Больно слышать, что наше общество в последние годы стало гораздо меньше читать, забыло о художественной литературе, все реже обращается к классикам за поиском ответов на «проклятые вопросы» современности. Казалось бы, эка беда: на дворе кризис, санкции, бюджет трещит по швам, а я – о книгах. Но дело не только в том, что именно у классиков можно найти решение многих злободневных проблем современности. Утрата культуры чтения постепенно ведет к дезориентации мировоззрения, деградации морали и нравственности, а затем неизбежно – и сознания человека.
Особенно опасно такое забвение основ нашей культуры для молодежи, которой очень легко манипулировать в интересах различных политических сил. И если тенденция сохранится, мы можем просто потерять будущее поколение ментально – так, как это случилось на Украине, где движущей силой всей майданной незалежности стало дезориентированное поколение 90-х.
Говорю об этом еще и в связи с тем, что недавно исполнилось 15 лет Российскому книжному союзу, которым бессменно руковожу на протяжении всего этого времени. Сегодня одна из главных задач, едва ли не первостепенная – добиться получения государственного статуса Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Мы ее подготовили и подписали на Санкт-Петербургском книжном салоне еще в 2006 году. Владимир Путин на первом Российском литературном собрании в 2013-м подтвердил, что программе нужен государственный статус, но дело до сих пор не сдвинулось. Чиновники объясняют ситуацию недостатком средств…
И все же некоторые элементы задуманного вошли в целевую программу «Культура России». Москва и Санкт-Петербург разработали свои региональные программы, и они действуют. Что-то удалось реализовать в Государственной думе, в том числе меры по защите авторских прав.
Сегодня задача Российского книжного союза – вернуть нашей стране статус самой читающей, возродить традиции семейного чтения.
Здесь стоит задаться вопросами… А что для нас означает читающая страна? Первично качество чтения или только навык?
Конечно же, качество важно. Но оно невозможно без навыка, без страсти к чтению.
Есть исследования, согласно которым Россия входит в первую тройку стран: это уровень чтения среди детей с 6 до 12 лет, а дальше – провал. Взрослые люди, около 70 процентов, вообще ничего не читают. Ничего! Можно представить, о чем эти нечитающие сограждане говорят между собой, со своими детьми, как их воспитывают.
Кстати, сегодня только пять процентов детей первую книгу получают от родителей. В основном это делают дедушки-бабушки.
Утрачено стремление комплектовать домашнюю библиотеку. А вот у меня именно с ней связаны мои первые книги. Сначала мне их читали родители, а потом уже сам подходил, брал и буквально впивался глазами в строчки. Мы должны вернуть старую русскую традицию семейного чтения. Именно русскую.
Что можно предпринять? Представим, как было бы хорошо на федеральном канале, скажем, в формате «Говорящая книга» организовать выступления политиков, писателей, художников, пап и мам с беседами о прочитанном. Но чиновники от ТВ нам говорят: «Неформат». Чувствуется, для них неформат все, что не приносит рекламных денег.
Конечно, шире необходимо использовать и потенциал кино. Экранизация литературных произведений всегда являлась сильнейшей популяризацией книги. Стоило на экраны выйти фильму по роману «Идиот», к примеру, и роман Достоевского буквально смели с полок магазинов. Сейчас ждем фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина» по роману Льва Толстого…
Жизнь подсказывает, что просто необходимо развивать также выставочное движение. В прошлом году мы впервые провели Приволжскую книжную ярмарку. Сергей Филатов организовал на Северном Кавказе Лермонтовские чтения. Миллионы людей приходят на такие мероприятия. А посмотрите, как в лучшую сторону меняются книжные магазины, будь то «Буквоед» в Москве или «Дом Зингера» в Петербурге, или «Москва» и «Московский дом книги». Ведь это же не просто торговые точки. Это театры книги, места отдыха. И народ туда идет. Но это капля в море в масштабе нашей великой страны.
Хотелось бы вернуть и то, чем так увлекалось мое поколение в 60–70-х: встречи читателей с писателями, поэтами, вечера поэзии… Словом, не грех вспомнить все доброе, что было, и в то же время освоить новые подходы в воспитании любви к книге, страсти молодежи к чтению.
Сверхзадача всех этих усилий – образование и просвещение младого поколения. Вот почему Российский книжный союз проводит рецензирование учебников по литературе и истории. Нами же была выдвинута инициатива, поддержанная президентом страны, – возвращение экзамена по литературе и русскому языку.
Задача Российского книжного союза, повторю, – вернуть стране статус самой читающей. И мы будем добиваться этого вопреки сегодняшнему суровому времени. В том числе, надеюсь, и с помощью читателей «Военно-промышленного курьера».
Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Все это хорошо но есть одно существенное НО, если мы заходим в ставшие теперь редкими как например в Москве книжные магазины то нашему взору предстают совершенно неудобоваримые цены на книги. / Да бросьте. Любую книгу можно скачать и даже в аудио варианте. "НО" заключается в том, что раньше книга была как валюта. Книги читали, ими менялись, и даже могли обменять на что-либо более ценное. Как еще бороться со скукой? По телику балет или съезд. Только читать. А сейчас у людей другие развлечения. И еще важный момент: в Европе до сих пор есть люди малограмотные! Ни читать, ни писать толком не умеют. О каллиграфии даже не слышали! Наше образование катится туда же. Какое может быть чтение, если человек бэ и мэ сложить не может?
Однако, Европа и её законнорожденное чадо Америка, пошли дальше. По началу, конечно, это тоже был рабский труд. Но потом смекнули, что повысить эффективность можно и без труда – забирая уже наработанное, а также что плохо лежит и слабо охраняется.
«Э.ч.» Запада - война и грабёж. Забирай у бедных и отдавай богатым. И «подключение» к этим ценностям упомянутым гражданам ничего не даст (ну, разве что знакомство с другим Кодексом - уголовным). Эти ценности не рассчитаны на общество – мол, приняли, и зацвело у всех сразу пышным цветом. Нет. Перешагни, гражданин, через свою совесть и сразу почувствуешь, как тяжелеет карман! Стары как мир эти «ценности», только масштабы изменились. Как экономист я обычно даю следующую характеристику западной модели экономики: «украл, выпил, в тюрьму», но без тюрьмы (пока). А «евроценности» лишь обслуживают эту модель.
Так вот по сути, Святейший Патриарх Кирилл дал определение тому, что из себя представляет человек. В упрощенном виде и некотором развитии, это звучит так. Вера в Бога это ось, собирающая в человеке воедино разум, чувства, волю и материю из которой соткан человек. Убери эту "ось" и человек "рассыплется" в прах, ибо разум будет говорить одно, чувства другое, а материя из которой соткан человек третье. Убери эту ось и человек превратится в ходячий анекдот: "чего хочу - не знаю, чего знаю - не хочу".
Но самое интересное, любое общество, любой народ являются неким "слепком" человека. Более сложным, ибо в нем дополнительно существует некая вертикаль преемственности поколений, и тем не менее народ и общество, это макрослепок человека. Ибо Вера делает народ народом, а общество обществом, собирая в них воедино множество людей, связанных одним Духом, одними представлениями о плохом и хорошем, о добре и зле, одним представлением о своем прошлом и одним ожиданием от своего будущего. И также, как в человеке, в народе Вера собирает воедино разум, чувства, волю, сцепляя собой в единый организм материю, из которой соткано множество людей. В Христианстве, это называется Церковь, а в русской истории это народ - Церковь. Ибо, именно так из разных племен на протяжении столетий русской Православной Церковью выплавлялось и выплавилось то, что в истории получит название русский народ. Нас объединила не экономика, не политика и даже не кровь, ибо все перечисленное было только инструментарием Духа, давшим нам в том числе и единую систему христианских ценностей, заставившую работать на себя кровь, географию, экономику и политику. Для нас это объективная заданность, изменить в которой мы ничего не можем. Нам с этим и дальше жить, если только под влиянием современных либеральных учений, за которыми стоит лучший "друг человека", мы не решим покончить жизнь самоубийством.
Но интересен еще и другой момент, если мы внимательно посмотрим на америку, и на современную Европу, то мы увидим, что по тем же самым лекалам формировалось то, что "исключительные" называют американским "тигельным котлом", а также начнем более ясно понимать замысел и перспективы миграционных процессов, происходящих в современной Европе. С рядом некоторых поправок. Во-первых: мы этот путь начали, как минимум на несколько столетий раньше. Так, что они от нас отстают. Во-вторых: сама по себе вера в человеческое: "мы за все хорошее", никогда не даст того эффекта. Ибо, только Вера в Бога, дающая осязаемую и животворящую перспективу вечности в состоянии сотворить единое из множества, заставляя его каждый раз после очередной кажущейся смерти восставать из пепла истории. Впрочем, отличия не только в этом.
Но, если все так, то очень многие вещи, которые мы сейчас делаем - мы делаем не правильно. Касательно, наших гуманитарных наук это "не правильно" выражается в том, что множество наших гуманитарных мужей, базируясь в своей методологии на историческом материализме и продолжающем его материалистические традиции современном либерализме, вместо того, чтобы выстраивать некий "мост" между Духовным и материальным, заняты попыткой разрушить его остатки. И это при том, что пока мы пытаемся рушить его остатки, Запад очень успешно связывает нематериальное с материальным, обращая свои нематериальные активы под названием "европейские ценности", во вполне себе осязаемые материальные ценности. Сбылась мечта средневековых алхимиков - торговля "бусами" с дикарями дает потрясающий "эффект". Не дающий покоя многим нашим гражданам вопрос о том: "связана ли успешность экономическая успешность Запада с его нематериальными активами?", это отдельный вопрос. Ответ, на который в принципе можно получить, не прибегая к различного рода заумностям, ибо все это написано в Евангелии.
Все это можно было бы назвать лирикой, не имеющей абсолютно никакого практического значения. Если бы не одно маленькое "но". Внимательно взглянув, на то по каким линиям наши "партнеры" пытаются расколоть наше общество мы увидим, как человека-индивидуума пытаются противопоставить обществу. Настоящее пытаются противопоставить прошлому. Сместив акценты и актуализировав споры прошлого, пытаются посеять рознь в настоящем. Но начинают все с человека, активируя в нем материальное, которое якобы собирает вокруг себя разум, волю и чувства человека. В качестве инструментов используется, немного языка, чуть-чуть литературы и истории, много вранья (называемом "точкой зрения"), немного идеологем и много рекламы хорошей и разной о жизни в материальном раю. А это все означает простую вещь. Именно по этим линиям наше общество, в том числе и наши гуманитарные науки должны выстраивать заградительные линии. Благо, что инструментарий для этого есть.
книжные магазины то нашему взору предстают совершенно неудобоваримые цены на книги.
Теперь о чтении литературы религиозной, для того чтобы читать как нам Кирилл советует ветхозаветные книги нужна элементарная подготовка.
Не согласен с тем утверждением "Чтение само по себе ничего не дает..." - на мой взгляд дает особенно если это литература просветительская, литература по отраслям знаний. Да и чтение художественной литературы приносит много пользы.
Спасибо порталу pravoslavie.ru за публикацию статей о проблеме литературы и чтения.