Всякая ли благотворительность хороша? Когда она может стать душевредной? О том, зачем и как нужно заниматься добрыми делами, мы беседуем с психологом, основателем группы сайтов «Пережить.ру» Дмитрием Семеником.
– Один мой знакомый заметил, что если сейчас и есть те, кого общественное мнение согласится считать героями нашего времени, то это скорее всего известные люди из сферы благотворительности. И правда, порой они становятся чуть ли не медиа-звездами. Например, таким человеком была доктор Лиза. Возникает вопрос: а почему именно их и только их сегодня скорее всего признают героями? И более того, не несет ли благотворительность и риски с точки зрения наличия в ней чего-то потенциально душевредного?
– Вы затронули достаточно интересную тему. Действительно, доктор Лиза стала даже, рискну сказать, каким-то таким идолом. И высказать в ее адрес какое-то сомнение – это все равно что поставить себя вне общества. От тебя все тут же отпишутся в соцсетях и т.д. То есть ты не можешь навести какую-то даже маленькую тень на этот светоч.
Хотя, на мой взгляд, доктор Лиза стала таким авторитетом не столько потому, что она занималась благотворительностью лучше, чем другие люди, а скорее потому, что очень хорошо писала в ЖЖ. Я сам с большим удовольствием читал ее материалы и понимаю всех людей, которые тоже ее читали и уважали.
– А чем вас насторожила доктор Лиза?
– Она меня ничем не настораживает. Меня настораживает тот культ личности, который вокруг нее возник. Почему словам (а в каких-то случаях – выступлениям, видео) человека придается больше значения, чем его делам? Ведь таких людей, как доктор Лиза, немало, но ее выделяют, возносят на пьедестал именно благодаря ее творчеству в ЖЖ.
Но принципиально важно все же, какую цель человек преследует. Если мы свою медийность используем исключительно как средство лучше делать свое дело, то никакого вреда мы сами при этом не получаем.
Но в целом, по-моему, сейчас имеет место серьезная подмена. Сегодня нет таланта выше, чем медийный талант. Вот, например, человек пишет о своих добрых делах где-то в соцсетях. Это особый талант. Например, я им не обладаю. И многие другие люди тоже не обладают, но при этом они занимаются чем-то полезным. Но только первые благодаря медийности вольно или невольно становятся своеобразными гуру, идолами.
Хвастаться своими талантами –
все равно что гордиться чужими украшениями
– Но вам могут сказать, что вы ведете себя просто непрофессионально. Если для успеха дела нужны медийность и пиар, значит, этим нужно заниматься. Главное, дескать, результат, «достижение общественного блага» или «социальный эффект от деятельности».
– Я понимаю, о чем вы говорите. Эти люди занимаются сбором денег. У них другой вид благотворительности, нежели наш. Действительно, собирать деньги без медийности нельзя.
У нас другая ситуация. Наш проект существует практически без денег.
– Но я вас понял так, что медийность как таковая – это достаточно вредная вещь. Или нет?
– Не вредная, а опасная. Этим, может быть, необходимо заниматься, но это опасно делать с духовной точки зрения. Тут начинается поле духовной жизни. Нужно постоянно, ежедневно напоминать себе, кто ты есть и что все таланты у тебя от Бога. По святым отцам, грешно хвастаться своими талантами. Это все равно что гордиться чужими украшениями. Если любой твой талант от Бога, то в чем собственно твоя заслуга?
Что мы можем привнести, так это намерение и усилие. Потому что спустя некоторое время устаешь, начинается постепенное выгорание, все надоедает. И люди, которым ты помогаешь, тоже надоедают, надоедают их недостатки. Труд по преодолению своих слабостей – вот что мы, пожалуй, можем сделать.
– На самом деле в стране уже сложился достаточно большой благотворительный сектор, и там постоянно идут дискуссии о смысле этой деятельности. Одна из высказываемых точек зрения – что это такая же профессия, как и все остальные. Можно заниматься журналистикой, можно заниматься политикой, а можно благотворительностью. Внутреннее содержание, духовные вопросы вообще не особо волнуют их как профессионалов. Свою задачу они понимают как просто оказание социальных услуг своим подопечным.
– Не уверен, что с психологической точки зрения их следует рассматривать как благотворителей. Чем они отличаются от людей, работающих в бизнесе? Это тема просто бизнеса. У людей такая работа. Да, какие-то добрые дела получаются на выходе. Но с психологической точки зрения это ничем не отличается от бизнеса.
– Но они скажут: мы реально помогаем своим подопечным. Например, купили им 10 компьютеров. Как же это не доброе дело?
– Мы же обсуждаем даже не то, доброе это дело или не доброе. Мы обсуждаем, что происходит с человеком, который этим занимается. Я считаю, что в данном случае просто действуют другие психологические законы. Может быть, у человека здесь цель – это просто хорошо делать свою работу и получать за это хорошую зарплату. Точно такая же цель, как и у любого работающего на коммерческом предприятии.
– Давайте тогда поставим вопрос иначе. На ваш взгляд, какая благотворительность правильная, а какая нет?
– Смотря что считать правильностью. Занятия благотворительностью имеют много аспектов. Я сейчас рассматриваю ее с точки зрения самого человека, который в ней участвует, причем с какими-то более высокими целями, чем просто получать хорошую зарплату.
– Тогда спрошу: есть ли какая-то благотворительность, от которой христианину лучше воздержаться?
– Нет такой благотворительности, которая в принципе вредна для любого, кто ею занимается. Ты минуту назад занимался благотворительностью себе во вред, но вот ты сделал духовное усилие в правильном направлении, и ты уже занимаешься ею себе на пользу. Это не какое-то решение, которое надо принять в начале пути, а потом ты по нему идешь, и все у тебя хорошо или, наоборот, все плохо. Святые отцы говорят, что дар рассуждения – один из высших даров. Нужна постоянная духовная и интеллектуальная работа, наблюдение за собой, понимание, почему ты сделал то или это.
То же самое должно быть и при занятиях благотворительностью. Иначе она может стать пагубной. Человека будут преследовать многие соблазны, например тщеславие.
Зачем нужно заниматься благотворительностью
Нередко в благотворительность идут, чтобы дополучить то принятие, признание и любовь, которые не дали родители
– Как вы считаете, зачем люди занимаются благотворительностью? И зачем ею вообще нужно заниматься?
– За время моего сотрудничества со множеством людей, которые занимаются добрыми делами, я видел разные примеры и мотивы того, почему сюда приходят работать. Выделил бы два основных, самых распространенных мотива: первый – ради совершенствования, второй – чтобы считать себя хорошим и значимым. Второй мотив – неосознанный, обусловлен психологической проблемой, которая называется «сниженное самопринятие». Многие из нас недополучили родительской любви. И человек может войти во взрослую жизнь с неосознанным, как правило, стремлением как-то дополучить то принятие, признание и любовь, которые не дали родители. Основные способы тут – это личные отношения: любовь, брак, иногда дружба.
Но для людей с подобной проблемой построить такие отношения достаточно сложно. И гораздо проще тогда пойти в благотворительность. Человек будет решать какие-то серьезные проблемы других людей, получать удовлетворение от сознания этого, потому что в процессе этой деятельности он значим для других людей. А если при этом присутствует еще благодарность со стороны подопечных или от руководителя организации, еще приятнее. И человек подсаживается на удочку такого способа удовлетворения своей потребности быть любимым. Но при этом корневые свои проблемы он не решает, и стоит ему прекратить заниматься благотворительностью, как он будет чувствовать себя примерно так же, как и до этих занятий.
Увидел, что больше ценишь чувство своей значимости и благодарность других людей, – срочно займись собой
Поэтому надо решать свои духовные и психологические проблемы, а не прятаться от них в благотворительности. Важно, если занимаешься добрым делом, понимать, почему ты им занимаешься. Если ты увидел, что на самом деле больше ценишь чувство своей значимости и благодарность других людей, то срочно займись собой. Или вообще уйди из благотворительности, чтобы заняться собой. Сначала разберись с собой, а потом уже можно будет вернуться.
– Благодарности ждать не надо при занятиях благотворительностью?
– Конечно, не надо. Более того, святые отцы говорят, что даже не надо дружить с теми людьми, которым ты благотворишь. Потому что дружба будет отравлена.
– Чем?
– Чувством, что ты мне должен, что я лучше тебя, потому что я тебе помог, а не ты мне.
– Получается какая-то сухая благотворительность.
– Это не я придумал, это святые отцы так говорят. Действительно, и у нас в проекте тоже бывали случаи, когда наши добровольцы начинали дружить с подопечными, в которых особенно много вложились. А потом между ними случались конфликты и разочарования.
Когда я только начинал проект, я был уже начитан в святых отцах. Изначально понимал, что этим надо заниматься, чтобы совершенствовать свою душу. На самом деле все более или менее духовно живые православные ощущают и понимают про себя, что их любовь несовершенна. Чуть их задень, любовь закончилась, начинаются какие-то обиды и т.д.
Я это особенно остро почувствовал, когда у меня был личный кризис. Поводом к созданию первого сайта стало то, что от меня ушла невеста прямо перед свадьбой. И в этом состоянии я очень остро пережил несовершенство своей любви к людям вообще. Это сознание меня тогда настолько поразило, было острым, что я бегом побежал в первую попавшуюся благотворительную организацию и стал ходить к больным детям в больницу.
Задача пугает, заставляет ощущать свою несостоятельность? А ты пойди навстречу страху – и Бог даст тебе нужную способность
– Так для чего нужно заниматься благотворительностью? Чтобы совершенствовать способность любить?
– Чтобы совершенствовать себя. Исходя из этого, надо выбирать не то, что тебе наиболее легко делать, а то, что трудно. Многие ощущают свою душевную нищету, неспособность сказать человеку что-то теплое, как-то его утешить. Такая задача пугает, заставляет ощущать свою несостоятельность. А ты пойди навстречу этому страху. И увидишь, что, если твои намерения чисты, Бог тебе даст эту способность.
Я пережил такой опыт, когда просто убитый своим личным кризисом приходил в больницу к детям-сиротам, которые сидели в боксах. Стоишь перед входом в палату и чувствуешь, что тебе сейчас надо будет что-то дать этим детям, а у тебя ничего нет, ты сам нуждающийся. Но берешь себя в руки и с молитвой идешь. И силы даются! В период своей наиболее острой душевной боли я помогал гораздо лучше, чем потом через три года, когда я почувствовал себя почти экспертом в этом деле. Так получается, что одна рана лечит другую.
Надо понимать при этом, что люди, которым будешь помогать, несовершенны. Легко любить того человека, который прекрасно с тобой себя ведет. Но в жизни таких людей, естественно, нет. Все подопечные тем или иным образом проявляют свое несовершенство. Кто-то какает под себя, кто-то неблагодарен и говорит про тебя что-то плохое. Но все проявления человеческого несовершенства надо уметь переносить, все равно находить в себе силы и добрые чувства по отношению к человеку, чтобы помогать ему.
Основные опасности – тщеславие и власть
– Тогда расскажите, пожалуйста, о своем опыте занятий благотворительностью. Как, на ваш взгляд, нужно общаться с сотрудниками и строить благотворительные проекты?
– Во-первых, в нашем проекте задействованы не сотрудники, а волонтеры. Во-вторых, проект и опыт у нас весьма специфические, поэтому мои рекомендации, возможно, подходят не для всех. Свой первый сайт «Пережить.ру», помогающий людям при расставаниях и разводах, я создал еще в 2006 году. И тогда же рядом со мной начали появляться люди, желающие помочь в этом деле.
Из святых отцов я понимал основные духовные опасности. Это, прежде всего, тщеславие и власть. Потому что появляется соблазн некоей власти над людьми, которым помогаешь, над их умами и жизнью. Когда ты, например, даешь человеку совет, разводиться ему или не разводиться. И тем более в разговорах с самоубийцами, где каждое твое слово порой ценою в жизнь. Когда добровольцы на форуме ведут помогающий диалог с человеком, их слово может повлиять на судьбу того, кто обратился за помощью. Если человек прислушается к тебе, то, с одной стороны, это груз ответственности. Но с другой стороны, это чувство власти, которым можно начать упиваться, особенно если видишь, что твой совет пошел человеку на пользу.
Поэтому изначально я стал строить работу так, чтобы никто у нас не трудился по этим мотивам – тщеславия и ему подобным. Например, я на форумах писал под псевдонимом. И все волонтеры тоже. Изначально многие люди отсеивались, потому что я специально встречал желающих работать достаточно сухо, хотя многие ожидали, что их прямо сразу станут превозносить за их добрые чувства.
Я как-то общался с одним журналистом. Он говорил, что тоже занимается добрыми делами – относит старую обувь на свалку и кладет ее аккуратно на помойку. И очень многие считают подобные поступки добрым делом. А уж если они кому-то еще хотят на сайте помогать, то это вообще подвиг.
Моя цель по отношению к добровольцам была какая? Не вводить людей в соблазн. Это был мой первый долг – по возможности, хоть чуть-чуть помогать избегать соблазнов.
Я сначала вообще не думал, что будут помощники. Просто создал форум, туда стали приходить люди, для которых оказалась актуальной проблема расставания. И часть из них, достаточно большая часть, не только выслушивала советы, но и стала заходить на соседние темы. И постепенно, само собой образовалось сообщество взаимопомощи. То есть стали помогать те люди, которые уже пережили расставание в своей жизни Это известный в психологии метод: взаимопомощь страдающих. Известно, что, например, на телефонах помощи потенциальным самоубийцам прекрасно работают люди, не являющиеся психологами, но которые сами пережили что-то подобное. По методике сочувствия они делают то, что нужно делать.
– Но почему они наделяются прерогативой советчиков? Каков их духовный опыт? А если они просто дадут не тот совет?
– Если человек пришел на форум, значит, ему не к кому обратиться. И по сравнению с тем, с кем он общается обычно, – близкие, кто-то в соцсетях, – наши помогающие просто академики. И те, кто имеет психологическое образование, и кто не имеет. Так получилось, что у нас все люди православные. Играет роль и наш основной принцип «не навреди», поэтому, конечно, мы крайне осторожны в своих советах, если до них доходит. Это, наверно, один из самых жестких форумов в Рунете по части правил и модерации. Удаляется все хотя бы потенциально вредное.
– А вы обзавелись священником? Чтобы были, условно говоря, если не духовный контроль, то хотя бы духовные советы по поводу ведения форума?
– Нам повезло, что к нам в самом начале пришел (Бог его послал) игумен Феодор (Яблоков), который вел виртуальный кабинет священника. И он давал нам советы. Но когда я пытался придать ему ту роль, о которой вы говорите, он, как человек мудрый и умный (он не только священник, но и закончил МИФИ), здраво рассудил, что не обладает достаточной компетенцией в психологии. Есть фундаментальные духовные принципы, с ними все достаточно просто. Понятно, что если бы у нас были явные ошибки, то он нам бы на них указал. Но у нас все шло и будет идти в русле Православия.
Возникает масса поводов для раздражения. Но это та самая духовная борьба, то самое совершенствование
– Вы сталкивались с проблемой собственной раздражительности, обиды на неблагодарность? Насколько благотворительность вообще дело человеческое? Многие ли способны по-настоящему заниматься благотворительностью?
– Первый год, когда ты сам перенес такую травму, все идет прекрасно. У тебя есть любовь, сочувствие. Ты согреваешь каждого, кто пришел на форум. А потом ты понимаешь, что уже давно всем говоришь одно и то же. Одинаковые ситуации, одинаковые ответы. «И этот то же самое спрашивает… Они, что, не могут почитать форум?» Возникает масса поводов для раздражения. Но это та самая духовная борьба, то самое совершенствование, без которого невозможно этим заниматься. Надо учиться терпеть это и преодолевать в себе.
– Вы сказали, что стараетесь сухо относиться к приходящим сотрудникам-добровольцам, чтобы не кормить их тщеславие. Но разве не должны сотрудники согревать любовью и друг друга, а не только своих подопечных?
– Я говорил не об отношении вообще, а о том, как я их встречаю, когда они обращаются с желанием помогать. Моя цель – чтобы человек осознавал, что он будет заниматься этим ради себя и ради других людей, а не для того, чтобы какое-то «начальство» восхищалось им и превозносило. Моя задача – не встать между ним и добрым делом, не заместить собой высшие инстанции. Каков его мотив? Если мотив искренний, его это не волнует.
Но в целом что касается взаимной любви, тут вы совершенно правы. По мере возможности мы, конечно, стараемся поддерживать атмосферу любви во всех наших группах, ведь каждым сайтом занимается отдельный коллектив. Хотя лично мне в этом не хватает эмоциональности.
У нас вся работа и общение проходят в интернете. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Например, минус тот, что на расстоянии согреть человека тоже сложнее. Поэтому у нас в каком-то смысле немножко все выхолощено. Но то, о чем вы говорите, – любовь – она присутствует. Без нее в нашем деле просто нельзя.
как Вы могли понять из статьи и как правильно пишут тут в комментариях, все зависит от мотивации.То есть от того, зачем Вы ему помогали, почему "сломалось" и с какой целью Вы будете помогать, если будете помогать. Также желательно Вам спросить себя, почему Вам теперь не хочется с ним общаться.
Хорошее дело не должно оставлять неприятного ощущения на душе.
И мнение мужа, конечно, стоит учитывать.
Статья замечательная.