Православный календарьПравославный календарь
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.

Зачем читать Ветхий Завет

О трудных местах и таинственных образах в текстах Библии, написанных до Христа

    

Ключ к пониманию ветхозаветных текстов помогает нам найти священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. Он родился в 1983 году в Кирове. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Много занимался изучением Ветхого Завета. Этой теме были посвящены и его диссертация, и другие труды. Он часто выступает с лекциями о различных аспектах библейской истории, в том числе — о пророках, в академии и других аудиториях.

Почему трава появилась раньше солнца

— Нужен ли вообще православному человеку Ветхий Завет? Там ведь много непонятного и совсем не по-христиански жестокого. Стоит ли во всём этом разбира ться?

— Мне кажется, что Ветхий Завет надо обязательно читать любому православному христианину. Ещё в древности Святые Отцы осудили негативное отношение к Ветхому Завету, которое пропагандировала группа еретиков, утверждавших, что он был написан другим, жестоким Богом, а потом пришёл истинный Бог и явил миру Новый Завет. Святые Отцы признали подобное мнение еретическим, потому что как раз в Ветхом Завете содержатся пророчества о приходе долгожданного Мессии, Который спасёт не только избранный израильский народ, но и всё человечество. По сути дела, к принятию Спасителя человечество подготавливалось именно Ветхим Заветом, что для нас — свидетельство его истинности и богодухновенности.

— Уже начало Библии может кого-то смутить. Например, в третий день творения начинают активно расти деревья, трава — и всё это без солнца, так как солнце создано в четвёртый день. Как понимать такой текст?

— Сегодня некоторые люди рассматривают текст Шестоднева с точки зрения биологии или физики, пытаясь найти в нём подтверждение или опровержение научных гипотез. Однако древний пророк не намеревался создавать научный трактат. Шестоднев — это прежде всего богословское произведение. Священный писатель стремился посредством поэзии изложить богословское учение о создании мира Единым Богом. Речь не об очерёдности и научном обосновании тех или иных процессов, а о тайне творения и о всемогуществе Бога. Господь повелевает земле произрастить траву и деревья, и, несмотря на отсутствие солнца, «стало так». Слово Божие и слово человеческое

— В книгах Ветхого Завета много жестокостей, которые не только не осуждаются, но даже представляются нормой. Как это воспринимать?

— К подобным моментам в Ветхом Завете надо относиться с позиции древнего человека. Мы воспитаны в христианской культуре, для нас гуманизм — одна из ценностей. В древности всё было по-другому. Тогда человек воспринимался лишь как часть коллектива, своего рода или племени. Так, Бог заключил завет не с Моисеем только, а со всем израильским народом, который и должен был наследовать Землю обетованную — Древний Ханаан. Согласно археологическим данным, известно, что в древности именно среди хананеев были распространены ужасные обычаи человеческих жертвоприношений. Своим божествам они нередко приносили в жертву маленьких детей. Такого не было ни в Месопотамии, ни в Египте. Глупо было бы надеяться на исправление этих диких нравов. Поэтому, как понимали это сами израильтяне, только полное истребление жителей того или иного ханаанского города могло пресечь распространение этой заразы.

— Это было мнение израильтян или Божия воля?

— Израильтяне мыслили себя в это время исполнителями воли Бога. И когда мы читаем в тексте о том, что истребление повелевалось Самим Богом, следует иметь в виду, что Священное Писание — это не только слово Божие, но и слово человеческое. В нём отражены представления о Боге, бытовавшие среди древних израильтян, находившихся на дохристианском этапе исторического и нравственного развития. И всё же следует особо оговорить, что, кроме особых случаев, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими даже в сравнении с нынешним временем.

Личный выбор святого Иеремии

— Важное место в Ветхом Завете занимают пророки. Кто из них вам ближе и почему?

— Мне лично ближе пророк Иеремия, потому что в книге, носящей его имя, в отличие от писаний других пророков ярко представлен его внутренний мир, образ личности. Иеремия на удивление подробно описывает не только свои действия, но и свои переживания. Например, когда он вступает в живое общение с Богом, то буквально начинает спорить, говоря, что не будет больше произносить слово Божие, поскольку народ его не слушает. И на какое-то время он действительно перестаёт пророчествовать, однако ненадолго. Вскоре он сообщает: «Слово, подобно огню, жжёт моё сердце так, что я устал его удерживать» (Иер. 20:9). Причём мы видим, что не Господь принуждает Иеремию дальше проповедовать, а это его личный выбор. Пророк всей душой болеет за свой народ, невзирая на то, что его обвиняют в предательстве, сажают в тюрьму и вообще готовы убить. Как человек, он приходит в смятение, хочет отказаться от своего дара, но в конечном итоге продолжает нести слово Божие, чтобы дать людям шанс спастись.

— Эта жертвенность близка духу Нового Завета…

— Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Откуда взялись «колёса, полные очей»

— А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса…

— Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам.

— То есть на самом деле он видел нечто иное?

— Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.

Есть ли в наши дни пророки

— Возможны ли пророки в наше время? Как относиться к многочисленным пророчествам, которые приводятся в Интернете?

— Существование пророков возможно в любое время, если возникает такая необходимость. В ветхозаветную эпоху пророки часто появлялись в критические моменты истории израильского народа. В начале христианской эры они служили для распространения Евангельской вести по миру. Мне кажется, что в наше время пророческий дар перешёл к людям, которых принято называть старцами. Но к цитированию пророчеств следует относиться с осторожностью. Знаю примеры, когда какие-то слова выдаются за сказанные старцем, хотя он никогда их не произносил, либо его слова неправильно интерпретировали.

К тому же надо помнить, что Господь не ограничен пророчеством. Бог может что-либо открыть старцу, но это может и не исполниться. Именно такой случай описан в Книге пророка Ионы: услышав его пророчество, люди стали каяться, и Господь отменил уже предвозвещённое наказание.

Как Христос повысил планку

— Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить». И всё же христианство явно противоречит многим ветхозаветным установкам, начиная с «око за око». Можно ли сказать, что Христос всё-таки изменил, усовершенствовал ветхозаветные законы?

— Да, конечно. Ветхозаветные нормы и учение Христа действительно во многом различаются. Господь пришёл исполнить закон, то есть довести его до полноты или завершённости. Принцип «око за око» впервые появился в месопотамских правовых нормах за тысячу лет до упоминания в Библии, затем он перешёл в Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В частности, там говорится, что если по вине строителя рухнула стена и придавила ребёнка хозяина дома, то ребёнок строителя должен быть убит. Делалось это не из-за жестокости, а с целью ограничения кровной мести, то есть за ущерб полагалось равное возмездие.

Через несколько веков Господь приносит людям Благую весть и доводит древние законы до совершенства. Так, он говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф. 5:21.22). Христос повышает планку, говорит, что надо стараться избавиться от пожелания зла даже в мыслях. Господь даёт новую заповедь о любви друг к другу до самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это вершина закона любви, идеал, к которому нужно стремиться.

Священник Андрей Выдрин
Текст: Марина Морозова

Источник: "Крестовский Мост"

26 марта 2020 г.

Рейтинг: 8.3 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×