Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Летом моя мама застала на Украине сестру (около 80лет) в очень плохом состоянии, неадекватном, неходячем. Мы живём в Самарской области, за полторы тысячи километров от них в Храме, по записочкам молитвы «за здравие», очень помогли. Закажите сорокоуст «за здравие», молитвы «о болящих» и подобные... В общем, первую ночь все спали спокойно, на второй день мамина сестра пришла в ум, с врачом разговаривала сама, ещё через день батюшку домой к ней привели, правда от причастия отказалась. Прошло полгода, вставать начала. Сестра мамина, крещёная, не верующая. Крест и тот ели надели. Но верим, что не напрасно всё.
Я, сумбурно наверное, но хочу сказать, что кроме личных молитв важны молитвы в Храме на службе и по запискам, когда сам священник или кого он благословит, молятся за вас и вашего отца. Пост для вас имеет огромное значение, но он у вас особый, священник вам благословит так, как вам правильно нести ваш крест. А через священника, же сам Бог действует благодатью своей.
Да и важно вам, обязательно к батюшке прилепиться. Он вам в голове по полочкам всё разложит, духовная путаница от путаницы в голове и от этого большие проблемы и опасность не только вам, но и близким.
Помоги Вам Господи!
Внимательно прочитайте самое последнее предложение статьи. Если нет духовника, то спросите у священника, к которому регулярно ходите исповедываться.
Храни Вас Господь.
Священник Димитрий Шишкин: "...Церковь – это не здание только, не священник и даже не службы, совершаемые в храме, а люди, сами люди, стремящиеся достичь единства с Богом во Христе и без этого единства не мыслящие свою жизнь...
...Так что главная задача проповеди сейчас – это раскрытие той истины, что жизнь, ее полнота и развитие напрямую зависят от согласия человека с Богом. И это согласие – первое, на что христианину нужно обращать внимание и в достижении чего сама Церковь служит человеку первым и доброхотным помощником. Ибо она для этого и сотворена Господом. А всё остальное: работа, карьера, деньги, дом, семья, благосостояние – хоть и не отвергается церковным сознанием и требует внимания и повседневного труда, ответственности, но не может само по себе быть основанием для действительного благополучия в значении не только плотском, но и духовном. Потому что такое благополучие неизбежно предполагает кроме внешнего комфорта еще и глубокий душевный мир, основанием которого может служить только осмысленное существование в вечности..."
http://www.pravoslavie.ru/63253.html
(прп. Варсонофий Великий)
Больному человеку допустимо питаться по диете, установленной врачом. Но для этого нужно обратиться к приходскому батюшке (в близлежащем храме), пояснить ситуацию и получить на диету благословление. Обратиться можно после литургии, или после вечерней службы. В иное время можете батюшку не застать.
Как говорилось выше, пост это не цель, а средство дя лечения душевных проблем. Поэтому пост обязательно нужно сопровождать дополнительной молитвой - читать утреннее и вечернее правила добавлять чтение акафистов и канононов. Если больной получил благословление на смягчение поста, то он должен понимать, насколько вжно соблюдать молитвенные правила.
Понятно, что нужно во время поста обязательно причаститься Святых Тайн.
Спасибо авторам статьи за советы.
У меня всего один простой вопрос к ним по поводу вышеприведенной цитаты из статьи: зачем нужно было добавлять слово "опытный"? Разве одного лишь слова "духовник" недостаточно?
Не говоря уже о таких, как я, у которых духовника или просто одного священника, которому постоянно исповедываешься, получается, что в вышеприведенной цитате даже те, у кого духовник уже есть, могут без труда уловить либо фальшь, либо невольное искушение, либо то и другое вместе: если у них есть духовник, то, мол, этого недостаточно, надо непременно найти опытного, и именно с ним-то и посоветоваться... ) Нонсенс какой-то получается!
Духовник - он на то и духовник для отдельно взятого мирянина, т.к. гораздо опытнее последнего.
Или я чего-то недопониманию?
Еще раз спасибо! И с наступающим Рождественским (Филипповым) постом!