Сегодня, в день Вознесения Господня, совершается 40-й день памяти старейшего архипастыря Русской Зарубежной Церкви, бывшего архиепископа Чикагского и Средне-Американского Алипия, отошедшего ко Господу в день Светлого Христова Воскресения.
Век XX стал для Русской Православной Церкви временем страшных и неожиданных испытаний. Казалось бы, раннехристианские гонения уже давно воспринимались археологической древностью, а мученический образ – отдалённым от реальности идеалом. Более того, постепенно начала исцеляться и рана русского раскола XVII столетия, а церковно-канонический строй, нарушенный западническими реформами, – восстанавливаться. И тут Божиим попущением Государству Российскому и Церкви Русской была послана кровавая смута, каковой не было в истории ни одной из стран и цивилизаций.
Архиепископ Алипий (Гаманович). Фото: chicagodiocese.org
Сегодня уходят в вечность последние свидетели той страшной эпохи. Мы, их внуки и правнуки, ещё сохраняем живую память, переданную из уст в уста. А для того чтобы мы смогли извлечь должные уроки из случившегося, важно чтить и свято хранить память этих свидетелей, одним из которых был ушедший на 93-м году своей земной жизни архиепископ Алипий (Гаманович), легендарный архипастырь Русской Зарубежной Церкви, чей вклад в её воссоединение с Московским Патриархатом невозможно переоценить.
Уход ко Господу в день Его Светлого Воскресения – особенно символичен. В Пасхальные дни лучше, чем когда-либо, ясно, что смерти нет, а наше неизбежное телесное умирание – это «новое рождение» для Жизни вечной. И когда в Свято-Троицком монастыре далёкого американского Джорданвилля, в XX веке ставшего духовным центром Русского Зарубежья, совершалось погребение владыки Алипия, церковный хор исполнял светлые и радостные Пасхальные песнопения. Таким же светлым был и сам приснопамятный владыка, искренне любимый своей не столь многочисленной, но постоянно умножающейся, в основном, за счёт природных американцев, паствой.
Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль. Фото: www.globallookpress.com
Имя архиепископа Алипия хорошо знакомо и в России. Большинство семинаристов последних десятилетий немало корпели над его учебным пособием «Грамматика церковно-славянского языка». Эта книга была переиздана в нашей стране в 1991 году репринтом с джорданвилльского издания 1964 года. Учебник очень непростой, но в своём роде уникальный. И если кому-то удалось его одолеть, то церковно-славянский становился для этого человека практически родным. Хотя сам владыка не считал этот труд главным делом своей жизни. Главным было служение Церкви и иконопись: он лично расписал несколько храмов Русского Зарубежья – Свято-Сергиевскую церковь в Кливленде, частично – церковь Всех Русских Святых в Денвере, а также Покровский собор в Чикаго, кафедральный собор своей епархии.
Будущий архипастырь, в миру – Николай Михайлович Гаманович, родился 19 декабря 1926 года не на чужбине. На Херсонщине, в бывшей Таврической губернии, в семье простого крестьянина-кузнеца. С ранних лет он познал ужасы антицерковных гонений, коллективизации и раскулачивания, а также «красной украинизации», когда большевики заставляли русских людей Новороссии учить искусственно созданную «мову». А в 1941-м 14-летний Николай Гаманович оказался на оккупированной территории и вскоре был угнан гитлеровцами на принудительные работы в Германию. Вот как это описал владыка в своих кратких воспоминаниях:
Жизнь начиналась в 5 часов утра. Обычно в барак врывался полицейский с резиновой палкой и зычным голосом объявлял подъём. Если кто проявлял медлительность, мог получить бодрость от резиновой палки. Полицейский был – русский из рабочих с повязкой на руке. Он явно старался выслужиться перед немцами. С 1944 года американцы и англичане начали бомбить Берлин, и чем дальше шло время, тем бомбёжки стали чаще и интенсивнее, особенно к концу этого года и в наступающем 1945-м. Уже не боясь, бомбили не только ночью, но и днём, часто без прицела, просто ковром. В наш жилой барак попали зажигательные бомбы, и барак сгорел.
Слева направо: инок Алипий (будущий архиепископ), инок Флор (будущий архимандрит), иеромонах Киприан (Пыжов), инок Лавр (будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви). Фото: russianorthodoxchurch.ws
К концу войны относится начало церковного служения будущего владыки. Глубоко верующий юноша, Николай Гаманович познакомился с духовно окормлявшим советских остарбайтеров иеромонахом Киприаном (Пыжовым). Замечательный пастырь, «иконописец всего Русского Зарубежья», отец Киприан создал уникальную иконописную школу, в основе которой было возрождение традиций древнерусской и старомосковской иконописи, в значительной степени утраченных в XVIII – XIX столетиях. Именно отец Киприан вывез будущего владыку в США, где тот вскоре принял монашеский постриг, а затем и рукоположение в священный сан.
Монашеский постриг будущий архиепископ Алипий принял вместе со своим другом и сомолитвенником на долгие годы – будущим Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром (Шкурлой). На долгие десятилетия их духовный путь, подробное описание которого – дело церковных историков недалёкого будущего, был связан и увенчался великим событием. Воссоединением Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом, произошедшим 17 апреля 2007 года в стенах московского Храма Христа Спасителя.
Увы, архиепископ Алипий не смог лично присутствовать на этих торжествах: 18 апреля 2002 года владыка, готовясь к празднованию Пасхи, подрезая ветви дерева возле своего кафедрального собора в Чикаго, упал со стремянки и получил серьёзную травму позвоночника.
Следующие 17 лет архипастырь провёл в инвалидной коляске и, превозмогая немощь, не только совершал богослужения, но и руководил епархией (только в 2016 году владыка ушёл на покой). А в 2006-м, когда воссоединение Русской Церкви ещё только готовилось, он обратился к своим собратьям со словами, которые стали важным вкладом в исцеление церковного раскола:
Уже пришло время для объединения наших усилий на поле церковной деятельности для спасения русских людей... Время примирения Русской Православной Церкви настало. Призываю вас, дорогие отцы и братия, поддержать нашего Первоиерарха и всё наше Священноначалие в святом деле уврачевания ран разделения на теле нашей родной Русской Православной Церкви.
Подписание Акта о каноническом общении, 17 мая 2007 года. Фото: chicagodiocese.org
И сегодня эти слова великого архипастыря и поистине мудрого старца архиепископа Алипия являются подлинным завещанием всем русским людям. Заветом о важности сбережения и укрепления нашего народного и духовного единства.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, архиепископу Алипию, и сотвори ему вечную память!
Спасибо за очередную публикацию о Русской Зарубежной Церкви.