Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Нужно ли выбирать между молитвой и прививкой

    

Храм и клиника не конкуренты

— Некоторые родители считают, что молитва надёжнее любой прививки защитит ребёнка от болезней. Так ли это?

— Мы ни в коем случае не отрицаем докторов и медицинскую науку. Нужно и молиться, и в то же время прибегать к медицине. Но наличие или отсутствие прививки — это не вопрос духовный, не вопрос греха. Это вопрос целесообразности. Я думаю, тут следует поступать индивидуально. В частности, в случае со своим ребёнком я изучал этот вопрос и остановился на том, что пока не прививать. Не потому, что прививка — это плохо или грех, а потому, что возможны побочные эффекты. Некоторые родители рассказывали мне, что врачи рекомендовали прививаться, а потом, когда ребёнок получал какие-то осложнения, они оставались один на один со своей бедой. Поэтому я считаю, что родители должны сами изучить эту проблему: какие именно прививки, где они производятся, какие были опыты, какие результаты, а потом уже решать, прививать ребёнка или нет. Но полагаться в любой ситуации только на молитву нельзя, это дерзость.

— Другие родители опасаются, что в детском возрасте организм более восприимчив к различным инфекциям, а потому не стоит с ранних лет приводить ребёнка в храм, где собирается много народа и риск заражения выше. Что можно сказать на это?

— Мне кажется, что такая позиция — от недостатка любви к Господу, к Церкви. В храме действительно много народа, но риск подхватить какой-нибудь вирус ничуть не выше, чем в поликлинике, больнице, магазине. А когда человек не любит Церковь, он придумывает всякие предлоги, чтобы не водить туда ребёнка. Ещё возникают вопросы по поводу причастия. Например, меня спрашивали: у ребёнка аллергия, может, не причащать его, там же вино? Здесь нужно силой веры для себя утвердить, что это не вино, это Тело и Кровь Христовы. И это как раз та самая сфера жизни, когда всё точно происходит по воле Божией.

Кому доверять, кого остерегаться

— Сейчас среди врачей немало выходцев из народов с иной верой. Имеет ли это значение для лечения ребёнка в православной семье? Стоит ли искать врачей-единоверцев?

— Я не считаю, что нужно искать только православного врача. Мы должны оценивать его профессиональные, а не личностные качества. Лишь бы у него были руки и голова на месте, и он знал бы своё дело. Так что стоит искать не врачей-единоверцев, а врачей-профессионалов.

— От каких методов лечения, препаратов, целителей стоит ограждать детей?

— Сейчас о любом методе или препарате можно узнать из Интернета всё, что угодно. Поэтому нужно не лениться и получить информацию, а потом взвесить всё и принимать решение. Что же касается целителей, то полезно было бы воздержаться от общения с ними. Даже если эти люди призывают в храм Божий ходить, причащаться. Ведь они стремятся не просто тело лечить, но манипулировать душой, а это такая область, которую не стоит доверять кому попало. То, что Божие, оно будет открыто как Божие. А то, что сомнительно, к такому лучше не прибегать.

Испытание или наказание?

— Нужно ли побуждать к молитве детей при болезни? Возможно ли соборование для ребёнка?

— Если ребёнок уже в сознательном возрасте, то, безу­словно, ему необходимо объяснять, что надо обязательно молиться Богу и просить о здоровье. Что касается соборования, то по церковному уставу мы соборуем не ранее семилетнего возраста. Это связано с тем, что с данного возраста ребёнок может понимать, что такое грех. Но в наше время дети так рано развиваются, что уже в пять лет многое понимают. Поэтому всё зависит от ребёнка.

— Надо ли в детях воспитывать отношение к болезни как к испытанию в религиозном смысле или как к наказанию за прегрешения?

— Ребёнка надо воспитывать в таком духе, что любое препятствие в жизни — может быть, и скорбное, может быть, и неприятное — дано нам для духовного роста. Что касается болезни как наказания за прегрешения, то нет. Потому что мы все виновны в грехе и, по такой логике, мы все должны болеть. Но мы видим, что иногда люди очень грешные не болеют, а люди праведные болеют. Поэтому это неверный посыл. Тем более в Евангелии у нас есть пример, когда ученики спрашивали Христа, кто согрешил: слепорождённый или его родители? Господь ответил, что ни тот, ни другие. Оказывается, нельзя однозначно сказать, что грех является причиной болезни. К сожалению, в православной среде есть такое мнение, что, раз человек болеет, вроде он ближе к Богу. В результате люди иногда как бы выманивают любовь к себе: ну как не пожалеть болящего. Мне кажется, что детей надо воспитывать так, чтобы этого в них не было. В нас заложено стремление к жизни, к здоровью. И в детях необходимо поддерживать ощущение, что жить — здорово!

Иерей Роман Колесников
Беседовала Марина Морозова

Источник: "Крестовский Мост"

26 мая 2017 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 171 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×