В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. |
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Гордость неразрывно связана с
другими страстями
Брейгель. Гордость
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
Преподобный говорил:
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
Старец советовал:
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Но и в этой статье я не нашел ответа, что должно побуждать человека развиваться, расти, делать открытия, рекорды, писать книги, картины и т.п.?
Вы говорите о смирении, но это можно принять как некий тормоз в развитии.
И еще, о страсти, много разьслышал, что она губительна, но, какая картина без страсти? Ну ничего же так не получится.
Вопрос может показаться наивным, но, поверьте, многих он тяготит.
Наконец-то я поняла разницу между тщеславием и гордыней ))
Глядя на себя обнаружила, что практически все мои эмоциональные реакции в основе своей или то или другое содержат. Ндаа. Действительно, чтобы избавиться от этих черт характера надо такую работу над собой вести!
Надо признать, меня тоже (как и персонажа из притчи) смиряет мысль, что гордыня может проявиться у любого, поэтому не надо ставить сверхзадач, а идти и идти по дорожке...
Алексей.
На Ноя Вы, простите, не тянете. А вот по Вашему неуважению к Святым Отцам, к Апостолам и даже к Вашим собеседникам больше походите на сына Ноя, его звали Хам.
Оказывались в ситуации - заметили непорядок в одежде человека и не можете решить, говорить ли ему об этом, или мимо пройти, что, мол, ставить в неловкое положение? Хотела пройти мимо, но не есть ли это равнодушие?
Лена, если Вы на протяжении всех комментариев упорно и воинственно отстаиваете свой статус "негордой", даже пытаетесь аргументировать свои возражения на святоотеческий духовный опыт, как думаете - одержимы Вы гордостью или нет? Для Вас же не существует авторитетов, спаси Господи! Получается, либо на равных со старцами и профессорами богословия, а то и вторая после Самого Господа Бога, да проститься упоминание всуе. Вам чего истинно хочется: узнать свой диагноз и начать лечение, или доказать, что абсолютно здоровы и подлежите выписке? Знаете, тут бы не опоздать. Надеялась всего лишь обратить Ваше внимание на незастегнутый крючок в одежде, не помышляла ни укорить, ни посмеяться, не огорчить, не осудить. Многие через боль начинают свой путь к выходу из комы, это дается большими усилиями. Но хочется жить с Богом, поэтому можно все стерпеть. Удачи Вам. Спаси и помилуй нас, грешных.
С уважением Елена
Больше сказать нечего. Господи, прости нас грешных!!!
Уважаемая Ольга! Просить прощение и каятся нужно в том, в чем ты провинился. По этому поводу появилась прекрасная статья Ольги Рожневой, то же из наследия Оптинских старцев "Помыслы неверия, сомнения и хулы" , прочитайте обязательно со вниманием. И всех Вам благ!Благодарю Вас за Вашу обо мне заботу.
"Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор.14:20).
"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Мф. 12,31-32).
Для того, чтобы что-то простилось, нужно в этом каяться и просить прощения.
Это от Иоанна Богослова, надеюсь этот "комментарий" неумным не назовут....?
"Спаси нас Господи! Все мы горды и тщеславны, одни это видят и признают, другие ещё не увидели - Бог в помощь" Между тем, ничего из Вами процитированного и написанного во мне нет. Напротив, каждый день мой начинается с молитвы: Пусть будет всё по воле Твоей Господи,к каждой своей просьбе к Богу, я добавляю, чтобы сбылось мое желание только бы в том случае, если оно соответствует воле Божией, чтобы потом мне же от него плохо не было.И, слава Богу, неприятности обходят меня стороной.
Кто болен сими недугами тангалашки - вот ссылка
http://www.zavet.ru/novo/duh/007.htm
ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ о. Александр Ельчанинов. Написано очень просто и доступно для понимания.
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).
...«Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.
Уважаемая кроткая, приветливая и уступчивая Елена М.
Я читал упоминаемую притчу у Святых Отцов, и там именно такое толкование, какое даёт Анатолий Николаевич. Он дал его не от себя, а вот вы выдумываете и сочиняете. И ещё дерзко грехи апостолов перечисляете. Своих, видимо, не видите.
Святые Отцы (а Оптинские старцы давали советы в русле святоотеческой традиции) говорили не от себя, а по внушению Духа Святого.
А вообще гордых исправляют не люди, а Сам Господь. Помоги вам Господи!
Не трудитесь отвечать, мне достаточно ваших пространных и неумных комментариев.
Вы опять же как духовный младенец не поняли притчу о старце и иноке, уверявшем, что он не гордый. По вашему мнению, старец, будучи сам грешным, не поверил в искренность инока.
Вы глубоко заблуждаетесь: гордость -свойство грешного человека. Если вы заявляете, что вы не гордая, это равнозначно тому, что вы называете себя святой, потому что только поднявшись на вершину духовной добродетели, возможно победить свою гордость и стяжать смирение.
"Гордость слепа, сама себя не видит. Крепко настаивает она на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, любит делать замечания другим; слова выбрасывает не осмысленно". Вы себя не узнаёте, нет? О смирении же Святые Отцы вот что говорят : "От него происходят кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность".
Портал подготовил для читателей подборку советов преподобных старцев Оптинских в сонме святых просиявших. Вы же эти советы отвергаете, доказываете, что они неправильны, настаиваете на своём, когда вам объясняют, что вы не правы и по своему духовному младенчеству просто не понимаете святоотеческого учения. Вы оправдываете это поисками истины, но так истину не ищут, так просто демонстрируют свою гордыню. Вам уже дали совет начать читать Святых Отцов и, если вы что-то не поймёте, обращаться за разъяснением к священникам. Вот и последуйте этому совету.
И не переживайте, что ввели нас в грех осуждения, вас не осуждают, а помогают. Бог в помощь!
"Иногда мне кажется, что люди пытаются мне доказать, что в обязанности "овец" входит обязанность любить "волков" их пожирающих..."
Вы вообще-то верующий человек? Читали Евангелие? Не попадались ли вам там слова:
“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:43-45).
Это не означает, что вы должны позволить грабить вас и убивать. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем и послал с князем на защиту родной земли двух иноков монастыря.
Это означает, что вы должны разделять грех и грешника.
Вообще в Евангелии грешников назыывают потерявшимися овцами или козлищами. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей...и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Матф.25:31—33).
И, кстати, почему вы так уверены, что вы сами относитесь к овцам, а не к козлищам? Вы уже заранее знаете, каким будет о вас суд Божий?
Перечитайте в этой статье главу "Одна гордость может заменить все прочие страсти", она как будто специально написана для вас.
Согласно святоотеческому учению, чем выше духовно человек, тем больше грехов он видит в себе. Так в грязной и тёмной комнате не видно мусора, а чем чище и светлее комната, тем лучше видно пыль. И наконец на ярком солнечном свете видны мельчайшие частицы пыли. Поэтому святые восклицали о себе: "Аз бо един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно прегрешивый и непрощенно..." Или: "Все спасутся, один я окаянный погибну!"
А люди неверующие, маловерующие или фарисеи обычно говорят о себе именно то, что вы повторяете так непосредственно и наивно и так непоколебимо уверенно в своей правоте: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь!"
Старец спросил ученика: "Ты гордый?" Ученик ответил: "Нет, старче, гордиться мне особенно нечем, и я не гордый". Старец сказал: "То, что ты отрицаешь наличие гордости в себе, как раз доказывает твою гордость".
Судя по всему, вы именно себя относите к людям, лишённым тщеславия и "достаточно разумным, чтобы понять, что гордиться им особенно нечем".
Но ваши пространные комментарии и возражения как раз свидетельствуют об обратном. Все наставления Оптинских старцев - в духе учения Святых Отцов. Если же вы не можете их принять или понять, то... что же делать? Младенцам духовным твёрдая духовная пища кажется неудобоваримой.
Может такому младенцу следует быть скромнее и спрашивать о непонятном у священника? Или начать читать святотеческую литературу, а не спешить вываливать на окружающих свои младенческие понятия и представления?
Елена М. Моё мнение по поводу Вашего комментария следующее:
Покажите мне хоть одного человека, который бы не любил себя(или назовите)???
Тот кто этого достиг, он прошел через многое: и через гордость, и через самолюбие и тщеславие..., так вот это одна из высших ступеней, научиться считать себя хуже других, и чтобы научиться искренне любить ближнего, нужно преодолеть нелегкий путь.С уважением, Сергий.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!