – и окрестим паренька, – теплеет владыка глазами.
В этих словах – свой подтекст. Икона столь любимого русским народом святого Алексия, человека Божия была когда-то в Куйской Георгиевской церкви одной из самых почитаемых. Ее список, несомненно, должен появиться и в новой часовне. За десятилетия богоборчества в людях не удалось выкорчевать веру и в отдаленной северной деревне. И вот все возвращается на круги своя.
Епископ отслужил на месте, где поднимется часовня, молебен на начало доброго дела. Затем окропил его святой водой:
– Благословляется и освящается место сие для созидания храма-часовни!
Вместе со взрослыми старательно крестились и подошедшие дети. Кто-то, может, впервые в жизни. Школьница Юля Бабченок – так точно впервые. Девочка, которая приехала в Кую на каникулы из Нарьян-Мара, сама мне потом это рассказала. Весь молебен она трогательно держала за руку двоюродную сестричку Арину Удалову. При этом, поскольку правая ее ладошка была занята, крестилась Юля левой. Но это ничего. Еще научится как надо. Главное, что в душу попало благодатное семя веры.
У нашего народа в крови жажда Бога - ни чем ее не выбьешь!