По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, – это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже – с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем – это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё.
И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит Закону Божиему, или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, – всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно – и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.
Больше того – такое противопоставление, а наипаче сознательное, горделивое, заслуживает, как ни странно, сочувствия. Такое противопоставление изначально обречено на крах и посрамление, очевидность которого опять же может наступить раньше или позже, но наступит обязательно. Потому что над всеми человеческими законами стоят, если можно так сказать, два Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния. Конечно, названия эти условны, но за ними действительная Божия правда. Стремящимся жить и поступать по ней она обещает воздаяние, а попирающим ее и не желающим каяться – возмездие. И с этими законами спорить никому не под силу, а правильнее сказать – само желание «тягаться» с этими законами означает уже опасную степень безумия. Единственная возможность избежать возмездия за попрание Божиих Заповедей – это покаяние, то есть сознательный отказ от противостояния Богу, примирение с Ним. Тогда все беды, которые должны были обрушиться на голову «человека противления», по милости Божией «обнуляются», и человеку предоставляется возможность начать жить действительно иной, новой жизнью. Жизнью в согласии с Богом. Но если человек «упирается», горделиво не хочет признавать власти Божией и Его силы, то Господь дает ему постепенно вкушать плоды этого противления. Обычно их называют «наказанием Божиим», и это так, если только слово «наказание» понимать не как проявление жестокой властности, а как урок, «наказ», позволяющий человеку вкусить плоды своего безумия сначала в малой степени, а потом, если не вразумится, – в большей, вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека, приводя его к покаянию, возвращению к Богу. Но если мы внимательно посмотрим на жизнь такого человека, мы увидим ясно множество предварительных, «предупреждающих звоночков» от Бога – от самых тихих до последних и оглушительных «набатных» звонов, за которыми следует уже катастрофа. И если каждый из нас будет внимателен к своей жизни, если он будет со всей глубиной и серьезностью прислушиваться к таким «звоночкам», сличая свою жизнь с Божией правдой и исправляя ее с сознательным покаянием, то можно с уверенностью сказать, что человеку удастся избежать многих несчастий и бед в жизни своей и своих близких.
Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему – которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом – то и со смертью души, с вечной мукой, как это ни страшно звучит.
Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или слова, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно.
Потому что есть еще и другая опасность – так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит.
Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство – крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними. Не может, потому что для этого нужно быть причастником Духа Христова, иметь те же чувствования, какие имеет в Себе Иисус Христос, а для этого нужно жить церковной жизнью. Вот слово, о которое многие препинаются, которое многих даже злит и сердит, потому что им кажется, что можно и без церковной жизни оставаться добропорядочным человеком и даже – христианином. Так вот: никакого христианства вне Церкви нет. И не может быть… Мы часто вспоминаем слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение Истины… что Церковь есть тело Христово, а вот дальше там есть удивительные слова, которые упоминаются почему-то редко, между тем как они говорят о многом. А далее говорится о том, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Потрясающие слова! То есть в Церкви – и именно в Церкви – обитает вся полнота истины. И если человек пренебрегает Церковью, ее жизнью, то этот человек, что бы он ни мечтал о себе, на самом деле ищет не истину, а ложь, не полноту, а ущербность, не Христа, а антихриста. Это жестокие слова, но спорить с ними так же бессмысленно, как бессмысленно спорить с Богом и противиться Его законам.
Другое дело, что эта полнота истины, а прямо сказать – Сам Христос, Который составляет полноту Церкви, – не видны и не понятны бывают сразу… Впрочем, бывает и иначе, бывает так, что Господь, напротив, открывает Себя человеку в Церкви, но потом как бы отступает, скрывается за суетой бытия, и церковная жизнь предстает человеку в обычном, житейском свете со всеми его дрязгами, несовершенством и страстями… Но всё это происходит только потому, что сами мы не способны увидеть Христа и Его Церковь в истинном свете, сами мы пребываем в той суете и омраченности, которые мешают видеть что либо еще, кроме плотского, душевного измерения жизни. И хорошо еще, если Господь привел человека в Церковь, открыл Себя ему в неизреченной радости богообщения. А бывает и так, что человек приходит в храм и с самого начала ничего «особенного» там не видит. Не видит и уходит из Церкви. И вот тут возникает вопрос: неужели Бог лицеприятен? Почему Он одним открывает Себя, и даже если «отступает» потом, то человек всё равно, памятуя об этой светлой встрече, ищет Бога снова и снова в Его Церкви, ищет настойчиво, пока не обрящет вновь и… снова потеряет… Но эти «утраты» с каждым разом всё более будут осознаваться уже не как то, что Бог «прячется» от нас, а как то, что Он, напротив, снисходит к нам, открывает Себя, зовя за Собой, с тем чтобы мы стремились к Нему сознательно и твердо, преодолевая все трудности и противности мирской суеты и восходя «от силы в силу».
Но, кажется, Господь и приоткрывает Себя не каким-то избранным людям, а тем, кто этого пусть неосознанно до конца, но искренне ищет в глубине души, как истину… как свет… как смысл бытия.
И, напротив, если человек «ничего не чувствует» в Церкви, возможно, это свидетельствует о том, что сердце его не ищет истину, а ищет что-то другое, свое, удобное и согласное с собственным, созревшим и сложившимся представлением об истине, то есть человек ищет, может быть, только подтверждения своим догадкам, пожеланиям… ищет угождения своему лжеверию, как это ни прискорбно звучит. И если он уходит из храма, то будьте покойны – он либо возлюбит, взыщет истину всем сердцем и вернется в храм, отвергнув себя, либо найдет возможность угодить себе, своему зловерию – где угодно, в любой самой безумной секте… или в «личной вере», скроенной по его собственному шаблону и удобной прежде всего и только для него самого. Но к истине это не будет иметь никакого отношения, потому что истина – это Сам Христос, Наполняющий всё во всём, в Своей Церкви. И это еще один из тех важнейших Законов, о которых мы говорим сегодня и «препираться» с которыми не только бессмысленно, но и невозможно. Потому что Бог победил мир! Уже. И нам только остается сделать выбор: стать участником и причастником этой победы или потерпеть сокрушительное поражение.
Снова в точку, снова не оставляете никаких сомнений!
" напорола косяков" . Хотя, погибнув телом душа куда пошла? Неясно. Нельзя исключать, что душа прощение получила? Надеюсь получила! Спаси Господи.
Советую более внимательно прочитать Новый Завет.
Вы заблуждаетесь насчет спасения людей после конца их жизненного пути.
Вроде бы все и не плохо: на каждом уровне определения только Божии. Но только тогда как осознать глубину низа или достижение верха: где те грани за которые невозможно спуститься/подняться, т.к. прежде в любом случае прежде смерть.
А может быть, если Воля Бога "всем спастись", то и нет иерархии законов, а есть условный круг: тогда движение в любую сторону приводят к зениту? Но тогда каждый умирающий ненасильственной смертью - Святой?
(Патриарх Алексий II)
Выше Закона - Сам Законодатель,Бог любви,прощения и милосердия. Это то,к чему мы все должны стремиться.
Но в целом все верно, Господь наш победил мир! Мужайтесь. Спаси нас всех Господь!
Невидящие очевидного суть слепцы, но слепцы по собственному нежеланию (а не по незнанию) принимать Истину, как совершенную ответственность за свою жизнь и единственно верную цель своего существования.
По части "автоматизма" закона воздаяния и возмездия вопрос спорный, потому как милосердие Божие безгранично, а человека кто жив будет и не согрешит, как известно - несть. Если по суровому, то всем бы тогда наступил капут. Всем нам. В том числе христианам, в том числе мнящим себя "рабами верными".
Отчасти это так бы и было, потому как в нашей временной жизни есть такой закон Божий под названием "время". Оно имеет свойство преображать материю и сознание. Иными словами - сейчас я поступаю как свинья, а после опомнившись - раскаиваюсь как праведник. Но уже через оное количество превращений, то есть по истечении какого-то времени, опять валяюсь в своей рвоте и так до конца..
Покаяние есть дело каждого отдельно взятого христианина или человека другой религии. Если бы было возможно покаяние целого народа или государства, история христианства была бы другой.
Третья, четвертая или еще какая мировая война для православного христианина дело несущественное. На данном историческом отрезке времени очень существенно противостоять приближению последних времен, когда люди потеряют веру и с надеждой ждать второе пришествие Господа Иисуса Христа. Так как Господни пути неисповедимы у православного христианина покаяние должно быть такой же потребностью в жизни, как дыхание.
Небольшое замечание - возможно, ошибочное и не принципиальное /о двух законах возмездия и воздаяния/ - может, точнее говорить об едином, одном, обьективном законе - ВОЗДАЯНИЯ - но с разными по знаку " воздающими" действиями, реакциями? Нет?
Ну, что заслужил - то и получил... Сам такой свой субьективный выбор /в основе/ сделал...
Сантехник. 3.10.13
Слава Богу за все!
Для нашего спящего и неверующего народа?
Слезы, рыдания, просьбы уже не помогут.
Наш народ просто обезумел от своей странной жизни.
На пороге Третья мировая, об этом говорят уже в открытую депутаты Госдумы, а наш народ - не верю, не будет, не хочу знать.
А вы им пытаетесь статьи писать о духовном.
Им ничего этого не нужно.
Это и есть трагедия нашего народа.
Гром не грянет - Россия не встанет с покаянием на колени перед Богои. Им не понять, что покаяния уже может и не быть.
"Третья мировая будет уже не для покаяния, а для истребления". Преподобный Лаврентий Черниговский.
Очнитесь, люди! Пока не поздно!
Есть духовные законы на которых основывается духовная жизнь, как жизнь материальная основывается на законах физики, мироздания. Эти духовные законы установил Господь, однако "...любовь покрывает всё", т.е. сам Бог "есть любовь"и, естественно, выше этих законов и может их менять и отменять. Эта отмена проявляется в Таинстве Покаяния, например, когда Господь отменяет воздаяние грешнику за раскаянные грехи.
Спасибо за статью, которая заставляет задуматься. Но высказывание автора о «двух Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния» очень напоминают ветхозаветные "Око за око, зуб за зуб…". Может не совсем уловил смысл статьи, но в Новом Завете говориться о страданиях тех, кто пытается исполнить Закон Божий. И наоборот -говориться о «широком пути» которым идут многие, который удобней и не предполагает тяжелых последствий в этой земной жизни. Да, мало ли примеров?
Думаю, что к верующим и не верующим можно применить два других Божественных Закона: милости и любви.