С отцом Стефаном удалось пообщаться после его доклада на Мукачевской международной научной конференции «Малый Афон» – монастыри и монашество в Закарпатье: традиции и современность», где он выступил по теме взаимоотношений Церкви и государства в различные исторические периоды. Оперируя документальными фактами, ученый-богослов проиллюстрировал, что любое вмешательство государства в жизнь Церкви, как правило, наносит непоправимый вред. В своем докладе он также сделал акцент на том, что аполитичность Церкви является необходимым условием для ее полноценной духовной жизни. Нам показалась эта тема особенно актуальной в связи с ситуацией в Украине, деятельностью раскольников и их политических приверженцев.
Но прежде чем коснуться упомянутых вопросов, мы поинтересовались, как о. Стефан стал православным священником в стране, где более 60% составляют католики, 11% – протестанты и лишь 1% – православные. Батюшка пояснил, что веру он не выбирал, поскольку родился в семье православного священника, тоже протоиерея Стефана Пружинского, от которого унаследовал не только имя и фамилию, но и горячую веру в Бога и стремление к богословским наукам.
Семья о. Стефана Пружинского (старшего) проживала в старинном живописном городке на востоке Словакии у подножья Левочских Врхов, неподалеку от замка Спишский Град. Там, среди обилия старинных католических, действовал православный храм, в котором и служил отец маленького Стефана. Исторически сложилось так, что православные верующие республики преимущественно населяли и населяют восточную часть Словакии, граничащую с Мукачевской епархией, в состав которой она одно время входила. Всего на территории Словакии нынче проживает более 50 тыс. православных, в основном русин и их потомков на северо-востоке страны.
Затем семья переехала в город Прешов, где при местном университете был создан Православный богословский факультет, преобразованный в 1950 году из бывшей Пражской и Карлово-Варской духовной семинарий, и где служил и преподавал о. Стефан (старший), а затем учился и ныне является продеканом его сын о. Стефан Пружинский. У о. Стефана большая православная семья, пятеро детей, которых он воспитывает со своей спутницей матушкой Татьяной: старшему сыну 18, а младшей дочурке 2,5 года. Батюшка о. Стефан (старший) и ныне здравствует, отметил 80-летний юбилей.
Касаясь этого исторического момента по преобразованию семинарии в факультет, наш собеседник пояснил, что причиной переезда факультета в Прешов стало воссоединение униатов Восточной Словакии с православием, поэтому проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной.
В Прешове факультет разместился в здании бывшей греко-католической академии, которая, просуществовав с 1880 по 1950 год, была закрыта, а ее студенты распущены. В 1968 году после восстановления Греко-католической церкви была предпринята попытка восстановить ее образовательные структуры в Восточной Словакии, но она не увенчалась успехом. Униатские студенты в крайне ограниченном количестве (2-4 человека в год) принимались на обучение на Кирилло-мефодиевский римо-католический богословский факультет в Братиславе.
Отец Стефан не случайно остановился на этих исторических деталях. Дело в том, что в 1968 г. в социалистической тогда Чехословакии прокатилась волна политических потрясений, связанных с реформаторским курсом руководства страны, направленных на отделение от послевоенного блока стран Варшавского договора, вошедших в историю под именованием «Пражской весны-1968» 1)
В этот политический процесс были включены и радикальные чехословацкие диссиденты-националисты, в том числе и из подпольных униатских деятелей. Они-то и навешивали на православных Чехословакии ярлык «пророссийских» и «прокремлевских», хотя Православная Церковь Чешских земель и Словакии в 1950 г. получила статус Поместной автокефальной, и к политике не имела ни малейшего отношения. (Эти настроения отчасти сохраняются и поныне. – Прим. авт.)
Националистами был составлен список православного духовенства, зачисленного во «враги народа» и приговоренного «к ликвидации». В этот перечень попал и его отец. Православные братья, добывшие расстрельный список, предупредили о коварном замысле убийц и помогли священнику на время скрыться вместе с семьей и избежать расправы. И все же бандитам удалось совершить нападения на православные приходы, побивать духовенство камнями, изгонять их из домов и храмов, а также учинить и кровавую расправу – лишить жизни одного православного юношу, сына православного священника, проживавшего в c. Улич. Через несколько месяцев после ликвидации политического переворота террористическая группировка националистов была обезврежена службой безопасности.
Слушая рассказ о. Стефана, мы невольно убеждались, сколь исповеднический характер носит история православия этого края, в том числе и новейшая, в Закарпатских и Прикарпатских регионах. К ним, впрочем, как и всем последователям Христа и ныне живущим во всем мире, относятся слова Учителя, сказанные в Нагорной проповеди: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради» (Мф. 5:11).
Возможно, и эти уже далекие события заставили будущего молодого богослова, родившегося через шесть лет после упомянутых событий (1974 г.), но знавшего о них со слов старшего поколения, задуматься о взаимоотношениях Церкви и государства в различные исторические эпохи и при разных политических устройствах, а также и об участии в этих процессах религиозно-политических группировок.
Мы продолжили наш разговор.
– Скажите, о. Стефан. А как складывались отношения православных уже Вашего поколения с действующей властью?
– Слава Богу, в сравнении с 1968 годом, ситуация была намного лучше. Но дети православных родителей все же испытывали некоторые притеснения от коммунистов. Например, нас в школе спрашивали: «Поднимите руки, кто не крещен». Таковых находилось один-два на весь класс, но их хвалили, поощряли и ставили в пример, мол, вот настоящий строитель коммунизма, сознательный и полезный для общества. А мне, как сыну священника, пытались препятствовать получить специальное среднее и высшее образование. Правда, защитили другие преподаватели, так как я хорошо учился, и потом мой отец пошел в школу и с Божией помощью нашел слова, которые их заставили не препятствовать мне продолжать учебу по своему усмотрению. И я поступил на Богословский факультет Прешовского университета, также обучался в Греции – штудировал греческий язык на философском факультете.
– Тема Вашего доклада на Международной научно-богословской конференции в Мукачево «Аполитичность и взаимоотношения Церкви и государства в традиции Православной Церкви». Очевидно, Вы изучали этот вопрос давно?
– Целью моего выступления было показать, что в истории Церкви от Ветхого Завета до нашего времени было множество примеров жестокого и насильственного притеснения христианства, когда различные деятели как государственного, так и церковного уровней смешивали церковные вопросы с политическими, и это всегда имело плачевные результаты. Из этих процессов всегда проистекало зло для Церкви.
– Есть ли какой-нибудь богословский термин, характеризующий вмешательство государства в жизнь Церкви?
– Может быть, «цезарепапизм»… Это такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а политическому лидеру, а это бывает и диктатор, помимо абсолютной светской власти передаются и «священные» функции.
– А в современных условиях?
– Это также небезопасно. Религиозно-политические симбиозы часто несут в себе агрессию, милитаризм и являются причинами войн различного масштаба.
Государству нельзя вмешиваться в религиозную жизнь, это доказано историей. Также и Церкви запрещается соединяться с политикой. Церковь Христова, православная, идущая путем любви, всегда в состоянии мирным путем решать те или иные внутрицерковные вопросы и свидетельствовать миру об Истине. Множество свободных автокефальных канонических Церквей, а также автономных, как и Украинская Православная, которые все вместе представляют Единую Соборную Апостольскую Церковь, тому иллюстрация.
– Как Вы, о. Стефан, оцениваете ситуацию в Украине в связи с расколом, учиненным так называемой УПЦ КП?
– Раскол, конечно, явление очень опасное и вредоносное. Раскол, как правило, – преддверие новой ереси. Если раскол со временем не преодолевается и отпавшая часть не возвращается в лоно Церкви, то это, как правило, является причиной рождения ереси.
– Например?
– Например, Римский патриархат сначала раскололся, потерял благодать и затем впал в ересь, в догматические искажения. Все секты, которые отпали от Православия, также возникли путем раскола. Главная причина раскола – это гордыня, нежелание смириться, это личные амбиции или политические интересы. Святые отцы говорили: «Кто желает раскола, тот никогда не увидит Царства Божьего».
– И в заключение: как все же должны выстраиваться правильные отношения между Церковью и государством?
– Главные слагаемые симфонии Церкви и государства состоят в том, чтобы обе формы организации выполняли свое служение как можно лучше, по евангельским заповедям: чтобы государство занималось своими делами, общественными, а Церковь – духовными, чтобы между ними было спокойное мирное сосуществование, а не вмешательство в дела друг друга. Один богослов говорил, что симфония образуется тогда, когда звучат хотя бы два голоса. Если один голос говорит, а другой молчит, то симфонии не может быть. И наоборот: если один говорит, а другой вторит ему, тоже нет симфонии. Симфония будет тогда, когда каждый будет говорить своим свободным гласом.
Справка. Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии датируется IX веком. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину.
Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих:
святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся
в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929),
прославившийся своим милосердием и устроением храмов;
преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий
подвижник, свято хранивший древнее Кирилло-Мефодиевское
духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в
чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ,
мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов.
Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем
согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение
Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная
Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии
автокефалию.