Скоро наступит «старый» Новый год, и мы перешагнем еще один незримый рубеж. Для многих это время делать выводы, принимать решения, начинать новую жизнь.
Что подразумевается под обновлением жизни? Любое ее заметное изменение к лучшему, требующее усилий человека. Это может быть иной распорядок дня, отказ от вредных привычек и пустого времяпрепровождения, приобретение полезных навыков и умений, освоение новой профессии и многое другое, порождаемое как внешней необходимостью, так и внутренним переосмыслением происходящего с самим человеком, его окружением, обществом.
Опыт подсказывает, что «новая жизнь», как правило, быстро заканчивается или остается благим пожеланием, неосуществленной мечтой. Так или иначе, все снова возвращается к прежней «старой» жизни. Отчего же попытки изменить свою жизнь нередко следуют одна за другой, но не приносят желаемых результатов?
Причин много. Одна из них — расхождение слов и дел. Осознать необходимость измениться и даже объявить о своем намерении — вовсе не значит это намерение осуществить. Слова не всегда свидетельствуют о готовности к делу. Принимая желаемое за достигнутое, мы обманываем себя, усыпляем свою совесть.
Другая причина заключается в том, что люди ожидают достичь кардинальных перемен в короткий срок и, не получив желаемое, оставляют начатое. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Желая добиться результатов, надо приготовить себя к постоянному труду над собой.
Третья причина кроется в том, что люди не всегда понимают самих себя, свои возможности, жизненные обстоятельства. Переоценивая свои силы, они пытаются, во что бы то ни стало, добиться неосуществимого. Народная мудрость гласит, что синица в руках, лучше, чем журавль в небе, но самонадеянные люди познают это на собственных ошибках и разочаровываются в желании что-либо менять к лучшему.
Однажды преподобный Амвросий Оптинский получил одно за другим два письма, в которых выражалось бессилие вселенского масштаба. Женщина передавала старцу сомнения своего сына об успешности победить зло. На это преподобный мудро ответил, что над злом уже одержана победа, но не человеческими стараниями. Зло и его власть над человеком навеки побеждены Христом Богом. Принимая Крещение и другие таинства Церкви, мы обретаем силу свыше (ср. Лк. 24, 49), получаем возможность «попирать зло и творить добро» через следование евангельским заповедям.
Можно еще долго называть причины провала человеческих надежд начать жизнь заново. Но вопрос можно поставить и по-другому. Надо ли всякий раз кардинально менять свою жизнь, перечеркивая прошлое и переворачивая все с ног на голову? Возможна ли вообще совершенно новая жизнь с чистого листа?
Не лучше ли стараться ценить каждый день своей единственной жизни — той, что у нас уже есть. Непрерывно протекая между нашим появлением в этом мире и уходом из него, она всегда в чем-то новая, а в чем-то прежняя. Ее наполняют радости, на которые щедр Господь, но мы в суете редко их замечаем, считая их само собой разумеющимися. В ней есть и проблемы, которые мы часто склонны преувеличивать. Эта жизнь как была у нас до наступления Нового года, так и остается после него. Она не исчезает, уступая место задуманной нами новой жизни.
Именно свою реальную жизнь стоит проводить достойно нашего христианского призвания (см. Еф. 4, 1—7). Надо стараться быть нелицемерными учениками Господа, исполняя Его слова на деле. Сложно? Тяжело? Это задача даже не на годы, а на десятилетия, на весь наш земной век. Но если не стремиться при всякой возможности думать, говорить и вести себя, как учит Христос, если не прилагать усилий хотя бы на йоту приблизиться к торжеству в своем сердце Его Царства, то в чем смысл нашей очередной «новой жизни», которую мы обещаем себе начать или думаем, что начали?