Москва, 5 июня 2019 г.
Если предыдущий президент Украины Петр Порошенко ради переизбрания на этот пост хотел использовать религиозные вопросы в политических целях, новый глава этого государства Владимир Зеленский сообщил, что не будет вмешиваться в внутренние дела Церкви. «Это мудро», – считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. На вопросы о церковной ситуации на Украине владыка Иларион ответил в интервью Швейцарскому католическому информационному агентству в ходе пребывания в Швейцарии, где он принял участие в конференции «Россия – Украина – Белоруссия: единое цивилизационное пространство», организованной Центром исследований Восточных Церквей Фрибургского университета, сообщает служба коммуникации ОВЦС.
Игра Патриарха Варфоломея
Митрополит Иларион напомнил: президент Порошенко выступал за то, чтобы православные украинцы – члены Украинской Православной Церкви, самоуправляемой, но сохраняющей каноническую и духовную связь с Московским Патриархатом – имели национальную «автокефальную» Церковь, отдельную от Москвы. Для этого он ходатайствовал перед Константинопольским Патриархом Варфоломеем о получении указа (на церковном языке – томоса), утверждающего создание новой церковной структуры. 15 декабря 2018 года иерарх Константинопольской Церкви и П. Порошенко председательствовали на так называемом «объединительном соборе» в Киеве.
Украинская Православная Церковь не просит автокефалию
«Все это было сделано при полном игнорировании канонической Украинской Православной Церкви, управляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которая изначально объявила, что не принимает эти решения, – подчеркнул председатель ОВЦС. – Из 90 епископов канонической Церкви только два решили присоединиться к новой раскольнической структуре. 6 января 2019 года Патриарх Варфоломей передал главе этой структуры так называемый «томос об автокефалии», тогда как Украинская Православная Церковь никогда не просила о даровании автокефалии».
Политические и националистические мотивы Порошенко
Бывший украинский президент думал использовать религию в политических и националистических целях, дабы обеспечить свое переизбрание, но, подчеркивает глава ОВЦС, это не сработало: «Хотя Порошенко объездил всю Украину, размахивая пресловутым «томосом», большинство украинцев не пошло за ним. Они более обеспокоены трудным экономическим положением страны и конфликтом в Донбассе, надеясь на его скорое прекращение. Они также хотят, чтобы соблюдалась украинская Конституция, которая предусматривает отделение религиозных организаций от государства».
Сейчас только некоторые «активисты» продолжают захваты православных храмов канонической Церкви. В ней насчитывается более 12 000 приходов и 200 монастырей. «В последние месяцы раскольники, получавшие поддержку правительства Порошенко, захватили 180 храмов. Это небольшое количество в сравнении с общим числом храмов, но большая проблема для общин, ограбленных с применением насилия. Верующие остаются без помещений, и им приходится молиться под открытым небом», – рассказал Владыка.
Дискриминационные законы все еще действуют
«Пока, несмотря на приход новой власти, положение не нормализовалось. До сих пор действуют два направленных против канонической Церкви дискриминационных закона, продавленных Министерством культуры и принятых Верховной Радой. Согласно первому из них, Украинская Православная Церковь под угрозой санкций была обязана перерегистрироваться под названием «Российская Православная Церковь в Украине» при том, что ее верующие – украинцы, а не русские», – отмечает митрополит Волоколамский Иларион.
Закон об изменении названия религиозных организаций, «которые входят в структуру религиозной организации, руководящий центр которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины», был принят 20 декабря 2018 года. «Этот законодательный акт направлен против канонической Церкви, поскольку фактически запрещает ей называться Украинской, – объясняет архипастырь, – хотя Украинская Православная Церковь является старейшей и крупнейшей из ныне существующих религиозных организаций страны и объединяет миллионы её граждан».
Второй закон позволяет легализовать захват храмов и монастырей Украинской Православной Церкви, отметил иерарх, констатировав, что «местные власти и органы правопорядка получили указания всемерно содействовать переходу общин в раскольническую структуру».
Примерно половина страны говорит по-русски
«В соответствии с этим законом общины могут решать, к какой структуре присоединиться, однако не предусмотрено никаких списков прихожан, – сказал митрополит Иларион о втором из упомянутых законодательных актов. – Таким образом, группа из пятидесяти «активистов» может приехать откуда-нибудь на автобусе и «решить» фиктивным голосованием, кому принадлежит община. До принятия того дискриминационного закона такое было невозможно. Это политическое дело, так как большинство людей на Украине не против русских, примерно половина страны говорит на русском языке».
Между 16 декабря 2018-го и мартом 2019 года только 42 перехода религиозных общин Украинской Православной Церкви в новосозданную «ПЦУ» были добровольными, подчеркивает митрополит Иларион. Он подчеркнул: «За тот же период имели место 55 насильственных захватов храмов на основании незаконных «референдумов» территориальных общин. Не менее 137 храмов остаются под угрозой захвата: их религиозные общины во главе с настоятелем приняли решение остаться в юрисдикции УПЦ, но территориальные общины проголосовали за передачу храма в «ПЦУ»».
Нападения на храмы объявляются происками российских спецслужб
Председатель ОВЦС рассказал: «Имеют место случаи, когда раскольники сотнями нападают на храмы, избивая стариков и женщин; при этом они препятствуют проведению съемок происходящего. Присутствующая на месте полиция им препятствий не чинит, а Министерство культуры объявляет инциденты «происками российских спецслужб».
После победы Владимира Зеленского на выборах Президента Украины активность захвата храмов резко упала. Имели даже место случаи принятия мер по предотвращению злоупотреблений. «Новый президент Украины не принадлежит к какой-либо религиозной традиции. Он утверждает, что не станет вмешиваться в религиозные дела, но, скорее, будет пытаться улучшить экономическое положение страны. Именно этого люди от него ожидают», – упомянул митрополит Волоколамский Иларион.
Интриги внутри «новой украинской церкви»
«Когда Патриарх Константинопольский Варфоломей решил узаконить раскольников, он не хотел, чтобы так называемый патриарх Филарет был во главе новой структуры. Филарет сказал, что так и будет для внешнего мира, но в самой Украине он может остаться «патриархом», так как «Киевский Патриархат» не был упразднен; при этом Константинополь признал его лишь как «бывшего митрополита Киевского». Но Епифаний Думенко, избранный «престоятелем» новосозданной «ПЦУ», оспаривает притязания Филарета, который, по его словам, является только «почетным патриархом»», – отметил Владыка.
Раскол внутри раскола
Митрополит Иларион отмечает, что новосозданная структура представляет собой своего рода «двуглавую гидру» с иерархией из анафематствованных или не имеющих апостольского преемства людей. Она не признана православным миром и не имеет полной автокефалии, так как в действительности зависит от Константинопольского Патриархата. Говоря о верхушке «ПЦУ», председатель ОВЦС упомянул, в частности: «В последние дни между ними разгорелся вполне ожидаемый конфликт, который, по-видимому, приведет к новому расколу внутри раскола».
Уния – не способ обретения единства
Председатель Отдела внешних церковных связей сожалеет о том, что Украинская Греко-Католическая Церковь, которая поддержала последние события, направленные на отрыв православных в Украине от Московского Патриархата, «ближе к раскольникам, чем к канонической Церкви». «Это большая ошибка», – подчеркнул он, напомнив, что в совместной декларации, которая была подписана 12 февраля 2016 в Гаване Папой Римским Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, подчеркивалось, что «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
Папа Франциск ясно повторил свой отказ от униатизма в качестве метода для восстановления единства, отметил митрополит Иларион, упомянув далее: «Но Святослав Шевчук, верховный архиепископ УГКЦ, тут же заявил: «Мы пережили много заявлений, переживем и это»».
Приезд Папы в Москву: условия для него отсутствуют
Что касается возможности визита Папы Франциска в Москву, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что условия для него сейчас отсутствуют. «Это не на повестке дня наших двухсторонних отношений. В нашей Церкви многие епископы, священники и верующие не готовы его принять. Мы бы не хотели, чтобы наши отношения испортились из-за этих настроений. Мы предпочитаем идти постепенно, без резких шагов». Как констатировал председатель ОВЦС, отношения между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью развиваются в положительном ключе.
Митрополит Волоколамский Иларион, в частности, напомнил о состоявшемся в 2017 году принесении мощей святителя Николая из Бари в Москву и Санкт-Петербург. «Это стало для нас событием огромного духовного значения, – отметил архипастырь. – Оно стало возможным благодаря встрече Патриарха Кирилла с Папой Франциском в Гаване. Два с половиной миллиона людей поклонились честным мощам, люди стояли в очередях целыми днями в любую погоду… Такие события нужны, чтобы упрочить наши отношения».