Сегодня, во 2-ю неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, беседуем с иеромонахом Кирионом (Ольховиком), антипросопом русской Святогорской Пантелеимоновой обители.
Господь зримо показывает, чем оборачивается грех
Иеромонах Кирион (Ольховик) – Отец Кирион, как жить со Христом?
– Церковь сейчас не молчит, учит, проповедует, открыто об этом говорит. Сегодня все доступно. Только слушай, внимай. Не все, правда, слушают.
– Как научиться слушать Христа?
– Нам много всего мешает. Сейчас, даже когда человек воцерковляется, его сильно отвлекает привычка быть в курсе всех новостей. Люди сегодня все имеют в достатке. А Бога забывают.
Господь, чтобы исправить это самоубийственное для вечности направление жизни, посылает скорби: кому болезни, кому семейные неурядицы. Случаются и масштабные государственные потрясения. Почему? Потому что большинство приняло и узаконило ложные ценности, – как, например, сейчас аборты в России. Тогда Бог, желая исправить все общество, попускает какие-то глобальные катастрофы, кризисы, войны – чтобы задумались, опомнились: Господь просто зримо показывает, чем на самом деле оборачивается грех.
– У святителя Николая (Велимировича) в его потрясающей книге «Война и Библия» есть слова: «Народ [же], отпавший от Единого Живого Бога, становится, в сущности, мертвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире, как дуб, подсеченный от самого корня, но еще не срубленный. Нужны землетрясения, потоп, мор или война, чтобы сдуть эту тень, срубить подпиленное дерево, похоронить мертвых. Потому что отпасть от Единого Бога – значит воевать против Него и попрать весь закон Его».
– Можно покаяться и так избежать многих бед. Господь дарует нам тогда мирную жизнь. Об этом в Священном Писании написано: и в Ветхом Завете, и в Евангелии. Хочешь жить мирно? Хочешь, чтобы твои поля приносили плоды? Хочешь, чтобы враги не нападали? Исполняй то-то, то-то и то-то – все в Библии написано.
– В книге святителя Николая как раз собраны многие из этих цитат.
– Да. Если же мы это забываем, Бог посылает бич. Если наша вера угасает, чтобы ее возжечь, нам попускается испытание. Господь не хочет, чтобы мы мучились в вечности. Не желает, чтобы мы и в этой жизни страдали. Он создал нас для радости. Но мы сами становимся на тот гибельный путь, когда спасать нас приходится жесткими мерами.
Тренировка для духа
– Когда человек по-настоящему жив?
– Когда он живет так, как задумал Бог, то есть является собственно человеком. Иначе, если дух в нем атрофировался, то такой человек, порабощенный плотскими страстями, более похож на говорящее животное. Он даже своими инстинктами управлять не в состоянии.
С духом происходит то же самое, что и с телом: – если его не питать, не тренировать, то оно становится дистрофичным, чахнет…
– А есть еще грехи – раны, и есть смертные грехи – травмы, несовместимые с жизнью…
– В Церкви Господь в таинствах воскрешает даже погибшие души.
– Как питать и тренировать дух?
Питается дух наш чтением Священного Писания, богомыслием, молитвой, Причащением Святых Христовых Таин
– Вот сейчас начался один из многодневных постов, – это как раз время вспомнить о духе. Питается дух наш чтением Священного Писания, богомыслием, молитвой, Причащением Святых Христовых Таин, наставлениями святых отцов, добрыми помыслами. Тренируется воздержанием, участием в богослужениях и таинствах церковных, исполнением заповедей Христовых. И почаще благодарите Бога. Просите Его об укреплении, очищении. Это основы основ. Самое начало.
Как в природе человеческое дитя – единственное из всех полностью беспомощное без опеки, так и в духовном плане…
– Нужен духовник?
– Обязательно. Как апостол Павел говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1 Кор. 3, 1–2). Точно так же большие нагрузки ни детям, ни даже уже взрослым новичкам не полагаются.
Надо потихоньку, при совете с более опытными, перестраивать свое внутреннее устроение на духовный лад: приучать себя посещать церковь, воздерживаться от пустых разговоров и развлечений, находить время для молитвенного правила – со временем, если проявить постоянство, все это станет потребностью: не помолившись, вы будете чувствовать такой же голод, как если бы не поели ни с утра, ни в обед... Потому что дух уже жив.
Так, жизнь призванного к вечному бытию духа становится для нас на самом деле даже более реальной, чем существование этого обреченного на смерть тела.
Лучше всего настраиваться на такую собранную, внутренне сосредоточенную жизнь как раз постом. Можно, посоветовавшись со своим духовным отцом, благословиться у него на чтение какой-либо соответствующей вашему внутреннему устроению духовной литературы на время поста. Святоотеческие творения насытят и ум, и сердце совершенно новыми смыслами, помыслами в духе Евангелия.
Без поста мы потеряем Православие
– А как человек усыновляется собственно Богу? Духовник же не к себе ведет, а ко Христу.
– Именно воцерковляясь, постепенно начинаешь ощущать действие благодати Божией, которая начинает посещать твой дух, просвещать ум, очищать сердце, укрощать своеволие, усмирять и обуздывать страсти. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец.
Благодать никогда не нарушит ничьей свободы. Христос говорит отвергшим Его иудеям: «Ваш отец диавол» (Ин. 8, 44), – потому что они сами выбрали себе отцом «человекоубийцу искони», они и рождены в его духе.
«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21), – говорит Господь об избавлении от этого лукавого сатанинского духа.
Пост – это ключ к духовной жизни
Пост – это ключ к духовной жизни. Протестанты, отвергнув пост, все дальше и дальше отходят от Евангелия. Потому что пост – это самонастройка на правильный духовный лад, возможность подтянуться, восстать из того расслабления, которое уже несовместимо с молитвой.
– Слово «расслабиться» – одно из самых ходовых у современной молодежи. «Чтобы расслабленным быть?! Боже упаси!» – пытаются вразумить пастыри-миссионеры. В массовой культуре много таких подмен, когда нечто самоубийственное навязывается в качестве желанной цели. Те же аборты, о которых вы вначале сказали, – не называют убийствами, а вписывают в концепцию «чайлдфри». Свобода – это же в сознании любого человека нечто хорошее, и вот так подтасовывается «позитивная» свобода от детей. Но это же обман и саморазрушение…
– Без молитвы и поста мы бессильны перед всепроникающей апостасией, всеобщим отступлением от Евангельского идеала, итог которого – воцарение антихриста. Даже в некоторых Православных Церквях, там, где пытаются уже все реформировать и упрощать, тут же ослабляется духовный настрой верующих, – «соль теряет свою силу» (Мф. 5, 13)... Надо беречь все установления нашего православного поста. Без поста мы потеряем Православие.
Какая теплохладность сейчас овладела русским народом! Ее надо изжить. Нет уже сейчас той искорки, которая была при возрождении церковной жизни после падения советского строя, когда открылся железный занавес, многое стало доступно, Церковь перестала быть гонимой.
Дух веры возгорается на кресте
С отцом Иеремией (Алехиным) – Как духа не угашать (1 Фес. 5, 19)?
– Слушаться духовного отца. Только при послушании и возможна настоящая молитва, а она есть суть нашей духовной жизни – собственно богообщение, при котором и возможно достижение цели – обожения.
Знаете, как старец Паисий говорил о молитве?
«Всегда нужно молиться и не унывать. И чем чаще будем прибегать к Богу, тем уверенней и радостней будем ощущать себя. Когда я был на военной службе, было тревожное военное время. Служил я радистом и видел: когда мы выходили на связь с центром дивизии каждый час, то ощущали безопасность. Когда каждые два часа – какую-то малую безопасность. Когда же в некоторых случаях выходили только утром и вечером на связь, то чувствовалась тревога и беспокойство, что мы удалены и как-то отрезаны от основных наших сил. То же самое и в молитве – чем больше кто молится, тем более уверенно внутренне себя чувствует».
Надо быть верным чадом Православной Церкви. Возгревать дух страха Божия. Исполнять обязанности, присущие всякому христианину, – изложенные в заповедях Христовых. Расслабленность, которая сейчас овладевает людьми, – хуже всего. Могут начаться испытания. Дух веры возгорается на кресте.
– Как не пренебречь своим крестом, данным тебе в повседневности, – для крестоношения христианину же не надо ждать какого-то исторического момента?
– Каждый из нас несет в жизни свой крест, должен исполнять то предназначение, к которому Господь его призвал. Очень важно распознать волю Божию о себе, чтобы жизнь не прошла впустую. Апостол говорит: дорожите временем, потому что дни лукавы (Еф. 5, 16). Надо делать первостепенные дела, не размениваться по пустякам.
Важно распознать волю Божию о себе, чтобы жизнь не прошла впустую
– В чем отличие монашеского крестоношения?
– Каждый монах, вступая в монашеское жительство, дает обеты, которые должен выполнять перед лицом Господа и братии. «Постническое житие» – это одно из вожделенных монахом условий духовной жизни. Задача монахов, особенно на Афоне – мы ощущаем это порученное нам Церковью долженствование, чтобы и на секунду в мире не пресекалась молитва, умилостивляющая Бога. Если это случится – наступит конец. «Молитвами монахов стоит мир», – говорил преподобный Силуан.
Богослужение – источник освящения
– Как молятся монахи на Афоне?
– На Афоне молитва совершается преимущественно ночью, – когда в миру люди отходят ко сну, монахи несут свою стражу. Ежедневно 8–10 часов соборной церковной молитвы, под праздники, когда бдение, ее время увеличивается. Плюс келейная молитва; Иисусова молитва, творимая и на послушаниях в течение дня.
Во время принесения главы преподобного Силуана Афонского в Россию
Когда в 1980-х годах появилась возможность пополнения братии русского Святогорского Пантелеимонова монастыря иноками из России (тогда еще СССР), встал вопрос о возрождении старого Устава обители, составленного еще старцами Иеронимом (Соломенцовым) и Макарием (Сушкиным). Наш игумен отец Иеремия (Алехин) думал еще о соответствии общим духовным традициям Афона. Мы, те, кто помоложе, были тогда все увлечены опытом греков...
Но старец Паисий, сам будучи греком, порицал нас:
«У Русского монастыря есть свои традиции, – говорил он, – их и возрождайте, именно они породили старца Силуана; его писания – есть законченное учение о спасении, и это – ваше наследие, это опыт нескольких поколений отцов Пантелеимонова монастыря, воспринятый и изложенный простым монахом, которого теперь почитает вся Гора Афон».
Отец Паисий подчеркивал, что подвиг его духовного отца – старца Тихона (Голенкова) – был бы невозможен в греческой среде, потому что его отличала исключительная любовь к богослужению. Именно служба была для него источником освящения. А это черта, прежде всего, русских подвижников, – отмечал геронда. «Такого отношения к службе, как в русском монастыре, непросто встретить в других общежитиях Афона», – говорил он.
Старец Тихон (Голенков) в центре. Прп. Паисий - на заднем плане, достает воду из бочки, чтобы предложить ее гостям). 1966 г.
– Мы недавно опубликовали интервью архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека) об особом почитании святых в Православной Церкви, что находит свое отражение и в нашей службе. Помню, как отец Петр (Пиголь) рассказывал, что старец Паисий, выслушав жалобы о том, что у них сложно идет восстановление Афонского подворья в Москве, спросил, сколько у них там престолов, а после похлопал по плечу: «Святые не спят, святые молятся о нас!»
– И все разрешается.
– Отец Кирион, как вы стали монахом?
– Это зов Божий. Каждый человек должен расслышать этот зов, откликнуться на него, не погасить того огня, который ниспосылается в сердце. Так же и у меня.
– А как на Святой Горе оказались?
– Это тоже было призвание Господа, Божией Матери. Она, кого хочет, туда призывает. Одни там остаются, другие не могут прижиться, уезжают. Там все-таки надо соблюдать тяжелый Афонский Устав. Брань помыслов на Афоне очень сильна, – если постоянно не открывать их духовнику, не устоишь.
– Как не устрашиться? Не сбежать со своей жизненной голгофы…
– Для этого надо помнить, что после крестной жертвы в жизни христианина всегда бывает воскресение. Все взаимосвязано. Это должно восприниматься в единстве, чем и отличается как раз православное вероучение. После голгофы бывает воскресение, но воскресения не бывает без голгофы.
Давайте постараемся снова разжечь в своей душе эту погасшую искорку. Давайте понуждать себя к посту, к молитве, к посещению храма, к чтению Писания и житий святых. Давайте возрождать и хранить православные обычаи и традиции.