На подвиг Отчизна зовет

    

«Семейная жизнь – это подвиг, причем непрерывный», – говорит протоиерей Валериан Кречетов, отец семерых детей и дедушка 34 внуков. В день золотой свадьбы отца Валериана и матушки Наталии Константиновны их взрослые дети отметили: они не помнят, чтобы папа и мама ссорились или спорили.

Богу и людям служить

– Отец Валериан, современные семьи – очень разные, одни ориентированы на любовь, другие на партнерские отношения, третьи – на благополучие, комфорт. А какую семью благословил Господь? В чем духовный смысл семьи?

– Ответ здесь – тот же, что и на вопрос, который когда-то задал мне младенец, ребенок: «А зачем Бог сотворил человека?» Господь сотворил человека по образу Своему и подобию. А как сказал сербский преподобный Иустин (Попович), любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества. Человек, сотворенный по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек. А любви несвойственно жить в себе. Любовь должна на что-то изливаться, должна иметь предмет любви. Почему Бог – любовь? Потому что это – Троица, Единосущная и Нераздельная. Три Лица: Отец, возлюбленный Сын, Дух Святый. Вся жизнь в любви. Как сказал Господь, «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18).

Господь сотворил человеку жену, чтобы он мог проявлять любовь к себе подобному. Мы любим иногда животных – кошечек, собачек, лошадок, можно кого угодно любить, но хочется, чтобы предмет твоей любви тебя полностью понимал – был бы тебе единосущен. Поэтому Господь сотворил Еву из ребра Адама.

Родители отца Валериана – протоиерей Михаил и Любовь Владимировна Кречетовы 1962 г. Родители отца Валериана – протоиерей Михаил и Любовь Владимировна Кречетовы 1962 г.
    

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).

Любовь, общение – вот то, что было дано первым людям.

Но, по словам Иоанна Богослова, мы должны любить Бога, потому что «…Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).

Человек обязан строить свою жизнь так, чтобы пребывать в ответной любви к Богу и к ближнему. Потому что, по слову Иустина (Поповича), – вся суть жизни, бытия заключается в Богоявлении и Богослужении. Бог как Сущий, как Источник Жизни, Сама Жизнь, явил Себя в Своем творении, в создании человека. Как человек являет себя в каких-то делах, так Бог явил Себя в творении мира. А венец творения, человек, не просто существует сам по себе, он должен пребывать в ответной любви и в постоянном служении Богу и ближнему. Помните последний куплет Баллады о разбойнике Кудеяре? «Сам Кудеяр в монастырь ушел Богу и людям служить».

Мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. И мы должны любить своих ближних, прежде всего родителей, своих родственников, вообще всех, поскольку мы сотворены Богом и все имеем одного Отца, поэтому говорят «братья и сестры». Все, чем пользуется человек, создано до него и для него, в общем-то. Поэтому человек должен быть благодарным – родителям в первую очередь, потому что они дали ему бытие, воспитали его, учили, и вообще всем старшим поколениям. Почему уважение старших всегда было законом во всем человечестве? Это – естественно. Что мы без своих предков, если нас оставить без их знаний, изобретений? Ничего.

Протоиерей Валериан с матушкой Наталией Протоиерей Валериан с матушкой Наталией
    

Брак дан также для того, чтобы люди могли по первообразу Господа, сотворившего человека, творить детей. Ведь Бог создал человека, мужа и жену, а уже жене дал возможность творить детей. Кому дал Бог, кому не дал Бог… Ведь дар-то Божий. Поэтому в Таинстве Брака (венчании) дается благословение – в помощь и продолжение рода человеческого.

Человек есть то, что он ест

– Батюшка, вы сказали, что Господь создал семью для продолжения рода человеческого. Но сейчас наблюдается странное поветрие: молодые женщины, вроде бы здоровые, не могут забеременеть, врачи отмечают большое количество замерших беременностей.

– Вы правильно сказали – «вроде бы» здоровые. Но если все это происходит, значит, все-таки нездоровые. Печальное явление, которое касается всего бытия: люди забыли и не думают о том, что семья дается для продолжения рода человеческого. И начинают «жить для себя», а детей или убивают, или, как говорят, «предохраняются» от них, избегая рождения ребенка. Есть такое выражение в народе – «желанный». Так вот дети, которые даже рождаются, часто бывают нежеланными, ими тяготятся.

Это настроение – против заповеди, данной Богом – «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).

Люди начинают по-своему «планировать семью»: сколько и кого рожать. Целые государства – Китай, Индия, другие страны – ограничивают рождаемость.

– В России есть много пар, желающих иметь детей, но у этих женщин не получается забеременеть, выносить ребенка. Такого не было еще 20, 10 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано?

– Почему не бывает детей у тех, кто желает, – вопрос сложнее. Я думаю, здесь важен вот какой момент. То, что сотворил Бог, все воспроизводится: из семени вырастает дерево, оно дает новые семена, жизнь передается через семя. Акт самовоспроизведения относится к Божественному действу, а не к человеческому. Человек не сотворил ничего, чтобы самовоспроизводилось. И самое печальное – когда человек начинает в созданное Богом вмешиваться, когда живое несет на себе печать его вмешательства – оно перестает воспроизводиться. Ведь генетически измененные растения не имеют продолжения рода. Год или два, а потом они вырождаются – таковы плоды вмешательства человека в гены.

Семья отца Валериана 1979 год Семья отца Валериана 1979 год
    

И когда люди начинают питаться этими фруктами, овощами, функция самовоспроизведения у них также начинает нарушаться. Как у растений в зародыше погибает жизнь, так и у человека. Это мое предположение, конечно, но очень похожее на правду.

Шея вертит головой

– Отец Валериан, посоветуйте: как нацелить молодых людей, девушек на семью? Ведь сегодня крепких многодетных семей почти не осталось. Даже в пример привести некого.

– Это начинается с младенчества, когда человек учится жить не для себя, а для своих ближайших: вот, ребенок отдает шоколадку маме, бабушке. Есть такое изречение: духовное пробуждение или выздоровление начинается с того времени, когда человек начинает о ком-то заботится. Часто с этого и начинается. Человек о ком-то заботится, а потом чувствует, что тот становится родным, необходимым, уже без него как-то не можешь. Потом появляется близость, родственность. И смысл-то семейных уз в том и заключается, что человек живет не один, а о ком-то заботится. Муж о жене, жена о муже и детях, муж о жене и детях.

– В свое время в России сохранялся определенный уклад жизни, все работало в одном направлении – и Церковь, и семья, и школа, и государство. Сейчас у нас государство – светское, школа – либеральная. Как можно в таких условиях воспитать нормального человека?

– Воспитанием занимаются, прежде всего, Церковь и семья. Если есть внутренний фундамент в семье, все испытания можно пережить с Божией помощью. Почему сказал отец Владимир Воробьев моему отцу: «Бери такую жену, чтобы христианка была как кремень». Это значит – твердость веры, преданность воле Божией, знание семейных принципов. Домострой в хорошем смысле слова.

– А девушке какого мужа брать?

– Христианина. Живущего по вере.

– Только их сейчас практически не осталось.

– Да есть еще. У Бога есть. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». То есть труженицу. Так же и мужа, можно сказать, – ищи не в хороводе, а в огороде. Конечно, чтобы добрый человек был. Естественно. Когда любовь есть, тогда все просто. По-человечески это сложно, «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Одно только нужно – молиться, просить, чтобы Господь указал. А Господь укажет.

– Батюшка, в житии православных покровителей семьи – муромских святых Петра и Февронии – описано, как, будучи простой девушкой, Феврония настаивает на женитьбе на ней князя Петра. То есть при создании семьи роль женщины может быть активной, решающей?

– Да, от женщины многое зависит. В Священном Писании сказано своеобразно очень, я обратил на это внимание: «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24).

Муж к жене прилепляется. Не сказано – жена оставит отца и мать и прилепится мужу своему. Думаю, это связано с тем, что женщина сотворена быть матерью. Ева – мать всех живущих: «И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20).

Женщине, как матери, свойственно заботиться. Поэтому с годами муж обычно уже не обращается к супруге «жена», а говорит «мать». А жена обращается к нему «отец». В сущности, выстраиваются отношения Адама и Евы, когда муж становится отцом для жены, а Ева оказывается для мужа матерью – как мать всех живущих.

– То есть молодая девушка может выбрать себе жениха и настаивать на том, чтобы он женился на ней? Как Феврония?

– Если будет такая, как Феврония, то, я думаю, может. Этот юмор, что шея вертит головой, а голова на шее, основан на жизненном опыте. Опыт жизни самой показывает, что семейный очаг оберегает мать. До трех лет проходит примерно половина жизни человека, а дитя находится в руках матери. Поэтому фундамент воспитания закладывается в младенчестве. Именно поведение матери, ее слова, пример очень важны для всего общества. Потому замечательный педагог Григорий Иванович Суворов, директор московской 31-й школы, когда-то сказал: «Мы говорим об идеальном обществе. Дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю». Настолько важна жизнь женщины-матери.

Непорочные в пути

– Батюшка, стоит ли говорить с детьми, с подростками о целомудрии, например, обсуждать с ними проблему абортов?

– Если есть возможность такая, конечно, нужно говорить, потому что они просто иногда не знают каких-то вещей. Или другие им рассказывают по-своему. Говорить нужно, но самое главное – личный пример.

– Будущая матушка, по каноническим правилам, должна быть девственницей. Почему Церковь предъявляет такие высокие требования к жене священника?

– Так и священник должен быть девственником. Вообще все люди перед заключением брака должны быть девственниками, а священник – обязательно, будучи «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Это само собой разумеется – как иначе можно быть образцом? Кто стал родителями Матери Божией, пророка Иоанна Крестителя? Праведные Иоаким Анна, Захария и Елисавета – «непорочные в пути, ходящии в законе Господнем» (Пс. 118:1).

У нас гуляк, пьяниц на работу не берут. А в служение Богу кого попало, что ли, можно брать? Нет, это не так просто.

– Может быть, поэтому у священников относительно крепкие семьи?

– Да, я думаю. Но, прежде всего, конечно, потому, что Господь, когда Его, собственно, просят – укрепляет, помогает. Истинная Божественная Благодать, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая», действует.

Когда мы с матушкой Наталией Константиновной праздновали золотую свадьбу, дети встали и сказали: «Мы не помним, чтобы папа с мамой ссорились или спорили». А матушка добавила: «Батюшка никогда ничего от меня не требовал». Видишь, что человек ответственный – ну, что сделала, что успела, смогла – то сделала. Так что все просто.

Не руби с плеча – разберись. Прежде – помолись

– Батюшка, а могут влиять родовые грехи на поведение мужчин, женщин в браке?

– Наследственность есть, никуда от этого не денешься. Когда мы получаем по наследству какие-то дарования, материальные блага, то спокойно их принимаем. Но иногда мы не получаем ничего или получаем что-то отрицательное. Тут многое от человека зависит – как он станет над этим работать. Конечно, справиться с этим без Церкви, без духовной помощи – невозможно. Почему духовник и советовал моему отцу брать в жены христианку как кремень. Воспитание, устои, привычки с детства – все это очень важно.

Как-то мы воспитывались так, что голос не поднимали никогда. Как ты можешь перед учительницей что-то говорить? А сейчас…

Дух мира таков, что это – дух революционный, дух непослушания, гордыни: отец – на сына, сын – на отца.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 11:21).

– Батюшка, а что противопоставить этому духу гордыни? Как с ним можно бороться?

– Смирением. Духу гордыни можно противопоставить смирение…

– А как и кому смиряться? Ты ребенку слово, а он в ответ – десять. Смиряться – родителям?

– Да, приходится смиряться родителям. Это проблема сейчас. Основной пастырский труд сегодня – это семейные разборки.

Я недавно получил на эту тему наставление от своего внука – точнее, его передала мне моя дочь. Ее сыновья старшие порвали струны, она рассердилась на них – хлопоты предстоят, затраты какие-то… Вот она младшего и спрашивает: «Сема, что с твоими братьями делать?» Он встал так – руки в боки – и говорит: «Надо разбираться». Она: «С чего начнем?» – «Принеси икону, помолимся давай». Значит – не руби с плеча, сначала разберись. А для того чтобы разобраться – надо помолиться. Не помолишься – не разберешься. Детский «старческий» совет.

Феминизация и ее плоды

– Батюшка, мы как-то опубликовали статью под названием «Муж на диване». И она вызвала очень живой отклик – оказалось, что это проблема многих семей.

– К несчастью, в какой-то момент был запущен очень непростой процесс. Тот же Григорий Иванович Суворов написал в свое время кандидатскую работу, которая называлась «Феминизация». Он отмечал, что через ношение брюк – а это сейчас особенно распространилось – женщины приобретают отрицательные черты мужской натуры. Жены, взяв на себя функции мужчин, превратились в эмансипированных бизнесвумен. А у мужчин появились далеко не лучшие черты женской натуры, даже во внешности. Женщины, предприимчивые и инициативные, перестали заниматься хозяйством, оставив это мужчинам. А поскольку очень часто современные мужья хозяйством заниматься не умеют, то по большей части просто ничего не делают. Таким образом, женщины взяли на себя бразды правления, а мужчины эти бразды отдали и сидят на шее своих половин.

– Успешные мужчины, видимо, отплатили женщинам за феминизацию: раньше – в соответствии с протоколом – первые лица государств, компаний на многие мероприятия приходили с женами. Сейчас жен никуда не берут.

– Да, неудобно, видимо, некоторым показывать жен. У кого-то не одна жена, и не первая, и не последняя.

Держать или отпустить?

– Батюшка, а бывают случаи, когда не нужно сохранять семью?

– Это нужно молиться, чтобы Господь указал. Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать: держать или не держать, отпустить, как говорят, – это зависит от обстоятельств, которые складываются.

Помню, одной я советовал молиться, и ее муж вернулся, правда, недолго прожил, умер, но уже дома, в семье. В другом случае тоже говорю: молись. Молилась она, молилась, а они – раз, и разлетелись. Она, правда, ушла в монастырь. Что было в его дальнейшей жизни – не знаю.

То есть во всех случаях нужно молиться и просить воли Божией. Какой путь? Если семейный, то – кто избранник? А дальше, когда уже Бог благословил, надо нести семейный крест.

Когда во главу угла ставят только земную жизнь, благополучие, это одно. А когда главное – спасение – совсем другое. Можно в семье прожить и погибнуть, можно и без семьи спастись.

– Вы когда-нибудь благословляли на развод?

– Не помню, по-моему, нет. Иногда кто-то приходил, говорил: жить невозможно. «Ну, невозможно, смотри уж, раз не можешь». А «разблагословлять», если Бог благословил, я не могу. Бывают ошибки иногда, поэтому нужно поступать по воле Божией. Господь любого человека может поставить на место, причем в одно мгновение: какая-то автомобильная катастрофа, авария, и все остановилось.

– Батюшка, а можно начать жизнь семьи сначала, с чистого листа?

– Я думаю, что можно. Но непросто. Не так жили – значит, надо измениться. Я знаю такие примеры, когда человек оставлял свою прежнюю жизнь. Главное – надо просить помощи Божией. Нужно вообще стараться узнать волю Божию о себе.

– Есть какие-то молитвы о сохранении, укреплении семьи?

– Тропарь об умножении любви: «Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче».

Потому что сначала оскудевает любовь, сердца удаляются друг от друга, а потом уже и тела отдаляются.

– Я знаю, что вы очень большое значение уделяете тому, венчана пара или нет…

– А как же – это же Таинство, благословение Божие. Но молиться нужно еще до заключения брака. Мой отец молился, чтобы Господь ему жену дал, и Бог дал ему маму мою. Я просто молился Матери Божией, чтобы Она сподобила меня служить Богу. Больше ничего. А уж как – Господь покажет. И Господь показал – надо жениться, и указал на ком. Господь дал жену и повел, прям за ручку, по всей жизни.

Нужно увериться в том, что именно это – воля Божия. Иногда Господь проверяет, посылает испытания. Папа был мастером спорта, чемпионом Москвы по академической гребле, как-то он пригласил маму кататься на лодках, а она с юмором была, спрашивает: «А вы умеете плавать?» – «Оскорбляете…» Мастер спорта, и не умеет плавать! «Вредная такая, никогда на ней не женюсь», – подумал папа. А вот женился, оказалось, что воля Божия есть. Не сразу все устраивается. Когда он попал в тюрьму, она с ним переписывалась, потом какое-то время папа был на поселении, в ссылке как бы, и мама приехала к нему – там они и венчалась. Это было уже, конечно, непросто: он – политический заключенный, какая перспектива открывалась?

Вообще вступать в брак нужно раз и навсегда. Как ты потом разведешься? Нет уж.

Не жди благодарности

– А что можно пожелать мужьям и женам?

– Быть мужем и женой. Есть такой тест. «Что вы хотите: иметь жену, иметь детей, иметь хозяйство – или быть мужем, быть отцом, быть хозяином? Что вы хотите: иметь мужа, иметь детей, иметь хозяйство – или быть матерью, быть женой, быть хозяйкой?» Быть или иметь?

Поэтому, конечно, нужно воспитывать мужчин и женщин, а не однополые существа. Нужно ходить церковь, молиться, а дальше уже Господь устроит. В церкви человек и находит кого-то, а не где-то подбирает…

– Вы как-то рассказывали, что в свое время на комсомолок даже не смотрели.

– Да. Беда вся в том, что во главу угла не ставят веру. А я думаю, что это одно из необходимых условий. Но конечно, в любом случае семейная жизнь – это подвиг. Раньше хоть песни были – «На подвиг Отчизна зовет». В житейское море человек тоже уходит на подвиг.

– Мама одной моей знакомой говорила дочери: семья – это каторга. И к этому ее готовила. Когда та вышла замуж, даже немножко расслабилась: «Меня, – говорит, – готовили на каторгу, а муж оказался добрый, любит меня…»

– Совершенно верно. Хотя это не каторга, но на самом деле семейная жизнь – подвиг, причем непрерывный, – выходных уже не будет. Профессор МДА Константин Ефимович Скурат в новом катехизисе приводит прекрасные цитаты о семье Сократа: о том, что если собираешься жениться, то приготовься в два раза (а я думаю, что в два раза – это минимум) уменьшить свои желания и минимум в два раза увеличить свои обязанности. По сути это так. И когда вдруг часть твоих обязанностей кто-то начинает брать на себя – уже радость.

Как тот состарившийся игумен, которого братия просила открыть тайну: «Отче, расскажи, как ты столько лет мог нами управлять? Мы же неуправляемые?» – «Ладно уж, скажу. Когда я вас на что-то благословлял, что-то просил сделать, я был уверен, что вы этого не сделаете или сделаете не так, как я прошу. Поэтому если не сделали – обычное дело. А сделали – радость необыкновенная».

Действительно, очень мудро. Так же, как не ждать благодарности. Древнее изречение: тебе сделал кто-то добро – запомни это, ты сделал кому-то добро – забудь это.

Протоиерей Валериан Кречетов
Записала Ольга Каменева

Источник: Журнал "Покров"

6 августа 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Изнанка семейной жизни, или Разговор женатого с незамужней Изнанка семейной жизни, или Разговор женатого с незамужней
Прот. Андрей Овчинников
Изнанка семейной жизни, или Разговор женатого с незамужней Изнанка семейной жизни,
или Разговор женатого с незамужней

Протоиерей Андрей Овчинников
Мое слово – к безбрачным и одиноким, а среди таких большинство женщин, и каждая мечтает о семейной идиллии. Только идиллия ли – семейная жизнь? С какими тяготами придется неизбежно столкнуться в браке?
Священник как семьянин Священник как семьянин
Протоиерей Андрей Овчинников
Священник как семьянин Священник как семьянин
Протоиерей Андрей Овчинников
Дерзну сказать, что семья как таковая сохранилась сегодня только в духовном сословии. Нужно перенимать наш добрый, положительный опыт жизни в браке
Святейший Патриарх Кирилл посетил традиционный детский праздник в Переделкино Святейший Патриарх Кирилл посетил традиционный детский праздник в Переделкино Святейший Патриарх Кирилл посетил традиционный детский праздник в Переделкино Святейший Патриарх Кирилл посетил традиционный детский праздник в Переделкино
26 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил традиционный пасхальный детский праздник «В гостях у Патриарха в Переделкино», который в седьмой раз проводится рядом с подмосковной резиденцией Его Святейшества.
26 мая состоится традиционный детский праздник «В гостях у Патриарха» 26 мая состоится традиционный детский праздник «В гостях у Патриарха» 26 мая состоится традиционный детский праздник «В гостях у Патриарха» 26 мая состоится традиционный детский праздник «В гостях у Патриарха»
Организация большого пасхального праздника для детей из многодетных семей священнослужителей Московской епархии стала доброй традицией — праздник проводится уже в седьмой раз.
В праздник Рождества Христова Патриарх Кирилл встретился с многодетными семьями В праздник Рождества Христова Патриарх Кирилл встретился с многодетными семьями В праздник Рождества Христова Патриарх Кирилл встретился с многодетными семьями В праздник Рождества Христова Патриарх Кирилл встретился с многодетными семьями
7 января 2015 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с многодетными семьями священнослужителей и мирян, приглашенными на Патриаршую Рождественскую елку в Зале церковных соборов.
Международный форум в защиту семьи пройдет в столице Международный форум в защиту семьи пройдет в столице Международный форум в защиту семьи пройдет в столице Международный форум в защиту семьи пройдет в столице
Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества» пройдет 10-11 сентября 2014 года в Кремле и Храме Христа Спасителя.
Комментарии
Татьяна 7 августа 2016, 23:36
Дорогой наш батюшка Валериан, многая Вам лета, матушке Наталье Константиновне и всем Вашим детям и внукам!
Очень Вас любим!
Храни Вас Господь!
Ольге спасибо за интервью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×