20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.
Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)
Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением!
Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория.
Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.)
Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.
1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений.
2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны.
3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ???
Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог.
2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ):
Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать?
3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.
Огромное спасибо за лекцию.
Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне
с использованием цитат из трудов великих людей
Ещё раз спасибо
Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить.
Господи, помоги нам, грешным.
Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.