Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

О «духовном» туристе и терпеливом иноке

Благодарное слово от человека, который нарушил монастырский покой

    

Года в четыре я знала, что означает слово «скит». Скит – думала я – это такое немного странное место в лесу. Там в маленьких домиках прямо на подоконнике сидят взрослые тети в цветастых халатах и страшными глазами смотрят на тебя через окно. Это первое детское воспоминание о посещении Задонского скита – тогда он еще был психбольницей.

До скита я с родителями гуляла от нашей турбазы к сохранившемуся святому источнику. Тогда косвенным признаком святого источника мне казались монеты, блестевшие на дне, а прямым – «картинка», прибитая на гвоздик, да эмалированная кружка, которая висела над водой, и ее никто не украл.

Лет в десять я уже знала нормальный перевод и слова «скит», и «монастырь» – замечательный педагог Александра Борисовна вместе с не менее замечательным липецким краеведом возила нашу детскую изостудию по заброшенным усадьбам, храмам и потихоньку восстанавливающимся монастырям. Мы были на пленэрах в Ельце и Задонске, впархивали гудящей детской стайкой под пустые арки порушенных церквей, поросших деревьями, или под гулкие, заново перекрытые своды монастырских храмов. Мы вертелись, куда-то лезли, задавали вопросы, теребили друг друга и взрослых, и наверняка были шумной головной болью для трудников монастыря и работников свечных лавок.

Наверняка – но точно утверждать не могу. Кажется, тогда еще никто не сетовал вслух на «туристов», разъезжающих по монастырям неизвестно зачем, и не делал детям замечаний. Ну, или нам они были «как с гуся вода», а потому впечатления о поездках всегда оставались самыми радостными и даже – в том-то возрасте – возвышенными, дерзну сказать.

Конечно, сами по себе впечатления нас тогда не особо «обтесали». В автобусе мы снимали с голов платки и в меру возраста «дурили». А когда спустя несколько лет мне представилась возможность съездить с подругой в Троице-Сергиеву Лавру, Лавре, можно сказать, со мной не повезло…

Подруга, Оля, была талантливым музыкантом, как и все тогда, писала стихи. А мама ее – вузовским преподавателем и по совместительству миссионером, только мы тогда о последнем и не догадывались. Верующая мама спокойно разрешала верующей дочке ходить в джинсах и приводить домой нашу честную компанию: в дверь просачивались фенечки, косухи, берцы – полный набор «правильной» девчачьей моды.

Увы: при всей возвышенности наших тогдашних идеалов выглядела эта девичья компания для нормального взора… странно, скажем так. А мама Оли нас не только терпела, но еще и плюшками баловала.

И вот однажды Оля пригласила меня в поездку. Кажется, это был какой-то православный форум или конференция в Сергиевом Посаде, но подруга серьезно заверила, что слушать доклады меня никто не заставит, зато Лавру посмотрим, а на обратном пути «свернем» в Москву. Уже не помню, что я думала о Лавре, но перспектива забрести на Арбат без родителей (как большая) мой мозг совершенно взорвала, и мы поехали.

Было жарко. А я была уже «образованная» и знала, что в монастыре нужна юбка. И платок. Поэтому я их взяла: цыганскую юбку и бандану, которую просто вывернула наизнанку. А поскольку кроме юбки и платка в моей «образованной» голове ничего не отложилось, из-под юбки торчали джинсы (разноцветные, как сейчас помню: одна штанина голубая, другая – серая). А посередине красовалась маечка… Жарко ведь!

Я не знаю – честно не знаю – как в таком виде меня пропустили в монастырь. Может, просто все думали, что девушка «больноватая», но под присмотром – рядом все время была Оля в приличном виде.

А я, как чучело в бандане наизнанку, два дня нагло шаталось по монастырю (Оля попутно что-то рассказывала и поясняла).

Насколько помню, мы даже забрели на территорию какого-то уже совсем нетуристического и непаломнического храма. Юноша в черном у входа потупился, но ничего не сказал. Ничего! Господи, этот раб Твой, наверное, сегодня уже давно священник – помоги ему за проявленную тогда молчаливую мудрость…

Оттуда, из Лавры, я привезла домой первые две иконы. А еще спустя пару лет оказалась в другом монастыре уже совсем не туристкой.

К чему сей долгий экскурс в биографию себя любимой? Просто хочется повспоминать и ужаснуться: где были бы мы сегодня, не прояви вчера такой спокойной мудрости братия и прихожане всех «оскверненных» нами монастырей? Пожалуй, только мудрость давала им силы нас терпеть… Терпеть и, наверное, молиться.

Я тогда точно не была паломницей – чистой воды турист. Бельмо на ясном духовном оке монастыря. Но ведь если подумать, вся история русского монашества – это история постепенного бегства в поисках уединения. Монах приходил и строил келью. К нему присоединялось немного братии. Строился храм, шла тихая молитва.

А потом приходили они: полудикие крестьяне с языческой кашей в голове, надменные баре с барчуками и прислугой, лихие служилые люди… Шаркали по храму лаптями, лезли в бархате с «милостями» в келью, бряцали сбруей да просили квасу и душеполезных поучений заодно.

Тогда, как и сегодня, эти «бестолковые» миряне вразумлялись вещами странными для духовного взора и ничтожно-второстепенными. Тем, что кусок хлеба в монастыре вкуснее, а кружка воды из источника – слаще, чем дома. Тем, что пустая гречка с квасом кажется царским угощением. «С молитвой готовят!» – шептались и шепчутся эти «болтливые туристы».

И то один, то другой брат, благословившись у игумена, не выдерживал и уходил еще глубже в леса, еще дальше от мира. Монахи не изгоняли мир за его мирскую неотесанность и «тупость» – пускай приходит, авось когда и обтешется… Кто мог молиться в таких условиях – жил и молился. Кто не мог – шел дальше, расширяя монастырскую географию до самых окраин, или выстраивал закрытый скит.

Так мир ловил их, спокойных, снисходительных и мудрых, но не поймал. Зато – сам получил пользу…

Елена Фетисова

Источник: Фома.Ru

21 августа 2017 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 579 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татиана 22 августа 2017, 04:52
Статья понравилась. И мне хотелось бы пожить в тиши,в уединении.
Ира21 августа 2017, 22:05
Елена, спасибо Вам за публикацию, разделяю полностью Ваше мнение.
Людмила21 августа 2017, 15:25
К "Иоанна_". Дорогу знаете. Теперь можете поехать одна. Помощи Божией!
рб Марина21 августа 2017, 13:48
СПАСИ ГОСПОДИ ЕЛЕНА за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЬЕ В ДЕЛАХ!!! ИНТЕРЕСНЫЕ ВАШИ СТАТЬИ!!!РЯЗАНЬ.
Марина21 августа 2017, 13:40
Узнаю себя в этих словах! Большое спасибо!
Иоанна_21 августа 2017, 12:14
Впервые в жизни поехала в паломничество с группой, очень хотелось посмотреть Печоры. Нас ехало 80(!) человек. "Дом паломника" - бывшая воинская часть, 2 больших корпуса полностью заняты. На территории монастыря толпы народа, на службе в малом храме стояли сплошной стеной, ни о какой спокойной исповеди и не могло быть и речи. Да, была экскурсия. Но не за экскурсией же едут в монастырь! Потеряла 3 дня - вот моё впечатление от поездки. Я действительно искренне не понимаю, какая польза может быть от такого "паломничества"?? О каком стяжании монашеского духа в таких условиях вообще можно говорить??
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×