Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).
Для нас, современных читателей, мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – гордые, заносчивые, бездушные религиозные формалисты, а вот мытари – люди смиренные, неудивительно, что их Господь одобряет. Для нас это что-то вполне очевидное. Но современников Господа Иисуса эта притча, вероятно, возмущала и задевала.
Потому что для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми. Лучшими людьми в народе. Наиболее религиозно живой и активной его частью. Они тщательно исследовали богооткровенный Закон Моисеев, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях. То, что нам кажется глупой мелочностью, было на самом деле желанием сделать всё как положено, так, чтобы всё в жизни – и приготовление пищи, и работа, и отдых, и торговля – были подчинены Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.
А вот мытари были людьми дурными, нравственно погибшими. Собственно мытарь – это «сборщик налогов», но нам сегодня трудно понять всю негативную насыщенность этого слова. В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было всё остальное, что они смогут выжать из людей. Поэтому для мытарей были характерны самые грубые и жестокие злоупотребления.
Слово «мытарь» было синонимом бессовестного и бессердечного вымогателя, зачастую отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных языческих оккупантов – римлян. Это были и нравственно, и религиозно оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же так получается, что мытарь идет в свой дом «более оправданным»?
Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников. Как писал самый известный из античных критиков христианства Цельс: «По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, Бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, Он не примет!»
Этот вопрос задают до сих пор: что же, порядочный, честный человек, если так и умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, вор и подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен? Да почему же? Это просто обидно!
Все мы – бедные грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – тем, чья жизнь явно нехороша
Потому что все люди – грешны и нуждаются в спасении: как те, кто ведет явно аморальную и постыдную жизнь, так и те, кто, по социальным меркам, вполне благополучен, морален, даже религиозен. Все мы – бедные грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – и это как раз те, чья жизнь явно нехороша.
В житиях святых много историй о людях, весьма дурных: разбойниках, ворах, проститутках, – которых коснулась благодать Божия. С ужасом, с отвращением, с негодованием они увидели, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.
Иногда человек доходит до дна, до края – и оттуда обращается к спасению. Я знал людей, которые были алкоголиками и наркоманами (некоторые совмещали то и другое), – однажды им становилось пронзительно ясно, что еще пару дней, может быть, часов, и они умрут под забором. Они стали вопиять к Богу о милости – и обрели ее.
Беда фарисея в том, что с ним всё в порядке – по крайней мере, в его глазах. Да, вот этот мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Он не ищет милости Божией – он ищет признания своих заслуг. Но реальность состоит в том, что, хотя он, вполне возможно, уважаемый и благополучный член общества, перед Богом он – жалкий грешник. Пророк Исаия, нравственный, глубоко религиозный человек, пережив видение Бога в Храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).
Как Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).
Когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и указывать на то, что мы-то лучше других, мы затворяемся от благодати Божией. Когда мы приходим к Господу какие есть – нищие, слепые и нагие, виновные и испорченные – и открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение. Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, – и видим, что от глупых претензий на самоправедность давно стоило отказаться.
Во-вторых, непонятно, люди, которые еженедельно исповедуются и причащаются чем-то заслужили Ваше нерасположение?
И, в-третьих, дедушка называл себя атеистом «потому что так учили». В то же время он имел за плечами войну, готовность помогать людям и опыт целой жизни. Из этого следует только то, что человек поставил твердые границы для задушевного общения по данной теме перед младшими родственниками.
И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое,тот Меня принимает; а кто примет Меня,тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех,тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! Мы видели человека,именем Твоим изгоняющего бесов,и запретили ему,потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте,ибо кто не против вас,тот за вас.(Евангелие от Луки,9:48-50). Притча о милосердном самаритянине(еретике,где про его веру вообще не сказано). Или соотношении хулы на Христа и Духа Святого,Которого ваш дедушка,очевидно,не хулил. Другое дело вы лично,уразумев Христа и Церковь,можете и должны молиться и подавать там за него. Ибо он крещен,очевидно. Это с вас спросит Господь.
И он был атеистом. Его так учили. Верность убеждениям и принципам, кроме тех случаев, когда они людям вредили, -- тоже было его качество.
А Вы -- "маска". Не было там маски. До последнего часа он был полон любовью, уж мне ли не знать. Любовью, и верностью, и заботой, и скромностью. Никакой маски -- и нет, никакой Церкви.
Так тоже бывает. Не оскорбляйте категоричностью, где не знаете.
Екатерина,
Если негодяй, вор и подлец покается так, что полностью изменит свою жизнь, то он уже не будет негодяй, вор и подлец. В итоге он может быть спасен.
Атеисты могут быть честны, благородны, добры, щедры и смиренны лишь временно. Потом они или становятся верующими или теряют свою маску. Не огорчайтесь из-за них.
Потому что про себя я могу знать разное, и гордиться мне нечем -- но мне довелось знать и таких атеистов, что были честны, благородны, добры и щедры. И смиренны были при том так, считая добродетель свою мелочью, что укорили бы примером своим многих из тех, что утешаются еженедельной исповедью и причастием. И горька мне мысль о том, что они будут отлучены от спасения тем, что не верили.
Милосердие прекрасно, и прекрасно то, что могут помиловать осужденных -- но печально мне думать, что могут быть осуждены заслужившие большее.
Фарисей не только перечислял свои заслуги, а ещё и БЛАГОДАРИЛ Господа... На мой взгляд, это очень важный момент.
И откуда автор взял, что мы считаем фарисея плохим?!
Даже Сам Господь сказал, что мытарь БОЛЕЕ оправдан, чем фарисей (т.е. фарисей оправдан меннее мытаря). Каяться и видеть свои грехи мы должны как мытарь, а жить - как фарисей: выполнять Заповеди Божии и благодарить Господа.
Простите!
мытарь просил Бога быть к нему милостивым, при этом не сказано, что он оставил свою работу. Грех же фарисея состоял в том, что тот пытался возвыситься перед Богом за чужой счет, полагая, что всё делает правильно. Они оба грешны, оба пришли в церковь для покаяния, но первый вышел более оправданным, т.к. на исповеди не хвалился, не искал виноватых, отвечал только за себя.
Учите мат.часть. Ваша попытка дискредитировать священство не засчитана.
просто и понятно объяснили какова же была жизнь мытаря
да он был как подневольный раб и нужда гнала его
и только в церкви перед Ликом Господа он из глуби души своей
шептал Господи помилуй мя и пошел получив от Господа что принят, любим, прощен, обнадежен.
и я молю из сердца из глуби души Господи помилуй мя и прости- нищую, слепую и нагую, виновную и испорченную.
Слава Тебе Господи Спасибо Тебе что я православная христианка
Буди Господи милость Твоя на нас яко же уповахом на ТЯ
Например, в наше время, человек думает: "Вот я хожу в церковь каждое воскресенье, не курю, не бухаю, не блужу - я хороший человек, не быдло это атеистическое."
...Ну примерно так. Так он думает и так оно и есть.
Благостный такой ходит. И пока Господь ему не откроет, чаще через какое-то падение, через грех - что он ничтожество, он не так и будет нос задирать.
В душе, конечно, перед людьми там наоборот искусное смиреннословие )
Я думаю, что проверить так просто и не получится - кто ты фарисей или мытарь, на самом-то деле.
Нельзя это понять самому - в каком ты положение находишься, гордый или нет, лицемерная, фарисейская твоя вера или нет.
А гордость ещё и обличениями не лечится, т.е. если тебе скажут, что ты фарисей и превознесся - ты не поверишь.
"Мне кажется, смысл этой притчи в другом: фарисей - "профессионально" призван заботится о духовном воспитании народа, и потому более ответственен перед Богом (как церковь, например); мытарь - подневольный светский человек, часть паствы, и если он сам пришел к Богу, то получается что фарисей вообще не нужен Богу."
- А я соглашусь с Вашей первой фразой : "фарисей - "профессионально" призван заботится о духовном воспитании народа, и потому более ответственен перед Богом", а потому ему нечего перечислять свои достоинства.
Но не могу согласиться с Вашей следующей фразой :" если он сам пришел к Богу, то получается что фарисей вообще не нужен Богу" - Почему Вы решили, что "он сам пришел к Богу"? Это очень большой вопрос. Возможно, если бы не было фарисеев с их попыткой воспитать и пробудить в мытаре то раскаяние, с которым пришел мытарь, может быть мытарь никогда бы и не заглянул в церковь и о Боге не вспомнил.
Дай Вам Бог здоровья, покаяния и желания не думать о "бабах".
Церковь же творит добрые дела и спасает, не потому, что этого от Нее требует общество и ожидает этого.
Фарисей - был в состоянии глубокой прелести.
А мыть видел свои грехи - и каялся.