Сайт «Православие.ру» начинает новый проект – цикл бесед «Грамматика семейной жизни», в которых протоиерей Павел Гумеров будет говорить о том, как понимается брак Православной Церковью, на каких основаниях он должен строиться, с какими проблемами сталкиваются люди в семейной жизни, как их можно избежать или преодолеть.
Первая беседа цикла посвящена вопросам, которые задают себе юноши и девушки, задумывающиеся о браке: какова цель брака с точки зрения христианской, как выбрать спутника жизни, следует ли безоглядно поддаваться чувству влюбленности, обязательно ли венчаться, возможен ли для православного человека брак с инославным или иноверным и другие.
Главное правило брака: «Блаженнее давать, нежели принимать»
Здравствуйте, дорогие друзья. Тема, которой посвящена наша сегодняшняя встреча, – решение вступить в брак. Ко мне, как к любому священнику, довольно часто приходят люди, которые хотят создать семью. И это замечательно. Семья – одно из самых прекрасных творений Божиих. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18), – говорит Господь. И мы выполняем заповедь Божию, когда хотим создать семью, вступить в брак.
Думаю, каждому человеку, который не хочет принять монашество, то есть сугубо послужить Богу в монашеском чине, нужно, конечно, задумываться над созданием семьи. Но довольно часто получается, что люди не могут создать семью, и не всегда это женщины. Известно, что женщины более ориентированы на семью, желание создать семью у них, как правило, сильнее, чем у мужчин, особенно в современном мире, – но женщин у нас в России больше. И как ни странно, не только женщины остаются одинокими, не могут годами найти свое семейное счастье, но и мужчины: ко мне приходили мужчины 30–40 лет, у которых не было видимых каких-то препятствий к созданию семьи. Это были люди, состоявшиеся в жизни, хорошо воспитанные, с очень приятными внешними данными, работающие, получившие хорошее образование… Но они говорили, что не могут никак определиться – не могут найти ту единственную девушку, с которой они бы прошли по жизни. Или как-то у них не получается общение с противоположным полом.
Конечно, причины этому могут быть разные. Мужчина 30–40 лет, казалось бы, имеет все условия, все данные для создания семьи. Но часто бывает причина в самом человеке – причина внутренняя. Человек внутренне не готов к семейной жизни, он неправильно понимает семейную жизнь. Он, может быть, не имел опыта такого, примера своих родителей: был воспитан матерью-одиночкой или его отец не занимался семьей; а может быть, в семье он видел какие-то конфликты, неурядицы, которые сейчас мешают ему сформировать правильное представление о том, как должна выглядеть настоящая семья. Это некая незрелость, о которой говорит митрополит Антоний Сурожский, написавший много замечательных книг о семейной жизни; и хотя сам он не был человеком семейным, но имел очень большой духовнический опыт.
Семья – это в первую очередь служение друг другу
Люди, к сожалению, не очень понимают, что семья – это в первую очередь служение, это желание давать человеку свою любовь: «Блаженнее давать, нежели принимать», как сказано в Деяниях святых апостолов. Это большой труд во имя другого человека – желание сделать его счастливым, а не только получить от него какое-то «простое женское счастье» или «простое мужское счастье».
Само общество, в котором мы живем, многие называют обществом потребления, обществом гедонизма. У нас всё ориентировано на потребление, на развлечение людей, и люди, часто воспитанные в семье неполной, не имеют опыта служения другому человеку: надо, чтобы всё крутилось вокруг них. Главой той семьи, в которой этот человек вырос, был даже не мужчина, даже не жена, а ребенок – он сам, вокруг которого строилась жизнь этой семьи. И такой человек либо ищет женщину, которая так же будет ему служить, а не он ей, либо просто вообще не ориентирован на то, что в браке нужно серьезно трудиться.
Наши беседы, надеюсь, помогут людям найти семейное счастье, найти ответы на какие-то важные для них вопросы, подготовиться к семейной жизни… И эти беседы, конечно, в первую очередь ориентированы на тех людей, которые хотят создать семью, которые еще не создали ее, но и семейным людям будет интересно эти беседы послушать, чтобы разобраться в каких-то важных вопросах, противоречиях, которые они имеют в своей семейной жизни.
Самые близкие люди
Что говорит Священное Писание, Библия о создании семьи? Мы уже вспоминали заповедь: «Нехорошо быть человеку одному». Так что семья – это творение Божие. Как говорил блаженный Августин, «это осколок, остаток рая на земле». Мы знаем, что рай на земле создать невозможно. То, что нам предлагали коммунисты, – это утопия. И такие попытки заканчиваются обычно концлагерем: обязательно появляются люди, которые хотят жить лучше, что-то себе урвать, и они начинают других угнетать. Почему возможно иное в семье? Потому что строится семейная жизнь не на принципах какого-то совместного дела, бизнеса или на угнетении одного человека другим, а на принципах любви. При любви как раз и возможно найти рай и мир в душе, найти рай в отдельно взятом семейном сообществе.
Священное Писание нам также говорит: «Да будут двое в плоть едину… Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср.: Мф. 19: 5–6). Человечество было сразу создано как совокупность семей, таких ячеек общества, в которых жизнь людей строится на принципах любви, и в браке они должны стать единой душой и единым телом. Почему апостол Павел в Послании к Ефесянам, которое читается в Таинстве венчания, называет брак тайной: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32)? Потому что брак, даже если он не венчанный, но заключающийся по закону, – это всегда тайна. Представьте себе: два человека разного воспитания, из разных совершенно семей (то есть они не должны быть кровными родственниками по определению), мужчина и женщина – изначально два очень разных существа – встречаются и становятся самыми близкими, ближайшими родственниками – такими, что ближе и не бывает! Даже ближе, чем дети и родители, потому что дети и родители – это первая степень родства, а мужчина и женщина в браке, муж и жена – это нулевая степень родства. Ближе и не придумаешь. Даже наши светские, совершенно не церковные законы содержат некие моменты, говорящие о том, что муж и жена – это самые близкие родственники. Это касается, например, наследственных и иных каких-то имущественных моментов. И тайны этой близости современные люди, к сожалению, часто не понимают. Они считают, что если парень с девушкой любят друг друга, этого достаточно, и не нужно каких-то формальностей, начинаем жить вместе, и этой «огромной любви хватит нам двоим с головой», так что вот это и есть брак. Нет, это никакой не брак, и это никакая не семья. Потому что семья – это когда два человека становятся единым целым, ближайшими, самыми близкими, родными друг другу людьми. И друг перед другом, и перед Богом, и перед законом.
Когда брак невозможен
Какие существуют препятствия к заключению брака? Действительно, не каждый человек может создать семью – не в силу тех причин, о которых я говорил вначале, а в силу неспособности к семейной жизни или ее невозможности. Во-первых, это наличие уже существующего брака. Человек, который находится в браке, не может создать новую семью: он не свободен. Закона о многоженстве у нас в России не существует – даже в традиционно исламских регионах у нас многоженство запрещено. Человек может создать семью только с одним человеком.
Правила церковные запрещают браки с иноверными
Есть и правила, касающиеся именно христиан. Многие люди, особенно девушки, хотят создать семью с человеком другой веры – другой христианской конфессии или даже вообще другой религии, например с мусульманином. Есть такая проблема, очень часто встречающаяся. Правила церковные категорически запрещают такие браки. Например, 72-е правило VI Вселенского Собора говорит, что сочетаться браком ни в коем случае нельзя не только с человеком иноверным, а даже человеком инославным, то есть с тем, кто не является православным христианином, исповедует какую-то ересь, но при этом называет себя христианином. До эпохи Петра I в России вообще не венчали, не заключали браки с инославными – с католиками, протестантами и прочими неправославными христианами. При Петре было прорублено «окно в Европу», в Россию хлынул поток иностранцев, которые приехали служить и работать, и появилась проблема смешанных браков. При некоторых условиях было разрешено заключать такие супружеские союзы. Какие же это условия? Супруги должны венчаться только в Православной Церкви и детей воспитывать согласно православной традиции, даже если муж – глава семьи – был, например, лютеранином. И такие браки появились, повторю, только с XVIII века, с петровского времени.
Какие возрастные ограничения налагаются на православных христиан? Те же самые, которые определены законами нашего государства. Если люди достигли брачного возраста, принятого в государстве – их можно венчать. В 1830 году Святейший Синод Русской Православной Церкви принял постановление, согласно которому брачный возраст для мужчины – 18 лет, для девушки – 16 лет. В кавказских регионах был установлен несколько иной возраст.
Родство является препятствием для вступления в брак. Брак категорически запрещен в любой степени прямого родства как по восходящей, так и по нисходящей линии: родители, дети, дедушки, бабушки и проч. Что касается боковых ветвей: братьев, сестер, дядь, теть, племянников, двоюродных, троюродных сродников и проч., – запрет вступать в брак до четвертой степени родства включительно. Если степень родства пятая, то обычно берется благословение епархиального архиерея, и тогда возможно вступление в брак. Но в современном мегаполисе подобные ситуации встречается крайне редко. Учитывать родство приходится чаще в сельской местности, где родственники живут недалеко друг от друга.
О родстве духовном, в которое мы вступаем, когда становимся крестными чьих-то детей… Такое родство также связывает человека, и в некоторых ситуациях браки не разрешаются. Например, мужчина, ставший крестным ребенка женщины, не может с этой женщиной сочетаться браком, если она овдовеет. Здесь нет связи через кровное родство, через брак, но эти люди связаны узами родства духовного.
Недееспособность, вызванная болезнью, тоже является препятствием к заключению брака. Если человек в силу психического заболевания не может совершать какие-то юридические действия (а брак – это не только духовное установление, но и дело государственное), он не может вступать в брак. Также если есть и физическая неспособность к браку, к супружеской жизни. Речь при этом идет не о неспособности к деторождению, потому что деторождение – это не единственная цель брака, а именно о неспособности к супружескому сожительству.
Старше, младше…
Что касается разницы в возрасте между женихом и невестой, то канонами это не обговаривается. Браки, как мы знаем, заключаются между разными возрастными категориями, но я, исходя из своего священнического опыта, считаю, что оптимально – это когда супруги либо ровесники, либо между ними разница не более пяти лет, причем когда мужчина старше на 5 лет. Потому что если женщина старше на 5 лет, это все-таки чревато всевозможными негативными последствиями. Известно, что мужской организм медленнее стареет, репродуктивная функция у мужчины тоже гораздо дольше сохраняется. Когда между мужем и женой разница, например, в 10–15 лет, пока они молоды, это не сильно сказывается: 20 и 35. Но чем дальше, тем больше появляется искушений, и многие люди, духовно не крепкие, да даже и духовно крепкие, на этом могут споткнуться. Поэтому запрета нет, но есть все-таки здравый смысл.
О чем стоит задуматься
Я хотел бы перейти к вопросам, которые наиболее часто задают в связи с этой темой – вступление в брак, создание семьи.
– Что должно быть главным при принятии решения вступить в брак? И нет ли риска подойти слишком рационально к вопросу брака? Ведь если всё заранее рассчитывать, продумывать, то получается, будто мы какой-то товар приобретаем, например, выбираем мобильный телефон, сравнивая параметры, функции, цену, качество…
– Естественно, в браке нужно избегать такого подхода. Но вступать в брак просто потому, что нам этот человек понравился, потому что возникла какая-то вспышка чувств, искра между нами пробежала, совершенно не думая о том, отвечает ли этот человек качествам, которые необходимы в семейной жизни, не думая о том, каким он будет отцом, какой она будет матерью для наших детей, – конечно же, нельзя. Особенно для человека, который собирается принять священство, например. У нас в семинарии был такой случай: один юноша собрался вступать в брак с девицей, но одноклассники видели, что девица – совершенно светский человек, не готовый стать женой священника, матушкой, и дружно отговаривали его от этого шага. Он все же женился. И вышло весьма печально, потому что через какое-то время, причем довольно скоро, они расстались. И человек сейчас мучается: он не может жениться второй раз – он принял священный сан, – хотя он и не виноват в том, что брак их распался: жена сама его бросила… И он не стал священником, остался диаконом – и из-за этого, может быть, тоже.
Какие качества мы должны в первую очередь видеть в нашей будущей половинке? Это – готовность, как я уже говорил, к вступлению в брак. Это – семья избранницы/избранника. Нужно обращать внимание, из какой семьи вышел этот человек. Если у него есть какие-то проблемы во взаимоотношениях с родственниками, это может и на нашем браке также сказаться. Об этом мы будем более подробно говорить во второй нашей беседе.
Конечно же, у каждого свои требования, свои критерии выбора спутника жизни. Но мы, как существа рациональные, от Бога имеющие разум, должны все-таки серьезно подумать, сами себе представить, какими качествами должен обладать избранник/избранница, отец или мать будущих детей.
Влюбленность – не любовь!
– Влюбленность и любовь – как их не перепутать? Важно ли в самом начале ждать искренней любви?
Вступать в брак на волне эмоций, только потому, что человек понравился, что ты влюблен/влюблена, – не стоит
– Кратко скажу: влюбленность и любовь – это, несмотря на их внешнее сходство, очень разные чувства. Влюбленность изучена медицински очень серьезно. При влюбленности, при этой эйфории человек летает, как на крыльях, чувствует, словно у него «бабочки в животе», имеет другие какие-то чисто телесные ощущения… У него меняется даже состав крови. Если показать ему фотографию любимой девушки и взять экспресс-анализ крови, выяснится, что у него повышен уровень определенных веществ. Мы знаем, что на поведение человека очень влияют гормоны. Мозгом вырабатываются дофамин, серотонин – «гормоны радости», у женщин – окситоцин, у мужчин – тестостерон. Гормональный фон у человека меняется, и он заставляет его испытывать эйфорию, как легкие естественные наркотики. Если влюбленному человеку сделать МРТ, выяснится, что определенные центры мозга у него работают совершенно по-другому. Естественно, любой здравомыслящий человек понимает, что в браке – 10–15–25–50 лет – это всё продолжаться не может. В браке наступает другое, то, что называется любовью. Любовь – это чувство единства с близким человеком, когда его боль становится нашей болью, радость нашей радостью, когда ты готов для этого человека чем-то жертвовать, когда ты не можешь без него жить – не просто потому, что тебе приятно с ним находиться, а когда ты действительно готов отдавать: «Блаженнее отдавать, нежели принимать».
– Обязательно ли венчаться? А вдруг в будущем брак распадется – что вполне может быть? Не лучше ли все-таки подождать?
– Я думаю, для людей православных тут ответ однозначен. Этот вопрос задают обычно люди, у которых одна половинка не особо церковная. Если говорить о православных христианах, то их брак должен быть венчан, освящен Православной Церковью – это совершено понятно. Но если одна половина не готова пока к венчанию, то, думаю, тащить и принуждать ее к венчанию не следует.
На этом я хотел бы попрощаться до нашей следующей встречи, пожелать всем мира, радости, любви. Храни вас всех Господь!
Елизавета, когда не видишь, но хочешь разобраться, необходима помощь третьего (беспристрастного) человека: духовника, мамы или папы, просто опытного человека, которому доверяешь... Этот человек не может сделать выбор за вас, но может заметить то, что не позволит злоупотребить вашей нынешней беззащитностью и предупредить!
Божьей помощи.
Наверно, просто каждая девушка готова терпеть разные недостатки в мужчине. Проблема в том, что во время влюбленности не видишь недостатков... Простите, я хочу разобраться в этом вопросе.
Дорогая Елизавета, неверующих не существует: один верит в Бога, другой в Его отсутствие. Однако наиболее важна ИСКРЕННОСТЬ человека, т.е. жизнь по - вере.
В период, когда парень добивается девушки, очень трудно определить "лучше" он или "хуже" и, скорее всего, сами вы будете оценивать актерские, а не человеческие качества претендента на обладание вами...
Предъявите своего избранника Духовнику, родителям, а, если это невозможно, взрослому человеку, которому доверяете... Посмотрите, как он будет вести себя с ними в вашем присутствии и когда вы "не видите". Посмотрите как ведёт себя ваш молодой человек в большой компании девушек и парней (мужчин и женщин): по отношению к другим представительницам женского пола (в зависимости от их внешних данных) и "соперникам".
Постарайтесь побывать у него в семье не один раз: посмотрите на взаимоотношения его родителей и на отношение вашего избранника к ним (с большой вероятностью нечто подобное ждёт вас в браке с этим человеком).
Сопоставьте все увиденное с Заповедями Моисея. Человек, исполняющий Заповеди даже в силу воспитания, рано или поздно придёт в Храм Божий.
У неискреннего (хитрого) человека в разных ситуациях и с разными людьми маски будут разные, и когда он будет их менять, вы сможете это заметить. Он может даже прикидываться верующим, если увидит в этом удобство манипулирования вами, но не будет жить по вере. Такой человек, скорее всего, попользуется вами и бросит, либо в браке будет вести двойную жизнь.
Сочетаясь с неверующим, вы рискуете опытно познать что значит:"Враги человеку домашние его".
Имейте ввиду, вступая в брачные отношения, вы (хотите или не хотите) отдаёте себя в полную власть мужчине, с которым остаётесь наедине! Он сильнее вас и добьётся своего... Вопрос в том, чего именно он хочет, что скрыто в глубине его души?! Девушка, в силу своей природы, должна быть более осторожной и прагматичной, чем парень... Не стоит принимать решение, определяющее всю последующую жизнь, полагаясь лишь на свои эмоции и неопытность.
Мне (и для себя, и для детей) очень помогают мудрые беседы о семье м. Нины (Крыгиной), охватывающие все проблемы семейной жизни, начиная с добрачного периода, выбора жениха, отношений с будущими родственниками, ets. Матушка профессиональный семейный психолог, имеющая личный опыт семейной жизни. Хочется, чтобы и вам было полезно общение с нею.
Божьей вам помощи, Покрова Пресвятой Богородицы и молитвенного заступничества Святых Жен Мироносиц!
С праздником!
Воистину Воскресе!
Спаси Вас Господь, о. Павел, за эту беседу!
С терпением жду продолжения: детки выросли, умудряемся для них.
Спасибо всем за интересные мнения! Лично мне ближе всего взгляд на проблему Светланы (запись "sveta 6 мая 2016, 15:00") Подписываюсь под каждым словом этого комментария!
А жаждущим "влюблённости" и "симпатий" скажу, что это всего лишь форма отношения к другому человеку, содержание и мотивация которой очень зависят от обстоятельств и множества других ВНЕШНИХ факторов. Представьте себе, что двое человек: мужчина и женщина, совершенно несимпатичных (и даже неприятных) друг-другу, оказались на необитаемом острове без перспективы его покинуть в обозримом будущем... Через некоторое (большее или меньшее) время, после осознания безальтернативности ситуации, их отношения начнут естественно изменяться: от неприязни к любопытству, влечению, симпатии... и т.д. (продлите сами)
Но зарождения Настоящей Любви можно ожидать лишь на внутренней почве искреннего уважения и дружбы. Для подготовки такой почвы и даны Заповеди Божии!
Павлу: обвенчают. о.Андрей Ткачёв в одной из статей писал, что возраст супругов должен быть СОПОСТАВИМЫЙ. Мне кажется, что 8 лет - возраст сопоставимый. На гране, но всё же сопоставимый. Главное в такой семье, впрочем, как и в любой другой, - обоим супругам придерживаться принципа, что глава семьи - муж! Да поможет вам Господь!
+1000000000 :))
Очень заинтересовало ваше сообщение про комментарий человека с предками с Украины и с Севера. К какому же выводу он пришёл?
У меня такие же корни, и много разных историй довелось узнать... Могу сказать однозначно - на Украине семьи были счастливее! Причём, не всегда даже согласованный брак заключался по любви - просто жених с невестой были хотя бы не противны друг другу. На севере же (Вологодская область) был полный бардак: молоденькую девушку отдавали за плешивого старикана, у другой муж был неадекватным и агрессивным, избивал жену, пока она не умерла, у третьей была такая же ситуация, но, похоронив ребёнка, она ушла от мужа и из деревни и стала жить одиноко в какой-то избе-землянке... и примеров таких, к сожалению, очень много! Потому что женихов родители подбирали по одному только критерию - чтобы семья была побогаче...
--------------
Это, правда, уже совсем другая тема, но мне очень интересно, к какому же всё-таки выводу пришёл тот комментатор?
Есть люди более лёгкие - поплакали недельку и переключились на новый объект. Таким я бы и сама посоветовала влюбляться почаще - пусть всё время пребывают "в волшебном и неповторимом состоянии" - я же не враг человеческому счастью! + и замуж они всегда выходят по любви - ведь её хватит на всех!))
"В юности была сильная влюблённость, как мне казалось взаимная, но всё окончилось ничем, а я на долгое время оказалась на грани нервного срыва. Считаю, что, имея подобный опыт, мудрая женщина больше влюбляться не будет."
Это не мудрая женщина, это сухарь какой-то. Влюбленность - прекрасное состояние, волшебное и неповторимое. Мне разбивали сердце, и тем не менее я бы никогда не отказалась от того, что было, вспоминая, как я была счастлива. К тому же сердцу не прикажешь, невозможно принять решение не влюбляться. А браки надо заключать по любви. Это огромное благо, что в наше время родители не могут навязать детям "выгодный" брак не по сердцу.
Важный момент-"целоваться, обниматься только после венчания".(Батюшке у нас сейчас 87лет,уточняю,чтобы не удивлялись советам).И вообще заметила.ЧЕМ ЦЕЛОМУДРЕННЕЕ ДЕВУШКА,ТЕМ СЧАСТЛИВЕЕ ОНА В БРАКЕ.ведь каждый мужчина хочет быть первым(простите,это слова одной матушки).
И наконец, родители.Если у вас с ними хотя бы просто хорошие отношения(хотя они не ходят в храм), не пренебрегайте их благословением.Архим. Иоанн Крестьянкин родительское благословение ставил даже выше священнического в решении столь важного дела.
Буду рада,если мои советы кому-то помогут!Божией помощи!Христос воскресе!
2. Об изучении семьи избранника и серьёзном анализе его мужских качеств: ответственности, целеустремлённости и прочих - если предъявлять слишком высокие требования, замуж не выйдешь никогда.
Я с будущим мужем познакомилась по интернету, он сразу заявил о своём намерении жениться и о том, что не настроен на долгую переписку, встретились(мы из разных городов), понравились друг другу, он приехал свататься, я согласилась. Ещё раз встретились, познакомились уже с его родителями. Никто не возражал. Я уволилась и поехала к нему выходить замуж. С момента знакомства до венчания прошло 2,5 месяца.
Не могу сказать, что всё у нас идеально, но по 5-бальной шкале уже определённо где-то между "удовлетворительно" и "хорошо". А какая доченька замечательная подрастает!))
Слава Богу за всё!
------------------
Считаю, что успех брака в том, чтобы по действительно важным вопросам взгляды супругов совпадали. У нас очень много расхождений практически по любым вопросам, но в главном (необходимости быть с Богом, ответственности перед семьёй, почитании родителей, недопустимости измен и разводов и др.) наши взгляды совпадают. А любовь... Она умножается от благодарности! Ты чувствуешь заботу, внимание к себе - и тебе так же хочется заботиться об этом человеке... Поэтому любовь никуда не денется!)) Даже если по первым признакам мой брак подпадает в категорию браков по "православному расчёту"!))
Напротив, какая бы ни была влюблённость до свадьбы, безразличие и неблагодарность супруга быстро превратят её в ничто...