Жажда правды

Ольга Орлова
Ольга Барышникова

Источник: Журнал "Покров"

    

О почитании новомучеников в столице хорошо известно. Главным событием в год 100-летия русской трагедии стало освящение в Москве на Лубянке Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. А как почитают новомучеников по всей России? Предлагаем опыт митрополий и епархий: успехи, факты, проблемы.

Московская областная епархия

В Московской епархии прославлено 550 новомучеников и исповедников. Почти на каждый день года приходится чья-то память, служится литургия, устраиваются крестные ходы. В храмах и монастырях, где подвизались прославленные, издаются книги, пишутся им иконы. Если церковь не сохранилась, ставится в память страдальцев Поклонный крест. На домах, где были рождены и жили пострадавшие, устанавливаются памятные знаки.

Обретены мощи всего нескольких новомучеников. Например, в Коломне, в Богоявленском Старо-Голутвине мужском монастыре почивает священноисповедник Феодосий (Ганицкий; †1937), епископ Коломенский. В городе Ногинске (бывшем Богородске), в Богоявленском соборе покоятся мощи священномученика Константина Голубева (†1918), служившего в этом храме. В Казанском храме города Реутова поклоняются мощам священномучеников Александра Смирнова (†1918) и Феодора Ремизова (†1918).

В епархии празднуются Соборы новомучеников по благочиниям или объединенных как-то иначе, – например, 17 сентября в Коломенской духовной семинарии отмечается Собор ее пострадавших выпускников, включающий 19 святых.

Иерей Владимир Введенский. 90-е годы XIX века Иерей Владимир Введенский. 90-е годы XIX века
    

В Московской епархии устанавливаются памятники новомученикам. Так, священномученику Серафиму (Звездинскому; †1937), епископу Дмитровскому, был поставлен памятник около Успенского собора города Дмитрова, священномученику Алексию Смирнову (†1938) – в селе Глебово Истринского района.

В память новомучеников переименовывают улицы. Например, в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская теперь называется Елизаветинской в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы (†1918), а в городе Электрогорске улица Безымянная обрела имя священномученика Константина Успенского (†1937). Их память освящает пространства.

Санкт-Петербургская митрополия

В Санкт-Петербургской митрополии прославлено около 100 новомучеников и исповедников. Революция начиналась в Петрограде. Здесь же ею были принесены первые жертвы. Именно с их канонизацией и возникают сегодня существенные проблемы. В 1992–2000 гг. было прославлено несколько питерских первомучеников: протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Философа Орнатского, Алексия Ставровского и др. Однако первомучеников почти не прославляют в силу того, что на расстрелянных при красном терроре 1918–1919 гг. не оформлялись следственные дела, отсутствуют протоколы допросов арестованных, акты расстрела и т.п. Хотя мучения и смерть первомучеников революции очень напоминают таковые у первомучеников языческого имперского Рима: тогда тоже сохранялись лишь свидетельства людей, присутствовавших при их казни.

Среди питерского духовенства и верующих периода гонений было также много представителей так называемой «правой оппозиции» курсу примирения с советской властью заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Это прежде всего участники иосифлянского движения, возникшего в 1927 г. и названного по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). Долгое время их приравнивали к раскольникам, что к концу 1990-х гг. было признано неверным, однако их канонизация до сих пор сталкивается с препятствиями.

Левашово под Санкт-Петербургом Левашово под Санкт-Петербургом
    

Серьезной проблемой является сокрытие органами госбезопасности мест расстрела и захоронения новомучеников. Хотя там, где эти места известны, они являются центрами духовно-нравственного воспитания новых поколений: Бутово в Москве, Левашово под Петербургом, Сандармох в Карелии и др. Однако в отношении большинства пострадавших места их убийства остаются неизвестны. В частности, остается только догадываться, где в августе 1922 г. расстреляли митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Скорее всего, на Ржевском полигоне к северо-востоку от Санкт-Петербурга, но точных данных нет…

Память о новомучениках ныне в «колыбели революции» возрождается, чтобы избежать новых потрясений. Например, в здании церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной община устроила Музей новомучеников Санкт-Петербургской епархии, посвятив часть экспозиции новомученице Екатерине Арской, дочери ктитора этого храма А.П. Уртьева. В день ее памяти, 17 декабря, устраиваются особые торжества. При храмах и монастырях создаются сестричества милосердия и братства, называемые в память подвизавшихся там новомучеников. Так, при Александро-Невской Лавре воссоздано существовавшее до революции Александро-Невское братство, которое сейчас посвящено имени священномученика архимандрита Льва (Егорова).

Саратовская митрополия

Одними из самых почитаемых саратовчанами новомучениками являются святитель Гермоген (Долганёв), священномученик Косма, пресвитер села Рыбушки, и граф Александр Медем. Это совершенно разные судьбы, в которых, как в гранях царского бриллианта, преломляется и сияет свет величия России.

Святитель Гермоген был викарием Саратовской епархии – епископом Вольским, а затем саратовским архиереем в самом начале XX века. Противодействующий тем деструктивным тенденциям, которые разразятся революцией 1917 г., он уже тогда сильно мешал тем, кто готовил ее. Гонения на него при интригах и подлогах начались еще при государе. Он стал одним из первых новомучеников, утопленный обличаемыми им большевиками летом 1918 г. в реке Туре вместе с сослужителями из духовенства.

Священномученик Косма – из простых крестьянин, который при аресте священника в их селе вызвался занять его место. Конечно же, он и сам был арестован и убит за эту безбоязненность исповедания, когда новая власть всеми силами запугивала народ.

Так же и граф Александр Медем, лютеранин по происхождению, принявший православие и так полюбивший Россию, что подобно святому государю, отказался покинуть ее, разделив с народом, которому он всецело благотворил, все его испытания и скорбь.

Это те светочи, почитание которых рассеивает унизительные сумерки пошлого безбожия.

С 2011 г. в митрополии отмечается Собор Саратовских святых. У праздника уже есть свои традиции: например, за этими, самыми «молодыми» по времени составления служб, богослужениями читают дети – победители епархиальных конкурсов чтецов.

Главной проблемой нашей церковной жизни, в том числе повлиявшей на некоторую отчужденность в почитании народом новомучеников, правящий архиерей Саратовской митрополии владыка Лонгин (Корчагин) считает разрыв церковной традиции, а потому и все принимаемые меры направлены на его уврачевание.

Архиепископ Серафим Орловский Архиепископ Серафим Орловский
    

Так, и новопостригаемым монахам даются имена умученных за веру, чтобы «память новомучеников вошла в плоть и кровь нашей церковной жизни», – говорит архиерей, утверждающий, что именно их подвигу мы обязаны своей жизнью. Она относительно благоприятна, но, чтобы продолжились эти времена, необходимо прилагать усилия, иначе жизнь народа вновь заполонят сорняки, с незначительных всходов которых началась и катастрофа, поглотившая страну 100 лет назад.

Пензенская митрополия

Постригать монашествующих в память новомучеников и исповедников Церкви Русской стало традицией и в Пензенской митрополии. Сам правящий архиерей митрополит Пензенский Серафим (Домнин) пострижен в монашество с именем священномученика Серафима (Чичагова; †1937), расстрелянного на Бутовском полигоне. Глава митрополии не единственный, кто там непосредственно налаживает молитвенную связь с Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской через общение со своим тезкой-предстателем. Так, сотрудничавший с журналом «Покров» некогда главный редактор студенческого журнала Московской духовной академии «Встреча», ныне иеродиакон Фаддей (Голосных), пострижен в память священномученика Фаддея (Успенского; †1937), епископа Тверского. Иеромонах Августин (Зайцев) носит имя священномученика Августина (Беляева; †1937), архипастыря, включенного в Собор пензенских новомучеников. А монахиня Иоанна (Кудряшова) наречена в честь одного из самых почитаемых в Пензе новомучеников – священномученика Иоанна (Поммера; †1934). В святцы он включен с титулом Рижский, хотя известны предложения о почитании его с двойным титулом Пензенский и Рижский, настолько значительным оказался период его архипастырства на Пензенской земле, как для епархии, так и для его собственного становления.

В Пензенской митрополии пензенский период служения священномученика Иоанна (Поммера) глубоко изучен. С разных сторон он раскрывается в дипломном и в кандидатском исследованиях правящего архиерея, в кандидатской и докторской диссертациях начальника юридического отдела Пензенской митрополии доцента Пензенского государственного университета (ПГУ) Киры Георгиевны Аристовой. Кстати, ее мама еще при советской власти, когда это было отнюдь не безопасно, получала из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле посылки с православной литературой: в основном это было Священное Писание, молитвословы, акафистники, ноты… Но вот однажды за год до рождения Киры, в 1984 г., среди присланного оказалась тоненькая брошюрка о священномученике Иоанне (Поммере), и когда уже студентка исторического факультета, выбирая себе тему диплома, порывшись дома в книгах, нашла это послание из русского зарубежья, то посчитала это промыслительным.

Священномученик Иоанн (Поммер) Священномученик Иоанн (Поммер)
    

Ныне в митрополии создан Просветительский центр имени священномученика Иоанна (Поммера). Организован он на площадке пензенского Музея Василия Осиповича Ключевского, отдельные экспозиции которого посвящены новомученикам и исповедникам Церкви Русской и жертвам репрессий. В центре действует лекторий, консолидирующий старшеклассников, студентов, вузовских преподавателей и школьных учителей. Возглавляют научное сообщество историки-краеведы Александр Игоревич Дворжанский и его сподвижник Сергей Владимирович Зелев, около 20 лет работавшие над Пензенским мартирологом пострадавших за Христа «Праведный верою жив будет». Их соавтор по этому труду протоиерей Владимир Клюев ныне служит в Москве в храме Святителя Николая на Преображенском кладбище, а также назначен настоятелем одного из строящихся храмов новомучеников и исповедников Церкви Русской. В мартиролог включено более 2200 имен пострадавших. Это начинание призваны продолжить молодые исследователи объединенной научно-практической базы ПГУ и Пензенской духовной семинарии в своих курсовых, дипломных, магистерских работах.

Норильская епархия

В Норильской епархии есть мемориальный комплекс, посвященный памяти новомучеников, – Норильская голгофа. Святейший Патриарх Кирилл освятил начинание норильчан по строительству огромного храмового комплекса в память новомучеников и исповедников Церкви Русской. В нем запроектированы библиотека и музей, в которых сосредоточится исследовательская и просветительская работа по увековечиванию подвига новомучеников.

На юге епархии давно ведется поисковая работа. Например, удалось найти письма 1929–1930-х гг., принадлежащие перу удивительного подвижника благочестия священника Мартина Римши (†1941), в том числе его переписку со святителем Лукой (†1961) и с другими новомучениками, проходившими ссылку в Норильске. В письмах описаны черты быта священников и монахов в ссылке: они не только страдали, преодолевая тяготы заключения, но и неукоснительно служили, венчали, крестили.

Строительство храмового комплекса в память Новомучеников в Норильской епарахии, июль 2017 г Строительство храмового комплекса в память Новомучеников в Норильской епарахии, июль 2017 г
    

«На территории Норильской епархии нет архивного института, но у нас уже собран очень интересный материал, который необходимо оформить, чтобы донести до людей, – рассказывает монахиня Илариона (Сухова) из Комиссии по канонизации Норильской епархии. – Эта работа будет вестись в музее строящегося храмового комплекса в память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Важно привлечь к ней молодежь. Вещественные факты истории, пропущенные через ее руки, переосмысленные ребятами, будут и старшим, и следующими за ним младшими поколениями восприниматься совсем по-другому».

Пермская митрополия

Пермская митрополия известна прежде всего новомучениками Романовыми. Великий князь Михаил Александрович Романов, с которого началось зверское и планомерное уничтожение царской семьи, был расстрелян в Перми в ночь на 13 июня 1918 г. В митрополии уже пятый год проводятся раскопки и поиск останков великого князя и его секретаря Николая Николаевича Джонсона. Геологические работы ведутся очень медленно, даже притом, что есть поддержка специалистов международного уровня.

«Сейчас на месте огромного архиерейского кладбища находится городской зоопарк, и власти не очень заинтересованы в изменении ситуации, – говорит Алла Хуторянская, жительница города Перми, представитель Фонда «Обретение». – Мы как можно скорее должны осознать, что ничего в России не изменится, пока мы не переосмыслим свою историю. Соликамск, Кунгур – это города Пермской митрополии, особо обильно политые и освященные кровью новомучеников. Мы знакомы с некоторыми из потомков страдальцев, удается проследить историю рода. Чего не скажешь про потомков тех, кто расстреливал духовенство и верующих, разорял храмы и монастыри, мы специально изучали этот вопрос: их роды пресекаются, фамилий палачей в данных последней переписи почти уже нет. Как сказано в Писании, «семя нечестивых потребится» (Пс. 36:28).

Пермь. Разорение архиерейского кладбища, на месте которого будет устроен зоопарк Пермь. Разорение архиерейского кладбища, на месте которого будет устроен зоопарк
    

Омская митрополия

В 2000 г. в Омске на живописном крутом берегу Иртыша снова возвели разрушенный в советские времена Свято-Успенский собор, где теперь покоятся мощи священномученика Сильвестра (Ольшевского; †1920). Владыку штыками распяли на полу храма, – здесь сами убийцы умышленно или неумышленно обнажили аналогию страданий новомучеников со Страстями безвинно умерщвленного Христа.

Поразительна история обретения уже в наши дни мощей страдальца. Там, где он был захоронен, в советское время устроили рекреационную зону, в центре которой был кинотеатр, а вокруг разбит парк культуры и отдыха с затейливым фонтаном. Когда уже в наше время в парке проводились взрывные работы в связи со стройкой, из земли забил горячий минеральный источник и стали всплывать: Киево-Братская иконочка, орлицы… Строители не сразу сообразили, что происходит. Выловив икону, на обратной ее стороне прочитали: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 г.» Постепенно воды подняли на поверхность 104 предмета: параман, саккос, четки, епитрахиль… Так мощи мученика и обрели. Рядом с останками нашли штык, – один из тех, какими архипастыря распяли на полу храма.

В нижнем приделе восстановленного Успенского собора установили мемориальный знак «Сибирская голгофа»: красная звезда, раздавившая некогда, при красном терроре, столько жизней, изготовлена из мрамора, под ней захоронены останки убиенных при советской власти. За всех пострадавших в храме возносится молитва. В росписях этого храма палачи, расстреливающие мучеников, символически изображены без глаз и без сердца. Здесь же, в южном приделе воссозданного храма, размещена экспозиция вещей, найденных при раскопках.

Епископ Сильвестр Омский Епископ Сильвестр Омский
    

При советской власти под Омском на месте Ачаирского женского монастыря был лагерь для ссыльных. На огромном полигоне в 30 га расстреливали священников, позже, заметая следы преступлений, разбили яблоневый сад. Сейчас Ачаирский женский монастырь восстановлен, туда со всей России едут паломники. Когда-то по дороге мимо монастыря проезжал ссыльный Ф.М. Достоевский.

«В Омске есть учитель информатики Наталья Алешина, – рассказывает Мария Дегтярева, сотрудник отдела религиозного образования Омской митрополии, – она разработала проект, в рамках которого дети собирают информацию о новомучениках и пострадавших на Омской земле, а потом на уроках разрабатывают базу, в которую вносят разысканные ими имена и сведения о жизни умученных. Уже издан целый сборник по итогам их трудов, стали традиционными устраиваемые этими юными учеными чтения».

Ивановская митрополия

В Свято-Введенском монастыре Ивановской митрополии находятся мощи блаженного Алексия Елнатского (†1937) и священномученика Владимира Лежневского (†1931).

«Потомки двоюродных братьев блаженного Алексия, которые совсем недавно узнали о том, что у них есть святой родственник, присылают нам разные вещи для музея – то веретёно, на котором сестра блаженного Алексия вязала ему носки, то его чайник», – рассказывает монахиня Афанасия (Васильева), насельница монастыря, обращая внимание на то, что для нас привычным является почитание, например, чугунка или мотыжки преподобного Серафима Саровского, а почему мы не относимся с подобным благоговением к вещам новомучеников?

Конечно, их подвиг в предпочтении Царства Небесного царству земному, что более всего располагает к строительству храмов и освящению приделов в память победивших своей мученической кончиной во образ Господа Христа смерть. Но для нас новомученики могут стать ближе, если мы соприкоснемся хотя бы с осколками того прекрасного мира, в котором они жили до русской катастрофы начала XX века. «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, богатство и счастье», – писал Иван Бунин.

«У нас в храме, – рассказывает мать Афанасия, – создается музей, посвященный подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Начиналось все с трех стендов с фотографиями священников, верующих, храмов, что были взорваны. Экспозиция постоянно пополняется. Много еще данных находится в архивах, их надо изучить и обнародовать. Концепция музея – рассказать о самых близких нам по времени подвига святых Ивановской земли. Тема новомучеников объединяет. В Иванове много историков, но отдельного полноценного музея пока нет – это работа на будущее».

Вятская митрополия

Церковно-краеведческий музей в городе Кирово-Чепецке планируется сделать на базе церковно-приходской школы – это самое старое здание в городе, 1094 г. постройки, которое является памятником архитектуры XX века. Пока в городе действует небольшой выставочный зал в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. Ко Дню православной книги местные жители приносят в храм разные вещи: например, переписанный рукописный акафист, православный календарь 60-х гг. прошлого века и другие зримые факты эпохи.

Михаил Александрович Романов (слева) и Николай Николаевич Джонсон Михаил Александрович Романов (слева) и Николай Николаевич Джонсон
    

«С 1988 г., когда в городе стала возрождаться церковная жизнь, активно ведется и краеведческая работа, – рассказывает Лариса Зорина, завуч Воскресной школы из г. Кирово-Чепецка. – Специально для детей была подготовлена игра, которую подарили во все школы к недавно празднуемому 80-летию Кирово-Чепецкого района. Это лото, в котором обозначены все церкви, которые были разрушены при советской власти. Выигрывает тот, кто первый восстановит все храмы. Дети с увлечением играют, – возможно, кто-то из них, когда вырастет, задумается о восстановлении взорванной или поруганной святыни. Такие, к сожалению, на Вятской земле еще есть».

Смоленская митрополия

Смоленская земля обильно полита кровью новомучеников и защитников Русской земли в годы Великой Отечественной войны, здесь практически не осталось старшего поколения. Тем более важно хранить память о тех безвременно ушедших, кто не по своей воле не участвовал в воспитании следующих поколений.

Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Смоленске освящен на следующий год после прославления на Архиерейском соборе 2000 г. Собора новомучеников Российских. Этот храм стал первой церковью, возведенной на смоленской земле за последние 170 лет. При храме создан Центр духовного просвещения. Здесь собирается молодежь, они постоянно что-то сами делают, кому-то помогают. На приходе только формально выделяются различные общины: есть, например, казачья, а есть для тех, кто имеет ограничения по зрению, слуху, – но на самом деле все общаются и занимаются вместе.

На Смоленщине особо почитают священномученика Серафима (Остроумова; †1937), архиепископа Смоленского, чьи мощи так и не обретены, погребенные среди множества останков убиенных на Катанском полигоне. Это то же самое, что Бутовский полигон под Москвой, – и таких даже еще неизвестных анклавов смерти по всей стране множество. Для чего надо ходатайствовать об открытии архивов? Да для того хотя бы, чтобы люди бездумно не устраивали пикники с плясками на местах, где захоронены их прадеды.

«Современной молодежи в каком-то смысле повезло больше, чем тем, кто воспитывался при советской власти, – делится своими рассуждениями настоятель храма Архангела Михаила в Смоленске протоиерей Павел Петровский. – Сегодня зачастую именно через детей воспитанные в те смутные времена взрослые узнают истину. Сейчас пишутся учебники на основе житий местных святых. Так, у нас замечательный педагог Мери Стефановна Хохлова создала календарь новомучеников «Святые земли Смоленской». Главное, чтобы сами дети по заповеди блаженств были «алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6), от чего, в общем-то, недалек каждый ребенок. Если мы не будем обманывать себя в широком историческом масштабе, мы и в малом житейском станем честнее».

Ольга Орлова
Ольга Барышникова

Источник: Журнал "Покров"

10 ноября 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×