Православный календарьПравославный календарь
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.

О роли внимания в духовной жизни

    

В апостольском чтении 7-й Недели по Пасхе мы слышим знаменитую беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса.

Павел знает, что уже не увидит этих людей, дорогих ему, и дает им последние наставления. Прежде всего он произносит следующий совет: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Хоть эти слова и адресованы пресвитерам, но в целом совет о внимании себе касается всех христиан и неоднократно повторяется в Писании. «Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим» (Сир. 13:16), – пишет Иисус, сын Сирахов. «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), – говорит Дух Святой устами Моисея.

Однако все написанное в Библии нуждается в опытном раскрытии самой жизнью. Что, собственно, значит: внимай себе? Раскрытие этих слов осуществили и описали в своих книгах великие подвижники древности. Давайте обратимся к их опыту и посмотрим, что они писали об этом.

«Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает», – говорит прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Эти слова очень похожи на изречение апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

И Павел, и прп. Исихий говорят о блаженном и вожделенном состоянии пребывания умом и сердцем во Христе, Господе нашем. О том же и Сам Христос пророчествовал, говоря: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Такое состояние упокоения сердца во Христе, когда Сам Он с Отцом и Духом Святым приходит к человеку и поселяется в душе его, и есть открытие Царства Божия, которое, по словам Христовым, внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Именно так понимается «внимание» в аскетическом опыте Церкви.

Но как же можно достичь такого внимания, которое Исихий называет «безмолвием сердечным»? Путь к этой великой цели подробно описан в таких известных всему православному миру книгах, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения», и изложен более понятным для нас языком в творениях великих русских подвижников свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана (Говорова).

Конечно же, твердо стать на этот путь и идти по нему наиболее удобно монашествующим, отрекшимся от всего мирского. Но и нам, мирянам, необходимо знать некие фундаментальные основы духовной жизни, которые во все времена были и будут одинаковыми как для монахов, так и для мирян. Давайте выделим главные положения из святоотеческой науки о внимании, или, как еще говорят, трезвении.

Рассуждая о том, как человек согрешает, святые отцы свидетельствовали, что существует определенный механизм развития греха. Грех начинается с мысли, которая называется прилогом. Это представление какого-либо предмета или действия. Прилог еще не является грехом, но в нем есть семя греха. Если человек не распознает опасность прилога и усилием воли не отгоняет его, наступает второй этап – сочетание (или собеседование). Человек входит в некоторое общение с этой мыслью. Допустив же следующий, третий этап – сосложение (или услаждение помыслом), человек уже грешит мысленно и недалек от греховного дела. Далее его ожидает пленение (желание), а потом и страсть, которая неминуемо родит фактический грех.

Весь этот процесс может случиться за считаные секунды, а может, при созревании серьезного преступления, растянуться на целые месяцы (это хорошо описано в романе Достоевского «Преступление и наказание»). Христианин, заботящийся о внимании себе, обязан трудиться над распознанием помыслов и не допускать греховному прилогу развиваться. Как только мы чувствуем, что мысль от врага, ее тут же надо отсекать мечом молитвы. Тут обычно помогает молитва Иисусова или краткие молитвенные воззвания к Богу: «Господи, помилуй; Боже, очисти мя, грешного; Господи, помоги» и т. д. Эта борьба есть начало внимания. На том или ином уровне ее должен вести каждый христианин.

Еще одно важное положение. Война с греховными прилогами есть только часть большой работы по дисциплине мысли, без которой ни о какой духовной жизни не может идти и речи. Каков умный мир обычного человека? В голове его, как правило, обитает мысленный хаос. Приходит одна мысль, на нее тут же налетает другая, первая забывается, возникает третья и вытесняет вторую, потом вдруг вспоминается первая и т. д. Свт. Феофан Затворник уподоблял такое состояние мысли «туче комарей летом», а сербский старец Фаддей Витовницкий прямо называл состоянием падших духов.

Чем опасно такое состояние? Дело в том, что мысли имеют свое действие и действуют они прежде всего на сердце. Какая мысль, такое и в сердце возникает чувство. Чувства же рождают желания, более или менее сильные. Что же получается? Мятутся мысли, мятутся чувства, мятутся желания. От этого внутреннего нестроения человек живет в беспокойстве и мраке – в нем нет мира и порядка. К этому еще примешиваются бесы, которые крутят и мутят и без того издерганного человека.

Чем же лечится такое внутреннее неустройство? Первое средство, предлагаемое святыми отцами, есть память о Боге. «Необходимо навыкать непрестанному памятованию о Боге со страхом и благоговеинством» – советует Феофан Затворник. «Нужно постоянно держать в уме, что Господь на нас смотрит. С ним мы должны вставать и ложиться, работать, есть и ходить. Господь повсюду и во всём», – говорит старец Фаддей Витовницкий. Память о Боге концентрирует мысль, не дает ей растекаться на тысячи ручейков и хранит ее чистоту.

Еще одно мощное лекарство от умственного нездоровья, которым мы все страдаем, – это ежедневное изучение Писания. Библия рассеивает всякую тьму, устраняет хаос и устанавливает в голове прилежного читателя богоданный порядок, рождающий ясную мыслительную деятельность. Писание раз и навсегда расставляет в сознании человека библейские приоритеты, прививает библейскую систему ценностей.

Итак, апостол Павел, говоря свое последнее наставление ефесским пресвитерам, прежде всего прочего произнес заповедь о внимании себе. И это очень понятно. Ведь речь идет о нашем спасении. Без внимания к себе нет духовной жизни, а без духовной жизни нет спасения.

А мы с вами очень невнимательны. Ужасающе невнимательны. Патологически невнимательны! Нас можно обмануть как трехлетнего ребенка. Целый народ сегодня можно обмануть, показав по телевизору несколько нужных роликов. Будем же учиться внимать себе – хотя бы мы, православные христиане. Потому что если и мы перестанем это делать, мир окутает тьма.

Пусть же в нынешнее воскресенье, когда мы, помолившись, выйдем из храма, молоточком стучат в нашем уме драгоценные и очень актуальные для нас сегодня слова апостола Павла: «внимайте себе».

Рейтинг: 10 Голосов: 163 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×