Привезти старику лекарства, навестить ребенка-инвалида в детском доме, подобрать бездомного и голодного - сегодня растет количество центров всевозможной помощи. В пятерке крупнейших благотворительных организаций России - православная служба "Милосердие". В год здесь получают помощь около 30 тысяч человек. О трудах милосердия наш разговор с руководителем службы "Милосердие" епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном.
Церковь переживает этап "от слов к делу". Одно из новых начинаний на этом этапе - открываются центры для беременных, оказавшихся в трудной ситуации.
Шесть лет назад у нас был один церковный приют для женщин в трудной ситуации, сейчас уже 52.
Мы живем будущим - России, своим, наших друзей. И видя, что прирост населения у нас минимальный и страна вымирает, не можем не заботиться о людях, исполняющих Божью заповедь - рожать детей. Появление ребенка - это удивительная возможность прожить с ним жизнь заново, в том числе и заново пережить встречу с Богом... Но, к сожалению, мир часто не хочет знать этой радости. А свойственное нашему времени желание жить комфортно выработало спокойное отношение к столь страшному злу, как убийство детей при абортах. И поддержать человека, который вдруг понимает всю пагубность такого поступка, защитить его от того, кто заставляет делать аборт, - очень важная для нас задача. По благословению Патриарха мы собрали 39 миллионов рублей и направили их на открытие центров гуманитарной помощи. Их у нас уже 115, до нового года планируем открыть еще 14.
А работа с социальными язвами общества - лечение алкоголиков и наркоманов, помощь бездомным?
У нас 95 приютов для бездомных, также есть и "автобусы милосердия", которые помогают людям не замерзнуть на улице, получить помощь, оформить документы.
Оказавшиеся на улице не обязательно наркоманы или вчерашние заключенные. Я встречался с многими бездомными людьми. Причины бед - "развод", "сестра выгнала из дома", "обманули, не заплатили за работу". Хотя причиной бывают и психические заболевания, и пристрастие к алкоголю. У бездомного часто деформируется психика, искажается душа. Такие люди скитаются, кормятся на помойках. В Москве, в принципе, можно прожить на улице. Но оказаться без дела и близких людей - страшно. И поэтому наша служба не только раздает вещи, кормит и устраивает на ночлег, но старается найти бездомным работу, а тех, кто еще не привык к уличной жизни, старается вернуть обратно. У нас есть специальная программа "Возвращение": мы связываемся с родными, близкими бездомного и, когда понимаем, что ему есть куда ехать, покупаем ему билет.
Церковь строит свою "империю добра"?
Что-то во мне протестует против слова "империя". Потому что, несмотря на впечатляющие цифры, эта работа всегда видится каплей доброты в мире. Хотя в капле отражается огромный океан - добра, которое есть в Боге. Наше дело, чтобы эта капля стала рекой, озером, морем.
Какие епархии самые милосердные?
Если измерять количеством участников, то, наверное, Московская. А если смотреть в процентном отношении - то тут маленькая деревня с тремя бабушками, во всем помогающими другу другу, может обогнать столицу. Думаю, что окончательный итог будет подведен на Страшном суде. А пока у нас еще есть время, надо стараться множить любовь.
Главная причина творить добро другим?
Человек, творящий дела милосердия, это не "рядовой солдат", выполняющий указания сверху. Он руководствуется Божьим призывом и чувствует радость что-то сделать для другого. У Спасителя есть слова, донесенные до нас апостолом Лукой в "Деяниях апостолов": блаженнее давать, нежели принимать. И это так: блаженство отдавать - служить, заботиться, любить - ни с чем не сравнимо. А еще человек, в сердце которого есть добро, может надеяться на счастье. Если же добра в душе нет, то, боюсь, что ни деньги, ни знакомства, ни связи, ни способности не дадут ему радости и счастья.
Государство не хочет - через гранты и конкурсы - давать больше денег Церкви как проверенному "институту" на социальную работу?
Многие говорят: а зачем устраивать какие-то частные детские дома или благотворительные больницы, раз есть государственная система? Но система - машина. А машина может обеспечить эффективность, но не может быть доброй.
У нас в России сегодня на 8000 человек приходится один священник, а один полицейский - на 200! Так на чем основан порядок? На воспитании или на страхе и принуждении к добру?
При принуждении же к добру может получиться, как в фильме про Бармалея. Исправившийся Бармалей устами Ролана Быкова говорил: я стал хорошим и теперь всех заставлю быть хорошим.
Да, нужно сильное государство. Но помимо него в жизни людей должны быть вера, нравственность, общность людей, воспитанных на любви к Родине и заботе друг о друге.
Церковные проекты как раз и собирают людей, готовых поделиться теплом. И у нас огромный опыт, мы знаем, как, помогая людям, избежать "эмоционального выгорания", как, каждый день видя в хосписе умирающих, сохранять добро и свет в душе.
Так создается "культура добра"?
Да, и она у нас, конечно, повыше, чем у работников соцучреждений. И пусть государство спонсирует свою службу социальной помощи, а у нас есть общество друзей милосердия, в которое входит около 10 тысяч человек. Они ежемесячно собирают около 7 миллионов рублей. Средняя жертва - 700 рублей в месяц. Будь их у нас не 10 тысяч, а 25, и можно было бы прекратить все разговоры о необходимости искать спонсоров и благотворителей. Жертвователи среди простых людей - это самое стабильное.
Неужели бедных больше среди благотворителей, чем богатых?
Жертвы от богатых в процентном отношении пока больше, но большие богатства сильнее зависят от кризисов. Одна благотворительница нам жертвовала около 100 миллионов в год, а в этом году перестала - кризис. А всегда верные нам 10 тысяч среднеобеспеченных людей покрывают до 20 процентов наших расходов.
Страна переживает бум волонтерства, а количество ваших добровольцев растет?
Добровольчество у нас очень хорошо развивается в Екатеринбурге. А в других городах остается примерно на том же уровне. Но у нас в службе "Милосердие" и так одна из самых больших добровольческих организаций в стране. Кроме того, в каждом храме Москвы и крупного города по благословению Патриарха уже есть социальный работник. Я должен сказать, что в руководстве социальным служением Церкви принимает личное участие Патриарх Кирилл. Он посещает нуждающихся в помощи, никогда не отказывает, когда к нему обращаются с просьбами, принимает решения о сборе средств... Без его руководства у нас ничего не получилось бы.
Справка "РГ"
Православная служба "Милосердие" входит в пятерку крупнейших благотворительных организаций России. В год здесь получают разовую помощь около 30 тысяч человек. На постоянном попечении службы около 2000 человек. В службе более 500 сотрудников, 1250 добровольцев, 200 сестер милосердия.
"Милосердие" объединяет 27 социальных проектов: кризисный центр "Дом для мамы", Центр семейного устройства, Свято-Спиридоньевская богадельня, Центр реабилитации детей с ДЦП, центр помощи бездомным "Ангар спасения" и другие. Более чем на 80 процентов служба "Милосердие" существует на пожертвования. В следующем году дефицит службы составит 12 миллионов рублей в месяц. Поддержать ее можно, оформив регулярные пожертвования на сайте службы miloserdie.help