Православный календарьПравославный календарь
Не чуя страны
Александр Богатырев
Православные люди знают, что подвиг – это продвижение к Богу. Россия велика, и места для подвигов по-прежнему остаются.
Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе
Архиеп. Биробиджанский Ефрем
Лекции по богословию отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – главное, что может потребоваться будущему священнику.
Зачем жениться? Зачем венчаться?
Свящ. Павел Сержантов
Слово «супруги» происходит от глагола «сопрягать». Жизнь супругов сопряжена воедино, они в одной связке.
«Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
Любовь к родной земле прививается и через возделывание этой земли, и через активное приобщение к ее культуре и истории – уверен Всеволод Чухаркин, директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории.
Отцы и дети
Дмитрий Гаврилов
То, что для Гаврилыча было абсолютной истиной, не требующей подтверждения, у Чанышева скрывалось за тайной небытия.
Молодожены меняют привычный образ жизни
Священник Павел Сержантов
В настоящем супружестве две судьбы переплетаются воедино, даже стирается граница между двумя людьми.
Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.
И будет Голгофа, и будет Фавор
Архиепископ Алексий (Фролов)
Мы должны любить врагов. Но это же неестественно! Да, это противоестественно. Это сверхъестественно. К приобретению этой сверхъестественной любви и призывает нас Господь.
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Свящ. Александр Ермолин
Автор судит о религии с точки зрения полезности и обрушивается на христианство. Но какое христианство? Он не знает Православия – истинного христианства. Так научно ли судить о предмете по его карикатуре?
При неудачах и утратах – сопротивляемся унынию
Священник Павел Сержантов
Тех, кто был на грани развода, старец Иоанн (Крестьянкин) настраивал на аскетическую борьбу: «За семью-то надо побороться. И первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге».

«Пост — это узда на наши страсти»

Беседа с протоиереем Андреем Овчинниковым

Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым.

— Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом?

Пост является могущественным оружием духовной брани

— Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии.

— Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»?

Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи

— Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. Но пост — это свидетельство нашего желания быть верным Христу. Постился Сам Господь, постились Матерь Божия, пророки, апостолы, постились все, кто хотел быть со Христом и в этой жизни, и в будущей. Если мы обращаемся к современному человеку, который только начинает размышлять о смысле жизни и, может быть, делает первые шаги к Церкви, то говорим, что поститься нужно и для здоровья, потому что тело наше является помощником в нашем духовном труде. К своему телу нужно относиться правильно — и не отягощать его излишествами, и не подвергать его трудам непосильным. Держать его в разумной строгости — это совершенно нормально. Но эта строгость должна соответствовать нашему внутреннему состоянию, здоровью, образу жизни, работе... Важно учитывать, что мы живем еще в таком большом городе, где у всех людей большие психологические нагрузки, а здоровье не очень крепкое. Поэтому пост современному человеку прописывается самый облегченный. Я думаю, что не только в миру, но и в монастырях все-таки идет тенденция снисхождения к немощи людей, для того чтобы не ослабли наши силы. Постимся, но по уставу, который учитывает наши немощи. С одной стороны, мы говорим про здоровье, которое укрепляется постом — это для начинающих, чтобы как-то их увлечь... Попробуй поститься и сам сделай вывод. Согласись, что много болезней от переедания, и ограничь себя сначала в еде. Что касается духовной жизни, то здесь слово уже для людей серьезных: пост — это узда на наши страсти. Множество грехов и страстей питаются от нашего самолюбия, сластолюбия и саможаления. Эта группа страстей, развивающихся от угождения плоти, так и называются «плотскими» или «телесными». Если плоть держится в строгости, то эти страсти не получают себе пищи. Есть очень хорошая мысль: отними у страстей пищу, и ты лишишь их силы, — так говорили святые отцы. Если к мясной лавке прибегают собаки, которые привыкли, что им бросают кости и остатки мяса, то, чтобы они не прибегали и не докучали, нужно перестать их кормить. То же самое со страстями: нужно отнять у них пищу. К сожалению, современному человеку это трудно понять и исполнить. Это трудно донести до людей, которые привыкли к постоянному комфорту, ведь этим комфортом человек себя везде окружает — посмотрите на современные дорогие машины и квартиры; многие не могут жить без «брендовых» телефонов и самой модной одежды; есть люди, которые отдыхают только за границей и покупают продукты в лучших магазинах. Многие любят посещать всякие заведения — кафе, рестораны, где они расслабляются, едят, пьют, отдыхают. Таких людей меньше в провинции, но в мегаполисах их достаточно. Пост в этом смысле предполагает ограничение, если не исключение этих удобств. Во время поста разумная строгость ставится на первое место. В пост нужно себя удерживать от посещения гостей, застолий, от винопития и праздного веселья, от всяких юбилеев и праздников и т.д., где именно плоти дается возможность для расслабления. Ведь когда плоть уходит из-под надзора, тогда она начинает распоясываться. А вольность для плоти — это открытая дверь для входа в нашу душу страстей, которые сразу начинают диктовать свои требования. К телесным страстям относятся блуд, праздность, чревоугодие, многоспание, пьянство и всевозможные виды гнева — такие, как сквернословие, ругань, месть и т.д. Т.е. эта группа страстей усиливается там, где люди не знают поста. Поэтому, чтобы успешно бороться с грехом, пост должен быть взят на вооружение.

— Вы затронули тему досуга. Неужели досуг в Рождественский пост не разрешен? Можно ли совместить пост и Новый год?

— Отвечая на этот вопрос, мы должны видеть собеседника, которому мы наше слово адресуем. Понятно, что Рождественский пост у всех ассоциируется с Рождеством, которому предшествует Новый год. Перед Новым годом елки ставят в Москве чуть ли не за два месяца. Дней за 15-20 до 1 января почти у всех людей появляется предновогоднее настроение, которое всегда связано с покупками и подарками, с посещениями знакомых, родственников и гостей, с вечеринками и корпоративами. Самое интересное, что никто не может сказать: а что вообще празднуется в Новый год? Мы стали на год старше, время нашей жизни очевидным образом сократилось, впереди такая же многотрудная и нелёгкая жизнь... Одним словом, повод глубоко об этом задуматься и поразмышлять... А кругом всё равно ждут Новый год. Таким людям скажем: дорогие, посещайте своих друзей и родственников, отмечайте новолетие на работе, но не теряйте головы, т.е. не упивайтесь и не объедайтесь, не допускайте вольностей и плясок, помните о супружеской верности... Иногда не пойти трудно. Приходится бывать, где не постятся, танцуют, смотрят телевизор, устраивают всякие конкурсы и т.д. Как быть христианину здесь? — Не терять голову. Быть там, как говорил святитель Феофан Затворник, только телом. Душой стараться от Бога не отходить. Помнить о тех страшных ошибках и грехах, которые совершались в подобных местах веселья. Усекновение главы Иоанна Крестителя было совершено на дне рождения, под воздействием алкоголя и блудной похоти.

В основе всего лежит любовь, и строгость поста основывается на любви

Для людей воцерковленных, наверное, уместны более серьезные слова. Развлечения и всевозможные расслабления в пост не нужны. Дождемся Рождества, и тогда будет время для утешения и радости. Все-таки время поста должно отличаться от обычного времени. В чем это отличие? Господь знает нашу немощь, то, что жить строго и ответственно мы постоянно не можем — слишком слабы. Поэтому и установлены посты, как особые периоды для духовных трудов и исправления жизни. Пост нужно постараться прожить по-христиански, в духе Христовом, в точном следовании Его заповедям. Сколько раз мы слышали, что Христос никогда в Своей жизни не смеялся? Он плакал, мог даже гневаться, Он голодал, уставал, работал, ходил с проповедью по Палестине, но Он никогда не смеялся. Т.е. это важный аспект: осознай Евангельские слова, что «Блаженны плачущие», а «горе смеющимся». Но, чтобы не показаться слишком суровыми и строгими, напомним, что в основе всего лежит любовь, и строгость поста основывается на любви — на любви к заповедям и постановлениям Церкви. А там, где любовь, там вся эта строгость воздержания принимает правильное, осмысленное направление и содержание. Это мы видим на примере наших подвижников благочестия, наших старцев — какие они были радушные, гостеприимные, часто могли и пошутить, и приласкать человека. А какая строгость внутри себя, к себе, ко всем проявлениям своих чувств и желаний! Вот это удивительное свойство — чем строже человек к себе, тем он должен быть снисходительнее и любвеобильнее к ближним, — вот такому посту нам бы всем научиться. Как сказано в Евангелии: поститесь для Бога. Не будьте как лицемеры-фарисеи, которые надевают на себя скорбные одежды, посыпают головы пеплом, но ждут одного — похвалы от людей и награды на земле, потому что всё основано на тщеславии. Мы должны умыть лицо, помазать свою главу елеем, т.е. духовно радоваться, молиться и благодушествовать, чтобы поститься для Бога, ведь это самое главное.

— Взрослый человек впервые начинает поститься. Стоит ли на него сразу возлагать бремена неудобоносимые, или существуют какие-то послабления? Или это решается индивидуально?

Мы предлагаем средний, царский путь: крайности в Церкви не приветствуются

— Мне кажется, что в отношении поста нужен индивидуальный подход. Здесь важен совет духовника, а он, к сожалению, есть не у всех. Каждому человеку нужны свои слова. Например, многие люди впервые начинают Великий пост. Я таким людям советую начинать с Первой недели и Страстной недели — но это совсем новички, те, кто только-только начинают и потому боятся. Мы всегда человека при встрече спрашиваем, как у него самочувствие, как у него настроение, какие у него дальнейшие желания в отношении поста. Если возможно поститься, то можно и дальше трудиться. А есть люди, которые, еще пост не начался, уже берут благословение на послабление — на молочную пищу, даже на мясную. Им говоришь — вы хотя бы начните, недельку попоститесь, а потом будет видно. Иногда бывает, что вроде бы и ничего — можно и дальше продолжать. В отношении этих благословений-послаблений не очень понятно, как вести себя священнику, потому что отменять уставы и правила Вселенских Соборов никакой священник не может. Поэтому это всё решается с духовником индивидуально, когда мы знаем о человеке многое — условия его жизни, возраст и проблемы со здоровьем, семейное положение и условия для работы и т.д. Конечно, здесь все советы должно быть проникнуты рассудительностью и любовью. Мы предлагаем средний, царский путь: никакие крайности в Церкви не приветствуются. Крайность, когда отсутствует труд и идет полное угождение нашим желаниям. Другая крайность, когда человек слишком строго начинает, берет очень напряженный темп жизни и его не выдерживает — вот это хуже всего. Поэтому – нужно придерживаться золотой середины.

Наш народ надо все равно пробуждать. Решать сообща проблему, имя которой — боязнь поста. А с постом связана та строгость христианская, которая как узда, наброшенная на страсти. Не суровость и самоистязание, а дисциплина жизни, исполнение заповедей Божиих, которые для ветхого человека бывают нелегки, но со временем это иго и бремя становятся благим и лёгким.

— Если человек приходит и говорит: «Батюшка, я готов заниматься духовным деланием, но я не готов отказаться от пищи»?

— Можно поступить так. Хорошо, допустим, ты не можешь себя ограничить в еде. Значит, добавь в пост трудов духовных. Прочитай Евангелие, походи в церковь, приступи к Таинствам. Но для причастия пост необходим. Обязательно вокруг себя заметь человека, которому нужна помощь. В отношении ограничения еды — нельзя сразу сдаваться. Есть люди, которые выпрашивают, выклянчивают эти благословения. Одно дело — проблема со здоровьем и пожилым возрастом, другое дело — лень и беспечность.

— Помните ли вы, как начинали свой первый пост? С какими искушениями и трудностями столкнулись?

— Самое трудное — то, что я постился в неверующей среде. У меня родители в храм не ходили и всячески препятствовали посту. Мне был 21 год, когда я начал поститься, и, конечно, мне было трудно. Сейчас, особенно Великим постом — это я могу засвидетельствовать, — много мест, где есть постная еда. А в те годы приходилось перебиваться буквально хлебом, водой, чаем. Но Господь меня утешил таким образом: когда первый пост прошел, то я стал работать преподавателем в православной гимназии «Радонеж», где уже была постная еда и почти все сотрудники постились. Свой первый пост я запомнил надолго. А там уже было проще.

Дорогие студенты, школьники, работающие люди: если возможность есть, то к посту надо готовиться заранее. Я знаю, что многие берут на работу еду постную из дома, чтобы все-таки пост не нарушать. Но если такой возможности нет, то как личный совет (дети у нас так постятся) предлагаю такой вариант: дома у вас пост, но когда человек выходит на учебу, на работу или отправляется в поездку — там, как получается. Представьте, в армии служит солдат — какой там ему пост? Что ему дадут, то он и поест. Поэтому везде нужно рассуждение. Но надо трудиться. Часто бывает, что Господь, видя желание, помогает — в этом я тоже глубоко убежден, поэтому сразу нельзя сдаваться. Не получается — вот, и поститься не буду. А надо постараться, надо побороться немножко за возможность исполнять заповедь Божию.

Но с детьми, подростками, студентами, с болящими, кормящими, беременными, конечно, всё идет в сторону послабления. Но в этом смысле, если мы послабляем пост телесный в плане питания, то надо говорить, что компенсируем трудами духовными. Ты ешь творог или пьёшь кефир, тогда не смотри телевизор, не сиди в сетях социальных, часами не болтай по телефону. Не ходи по гостям и вечеринкам, больше сиди дома и занимайся своей внутренней жизнью.

— Вы, как родитель, на какой все-таки точке зрения стоите: полезен пост детям?

Пост однозначно полезен детям

— Полезен. Полезен однозначно. Мы с матушкой заметили, что у нас лучше всех постятся младшие дети, которые с нами дома находятся. Как только пошли в школу пост телесный начинает страдать. Приходится с этим смиряться, ведь в школе они сидят до пяти вечера, часто и поститься бывает трудно. Иногда трудность поста не в том, чтобы отказаться от еды, а в том, чтобы не испугаться мнения толпы. На тебя смотрят, почему ты не ешь творожную запеканку или почему выбираешь котлету из картошки и т.д., — вот здесь ребенку тоже не всегда легко пойти против всех. Но в семьях часто мамы помогают, заранее готовим какие-нибудь пирожки, булочки, постную еду какую-нибудь даем. И дети сейчас могут и в классе остаться перекусить, иногда и в столовых выбрать что-то себе. Но для детей сейчас не нужно, как говорится, «заморачиваться», потому что впереди взрослая жизнь сознательная, и там будет самое главное.

А принцип такой: в семье постимся, тем более два дня — суббота, воскресенье — дети дома, вот уже два полноценных постных дня в неделю. А в будни вечер — постный ужин, утром — завтрак постный, а днем в школе — как получится, стараемся говорить, убеждать, но учитываем обстоятельства.

— У вас есть какое-то определенное правило, которое вы обязательно стараетесь выполнить постом? Я знаю, что некоторые стараются, например, прочитать всё Евангелие?

— Каждый человек пытается на себя наложить труд поста. Я стараюсь по мере своих слабых сил отказывать себе в каких-то приятностях. То, что человеку нравится и что он любит делать, например, слушать хорошую музыку или читать классику, — постом, наверное, надо себя в этом ограничивать. Что касается каких-то дополнительных трудов, то обязанности многодетного родителя и служение в храме Христа Спасителя, преподавание в воскресной школе и прочие труды и заботы всё время и так держат в тонусе, и дай Бог с этими трудами как-то управиться, потому что объем очень большой. А в целом, специально, — честно скажу, ничего такого не добавляю, потому что стараюсь обычное, не постное время, за исключением питания, все-таки проводить примерно так же, как пост. Ну хочу, очень хочу — чтобы не терялась благодать поста. Вот это выражение мне очень нравится: благодать поста. Она, наверное, самая ощутимая в Великий пост, но и в другие посты её тоже можно почувствовать.

Великий пост всегда кончается весной — хорошая погода, впереди лето, отпуска. Эта обновленная жизнь человека влечет, и хочется чего-то такого интересного и свежего. Свт. Феофан Затворник в своих «Письмах» сравнивает людей с барашками, которых выпускают на поля после долгой зимы... Вот они там бегают, резвятся, им всё интересно. К сожалению, пост Великий проходит, наступает лето, и печально бывает осенью встречаться с людьми и слышать от них, как они растеряли быстро всё, что с таким трудом накапливали. И почему-то именно Великий пост люди ждут больше всего. Прямо вот говорят: «Быстрей бы пост, и слава Богу, что он наступил, как жалко, что он заканчивается». А почему? — Потому что Рождественский пост — это Новый год и только потом Рождество... считайте: если у нас 40 дней поста, а Новый год через 30 дней, то у многих где-то с 15 декабря уже настроение далеко не постное. Петровский пост — это лето, поездки, отпуска и т.д. Вроде бы Успенский пост, но он короткий, и тоже, хотя и строгий, но выпадает на лето. Вот эти факторы, к сожалению, для мирян, не могу сказать, как это в монастырях всё переживается, часто являются поводом не поститься. А надо бы...

Великий пост люди воспринимают серьезно, ответственно и трудятся по-настоящему. Вся дисциплина поста, богослужения, сами события воспоминаемые — Страстная Неделя, Первая седмица — всё настраивает на покаянный, правильный лад. Дай Бог, чтобы мы и прочие посты правильно выполняли и трудились для Бога.

— А как выйти из поста правильно? Как не потерять благодать, полученную в пост?

— К сожалению, наш устав православного жития — он что-то совсем не в эту сторону. Когда мы после рождественской или пасхальной службы идем в трапезную, то там глаза просто разбегаются от изобилия. Как говорится, даётся разрешение на всё. Но везде, конечно, требуется благоразумие и мера. У меня есть знакомый хирург, который занимается полостными операциями, заболеваниями кишечника, желудка. Он говорит: что-то невообразимое, во-первых, на Новый год — это понятно, категория людей, которые перебрали за праздничным столом новогодним, но это не относится к православным, а вторая волна — это после Пасхи. Когда люди, выдержав строгий пост, — последнюю неделю многие себя вообще очень строго держат, — потом себе дают позволение на всё и получают проблемы уже очень серьезные, которые требуют госпитализации и лечения в стационаре. Выходить надо из поста осторожно и сдержанно... Хочется верить, что главная радость — это не стол с едой, не котлеты и не пельмени, а события, которое мы воспоминаем: Пасха Господня, Рождество Христово, Успение Божией Матери — это главное.

— Батюшка, и последнее. Что вы можете пожелать постящимся в Рождественский пост?

Человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный

— Постящимся, конечно, хочу пожелать радости. Впереди событие Рождества Христова, ради которого мы и постимся и к которому готовимся. Пожелать, чтобы радости поста превосходили его труды. Но это не сразу. Мне кажется, надо попоститься все четыре поста, и тогда труды и ограничения уже не будут так болезненно ощущаться. Мы начнём жить иными ценностями и другими ориентирами. Вот здесь бы хотелось пожелать такого духовного подъема: не унывать, что пост пришел, не считать, как пишет Лествичник, дней до окончания поста, не бегать заранее по магазинам, чтобы закупиться на праздничный стол. Конечно, в пост — побольше добрых дел дай Бог всем нам делать. Обуздывать наши страсти, которые портят, отравляют нашу жизнь. Учиться новым качествам, т.е. тем добродетелям, о которых говорит Евангелие. В пост, как говорили древние люди, затраты на постную пищу были меньше, появлялся излишек — вот этот излишек предназначался на дела милосердия, благотворительность. Чтобы с постом уходили из жизни зависть, раздражительность, злоба и т.д. Т.е. человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный. Это человек, который благодать Божию принимает в свое сердце, и, конечно, этим светом, радостью и миром он делится и с другими. И с такими людьми все время хочется быть рядом, от них получать это тепло и любовь — дай Бог, чтобы этого было побольше в нашей церковной жизни, таких солнышек, которые могли бы согревать других людей.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1330 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) «Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО)
Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста
О том, почему так важны великопостные богослужения, как связаны пост и радость воскресения, о благочестивой гречанке, печалившейся о том, что «выпила воды в среду», и «прыжке через реку».
Зачем детям пост Зачем детям пост
Анна Сапрыкина
Зачем детям пост Педагогика воздержания, или Зачем детям пост
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Какие важные навыки может развить у ребенка именно пищевой пост, какие понятия он делает ощутимо значимыми? И как связаны пищевой пост и целомудрие?
О том, как правильно поститься О том, как правильно поститься
Терапевт Наталья Тарасова
О том, как правильно поститься «Я никогда не видела вреда от воздержания»
Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения
Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Что может быть плохого в грибах или капусте? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста?
Комментарии
Ирина 4 января 2019, 01:14
Здравствуйте. Перед Рождеством держу 3-дневный пост, но уже в первый же день смотрела телевизор. Стоит ли дальше продолжить держать пост?
Наталья 4 апреля 2017, 13:52
Спасибо о. Андрей. Помоги Господи всем нам пост провести правильно и с толком
Елена Богданова27 января 2017, 21:05
Пощусь уже много лет. Начинаешь пост как духовную необходимость, предусмотренную церковью, но завершать его всегда не хочется, потому что это очень большая защита от искушений, соблазнов, излишних разговоров и встреч.Спаси Бог, отец Андрей за полезные советы! Слава Богу за все!
Иоанна_26 декабря 2016, 10:03
фотошоп 21 декабря 2016, 23:00 /... И что мне делать, грешнику?// Если вас всё устраивает - ничего. Ведь спасение, равно как и пребывание в болоте греха - дело сугубо добровольное. Так что думайте сами - иметь или не иметь...
Ольга22 декабря 2016, 22:20
Спасибо за замечательную статью. Прошлый Рождественский пост для меня был первым в жизни. И он помог мне по другому посмотреть на мир.
фотошоп21 декабря 2016, 23:35
Не пощусь, увы. Просто не в силах. Просто не могу и всё такое... И что мне делать, грешнику?
Ольга21 декабря 2016, 16:25
Слава Господу за картошечку, основную еду провинциалов. Что бы без не делали.
Сергей 21 декабря 2016, 13:42
Был вопрос нерешенный. Прочитал статью- нашел ответ
Юлия21 декабря 2016, 10:20
Какое "теплое", доброе интервью! Спаси Господи, батюшку Андрея! Помоги Господи всем нам правильно и с пользой провести Рождественский пост!
lyudmila Toll21 декабря 2016, 07:50
Низкий поклон батюшке.... очень необходимо нам знать
танясем не унывай вот то что ты себя укоряешь это уже подвиг
--это слова святых отцев наших
я тоже стала за своими мыслями и словами следить
и в этот же момент пресекать себя и получаю радость в себе от этого
Слава Богу за все
и всех поздравл
Тамара20 декабря 2016, 23:06
Божией помощи,батюшка.всем поста приятного.
Иулиания20 декабря 2016, 19:31
Тяжелый пост. Этот Рождественский только начался, как теряю работу. Какая там радость...(
евгений20 декабря 2016, 14:48
Спаси Бог,отче Андрее,за полезные слова. С наступающим Рождеством Христовым!
ТаняСем20 декабря 2016, 09:19
Боже,помоги мне,грешной,превратиться из "злобной тучи" в такое солнышко,о ком говорит батюшка!А то каждый раз даю себе цель-провести качественный Пост,чтоб истинно испытать эту радость и каждый раз ...увы,все комом,прости меня,Господи и помилуй!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×