В октябре 2014 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по епархиям Русской Православной Церкви циркулярным порядком было направлено письмо, где предстоятель нашей Церкви обратился с просьбой высказать свои соображения по поводу возрождения в приходской жизни общинных форм консолидации верующих.
Для многих неравнодушных к жизни нашей Церкви людей становится все более очевидной назревшая для Церкви необходимость в ответ на современные вызовы, выражаясь в военных терминах, перегруппировать свои силы и вступить в продолжительный бой не только в виде глухой обороны, но и выработать стратегию жесткого наступления на стремительно секуляризирующийся мир. И наш Патриарх, а вместе с ним значительная часть иерархов, духовенства и верующих понимают, что вне приходских общин выполнение задач внутренней миссии, катехизации, воцерковляющего служения в Церкви становится в настоящее время все менее возможным. В эпоху перенасыщенности информацией в качестве множественных альтернатив вере в Бога людям предлагается множество чуждых элементарной нравственности идеологических и философских систем. Пользуясь немощами человеческой природы, сектантскими сообществами выработаны формы «облегченной духовности», где не требуется внутренней работы над собой. В Православии же, где человек прежде всего должен постоянно оценивать себя и предпринимать усилия для преображения собственной природы, человек без поддержки извне может просто заблудиться или растерять свои силы. И только в общинах верующих христианин может не только обрести единомышленников, но обязательно найти среди них сочувствие, поддержку, и главное – перенимать живой опыт обращения ко Христу.
Предлагаемый вниманию проект положения о православных общинах является отзывом на обращение нашего Патриарха. Большая часть его содержания является отражением уже имеющегося опыта создания приходских общин, в том числе и авторского опыта.
Свою работу автор представил в форме уставного положения для того, чтобы в малом текстовом объеме попытаться дать как можно более целостное представление, касаясь наиболее важных граней жизни христианской общины. Попытки дать более подробное описание и обоснование каждому пункту положения невозможны в рамках отдельной статьи, поскольку подобная работа должна рождать на каждый представленный тезис объемный текст с комментариями. Уставной вид работы определяет и определенный «канцелярско-бюрократический» стиль в изложении.
При этом настоящий проект нельзя называть полноценным положением о православной общине, поскольку здесь могут быть не учтены иные важные аспекты в ее жизни. В некоторых местах автор преднамеренно переводит стиль из юридического в публицистический для того, чтобы дать более ясные и объемные пояснения к определенным пунктам положения. При создании настоящего положения скорее ставилась задача дать приходским священникам некий ориентир, обрисовать общую картину и помочь в поиске начальной точки при создании общины на приходе.
Существующие зачатки общинной жизни на православных приходах зиждутся на принципе «Поражу пастыря и рассеются овцы» (Мф. 26:31). При создании положения автор поставил для себя задачу только попытаться обрисовать основы механизмов, когда православная община будет мало зависеть от личных качеств руководителя, а в случае чрезвычайных ситуаций иметь возможность продолжительного существования в автономном режиме.
Особой оговорки требует наличие в представленном положении пункта о блокировании функций руководителя общины. Возможно, в будущих «отшлифованных» общинных уставах данный пункт будет отсутствовать или будет представлен в виде более универсальной формулировки. Но на данный момент автор счел нужным вставить его в проект в качестве возможного механизма противодействия ряду прогнозируемых негативных, но, увы, имеющих слишком большую вероятность сценариев развития общинной жизни.
Одним из таких сценариев может стать ситуация, когда священник и его интересы, вместо Христа, становятся в центр общинной жизни, когда община занимается развитием культа своего лидера, а вся ее работа сводится к угождению его потребностям. В другом случае община, вобрав в себя определенное число членов, замыкается в своем существовании на самой себе. В этой модели члены общины под разными предлогами не допускают в нее новичков, или же вытесняют новых кандидатов. Как правило, подобный подход вызван нежеланием менять устоявшийся, стабильный образ жизни, нежеланием проповедовать и нагружать себя дополнительной работой с новыми людьми и ревностью к вниманию священника. Еще один негативный алгоритм развития общинной жизни может породить недостаточно сильное руководство общиной, что как правило приводит к созданию внутри нее фракций со своими лидерами, которые разобщаются между собой под любыми предлогами. В таком случае деятельность общины или прихода парализуется, а все ресурсы направляются на то, чтобы приобрести большее влияние внутри общины и в глазах руководителя.
Возможно, представленный проект имеет много параллелей с существующей практикой построения общин на многих приходах зарубежной части Русской Православной Церкви. Но в представленном положении принципиально отсутствует пункт о выборности приходского священника. Общине в данном случае предоставляется право адресовать просьбы и обращаться с рекомендациями по конкретным кандидатурам на настоятельскую должность к правящему архиерею. На взгляд автора, «кадровая» независимость священника от общины позволяет ему меньше оглядываться на настроение паствы, например, при совершении исповеди, где какие-то оправданные канонические прещения за смертные грехи могут восприниматься отдельными членами общины как жестокость и самодурство с соответствующими выводами и решениями. В случае действительно неадекватного поведения священнослужителей община имеет право апелляции к правящему архиерею.
Необходимо также сделать принципиальную оговорку, что при разработке положения автор не пользовался никакими сектантскими источниками. Многие положения родились в ходе работы над созданием общины, где пробовались разные подходы, а наилучшие были сформулированы в виде пунктов настоящего положения. Теоретической частью, родившейся в размышлениях автора, является попытка сформулировать механизмы противодействия некоторым потенциально опасным явлениям, которые могут сопровождать рождение и жизнь православной общины. Теоретическими наработками можно назвать и авторские предложения, которые не могут быть реализованы в Узбекистане, где законодательно запрещена миссионерская деятельность. По этой причине некоторые предложения направлены на реализацию в российских реалиях.
I. Актуальность деятельности православных общин
Христианские общины являются первой исторической формой объединения сообществ верующих во имя Господа нашего Иисуса Христа. Общинная форма жизни была характерна для Церкви апостольских времен (см. книгу Деяний св. апостолов), где первоначально практиковался коммунный образ жизни. В последующем общины строятся как формы объединения вокруг святынь и мест молитвы. Кроме этого, вновь создаваемые христианские общины могли учреждаться вне мест исторического пребывания Церкви. Известны формы организации христианских общин по профессиональному признаку (строители храмов, иконописцы и т.п.). В годы гонений общины и братства возникали как форма противодействия разрушению отеческой веры (XVI-XVII вв., братства: Виленское, Киевское, Львовское).
В советское время немногочисленные православные общины во многом перенимали черты братской жизни и чаще всего группировались вокруг харизматичных проповедников и у известных святынь.
В современной реальности Русская Православная Церковь столкнулась с рядом агрессивных вызовов. Это и ускоряющийся темп жизни, духовная и культурная разобщенность верующих, массированный информационный нажим на сознание чад Церкви, где присутствует значительная доля негативной информации. Традиционным вызовом является отсутствие элементарных знаний о Евангелии и вероучении Православной Церкви среди номинальных православных христиан. Несомненный вызов для нас – экспансия сект и оккультных учений, увлеченность чад Церкви суевериями, оккультизмом и т.н. обрядоверием без подлинного принятия в жизнь Спасителя и евангельских заповедей. Может быть менее очевидным, но имеющим предельную актуальность вызовом стала огромная степень равнодушия и погруженности в мелочные бытовые заботы в ущерб духовному развитию среди крещеных в православие людей. К этому необходимо добавить, что Церковь не смогла выработать действенных механизмов преодоления этих негативных явлений, и во многих случаях в лице части духовенства воспринимает сложившееся положение вещей как данность, которую невозможно изменить.
В этих условиях построение общинной жизни при православных приходах и иных формах объединения верующих православных христиан способно стать решающей мерой в деле возрождения стремления жить с Господом в Его Церкви среди гораздо большего, чем сегодня, числа людей. Именно в общине человек наилучшим образом проходит этап первичной евангелизации, катехизации и окончательного воцерковления.
Деятельность православных общин, где больше чем «двое или трое собраны во имя» Христово (Мф.18:20), духовным следствием имеет пребывание Спасителя среди членов общины, присутствие благодати Божией приводит к появлению реальных плодов этого присутствия.
Не следует пренебрегать и психологическими особенностями пребывания человека в православной общине. В Священном Писании сказано: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Пс. 132:1). Само наличие братского, семейного общения позволяет человеку чувствовать себя полезным, нужным. Обретаются новые смыслы в жизни, главный из которых основан на желании служить Богу. При этом групповые ценности, связанные с жизнью по Евангелию, могут приниматься человеком в общине наиболее быстро и органично, без психологического противодействия, обусловленного падшестью человеческой природы.
II. Определения и общие положения
1. Православной общиной (далее – Община) называется объединение людей, представляющее наиболее неравнодушную и деятельную часть храмового прихода или другого сообщества верующих православных христиан, объединенных целью активного служения Богу и помощи ближним. Главным критерием, определяющим православную общину, является консолидация людей по семейному типу, где все члены этой большой семьи объединены ее Главой – Господом Иисусом Христом. Данный критерий определяет цели, задачи и методы служения и жизни людей в Общине.
2. Община действует строго на основах православного вероучения и нравственных заповедей Евангелия.
3. Община, учрежденная с благословения православного иерарха, является органичной частью канонической Поместной Православной Церкви. Ни при каких условиях Община не имеет права противопоставлять себя Церкви, православному вероучению, канонам и правилам Церкви, каноническим решениям церковных соборов и указаниям священноначалия.
4. Общины учреждаются при православных приходах. Общины также могут быть учреждены при духовных образовательных учреждениях, православных благотворительных организациях и других структурных подразделениях Православной Церкви. При необходимости Общины могут учреждаться при государственных, общественных, частных учреждениях, а также как форма реализации будущих проектов (например, строительство нового храма).
5. Община учреждается с благословения правящего архиерея, управляющего канонической территорией, на которой находится храм, приход или иная церковная или нецерковная структура, при которой Община учреждается.
6. При необходимости Община может учреждаться в любом месте канонической территории Церкви с благословения Патриарха, соборным решением Поместной Православной Церкви или ее высшими управляющими органами, при согласовании с местным правящим архиереем.
III. Цели, задачи и принципы деятельности Общины
1. Главной целью существования Общины является помощь людям, и в первую очередь членам Общины, в обретении смысла своего бытия во Христе и в Его Церкви. Эта цель реализуется через образование (катехизацию) и просвещение, через различные формы личного и общественного служения членов Общины.
2. Сознавая, что наилучшим образом вероучительные и нравственные истины Евангелия усваиваются человеком в Общине, ее члены следуют принципу, что целью деятельности Общины является распространение христианской православной веры среди ближних, в первую очередь тех, кто крещен, но не просвещен – людей, родившихся и воспитывавшихся в лоне православной культуры. Для реализации этой цели используются все доступные и разрешенные Евангелием, вероучением и правилами Церкви средства, не противоречащие светскому законодательству.
3. Первой главной задачей деятельности Общины является практическое приобщение ее членов к евхаристической жизни через духовное образование и помощь в получении практических навыков жизни в Церкви, то есть через катехизацию в теоретическом и практическом измерении.
4. Вторая главная задача деятельности Общины реализуется в социальной работе, как на уровне отдельных людей, так и на уровне социальных учреждений. Социальная работа может проводиться во взаимодействии с государственными органами, общественными и частными учреждениями.
5. Особое попечение Община проявляет по отношению к приходскому храму, при котором она учреждена.
6. Критерием братской любви в Общине является всемерная взаимопомощь членов Общины друг другу, как на уровне бытовой жизни, так и на уровне духовного развития. Для этого используются все возможности членов Общины, включая профессиональные навыки, служебное положение, наличие необходимого имущества или собственности, материальный достаток и т.д.
7. Работа Общины предполагает оказание помощи своим членам во всех сферах жизни, в том числе: в трудоустройстве, в получении профессиональных навыков, поддерживает нуждающихся членов материально, берет на себя заботу об осиротевших детях, о престарелых, больных и одиноких людях, обеспечивает юридическую поддержку, помогает освоению православного вероучения и приобретению навыков духовной жизни.
IV. Методы учреждения Общины
Методы и формы учреждения православных общин зависят от целей и задач, на которые будет направлена деятельность конкретной общины. При этом необходимо учитывать, что Община, как собрание людей, представляет собой целостный организм, органы и системы которого нуждаются в четкой координации, тонком и корректном подходе, постоянном внимании и заботе о каждом члене этого организма. По этой причине крайне важно подходить к созданию Общины избегая формализма и внутренней отчужденности священнослужителей или тех лиц, кто занимается организацией общинной жизни.
В порядке рекомендации можно предложить следующие методы учреждения Общины:
1. Если Община создается при храме, то методом ее первичного, формального учреждения может стать собрание прихожан храма. При этом важно, чтобы приход был представлен во всей своей количественной полноте. Повестка дня такого собрания посвящается обсуждению принципиальной возможности создания Общины, описанию главных направлений ее жизни и деятельности, обсуждению прав и обязанностей членов Общины. В том случае, если собрание прихода заканчивается одобрением создания Общины, то осуществляются организационные действия: запись в члены Общины, предварительные выборы лиц, временно исполняющих обязанности в руководящих органах Общины с обозначением направлений их работы.
2. В малочисленных, бедных храмах собирание активных прихожан может проводиться через учреждение приходских трапез после воскресной Божественной Литургии. Общие трапезы могут сопровождаться короткими молитвенными последованиями, изучением Священного Писания и православного вероучения, а также обсуждением текущих вопросов. Данная форма собрания характерна для Древней Церкви, где первые христиане собирались на Вечери Любви – Агапы.
3. Создание Общины вне храмового прихода может проводиться путем первичного оповещения о первом собрании через объявления, объявления в СМИ, назначение даты сбора путем изустной передачи и т.д. и т.п. Во время первого сбора для слушателей проводится актуализация создания Общины. Затем проводятся обсуждение и выборы, подобно тому, как это происходит при учреждении приходской Общины.
4. Создание Общины может происходить в местах локальной концентрации людей: на производствах, в офисных учреждениях, общественных учреждениях, медицинских учреждениях, местах реабилитации и отдыха, местах заключения и др. В указанных местах организатору предоставлено больше возможностей оповещать значительные массы людей, имеются места для массового сбора и общения с аудиторией.
V. Структура и принципы организации работы Общин
1. Общину возглавляет настоятель храма, при котором учреждена Община или же на канонической территории которого она находится. В отдельных случаях, по благословлению правящего архиерея или же церковного священноначалия, Общину может возглавлять более младший по положению приходской клирик или священник из другого прихода. При необходимости Общину может возглавить епископ.
При назначении руководителя Общины необходимо руководствоваться следующими критериями подбора священнослужителя:
- наличие высоких личных нравственных качеств;
- наличие авторитета среди верующих;
- высокая степень его заинтересованности, активности и ответственности в деле управления Общиной;
- наличие дипломатических качеств, чувства такта и способности жертвовать своими интересами;
- способность быть принципиальным, проявлять волю и брать на себя ответственность по любым вопросам и в различных ситуациях.
В исключительных случаях, определяемых текущей необходимостью и общей пользой, по благословению правящего архиерея Общину может возглавить мирянин, к которому предъявляются те же требования и критерии.
2. В каждой Общине существуют две ветви управления, занимающиеся соответственно ее организационно-бытовой и духовной жизнью. Для этого создаются управляющие структуры, которые имеют коллегиальный характер.
За организационное управление отвечает орган с рабочим названием «Управляющий совет».
За духовную жизнь и религиозное воспитание отвечает управляющий орган с рабочим названием «Духовный совет».
Управляющий и Духовный советы действуют в рамках своих компетенций. Деятельность указанных советов проводится в постоянной координации друг с другом.
3. Члены Общины регулярно проводят общие собрания для получения духовного образования, решения текущих задач, постановке новых целей, решения организационных вопросов.
4. Не менее половины времени общих собраний посвящается изучению Священного Писания и основ православной веры.
5. При обсуждении текущих вопросов на общем собрании Общины, на Управляющем или Духовном совете голос епископа или священника имеет решающее значение.
6. Решения, принятые на советах или общем собрании Общины могут быть отменены правящим архиереем с пояснениями, разъясняющими причины отмены.
7. При необходимости Община может быть зарегистрирована в соответствующих государственных органах как самостоятельное юридическое лицо.
8. При необходимости Община может в официальном порядке стать структурной частью прихода как юридического лица. При этом существование и деятельность Общины обговариваются в приходском Уставе.
9. Приходская Община в своей деятельности подчинена и подотчетна настоятелю прихода, а через него, или в отдельных случаях непосредственно, правящему архиерею. Община принимает рекомендации и исполняет решения епархиальных собраний и епархиального совета и распоряжения правящего архиерея.
10. Община в своей финансовой и хозяйственной деятельности выполняет решения общего собрания Общины. При необходимости Община дает отчет по указанным видам деятельности правящему архиерею.
VI. Общее собрание Общины
1. Общее собрание Общины включает в себя всех действительных членов Общины, отвечающих следующим критериям:
- действительное членство в Общине или наличие статуса кандидата в члены Общины;
- достижение 18-летнего возраста;
- крещение в Православной Церкви или прием в православие из других конфессий с апостольской преемственностью благодати;
- стремление жить в согласии с Евангелием, вероучением, канонами и правилами Православной Церкви;
- еженедельное посещение богослужений;
- регулярное причащение святых Христовых Таин и приобщение к другим Таинствам Церкви;
- отсутствие церковных запрещений.
2. Общее собрание Общины проводится в воскресные дни после Божественной Литургии. Время и место собрания оговариваются отдельным образом. В порядке исключения общее собрание может быть собрано в любой другой день недели. Целью еженедельного собрания является изучение Священного Писания и основ православного вероучения, получение иных знаний и навыков, а также обсуждение текущих вопросов. В отдельных случаях общее собрание может посвятить значительную часть времени решению принципиальных вопросов, касающихся жизни и деятельности Общины и ее отдельных членов.
3. При обсуждении вопросов:
- определяющих долгосрочные перспективы жизни Общины,
- где присутствует разногласие во мнениях,
- выдвинутых для обсуждения правящим архиереем,
на общих собраниях Общины ведется протокол.
Секретарь собрания выбирается единовременно, в рабочем порядке. В протоколе отражается суть вопроса, при необходимости – различные мнения членов Общины, результаты голосования и итоговое решение.
Протоколы должны вестись также в том случае, если Община является юридическим лицом или разделяет юридическую ответственность как структурное подразделение юридического лица.
4. Общее собрание Общины не может заменять собой приходское собрание как часть уставной деятельности прихода. В том случае, если все члены прихода входят в Общину, то собрания Общины и Приходские собрания проводятся отдельно с ведением отдельной документации.
5. На общих собраниях Общины, помимо проведения дидактической работы, обсуждаются и принимаются решения по следующим направлениям:
- Обсуждение кандидатур и принятие их в состав Общины в качестве новых членов.
- Образование Ревизионной комиссии по учету поступивших пожертвований и материальных средств.
- Выборы или перевыборы членов Управляющего и Духовного советов Общины.
- Распределение и направление материальных средства по различным статьям расходов.
- Выдвижение инициатив, связанных с деятельностью Общины и прихода.
- Обсуждение и составление ходатайств, обращений и рекомендаций к правящему архиерею, органам государственной власти, церковным и светским средствам массовой информации.
- Определение размеров постоянной помощи со стороны Общины отдельным людям.
- Выступление с инициативами по преобразованию отдельных сторон жизни прихода, строительству новых храмовых зданий и вспомогательных помещений и т.д.
- Рассмотрение ситуаций, связанных с дисциплинарной стороной членства в Общине, которые выносятся на обсуждение Духовным советом Общины. Рассмотрение жалоб и конфликтных ситуаций.
- Вынос своих суждений и прием решений, связанных с нарушениями нравственного облика христианина; нарушением Евангельских заповедей; внесением смуты в вероучительный и канонический строй Церкви отдельными членами Общины. Жалобы на священников рассматриваются в присутствии двух или более свидетелей, а также в присутствии благочинного или правящего архиерея.
- В случае дисциплинарно-нравственных проступков члена Общины, проведение братских внушений и увещеваний.
- Прием решения об исключении человека из членов Общины.
VII. Управляющий совет Общины
1. Управляющий совет Общины представляет собой коллегиальный орган, состоящий из выборных членов. Состав Управляющего совета избирается общим собранием Общины. Кандидатами в Управляющий совет Общины могут являться люди, имеющие доброе свидетельство и авторитет со стороны других членов Общины, имеющие соответствующие навыки и компетенции, отличающиеся энтузиазмом и заинтересованностью в развитии того или иного направления деятельности Общины.
2. Управляющий совет возглавляет руководитель Общины или член совета, которому руководитель временно делегирует свои полномочия.
При необходимости и соответствующих возможностях должности членов Управляющего совета могут быть штатными.
3. В задачи Управляющего совета Общины входит координирующее руководство текущей работы Общины, руководство при осуществлении единоразовых акций и постоянно действующих начинаний.
4. В состав Управляющего совета входят лица, ответственные за следующие направления работы Общины:
- благотворительность и социальное служение;
- образовательное и проповедническое служение;
- организация и учет членства в Общине, взаимодействие и взаимосвязь членов Общины между собой;
- сбор учет, хранение и выдача материальных и хозяйственных средств Общины;
- взаимодействие с храмовым приходом или иными организационными структурами, при которых действует Община.
При необходимости состав Управляющего совета может быть расширен за счет ввода новых направлений работы и ответственных за них.
5. Управляющий совет Общины собирается в любое удобное для членов Совета время по взаимному согласованию. На собраниях разбираются текущие вопросы деятельности Общины, принимаются решения по данным вопросам, выдвигаются различные инициативы для обсуждения общим собранием Общины.
6. При необходимости члены Управляющего совета могут быть включены в штат Общины или в штат прихода.
VIII. Духовный совет Общины
1. Духовный совет Общины представляет собой коллегиальный орган, состоящий из выборных членов. Состав Духовного совета избирается общим собранием Общины. В состав Духовного совета входят наиболее авторитетные в духовных вопросах члены Общины, имеющие большой опыт духовной жизни и значительный срок пребывания в Церкви, обладающие хорошими знаниями в области православного вероучения, евангельской нравственности, а также знаниями и навыками в области христианской аскетики, имеющие дар убеждения и назидания.
2. Духовный совет возглавляет руководитель Общины или член совета, которому руководитель временно делегирует свои полномочия.
3. В задачи Духовного совета Общины входит образовательная и координирующая работа в области духовной жизни и евангельской нравственности членов Общины. Духовный совет оказывает помощь членам Общины в решении проблем нравственного характера, которые сложно предать огласке на общинном уровне; оказывает деятельное содействие во внутренних проблемах человека, дает рекомендации в духовной жизни, содействует встрече человека со священником. Духовному совету дается право инициировать разбирательство в сфере своей компетенции по обращению любого члена Общины.
4. Члены Духовного совета все текущие вопросы, касающиеся их сферы ведения, рассматривают коллегиально.
5. В сферу ведения Духовного совета Общины входит ряд направлений работы:
- евхаристическая жизнь членов Общины;
- советы, консультация и деятельная помощь в духовной жизни членам Общины;
- разбор конфликтных ситуаций и примирение членов Общины;
- помощь в духовных проблемах отдельных членов Общины;
- исследование дел о нарушениях христианских вероучительных и дисциплинарно-нравственных норм отдельными членами Общины;
- лекции, занятия, беседы, назидания, увещевания членов Общины.
7. Духовный совет Общины собирается в любое удобное для членов совета время по взаимному согласованию. На собраниях разбираются текущие вопросы, связанные с духовной жизнью Общины в целом или отдельных ее членов, принимаются решения по данным вопросам, выдвигаются различные инициативы для обсуждения общим собранием Общины.
IX. Члены Общины, их права, обязанности и полномочия
1. Деятельность Общины предполагает фиксированное членство всех в нее входящих людей. Первичное фиксирование членства проходит на учредительном собрании, где в список вносятся все желающие вступить в Общину. Для фиксации членства сведения заносятся в любой доступный носитель информации (специальная книга, электронное хранилище данных и т.п.). При этом на каждого действительного члена Общины формируются личные дела, куда включаются прошения на вступление в члены Общины и другие документы или их копии.
2. После создания Общины, включение в состав ее членов сопровождается рядом требований, главные из которых:
- исповедание христианского православного вероучения;
- еженедельное присутствие на Божественной Литургии и на собраниях Общины;
- обязательное прохождение цикла Огласительных бесед или сдача экзамена по Катехизису;
- активная помощь в работе Общины;
- рекомендации для принятия кандидата двух и более членов Общины.
Каждый желающий вступить в Общину проходит кандидатский испытательный срок, продолжительность которого может определяться в каждой Общине отдельно.
3. Включение в число кандидатов в члены Общины производится через подачу письменного прошения на имя общего собрания Общины. К прошению прикладывается комплект документов, состав которого определяется исходя из текущих потребностей Общины.
4. Включение в состав членов Общины проводится после испытательного срока, продолжительность которого может быть стандартной или отдельным образом обговоренной на общем собрании Общины. Испытательный срок предполагает прохождение полного цикла Огласительных бесед и сдачу соответствующего экзамена.
5. Члены Общины выделяются из общего числа прихожан храма, в силу своего членства имеют особые права и полномочия на храмовом приходе или иной организационной форме объединения верующих:
- каждый член Общины поименно поминается за каждой Божественной Литургией и в молитвенных поминаниях других богослужений и чинопоследований;
- умершие члены Общины вносятся на 10 лет в храмовый поминальный синодик, при этом в отдельных случаях, в силу особых заслуг, умерший член Общины может поминаться в течение более продолжительного срока;
- каждый член Общины имеет право на пользование свечами, подавать поминальные записки в храме, приглашать священника для исполнения треб без внесения дополнительных пожертвований.
6. Исключение из членства происходит:
- по письменному прошению члена Общины на имя общего собрания Общины;
- решением общего собрания Общины за пренебрежение нормами евангельской нравственности и церковной дисциплины, за нераскаянность и отсутствие исправления;
- вследствие смерти.
X. Внутренняя жизнь Общины
1. Всесторонняя забота членов Общины друг о друге является главным христианским содержанием ее существования. Работа Общины не может основываться на поддержании собственного существования, но должна быть постоянно направлена на вовлечение в свой состав новых членов посредством проповеди и проведения катехизаторской работы. Община должна иметь предельно открытую для всех форму своего бытия.
2. Существенная часть образовательной работы Общины должна быть посвящена обучению всех членов Общины навыкам проповеди среди различных категорий людей, а также теоретическим и практическим навыкам проведения катехизации. Для этих целей специально выделяют время либо на общих собраниях Общины, либо для занятий в более узком кругу. Для обучения могут привлекаться специалисты из Духовных образовательных учреждений, более опытные члены других Общин. В обучение в обязательном порядке включается оценка опыта проповеди и его обсуждение каждым членом Общины, где анализируются успехи и недочеты, происходит живой обмен опытом.
3. Во избежание замыкания жизни Общины на самой себе и застоя в духовной жизни в порядке реализации апостольского призыва: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20), для собственной духовной пользы каждому члену Общины должна быть предписана постоянная работа по проповеди и воцерковлению ближних. Итогом этого служения должен стать приход нового члена в Общину. При этом не допускается спешки, слабой подготовленности новичка, не допускаются сектантские методы типа запугивания, лжи, недосказанности и искажения информации, «покупки» материальной выгодой.
4. Для того, чтобы руководитель Общины был знаком со своими прихожанами не только в обстановке общих собраний и богослужений, один раз в неделю или с иной четко установленной периодичностью поочередно, по договоренности он, как пастырь Церкви, посещает семьи членов Общины. В том случае, если руководителем Общины является мирянин, то он посещает семьи со священником. Во время посещений священник:
- знакомится с жизнью семьи и ее нуждами;
- проводит назидательные беседы;
- на месте помогает в решении конфликтных ситуаций между членами семьи;
- проводит собеседования с неверующими и невоцерковленными членами семьи;
- совершает требные богослужения: молебны, заупокойные литии, освящение жилищ, и т.д.
5. При вхождении нового человека в Общину на стадии прохождения кандидатского срока или после вступления, к нему прикрепляется наставник из числа опытных членов Общины, который в течение определенного срока помогает ему:
- вживаться в общинную жизнь;
- знакомит с членами Общины;
- выясняет, какими талантами и навыками он обладает и в каком направлении может осуществлять свое служение в Общине.
Помимо указанных обязанностей наставнику вменяется в обязанность и внехрамовое попечение о человеке:
- постоянное общение;
- помощь в решении различных проблем;
- дружеские беседы, где наставник делится с человеком духовным опытом;
- при наличии определенных проблем и противоречий наставник организовывает новичку собеседование со священником.
Если новичок проходит кандидатский стаж, наставник по его итогам дает ему рекомендацию для вступления в члены Общины.
Срок наставничества может продолжаться от двух месяцев до полугода в зависимости от успехов наставляемого.
При необходимости к человеку могут быть прикреплены двое или трое наставников.
Наставнику предписывается не отступать от принципа внимания к человеку. Особое внимание должно оказываться в духовных и материальных нуждах. Наставник обязан неформально подходить к человеку, понимая, что начальный момент обращения ко Христу определяет всю дальнейшею духовную жизнь человека.
6. Во избежание перегрузки руководства Общины текущими делами (см. Исх. 18:17-27), для оптимизации управления Общиной и ее деятельности, вся Община делится на условные «десятки» – первичные ячейки, в оптимальном количестве по 10 человек, каждую из которых возглавляет ведущий этой ячейки.
Каждая ячейка представляет собой «малую семью», которая в малом масштабе повторяет жизнь всей Общины.
Вхождение в ячейку происходит сугубо на добровольных началах без директивных указаний. В «десятку» может войти не более 15 человек.
В задачи «десятки» входит:
- помимо воскресных общих собраний проведение регулярных сборов для изучения Священного Писания, совещаний, проведения культурных программ, освоения проповеднического и катехизаторского опыта; сборы могут проходить в приходских помещениях или в других местах по договоренности, в том числе и в домах какого-либо из членов Общины;
- ведущий ячейки осуществляет непосредственное исполнение указаний и рекомендаций руководителя Общины, Управляющего и Духовных советов;
- координирует образовательную и проповедническую работу среди членов ячейки;
- проводит первичное разбирательство в конфликтных ситуациях, старается примирить враждующие стороны, при необходимости конфликтную ситуацию выносит для рассмотрения Духовным советом Общины;
- выступает с различными инициативами от своей ячейки на общем собрании;
- осведомляется о внутренних, семейных проблемах, социальном уровне членов ячейки, оказывает им помощь или же обращается для помощи к общему собранию Общины.
При необходимости ведущий ячейки может быть включенным в штат Общины или прихода.
7. В случае если кто-либо из членов Общины – мужчина, не имеющий канонических препятствий и имеющий возможность получить духовное образование, – имеет намерение принять священный сан, Община обращается к правящему архиерею с ходатайством и рекомендацией о посвящении этого человека в сан, с возможным его привлечением в будущем к жизни и работе Общины.
8. Во избежание замкнутости Общины на удовлетворении интересов руководителя и культе его личности каждому члену Общины предписывается выводить на общее собрание разбирательство по подобным случаям или при явном проявлении указанной тенденции в Общине.
В связи с этим руководитель Общины должен быть ограничен в проявлениях почитания правилами субординации, определяемыми его саном. На общих собраниях он имеет право председательствования, общего руководства, решающего голоса по различным вопросам.
В том случае, если руководитель Общины при наличии доказательств обвиняется в стойкой склонности к смертным грехам, ереси, призывает к расколу с Церковью, по инициативе Управляющего совета или кого-либо из членов Общины общее собрание обращается к правящему архиерею с данной проблемой. При обсуждении личности руководителя Общины на общем собрании, руководитель не имеет право голосования и управления собранием. Временный управляющий собранием избирается голосованием в самом начале общего собрания Общины.
В том случае, если руководитель Общины слабо проявляет руководящие качества, не имеет возможности полноценного управления Общиной, общее собрание Общины обращается к правящему архиерею с прошением о разрешении расширения полномочий Управляющего совета с согласия руководителя Общины.
XI. Имущество, материальные источники существования Общины, вопросы распределения финансовых средств
1. Главным источником финансовых средств Общины являются пожертвования членов Общины в виде десятины– десятой части от всех своих доходов.
Сбор десятины проводится на добровольных началах под контролем совести каждого члена Общины. Для большинства членов Общины сбор проводится в начале каждого месяца. Отдельные члены могут вносить свою десятину в другие числа месяца.
Сбор десятины в виде пожертвований может проводиться в специальные кружки. Сбор может проводиться по решению общего собрания на анонимных началах или явочным порядком. Сбор проводится в течение определенного периода, по окончании которого кружка вскрывается и производится подсчет полученных средств.
2. Вскрытие кружки и подсчет средств проводится специальной ревизионной комиссией в количестве от 3-х до 5-ти человек. По окончании подсчета, членами ревизионной комиссии составляется акт о полученных средствах, где подписываются все члены комиссии. Средства передаются на хранение либо в бухгалтерию храма, либо в специально выделенное место, сейф.
3. Ревизионная комиссия избирается сроком на один год общим собранием Общины путем голосования за каждую кандидатуру. В течение года общее собрание может менять членов ревизионной комиссии. Члены ревизионной комиссии должны быть выбираемы из наиболее опытных и авторитетных членов Общины.
4. Полученные путем сбора десятины средства не могут быть вносимы в общий финансовый оборот прихода или иного учреждения, при котором действует Община. По собранным средствам ведется отдельный бухгалтерский учет либо бухгалтером прихода, либо специально назначенным общим собранием Общины лицом.
5. Общее собрание Общины путем обсуждения и голосования определяет распределение собранных средств по следующим направлениям расходов:
- финансовая помощь приходу по различным нуждам;
- благотворительные цели и социальная работа;
- на общую трапезу для членов Общины;
- на поддержку проповеднической и катехизаторской работы;
- на закупку оборудования и технических средств, необходимых для деятельности Общины;
- часть средств аккумулируется в виде средств экстренной помощи членам Общины в тяжелых обстоятельствах;
- на заработную плату штатным сотрудникам Общины.
При необходимости решением общего собрания Общины полномочия по распределению средств могут быть переданы Управляющему и Духовному советам Общины, которые совместно, под председательством руководителя Общины, путем простого голосования принимают решения по этим вопросам.
6. Для реализации своих целей и задач Община может иметь движимую и недвижимую собственность, средства для издательской деятельности, содержать медицинские центры и социальные приюты и иные источники дохода, не противоречащие христианской нравственности.
7. Для поддержки своей деятельности Община может вести коммерческую деятельность, десятая часть дохода от которой обязательно передается в православные храмы или в благотворительные организации. При создании коммерческого предприятия персонал подбирается в первую очередь из членов Общины либо по их рекомендации из лиц, обладающих достаточной компетентностью и профессиональными навыками.
XII. Роспуск и ликвидация Общины
1. Формально Община может быть распущена по следующим причинам:
- по особому распоряжению правящего архиерея, связанному с экстренными обстоятельствами;
- путем голосования общего собрания Общины, где количество голосов за роспуск превышает 90%;
- по причинам, предусмотренным местным законодательством;
- в связи с ликвидацией прихода или иного учреждения, при котором действовала Община; при этом члены Общины могут ее воссоздать при ином приходе или учреждении.
2. В случае ликвидации Общины, ее имущество и средства передаются на баланс местного епархиального управления.
P.S. Автор представленного проекта будет признателен за любую конструктивную критику. Еще большей будет признательность автора, когда тема организационной стороны построения православной общины будет развита и дополнена всеми неравнодушными к участи Церкви христианами. Особо ценен будет в этом отношении живой опыт и реально действующие примеры.
Просьба к заинтересованным лицам свои замечания размещать в комментариях к данной публикации, где автор обещает оперативно реагировать на поступающие вопросы.
А вот когда работа превращается во второй дом, первый дом начинает разрушаться. Или его и не было никогда. Тогда община - это что-то вроде заменителя семейной жизни для людей, считающих себя к ней неспособными. Но, может быть, лучше помочь этим людям создать семьи?