Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.

Русская Православная Церковь XX век
20 сентября

1918 — Состоялось заключительное заседание Поместного Собора.

Собор принял определение, в котором поднимался старый вопрос об образовании в пределах Русской Православной Церкви церковных округов.

Потребность в церковных округах была признана еще Соборами 1666–1667 гг. и 1681–1682 гг. Члены Поместного Собора, руководствуясь священными канонами и принимая во внимание значительное число уже существовавших в Церкви епархий, постановили учредить церковные округа, а распределение по ним поручить членам высшего церковного управления.

На том же заседании было принято определение «О созыве очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета». Оно предоставляло патриарху полномочия созвать очередной Собор в 1921 г. Предусматривалось также, что избранные Собором 1917–1918 гг. члены Синода и ВЦС сохраняют свои полномочия до избрания нового состава Синода и ВЦС очередным Собором. Следовательно, Собор 1917–1918 гг. закрепил норму регулярного проведения Поместных Соборов не менее одного раза в три года.

На том же заседании было принято одно из последних определений — по проекту положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине. Согласно определению, православные епархии Украины, оставаясь частью Матери-Церкви, образовывали церковную область с особыми преимуществами на началах автономии. Эта автономия простиралась на местные церковные дела: административные, просветительские, миссионерские, благотворительные, монастырские, хозяйственные, судебные (в надлежащих инстанциях), брачные. Только дела общецерковного значения не могли рассматриваться самостоятельно.

На том же заседании было принято определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Женщинам предоставлялось право быть церковными старостами, заседать в благочиннических и епархиальных собраниях, занимать должности во всех епархиальных просветительных учреждениях (кроме благочиннических и епархиальных советов, административных и судебных учреждений), исполнять должность псаломщика (но без включения в клир). В дальнейшем планировалось рассмотреть вопрос о восстановлении чина диаконисс, но этого, ввиду вынужденного окончания работ Собора, не произошло.

Рассматривался вопрос о ситуации в Закавказье. Согласно представленному проекту, предполагалось образование Бакинской епархии (вместо прежнего Бакинского викариатства Грузинской епархии) с включением в ее состав приходов, ранее не входивших в Экзархат, а принадлежавших Владикавказской и Туркестанской епархиям. Мнения членов Собора разделились, кто-то считал необходимым утвердить проект о создании митрополичьего округа и Бакинской епархии, кто-то присоединялся к точке зрения митрополита Арсения (Стадницкого), который считал что этот вопрос должно решить высшее церковное управление. В результате дискуссий Собор одобрил предложение митрополита Арсения и передал вопрос о митрополичьем округе и Бакинской епархии на рассмотрение ВЦУ. В 1919 г. ВЦУ учредило вместо Тифлисской и Бакинской епархии (Кавказского Экзархата) Прикаспийскую и Бакинскую епархию.

В этот же день — На последнем заседании третьей сессии Поместного Собора определена группа, полномочная вести переговоры от имени Русской Православной Церкви с представителями власти.

Высшее церковное управление — «Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет в их соединенном присутствии» — избрало «лиц для сношений с народными комиссарами по делам, касавшимся Православной Церкви».

Полномочия этой делегации были утверждены особым постановлением. Отныне делегации «для сношений с народными комиссарами» предстояло выступать не от имени Собора, как было раньше, а от имени высшего церковного управления, которому, в случае невозможности для кого-либо из избранных в делегацию лиц исполнять свои обязанности, Собор предоставил право приглашать на их место других лиц по своему усмотрению. В состав делегации сначала входили: протопресвитер Николай Любимов, профессор Московской духовной академии И. М. Громогласов, А. Д. Самарин, профессор Н. Д. Кузнецов, С. Г. Рункевич, А. А. Садов. По сохранившимся документам высшего церковного управления работу делегации можно проследить лишь до 1920 г. После ареста А. Д. Самарина и Н. Д. Кузнецова деятельность ее постепенно затухает, и к 1921 г. она фактически прекратилась.

Последнее заседание стало кульминацией не только третьей сессии, но и всего Поместного Собора 1917–1918 гг.

В 1920–1930-х гг. Русская Православная Церковь не раз оказывалась на грани полного уничтожения. В подобных условиях невозможно было думать об исполнении многих постановлений Поместного Собора 1917–1918 гг. Но и тогда Собор оставался для верующих нравственным ориентиром. Авторитет Собора не был поколеблен временем — и это одно из самых сильных свидетельств важности решавшихся и решенных на его заседаниях проблем.

1937 — Расстрелян Евгений (Зернов), митрополит Горьковский и Арзамасский.

1997 — Святейший Патриарх Алексий II начал первосвятительский визит в Одесскую епархию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

По прибытии в Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь Святейший Патриарх поклонился св. мощам преп. Кукши Одесского, прославленного Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых.

Вечером Его Святейшество совершил всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе.

14 сентября 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×