Имя Константина Икономоса недостаточно известно в России. Между тем, он был одним из наиболее выдающихся богословов и церковных деятелей XIX столетия. Во многом благодаря его деятельности Элладская Церковь выжила в условиях натиска схоластического богословия, протестантской миссии и антицерковных реформ греческого короля. Константина Икономоса многое связывает с Россией. Санкт-Петербургская Духовная Академия и Академия наук избрали его в свои члены. Икономос консультировал императора Александра I по греческим вопросам.
Уже с малых лет Константин обнаружил выдающиеся способности. В совершенстве овладев древнегреческим языком, он писал подражания Гомеру. В 13 лет юноша был назначен чтецом и в ознаменование этого события произнес с амвона слово собственного сочинения.
Константин продолжил свое образование в переживавшей тогда период расцвета школе селения Амбелакиа, где в совершенстве овладел французским языком.
Жизнеописатели Икономоса сообщают, что в последующие годы он овладел английским, немецким, русским и возможно некоторыми восточными языками.
Еще в период обучения в школе Константин по собственной инициативе обошел с проповедью Евангелия некоторые города и селения Фессалии и Македонии.
В 20 лет Константин женился. В браке у него родился сын Софокл (впоследствии известный богослов, философ и врач) и дочь Анфия.
На 25-м году жизни Икономос был рукоположен в пресвитеры. По смерти отца он получил его должность — эконома Элассонской епископии, а также стал главным епархиальным проповедником.
Большие усилия Константин сосредоточил на просветительской деятельности: основывал школы и библиотеки, преподавал и проповедовал.
Константинопольский патриарх Григорий V, чтобы избавить Икономоса от дальнейших преследований, перевел его в Фессалоники, назначив наместником тогдашнего митрополита Фессалоникийского Герасима, жившего в Константинополе.
В Салониках Икономос занимался изучением философии и естественнонаучных дисциплин а также выступал с проповедями в храмах и учебных заведениях.
Наибольший интерес Константин проявил к литературе. Он пристально следил за современной французской поэзией. Переводил иностранных авторов и писал стихи сам.
В 1809 г. Икономос был приглашен в Смирну в качестве преподавателя «Филологической Гимназии». Это учебное заведение (во многом трудами Константина) обрело впоследствии громкую известность.
Икономос оставался в Смирне в течении 10 лет (1809-1819), преподавая филологические дисциплины и риторику. С 1813 года он стал директором «Филологической гимназии».
В этот период мировоззрение Икономоса претерпевает серьезные изменения. Восхищение Европейским Просвещением уступает место консервативному традиционализму. Будучи самоучкой, Константин только теперь знакомится с творениями Святых Отцов и осознает какая духовная глубина сокрыта в этих произведениях. Следствием этого и становится коренной пересмотр взглядов.
После закрытия «Филологической гимназии» (16 июня 1919 года) Икономос уезжает в Константинополь, где получает титул эконома Вселенского Патриархата и назначается главным проповедником.
После того как в Греции разразилась антитурецкое восстание, Икономос бежал в Одессу, где уже существовала большая греческая диаспора. Вслед за его приездом в город было доставлено тело убитого в Турции священномученика патриарха Григория V. Икономос 19 июня 1821 года произнес над его гробом одну из своих лучших и вдохновенных проповедей, печатные копии которой вскоре получили широкое распространение.
В 1830 г. Икономос был избран почетным членом Московского университета.
1831 год от холеры умерли мать, жена и брат о. Константина.
В 1832 г., несмотря на возражения царя, желающего оставить Икономоса у себя на службе, он решил вернуться на родину. Покидая С.-Петербург Константин был осыпан царскими милостями: получил орден св. Анны и пожизненную пенсию в 7000 рублей.
По пути на Родину Константин решил посетить Германию, где проживали его родственники. Берлинская Академия на торжественной церемонии провозгласила Икономоса своим членом-корреспондентом. Кроме того он встретился с королем Пруссии, который пожаловал ему рыцарский орден Красного орла.
В октябре 1834 года Икономос возвратился в Грецию.
Обладая непререкаемым авторитетом в церковной среде, Икономос возглавил борьбу против политики секуляризации и автокефализации Церкви (а также подчинения ее государству), проводимой королем Греции при поддержке новогреческих Просветителей, которые заняли ключевые посты в образовательной системе.
Главным оппонентом Икономоса стал другой уроженец Фессалии - известный греческий богослов-рационалист Феоклит Фармакидис (1784-1860 г.), который был выразителем западной духовности и стал одним из инициаторов переустройства Эллалской Церкви на модернистских началах.
Икономос был категорическим противником анти-византийской программы нового правительства, кульминацией которой стала попытка физического искоренения ромейского культурного и духовного наследия. Только для строительства нового громадного кафедрального собора в Афинах было разрушено 72 уникальных церкви византийского и поствизантийского периода. На собранные от продажи участков деньги велось строительство, а части разрушенных церквей использовались в качестве строительных материалов.
Декларируемая Просветителями «борьба с пережитками византийской архитектуры и живописи и возращения к древнегреческому идеалу красоты» категорически отвергалась Икономосом. В отличии от модернистов он был сторонником сохранения монофонического византийского пения и выступал против стремления к западным образцам в иконописи.
Икономос выступил против перевода Священного Писания на простонародный греческий язык.
Икономос был главным противником одностороннего неканоничного провозглашения автокефалии Элладской Церкви (1833 г.). Он настаивал на том, что даровать независимость исключительное и неотьемлемое право Матери-Церкви – Вселенского Патриархата. Икономос отправил в Константинополь специальное послание, где высказал свою позицию по поводу автокефализации. Этот документ лег в основу Синодального Томоса 1850 г., предоставившего Элладской Церкви независимость.
Икономос выступил последовательным защитником главной опоры традиционного сознания – православного монашества. Он протестовал против закрытия монастырей и конфискации их земель.
Одной из причин побудивших Икономоса отказаться от должности профессора стало несогласие с образовательной политикой греческих властей.
Взгляд на богословие как на самостоятельную рациональную науку вполне соответствовал духу эпохи, но был категорически неприемлем для Икономоса. Он вел последовательную полемику с преподавателями богословского факультета (среди которых был и упомянутый выше Феоклит Фармакидис). Будучи выдающимся знатоком святоотеческого наследия, Икономос ревностно защищал его в своих работах и устных выступлениях, противопоставляя современному модернистскому богословствованию.
Полемическую деятельность Икономос успешно сочетал с просветительской и научной. Дом Константина был центром притяжения для наиболее образованных людей того времени, а он сам стал наставником большого числа духовных чад, многие из которых впоследствии заняли ключевые позиции в греческом обществе и Церкви.
После непродолжительной болезни Константин Икономос скончался 8 марта 1857 года в возрасте 77 лет.
Когда в Афинах узнали о его кончине, весь город облекся в траур. Похороны Икономоса состоялись с большой пышностью при огромном стечении народа. Он похоронен во дворе обители Небесных Сил Бесплотных в Афинах.