Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.
Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.
В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.
Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь
Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?
Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.
В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.
Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.
Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.
Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство
Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.
В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.
В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.
Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.
Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент
В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.
В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.
Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.
Полезно знать что вместо бесов здесь может быть собственная мнительность. Лично разбирался с этим вопросом.
ЛЕСТВИЦА: Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании.
На мой взгляд, если то, что вы пишете, правда, это повод, чтобы обратиться к благочинному или к епархиальному архиерею.
Сказал Господь: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее.
От Марка святое Благовествование
Глава 14.
МК 22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
МК 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
МК 25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
_______________________________
А, что плохого в употреблении вина? Апостол Павел осуждает пьяниц, которые упиваются вином и потом впадают в грех, поэтому пьяницы Царствия Божьего не наследуют. На причастии мы употребляем вино в таком количестве, от которого даже ребенок не опьянеет. Одна бабушка тоже думала, что на Причастии мы пьём обычное вино и едим обычный хлеб. Пока однажды на службе она не увидела, как сам Иисус Христос претворяет хлеб и вино в тело и кровь Христову, чтобы сбылись слова, которые он сказал на вечере.
Духовную же сторону претворения хлеба, вина и воды (вино еще разбавляется теплотой!) в Тело и Кровь Господа нашего вам уже разъяснили другие читатели.
Истинное покаяние - когда грех не повторяешь ты уже более. Но мы молимся о том, чтобы Господь подал нам истинное покаяние и "сокрушение сердца ко исправлению".
И ещё, хорошо заказывать о себе и о искренних, близких и любимых и о усопших, но паче о себе, сорокоусты и поминовения. Лучше в монастырях, конечно.
Тоже помогает - ослабевает гнет страстей.
Помоги нам всем Господь!
С чувством благодарности читаю Ваши статьи на сайте.
Спасибо за душеполезную статью.
В нашей церкви батюшка Спиридон для приготовления Святых Даров использует сухое вино - эту традицию он привез с Афона, куда часто паломничает.
Вот так.
Очень полезная статья.
Коммент Виктории,если позволите-Вы должны помнить ,что мы принимаем истинное Тело и Кровь Христа,а не вино и хлеб.На этом все Ваши раздвоенности и домыслы должны остановиться.
"Примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов"
Неужели Вы думает ,что Церковь может в этом важном вопросе ошибаться...
В Таинстве вино претворяется в Кровь Христову. М.б. у Вас проблемы не с вином, а с маловерием? Простите, если обидела Вас этим вопросом.
Я знаю не понаслышке, что даже трезвые алкоголики причащаются и при том некоторые причащаются часто (по благословению священника). По вере и дается каждому... Вам бы не в интернете, а на личной исповеди рассказать все это, тогда может искушение пройдет.
Виктория, вы действительно хотите причащаться или ищите себе оправдания? Приготовьтесь к Причастию, идите в храм и на исповеди поведайте священнику о своих сомнениях. И со спокойной душой делайте так, как вам скажут.
Да поможет вам Господь!
Спаси Господи!
Есть закодированные алкоголики, которые действительно спирт за версту чуют в любых, даже мизерных количествах.
А если еще речь идет о воцерковляющемся человеке, с еще очень слабой верой, то проблема возводится в кубическую степень. И это обстоятельство может оттолкнуть человека от причастия, ибо он будет думать (думать!), что теперь в него попал спирт, и значит он вот-вот сорвется. И вполне вероятно, что так и будет.
Что с этой проблемой делать?
Вопрос практический: почему причастие делают на крепленом кагоре, на на чистом виноградном вине? (я не говорю уже о соке, как уже здесь писали).
/А с алкоголем что?/
А что с алкоголем? Можно конкретнее: аллергия, болезнь? Кусочек причастия весит 5-7 грамм, алкоголя в нем до 2 мл. В чем проблема от 2 мл алкоголя?
Мы не хотим, чтоб нарушались традиции и постановления Церкви. А вы могли бы причащаться на дому индивидуально.
Даже "завязавшие" алкоголики, то есть те, кому по медицинским показаниям нельзя ни капли, причащаются и не "заболевают". А вот что касается запивки, если в ней есть вино - это ваше право отказаться. Можно запить святой водой, можно и с собой принести что-нибудь другое.
Кстати, в моей семье тоже никто не пьёт, вообще. Безо всяких обетов, просто поняли: после 40 об этом лучше забыть. И детям меньше соблазна.
Допустим не эксперт я. Допустим даже источники не могу вспомнить. А с алкоголем что?
Во-первых, виноградный сок не хранится столько, сколько вино. Точнее, он становится вином так или иначе. Во-вторых, вино добавляли в воду, чтоб ее дизинфецировать. Культура виноделия одна из наиболее древних. Откуда вы взяли про сок? И как вы себе представляете выдавливание сока во время литургии? Горсть винограда вручную выдавливается только после команды 'спасайся, кто может!'.
Ну и самое главное: чем объяснить библейские события, связанные с вином? Вспомните Лота, Ноя. Вспомните возлияние вина на раны. Да и в Деянии некоторые подумали, что Апостолы напились сладкого вина.
Не придумывайте! Говорю вам как человек, выросший в виноградном регионе.
Да, и Чаша пишется с большой
буквы.
....Андрей все равно исповедуйся, господь видя твое твердое желание исправиться поможет.испытано на себе. только не отступайся, тебе нужно наладить духовную жизнь. обязательно читай утреннее и вечернее правило.Спаси Господи!
Спасибо большое !
Прекрасно написано.
И последнее средство, которое Господь приоткрыл мне по милости (Господи, благослови поведать!), в период моей борьбы с грехом. Если даже частая исповедь не приводит к улучшению, и падения продолжаются, значит в человеке осталось очень много собственных сил. Эти силы ему вряд ли поможет восстановить какое-либо средство, кроме Причастия. Постоянная же епитимия, все время продляемая из-за падений, приводит к тому, что желанное всей душой Причастие всё время отодвигается. Тогда надо честно сказать однажды батюшке: "батюшка, я согрешил , но я очень хочу причаститься, чтобы Господь даровал мне силы на борьбу с грехом, ибо уже никакие средства не помогают. Когда мне можно причаститься?". И после таких или подобных слов уже уповать на волю Божию. Может быть, батюшка в несколько раз сократит обычную епитимию, если увидит, что у человека действительно уже почти нет своих сил, повреждение достигло такого уровня, что вылечить болезнь можно уже только Телом и Кровью Христовыми. Вспомним, как первый раз причастилась преподобная Мария Египетская? По канону, после её образа жизни в молодости ей надо было дать долгую епитимию. Сейчас мы удивляемся, почему её тогда все-таки причастили. Ответ может быть таков: болезнь, повреждение дошли до таких границ, что могли быть уврачёваны уже не епитимией, но лишь Телом и Кровью Христовыми.
Вот взять, например, грех рукоблудия - это смертный грех, грех противоестественного блуда. Даже отшельники в пустынях, нередко, гнетутся помыслами к этому греху, ведут большую духовную брань. Что можно сделать? Пост, молитва, покаяние, причастие, доброделание. Исповедовать такой грех нужно (хотя бы, чтобы не умереть внезапно с нераскаянным смертным грехом), исповедовать нужно, даже если случаются падения. В Таинстве исповеди дается невидимая благодать на борьбу с грехом, после исповеди воздерживаться до следующей исповеди гораздо легче, чем тот же самый промежуток времени, ведя обычную нецерковную жизнь. Исповедоваться нужно чаще - в начальный период борьбы и в обострения брани хотя бы раз в неделю. Прожить эту неделю, не повторяя греха окажется весьма легко. При этом в мыслях нельзя вспоминать, воображать свои предыдущие прегрешения - иначе, мы незаметно опять развращаемся. Нужно, как говорит Апостол Павел, помышлять о том, что хорошо, добро, прекрасно (как-то так).
"Теперь не могу ходить в храм - потому что тяжело осознавать что каждый раз обманываю. Как быть в таком случае?"
Это нам дается Господом, чтобы осознать свою самонадеянность, свое самомнение, в противостоянии греху. Помните, что без Господа "не можем творить ничесоже..." Смиритесь и идите в Храм с чистым сердцем! Как надоест обманывать и себя и Бога - так и грех пройдет. Храм нельзя оставлять, падаем и поднимаемся - и так всю жизнь. Храни вас Господь!
Я считаю,что все равно надо ходить на исповедь.У меня было тоже самое-каялась и потом опять творила свой грех,не смотря ни на что опять приходила и каялась.Было очень стыдно перед батюшкой,но что делать) в итоге мне самой стал омерзителен этот грех и я отошла от него с Божьей помощью.Все равно идите в храм.
Андрею: перестав ходить на исповедь, мы тем самым себя оставляем без покаяния, что бесам как раз на руку. Да, стыдно, что совершаем один и тот же грех, но таких людей - большинство. И потом мы ведь на исповедь к Богу идем, а не батюшке, батюшка ведь свидетель в этом случае только. Следовательно и стыдно нам должно быть не перед батюшкой, а перед Богом. Идти исповедываться все равно нужно обязательно, просто будем уповать на милосердие Божие, которое бесконечно также, как и сам Господь.
Помоги вам Господи! Простите.
"Теперь не могу ходить в храм - потому что тяжело осознавать что каждый раз обманываю. Как быть в таком случае?"
Все равно нужно приходить и снова и снова его исповедовать. Послушайте молитвы, читаемые перед Исповедью - "яко семьдесят крат седмирицею оставляти грехи." Посчитайте - до 490 раз, но это не означает что на 491 раз, вам священник скажет - "Пошел вон, грешник", нет! Он будет снова отпускать ваши грехи, потому что он-посредник Вашей исповеди, а милосердие Божие на нас произлевается не то что в виде 490 раз прощения, а в необъятной любви к нам грешным. Только обращайтесь, только приходите, только исповедуйтесь и причащайтесь.
Посмотрите на молитвы к Причастию, написанные святыми, жившими в ранеапостольские времена и там сколько раз описывается - что грех сколько раз обещаем оставить, а все равно в него впадаем и впадаем. И борьба эта до смерти должна быть. Тебя лукашка ударил, соберись и встань снова и побори его через исповедь.
Ведь духовник или священник - да поругает, даже может обидно и грубо - но нам во благо, и уж точно из Церкви по этому поводу убегать не следует
Обязательно надо ходить в храм, пересилить себя. Повиниться перед батюшкой: сил не хватает победить грех. Попросите его помолиться за Вас. Священник не судья, а помощник.
Ваше страдание - это ложное чувство, гоните его от себя.
"что каждый раз обманываю" - а Вы не обманывайте.
Что ж Вы на себя то надеетесь, что грешить не будете?
На Бога и на его Неизреченную Милость уповайте!
Очень часто наши грехи - отражение нашего уклада жизни, привычек, характера. И чтобы отказаться от какого-то греха - придется хорошенько потрудиться. Пообещать - это одно.
А вот наедине с самим собой обдумать, что же необходимо предпринять - совершенно другое.
А вот храм не вздумайте оставлять, выберите время и договоритесь о беседе со священником, не обязательно только на исповеди. Если нет времени, на исповеди.
Только опишите Ваш вопрос также просто и искренне как здесь.
Он Вам точно лучше подскажет.
Божьей Помощи!
низко кланяюсь за проповедь