Общий вид выставки |
На выставке художественных работ преподавателей и студентов академии, которая проходила с 6 по 9 марта 2007 года в Центральном выставочном зале «Манеж» художникам удалось задеть нужные «струны».
Особенностью этой выставки является ее уникальность, как в обширности, это первая выставка подобного масштаба, так и в содержательном и видовом разнообразии представленных работ.
Академия живописи, ваяния и зодчества является чуть ли не единственным местом в России, где студентов воспитывают в классических традициях. Прежде чем дать свободу кисти и самовыражению, студенты долго трудятся и работают над оттачиванием своего мастерства по образцу великих классиков искусства.
В Манеже было представлено свыше 1000 работ разных авторов. Ядро выставки – более 800 произведений преподавателей и студентов факультета живописи академии.
Каждому из пяти факультетов было отведено в общей композиции выставочного зала свое место. Разные по стилю и содержанию, здесь были представлены портреты и пейзажи, картины на библейские темы и скульптуры – каждый мог найти себе то, что было интересно именно ему.
Студенты Сретенской духовной семинарии в течение нескольких дней посещали выставку. Выпускники академии провели для них ряд содержательных экскурсий, рассказали об академии, ее деятельности, о работах ее учащихся и выпускников, которые можно было тут же и увидеть. Здесь же можно было и побеседовать с авторами некоторых работ.
Многие семинаристы настолько сильно заинтересовались выставкой, что оставались до часа закрытия, рассматривая и обсуждая экспозицию.
«Сим победиши. Памятник Константину I Великому» |
Кому-то, возможно, было интересно познакомиться, с новым поколением российских художников, а кому-то просто увидеть что-то неординарное среди произведений современных молодых авторов, работающих в классической манере.
Выставка Российской академии живописи, ваяния и зодчества свидетельствует о высоком уровне профессионализма студентов и преподавателей и о сохранении традиции классического изобразительного искусства, которые в наши дни во многом утрачены во всем мире.
Одному из преподавателей академии, доценту кафедры живописи и академического рисунка Владимиру Анатольевичу Черному, мы задали несколько вопросов.– Когда вы почувствовали призвание быть художником?– Наверное нужно сказать, что выбор был сделан за меня родителями, когда я пошел в художественную школу, в г. Павлограде. Позже меня отдали, как и многих детей в детстве отдают в разные кружки, в изостудию, затем – в местную художественную школу. Мне нравилось рисовать, и я рисовал. Преподаватели говорили, что у меня хорошие способности.
По прошествии двух-трех лет я начал заниматься у павлодарского художника Лысенко. Помню, как мы пришли в мастерскую Павла Григорьевича. Он в то время ставил какие-то натюрморты. Заинтересовавшись моими работами, которые я принес ему, это были акварели, он предложил отправить работы в Москву, в Московскую среднюю художественную школу, и попробовать сдать туда экзамены.
– Трудно было готовиться к поступлению?
– Нет, готовиться было не трудно, потому что натюрморты ставил преподаватель. Я писал, как мог. Через некоторое время из Москвы пришел ответ: «Приезжайте и пробуйте поступать».
Родители, посовещавшись, решили отправить меня в Москву. Другой возможности попасть в столицу могло больше и не представиться. Мы приехали, начались вступительные экзамены.
Экзамены закончились, и осенью пришло приглашение, в котором было указано, что я зачислен. Нужно было ехать в Москву, в интернат. Мама, конечно, была в слезах, ей не хотелось меня отпускать. Мне было тогда только 11 лет. В Московской средней художественной школе я учился еще 7 лет.
– Кто повлиял на ваше становление как художника? Расскажите, пожалуйста, о ваших преподавателях.А. Боганис «Беслан. Списки надежды»
– Самым первым преподавателем была Березна Наталья Николаевна. Она преподавала акварель. Ее занятия были внутренние очень полезны для меня. За сравнительно небольшой промежуток времени происходили достаточно серьезные изменения. Это довольно сильно ощущалось, прогресс шел семимильными шагами.
Хочу также выделить преподавателя по рисунку Кондрашина. У него был свой необычный подход учебе и образованию. Он преподавал так, что возникало ощущение какой-то тайны, которую он мог и умел раскрыть, как нужно. Этих двух преподавателей я хотел бы выделить среди тех, кто нас учил.
– Расскажите, как вы стали участвовать в росписях храма Христа Спасителя?
– Мы выполняли два иконостаса, которые находятся на хорах. Помню, было очень страшно и ответственно. Тогда я уже преподавал в академии. Как-то пришли мои студенты, у которых на факультете реставрации я преподавал живопись и сообщили, что освободилась вакансия в храме Христа Спасителя. Снова устраивался конкурс, для участия в котором мне нужно было привезти и продемонстрировать мои работы, а также выполнить несколько эскизов иконостасов.
Поначалу я и не надеялся, что у нас что-нибудь получится. Однако после просмотра нашу бригаду благословили выполнить иконостасы двух приделов – благоверного князя Александра Невского и святителя Николая. Работы начались со сбора материала, поскольку от прежних иконостасов не осталось ни одного изобразительного ряда.
«Буря. Апостолы в лодке» О.Н. Супереко |
– Всего было 11 человек. Поскольку иконостасы были очень похожи, то решили, что один выполню я, а второй, с небольшими интерпретациями, выполнят студенты.
– И какой из двух иконостасов выполняли вы?
– Для придела Александра Невского.
Были поездки и в Петербург, в запасники музея, и в Казанский собор, и в Русский музей. Поездить пришлось довольно много, хотя бы для того, чтобы посмотреть технику Нефа. Именно он в прошлом веке писал иконы для приделов. Потом были выполнены эскизы и начались работы в храме. Самым ответственным и сложным технически для меня было написать «Тайную вечерю». Я помню, был огромный прилив сил. Работали и днями, и ночами, спали по два-три часа в сутки, но тем не менее была какая-то колоссальная энергия и сил хватало на все.
– Ваше самое удачное произведение?
– Мне сложно самому оценивать. В каждую работу вкладываешь душу и максимально отдаешься ей. Выделять лучшее – это, наверное, дело зрителя.
– У вас есть работы на религиозную тематику…
– У меня есть работы по поездкам на Соловки (на Соловках я был несколько раз), в Метеоры, на Афон…
Произошло так. После исполнения иконостаса одного из храмов в Мытищах настоятель организовал недельную поездку на Афон для людей, участвовавших в создании этого храма. Впечатления лучше видны на картинах. Несколько работ посвящены, в частности, Пантелеимонову монастырю.
– Чем отличается работа над иконой в храме от создания портрета или пейзажа?
– Во-первых, работа отличается в техническом плане. Когда работаешь в храме, то придерживаешься четких канонов, из которых ты не имеешь права выходить. На самом деле это очень хорошо. С одной стороны, задача усложняется, с другой стороны, она становиться более интересной: в заданных рамках нужно попытаться сделать что-то свое.
Вообще, любая работа, в которой ты выкладываешься полностью, тебя поглощает, в эти моменты ты счастлив, в такие моменты кажется, что больше ничего в жизни не нужно.
– С кем вместе вы работали в храмах?– В храме Христа Спасителя я работал с группой студентов. При выполнении в храме Димитрия Солунского (Москва) эскизов иконостаса и мозаичных полов за все ответственным был я один. Там фактически не было никаких росписей, и эту работу скорее можно назвать архитектурной (пока я занимался только иконописными и эскизными работами). Нужно было отрисовать каждую деталь, показать, как все будет, подготовить макет и в разрезе, чтобы резчики по мрамору могли все делать уже без присутствия художника… Естественно, несколько раз происходил авторский контроль…
– Как вы оцениваете значение выставки работ академии, которая завершается сегодня в Манеже?
– Для нас, преподавателей и студентов, это знаменательное событие, поскольку в этом году академия празднует свое двадцатилетие, и показать чем занимается академия, ее преподаватели и студенты – это просто необходимо. Студенческие работы здесь довольно достойные.
К сожалению, мы были ограничены временем – у нас было всего несколько дней на подготовку. Далеко не каждый год проходят выставки, подобные нынешней. Особое спасибо Илье Сергеевичу Глазунову за его труды и хлопоты.
– Какие сейчас наблюдаются тенденции современного изобразительного искусства и какова доля классической реалистической школы в них?
– Сейчас все больше и больше людей возвращается именно к реалистическому восприятию живописи. Прошел бум авангарда, люди устали от этого, и человек, создание Божие, хочет видеть реальную живопись.
– Расскажите, пожалуйста, немного об особенностях реалистической живописи для неискушенных в искусстве.– В реализме важна профессиональная подготовка человека. Здесь ее видно сразу, здесь уже не проведешь. Человек, владеющий знанием, должен уметь и рисовать грамотно, и знать все колористические законы, незнание коих в авангарде часто скрывается.
Реалистические произведения невозможно создать без школы, без науки. В скульптуре, например, все начинается с гипсовой головы, потом идет работа над созданием черепа, кистей рук, стопы – до исполнения всей фигуры художник доходит постепенно.
Владея реалистическим мастерством, художник можешь доходчиво передавать свои мысли людям.