В апостольском чтении 20-й Недели по Пятидесятнице святой Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12). Эти слова открывают нам, братья и сестры, что природа евангельской проповеди не человеческая, не от мира сего. Евангелие есть откровение из мира иного. То, о чем возвестили нам апостолы, нельзя придумать человеческим умом или рационально «разложить по полочкам». Новозаветное благовестие возможно только принять верою.
Апостол Павел неоднократно в своих Посланиях свидетельствует о божественном происхождении христианства. Православие есть удивительный и великий дар, и церковный человек не может не чувствовать этого. Хоть мы и учимся вере, но по сути своей она не есть только учение или какое-то направление философии. Вера христианина связана с откровением Иисуса Христа и не обусловлена напрямую догматическим знанием человека о Боге.
Есть множество случаев, когда и не наученные в догматах люди обретали дар этой веры. Павел – один из них. Получив откровение веры, он не пошел учиться у других апостолов. И не чувствовал потребности уточнять что-либо – ему необходимо было пережить полученное. Поэтому он идет в аравийскую пустыню, чтобы осмыслить принятое откровение и в подвиге молитвы и поста окрепнуть для последующей проповеди. Об этом рассказывает нам сам Павел: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию…» (Гал. 1:15–17).
А ведь наша с вами вера тоже такова, братья и сестры. Много ли знали мы о христианском учении, когда впервые перешагнули порог храма? Большая часть из нас не понимала почти ничего. Потом мы начали учиться в Церкви – либо пошли на курсы, либо занимались самообразованием. Но все-таки изначально привело нас в Церковь не какое-то рациональное знание и не жажда этого знания, а некий зов сердца, тоскующего без истинного Бога. И теперь нам, так же, как и Павлу, уже не нужны какие-то внешние доказательства истинности нашей веры, потому что наше сердце нашло Бога и успокоилось в Нем. Мы – удостоверены. У пророка Исайи есть такие слова: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9). Мы же удостоверены в истинности Православия свидетельством души. И если этого внутреннего свидетельства нет, то бесполезны будут все знания. Вера христианская, вера Павла и других апостолов – это именно упокоение сердца во Христе, которое дается свыше. В основе христианства должна быть именно такая вера, а знания уже будут только укреплять ее.
В Священном Писании и в церковном Предании есть и другие свидетельства того, что природа евангельской проповеди не человеческая, но она есть откровение мира иного, мира ангельского. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14) – таковы слова первого на земле евангельского благовестия о родившемся Спасителе. Эту проповедь произнесли не человеческие уста, но ангельские. Ангелы Божии явились первыми в истории проповедниками Христа, а затем эта блаженная эстафета передалась и людям. Не случайно слово «Евангелие» имеет общий корень со словом «Ангел». Получается, когда мы проповедуем о Христе, то становимся сослужителями и помощниками Ангелов.
Многое в нашей с вами духовной жизни взято из иного мира, из мира Ангелов. Например, когда мы поем на Литургии Херувимскую песнь, то ведь подпеваем Ангелам: «Иже херувими тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе». В переводе: «Таинственно изображая херувимов, мы припеваем (вместе с ними) трисвятую песнь Животворящей Троице». И далее на службе мы вспоминаем ангельское песнопение из видения пророка Исайи: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3).
Таким образом, евангельская проповедь есть соучастие в ангельском служении на земле. Благовествуя о Христе, мы присоединяемся к хору бесплотных сил, возвещающих людям: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Это есть еще одно свидетельство неотмирности нашей веры.
В сегодняшний воскресный день хочется благодарить Творца за Его великое откровение людям – Православие. Наша вера родом с небес, это небесный подарок. Причем мы с вами имеем истинную веру и возможность правильного и чистого богопознания лишь по факту рождения в православной стране. У нас без всяких наших заслуг есть то, чего по разным причинам лишены миллиарды людей, которые нравственно ничуть не хуже нас. Православие дано нам в залог, и нам еще предстоит трудиться над своим спасением. Но все же за то, что мы живем на земле, где возвышаются купола храмов и слышен колокольный звон, можно и нужно благодарить Бога. И апостольское чтение нынешнего воскресенья располагает душу к тому, чтобы сказать нашему Господу: «Слава Тебе, показавшему нам свет христианства! Благодарим Тебя за то, что мы живем в мире, на небе которого сияет звезда Рождества!»