Верочка на минуту замолчала. Ее спокойное лицо мягко освещал ночник. Было далеко за полночь. Грустный разговор мерно тек между нашими душами, близость которых была много сильнее обычного родства далеко друг от друга живущих двоюродных сестер.
Верочка, всего двадцати шести лет от роду, болела раком. Уже несколько лет. За это время она научилась ничего не ждать, а просто жить. И сейчас особой болью ее был брак, а не болезнь. С браком происходило то, о чем она и подумать никогда не могла. Муж изменял ей, причем довольно давно. Но семью не бросал: и ради Верочки, и ради маленькой дочки. В то время как любовница его, о которой знал чуть ли не весь городок, готова была оставить свою семью в любую минуту, только бы он позвал. Но он не звал. Верочка не знала, почему. И не знала, как ей себя вести: гордо топнуть ножкой и прогнать его от себя? Или жить дальше как ни в чем не бывало? Душа ее так измучилась, что категорически отказывалась что-то решать. Муж ее не был плохим человеком, она и не считала его плохим. Но в его мире были другие правила. Ее правил он не любил и не принимал, как не мог принять, например, то, что она поет в церковном хоре: стеснялся этого перед своими друзьями, ей запрещал. А она бегала от него тайком, по-прежнему подпевая на клиросе.
Молчание затянулось. Обе мы мысленно ушли в прошлое, туда, где были девчонками и еще только знакомились со своими будущими мужьями.
— Как же так, Верочка, — прервала паузу я. — Как же так получилось? Почему Господь допустил это? Ведь мы ж с тобой молились, просили отвести человека, который не для тебя. Раз не отвел — значит, твой? Но какой же он твой? Сколько несчастья пришло в твою жизнь вместе с этим браком...
Верочка решительно подняла на меня свой взгляд. В нем была необычная для нее твердость и в то же время страдание.
— Милая сестричка, — она придвинулась ко мне ближе и почти обняла. — Есть то, о чем я тебе никогда не рассказывала. Большая ошибка. Наверное, самая большая ошибка в моей жизни. Да, мы просили тогда Бога помочь понять, суженый ли мне Игорь или нет. Просили дать знать, если нет. Просили обстоятельствами прояснить. И Бог все сделал, как мы просили, только вот я — подвела.
Я молчала в удивлении и ожидании продолжения. Действительно, просили. Но ведь не возникло же ни одного препятствия, которое можно было бы истолковать как повод отказаться от этого брака. Ничего же сомнительного не было. Немой вопрос в моих глазах вынудил Верочку продолжать скорее:
— Ты была далеко, письма шли долго. Сразу я не рассказала тебе, потому что предвидела твою реакцию: ты сказала бы, что нам с Игорем надо расстаться. А я не хотела такого расставания. Родители, друзья — их мнение и так постоянно давило на меня. Все с опаской относились к моей вере и ждали от меня брака как сигнала, что я нормальная. Если бы у меня появился другой или же Игорь бросил меня — все восприняли бы это как должное. А тут что было сказать? Нас развел Бог? Сказать, что не могу быть с Игорем, потому что он недостаточно верующий? Это был прямой путь к скандалу, а мама, пожалуй, выдала бы меня за первого встречного.
— Да что там случилось у вас?! Рассказывай уже!
Верочка вздрогнула.
Игорь тихо проговорил сквозь зубы: “Выбирай здесь и сейчас: я для тебя важнее или Бог?!”
— Была воскресная служба. Игорь, который сопровождать меня отказывался, должен был по окончании Литургии ждать меня на улице у входа. Ты же знаешь наш городок: все как всегда по заведенному порядку. Но только не в тот день, а я взяла и заранее без всяких сомнений сказала Игорю точное время, когда выйду. И задержалась на сорок минут. Для меня они пролетели быстро — всего лишь молебен. А для Игоря показались вечностью. Когда я вышла, он был просто в ярости. Все мои «заморочки» с молитвами, службами, отказом от близости — давно его раздражали. Но тут был положен предел его терпению. Вот эти самые сорок минут стали последней каплей. Он не орал на меня, как обычно, а тихо проговорил сквозь зубы: «Выбирай здесь и сейчас: я для тебя важнее или Бог?!»
Верочка на минуту остановилась. Чуть склонясь, отвела взгляд в сторону. В стеклянном плафоне ночника отчаянно билась мошка. Воспоминания давили, но она решительно продолжила:
— Вот оно — да, сестричка? То, чего мы просили. Разве есть на этот его вопрос два ответа? Только один: только «Бог!» Скажи я тогда это слово, он развернулся бы и ушел навсегда. Возможно, был бы счастлив сейчас с другой, более подходящей ему женщиной. Но я струсила. Испугалась. Быстро прошептав про себя «Господи, прости!», сказала Игорю: «Ты, ты важнее».
Он успокоился тогда, стал снисходительнее относиться к моей религиозности. Дело быстрее пошло к свадьбе. Но я с тех пор не знала покоя. Ни исповедь, ни разговоры с батюшкой — ничто не истребляло поселившееся во мне убеждение, что я совершила предательство. Предала Бога, протянувшего мне руку спасения. Плюнула на нее, предварительно извинившись. Я знаю, что Бог простил. Но я себя не простила. И глубокая печаль с тех пор живет в моей душе. Что бы со мной ни происходило, какие бы беды и напасти ни случались — я их заслужила. Я все потерплю, лишь бы Господь принял меня после смерти в Свои объятия.
Она замолчала. Обнявшись, мы обе тихо плакали. Это была наша последняя встреча: через два месяца Верочка умерла.
Читала я где-то "ответ неверующим": вот они, такие-сякие, возмущаются, что еда стынет, пока один верующий молится. Надо, мол, смиренно подождать. Извините, ваша вера - ваши добровольные ограничения. Ищите время помолиться заранее. Уважайте других людей, особенно близких. Если вы настолько верующие, что, не помолившись, за стол не сядете, то не надо заставлять всех остальных ждать перед остывающими тарелками (которые, кстати, зачастую не вы и готовили), пока вы помолитесь.
О себе: крещена в детстве, сознательно попыталась уверовать в возрасте около 23 лет (сейчас мне 29). Переболела неофитством, в тот же период вышла замуж за верующего, с которым встретилась в православном братстве на приходе. Неофитство ушло. Все чаще возникают разногласия с мужем по вот таким бытовым причинам - человеком не стал, а в святые рвется. То же и у большинства людей в братстве. Пообещал вернуть вещь назавтра - и пропал на неделю. Звоню сама - простудился, не смог отдать. А сообщить, что не сможешь вовремя отдать, религия не позволяет? И эти люди молятся, постятся, причащаются, а что-то ничего не меняется. А ведь послушать их - через слово "Господи, помилуй", "един Господь свят" и т.п. Меня от этого тошнит. Я очень хочу укрепить остатки веры, но для этого приходится избегать церкви, вот где парадокс. Видя в миру, в обыденности что-то хорошее, я в большей степени становлюсь добрее и благодарнее Богу, чем видя в околоцерковных кругах фальшивое благочестие. А ведь и в семье от него никуда не деться. Пока держусь и пытаюсь исправить, что могу. Но это очень тяжело.
Дорогие мои верующие, очень прошу вас, если вы так любите Бога и Евангелие, чаще читайте и претворяйте в жизнь фразу: "Что вы сделали одному из малых сих, то вы Мне сделали". Пожалуйста.
"Честное слово" - рассказ не Гайдара, а Л. Пантелеева.
Девушки - если парень говорит "выбирай либо Бог либо я", то бегите от него далеко в противоположную сторону!!
ЧТО ТВОИ ГРЕХИ ПРОТИВ МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ,КАКОВЫ БЫ ОНИ НИ БЫЛИ,ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО ИСКРЕННО КАЯЛСЯ ТЫ В НИХ!А БЫВАЕТ ЧАСТО,ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЛИТСЯ И ВНУТРЕННЕ СЕРДЦЕМ НЕ НАДЕЕТСЯ,ЧТО ГРЕХИ ЕГО БУДУТ ПРОЩЕНЫ,СЧИТАЯ ИХ КАК БЫ ВЫШЕ БОЖИЯ МИЛОСЕРДИЯ.ЗА ТО,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,И НЕ ПОЛУЧАЕТ ПРОЩЕНИЯ,ХОТЯ И ИСТОЧНИКИ НЕВОЛЬНЫХ СЛЁЗ ПРОЛЬЁТ,И С СКОРБНЫМ,СТЕСНЁННЫМ СЕРДЦЕМ ОТХОДИТ ОТ ЩЕДРОГО БОГА,-ТОГО ОН И ДОСТОИН:ВЕРУЙТЕ,ЯКО ПРИЕМЛИТЕ,-ГОВОРИЛ ГОСПОДЬ,И БУДЕТ ВАМ. НЕУВЕРЕННОСТЬ В ПОЛУЧЕНИИ ПРОСИМОГО ОТ БОГА-ХУЛА НА БОГА.
от себя:я тоже мало что понимаю в этой жизни через смыслы будущей, но будем терпеть
Насчёт "русские, татары" - так все мы тут намешанные.
P.S. А всё-таки русские и белорусы - это одно и то же. Почитайте Солоневича.
Рассказ исключительно правильный , если конечно его понимать . В том - то и дело , что здесь речь идет не о муже , а о женихе! О правильном выборе спутника в жизни . Для чего создается союз между мужчиной и женщиной ? Для того , чтобы они шли по одному пути и каждый помогал друг другу в этом . А когда они будут тянуть в разные стороны, то какой же это будет союз? Вокруг нас и так предостаточно искушений , с которыми надо бороться . И для того , чтобы суметь противостоять этому нужен крепкий союз. Поэтому к браку нужно подойти со всей серьезностью и просить помощи в этом Бога! А вот когда брак заключен , тогда уж следует нести свой крест , который сам и выбрал . О чем и говорят все святые . Спаси Господи!
В моей жизни была подобная ситуация. Я вдова многие годы, поддалась искушению и решила выйти замуж. Мой избранник эти же слова мне и сказал. У меня как будто пелена с глаз упала. Замуж я конечно не пошла. Но я взрослая женщина, прожившая счастливую женскую судьбу с покойным мужем, знающая , что такое быть любимой, а тут юная девушка. Господь попустил ей , я полагаю, здесь искупить свой грех через болезнь. Однако мужа очень жаль. Мог бы и он рядом с такой женщиной душу спасти, однако у каждого свой путь...
И далеко не каждый, кто пришел на службу, может разрешить себе выход из храма до ее окончания. На несколько более светском примере подобная ситуация описана в известном рассказе А. Гайдара «Честное слово», где мальчишка стоял на посту ночью в парке и плакал, т.к. дал честное слово не уходить, а автор побежал, нашел военного и тот снял парня с часов.
Почитайте суждения о браке свят. Иоанна Златоуста. Последнее, что мне у него запало в душу: Господь сказал, что вы будете без вреда наступать на аспидов, так чего же вы боитесь?
Господь Бог прощает нам такие тяжкие грехи! Как же унывать?
НЕ ПОНИМАЮ Я, КАК МОЖНО ЗАСТАВЛЯТЬ МУЖА ЖДАТЬ 40 МИНУТ? И ИЗ-ЗА ЧЕГО? ИЗ-ЗА МОЛЕБНА!
МУЖ ИМЕЛ ПРАВО НЕ ХОТЕТЬ ВОЙТИ В ЦЕРКОВЬ. У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ НА ЭТО ПРАВО. И ОН ИМЕЛ ПРАВО ЗАДАТЬ ОСТРЫЙ ВОПРОС. Жизнь ведь у него впереди. он изменится, у него есть такая возможность, он опомнится. Кто эту бедную Веру так запугал? Лишил женщину умения любить и терпеть?
Бог - это то, без кого не может быть счастья в жизни , а тем более в семейной. Только если Он будет присутствовать - жизнь будет идти во благо живущим ! Он является помощником во отношениях между мужчиной и женщиной! И без Него все может обрушиться в пропасть!
Успокоилась бы дома, покаялась, исповедовалась, а жениху бы сказала, что тогда была неправа. Теперь вот хорошенько подумала и поняла, что Бог для неё на первом месте.
Нет тут трагедии, нет тут ничего такого, что нельзя было бы исправить! Просто натура такая тонкая и мнительная - вместо того, чтобы открыто исправить свою ошибку, загнать её вглубь себя и заниматься самобичеванием... Наверное, и болезнь её от этого...(((
Царствие Небесное!
А за пояснение об опозданиях других в моей собственной жизни - только благодарность.
Не дай Бог!
Интересно, а «наши» – это чьи «ваши»? И почему так называемые «ваши» любят притворяться и лицемерить?
Вообще-то православные – Божии. И не православные – то же Божии.
Кстати. Верочка (Я так и представляю - девочка-девочка, а не взрослая женщина) ведь мужа то не любила, замуж пошла, чтоб окружающие не косились. Тут любой будет изменять. Но как же приятно себя оправдывать, правда же? Ну, мученица же!
Любим же мы притворяться и лицемерить!
Павел, в России культура не монохронная, как например, в Германии, где нельзя опаздывать ни на одну минуту. У нас она полихронная. В разумных пределах времени может допускаться некоторое опоздание/ожидание. Все таки традиция складывалась для очень большой территории. Насчет духовника смотрите сами, а в других случаях можете ждать, а можете и не ждать опаздывающих, так как и у Вас есть другие дела. Не исключено, что люди начнут вести себя с Вами более дисциплинированно.
Обязательно нужно прислушиваться к себе, нельзя идти на поводу у людей, даже тех, кого, кажется, "любишь"... Бог должен освящать любовь двоих, а это без Церкви невозможно.
У меня тоже это было
Вот скажем, знает ли о любви сатана, чувствует ли он её?
Конечно да, его любовь безкрайняя и сильная, но вектор ее обращен не от себя, а к себе
Вот об этом предупреждает всегда нас Господь - не обращайте любовь к себе, иначе утонете в одиночестве, отпадете от Меня, хуже всего, что возможно и безвозвратно. Сестра выбрала любовь к себе
Господи, не введи нас в искушение, не дай нам такого выбора в жизненных ситуациях
Всегда вспоминаю слова Святого Блаженного Августина :
"Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём."
И это должно стать свойством сердечного устроения, а став им, поможет поступать по воле Божьей.