Нужно ли выбирать между молитвой и прививкой

Отец Роман с детьми прихожан Отец Роман с детьми прихожан
    

Храм и клиника не конкуренты

— Некоторые родители считают, что молитва надёжнее любой прививки защитит ребёнка от болезней. Так ли это?

— Мы ни в коем случае не отрицаем докторов и медицинскую науку. Нужно и молиться, и в то же время прибегать к медицине. Но наличие или отсутствие прививки — это не вопрос духовный, не вопрос греха. Это вопрос целесообразности. Я думаю, тут следует поступать индивидуально. В частности, в случае со своим ребёнком я изучал этот вопрос и остановился на том, что пока не прививать. Не потому, что прививка — это плохо или грех, а потому, что возможны побочные эффекты. Некоторые родители рассказывали мне, что врачи рекомендовали прививаться, а потом, когда ребёнок получал какие-то осложнения, они оставались один на один со своей бедой. Поэтому я считаю, что родители должны сами изучить эту проблему: какие именно прививки, где они производятся, какие были опыты, какие результаты, а потом уже решать, прививать ребёнка или нет. Но полагаться в любой ситуации только на молитву нельзя, это дерзость.

— Другие родители опасаются, что в детском возрасте организм более восприимчив к различным инфекциям, а потому не стоит с ранних лет приводить ребёнка в храм, где собирается много народа и риск заражения выше. Что можно сказать на это?

— Мне кажется, что такая позиция — от недостатка любви к Господу, к Церкви. В храме действительно много народа, но риск подхватить какой-нибудь вирус ничуть не выше, чем в поликлинике, больнице, магазине. А когда человек не любит Церковь, он придумывает всякие предлоги, чтобы не водить туда ребёнка. Ещё возникают вопросы по поводу причастия. Например, меня спрашивали: у ребёнка аллергия, может, не причащать его, там же вино? Здесь нужно силой веры для себя утвердить, что это не вино, это Тело и Кровь Христовы. И это как раз та самая сфера жизни, когда всё точно происходит по воле Божией.

Кому доверять, кого остерегаться

— Сейчас среди врачей немало выходцев из народов с иной верой. Имеет ли это значение для лечения ребёнка в православной семье? Стоит ли искать врачей-единоверцев?

— Я не считаю, что нужно искать только православного врача. Мы должны оценивать его профессиональные, а не личностные качества. Лишь бы у него были руки и голова на месте, и он знал бы своё дело. Так что стоит искать не врачей-единоверцев, а врачей-профессионалов.

— От каких методов лечения, препаратов, целителей стоит ограждать детей?

— Сейчас о любом методе или препарате можно узнать из Интернета всё, что угодно. Поэтому нужно не лениться и получить информацию, а потом взвесить всё и принимать решение. Что же касается целителей, то полезно было бы воздержаться от общения с ними. Даже если эти люди призывают в храм Божий ходить, причащаться. Ведь они стремятся не просто тело лечить, но манипулировать душой, а это такая область, которую не стоит доверять кому попало. То, что Божие, оно будет открыто как Божие. А то, что сомнительно, к такому лучше не прибегать.

Испытание или наказание?

— Нужно ли побуждать к молитве детей при болезни? Возможно ли соборование для ребёнка?

— Если ребёнок уже в сознательном возрасте, то, безу­словно, ему необходимо объяснять, что надо обязательно молиться Богу и просить о здоровье. Что касается соборования, то по церковному уставу мы соборуем не ранее семилетнего возраста. Это связано с тем, что с данного возраста ребёнок может понимать, что такое грех. Но в наше время дети так рано развиваются, что уже в пять лет многое понимают. Поэтому всё зависит от ребёнка.

— Надо ли в детях воспитывать отношение к болезни как к испытанию в религиозном смысле или как к наказанию за прегрешения?

— Ребёнка надо воспитывать в таком духе, что любое препятствие в жизни — может быть, и скорбное, может быть, и неприятное — дано нам для духовного роста. Что касается болезни как наказания за прегрешения, то нет. Потому что мы все виновны в грехе и, по такой логике, мы все должны болеть. Но мы видим, что иногда люди очень грешные не болеют, а люди праведные болеют. Поэтому это неверный посыл. Тем более в Евангелии у нас есть пример, когда ученики спрашивали Христа, кто согрешил: слепорождённый или его родители? Господь ответил, что ни тот, ни другие. Оказывается, нельзя однозначно сказать, что грех является причиной болезни. К сожалению, в православной среде есть такое мнение, что, раз человек болеет, вроде он ближе к Богу. В результате люди иногда как бы выманивают любовь к себе: ну как не пожалеть болящего. Мне кажется, что детей надо воспитывать так, чтобы этого в них не было. В нас заложено стремление к жизни, к здоровью. И в детях необходимо поддерживать ощущение, что жить — здорово!

Иерей Роман Колесников
Беседовала Марина Морозова

Источник: "Крестовский Мост"

26 мая 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×