«Товарищ майор, это монах, а не монарх!»

Несколько эпизодов из жизни Патриарха Павла

Мы продолжаем публиковать воспоминания архимандрита Йована (Радосавльевича), друга, собеседника и сомолитвенника сербского Патриарха Павла. Свои воспоминания отец Йован опубликовал в книге «Мемоари. Сећања», изданной в монастыре Рача в 2018-м году. Приводим несколько историй, рассказывающих об обращении человека с собственной свободой – её можно употребить во славу Христа, а можно – вопреки Ему и во вред себе.

Архимандрит Йован (Радосавлевич) Архимандрит Йован (Радосавлевич)

Наш незлобивый «пророк Митар»,
или Следование Христу…

Однажды, когда мы с отцом Павлом проходили по сёлам Овчарско-Кабларского ущелья, нас остановил один лесник и спросил, откуда мы, из какого монастыря.

– Из монастыря Рача, – ответили мы.

– Скажите, пожалуйста, пророк Митар живёт в вашей обители? – прозвучал простой и очень для нас неожиданный вопрос.

– У нас есть послушник Митар, это точно, – говорит отец Павел. – Но чтобы он числился в пророках, такого не помним.

– Да, но если к вам в монастырь его послал владыка Василий, то это точно он!

Мы подтвердили, что послушник Митар действительно прибыл к нам по благословению епископа Василия, но попросили объяснить, почему лесник называет его «пророком». Тот объяснил по-сельски бесхитростно:

– Митар из Боснии, я сам оттуда родом. Когда ему было 10 лет, он страшно заболел, не мог пошевелиться в кровати. Болел долго, и надежды на выздоровление не было никакой. Однажды его мать заглянула к нему в комнату и к своему то ли ужасу, то ли изумлению увидела подростка… сидящим на постели и громко молящимся Богу. Подбежала к сыну на ватных ногах, хотела помочь ему, растерялась, а он ей весело говорит, что вполне здоров. Потом поведал ей, что когда он молился Христу про себя, как это было обычно, ему явился Сам Господь Иисус Христос вместе с апостолами, что они заглянули в окно комнаты с улицы, а Христос сказал: «Мы пришли тебе помочь поправиться. Когда встанешь, говори людям, чтобы каялись и чтобы хранили себя от безбожия».

Это чудо не могло остаться незамеченным в селе и округе: люди стали приходить в дом, где жил Митар с матерью. И он по-детски, как мог, призывал всех гостей к тому, что слышал от Христа, т.е. к покаянию и вере. Количество гостей с каждым днем возрастало, и о подростке, конечно, проведали «органы»: тут же ворвались к ним в дом и отправили Митара в Сараево, в исправительный дом для малолетних преступников, чтобы пресечь на корню всякие контакты с верующими людьми, все разговоры о вере, о Христе.

Отец Павел убедился, что юноша действительно имеет небесный дар и по-настоящему жаждет монашества

Но затем, стараниями и заступничеством епископа Василия, Митар был освобожден и отправлен в монастырь Рача. Отец Павел, поговорив с ним всерьез, убедился, что юноша действительно имеет какой-то небесный дар и по-настоящему жаждет монашества, стремится к нему. Уже тогда Митар знал много молитв наизусть, особенно Пресвятой Богородице, и всегда его можно было видеть на молитве в храме. У него была по-детски чистая душа, мы никогда не видели, чтобы Митар был раздражен, сердился или обиделся на кого-нибудь. Отец Павел обычно, когда видел, что молодые послушники в чем-либо провинятся, наставлял их, укорял, давал советы к исправлению, но по отношению к светлому Митару он был всегда благодушен, ласков. Даже тогда, когда отец Павел по-монашески, что называется «провоцировал» его, пенял ему на что-то, тот всегда смотрел на строгого наставника с детской улыбкой, чем обезоруживал абсолютно – у Митара никогда не было врагов или кого-нибудь, кто был бы им обижен. Позже, когда отец Павел стал Патриархом, он, прекрасно помня об этом удивительно незлобивом человеке, отправил Митара, а тогда уже игумена Аввакума, в Сараево во время войны в Боснии, на помощь православным сербам. Тогда, в 1990-е годы, священников в Боснии практически не осталось, и оставшиеся в живых сербы страдали ещё и без пастырского попечения. Надо сказать, что многие, мягко сказать, удивлялись такому выбору Патриарха Павла: думали, что отправил его на верную смерть – чем может помочь на войне другим человек, который «смотрит только в Небо»? Но незлобие игумена Аввакума, его чистая и искренняя детская душа, без всякого вмешательства в тогдашние и сегодняшние политические страсти, помогли ему в то страшное военное время нести всем без исключения евангельское слово и Христову любовь. Всем без исключения. Думаю, эти качества и помощь Божия спасли нашего «пророка Митара», нашего игумена Аввакума, а кроме того, мы убедились в мудрости и вере нашего Патриарха Павла.

…и отречение от Христа

Печальный пример обратного – неприятия христианства и монашеской жизни – показал однажды бывший наш послушник Груйо. Однажды во время трапезы кто-то ворвался буквально в монастырскую кухню прямо с улицы. Молодой человек, черноволосый, крепкий, широколицый, бросил с порога:

– Бог в помощь, честные отцы, примете меня в ваш монастырь?

Отцы ответили:

– Примем, но сперва скажи, кто ты такой и откуда.

Пришелец немного рассказал о себе и пошел на беседу с игуменом и отцом Павлом. Когда их беседа закончилась, отец Павел сказал:

– Груйо, вот что: вернись домой и поразмысли хорошенько о жизни в монастыре, о монашестве. Подумай месяц-другой, потом приходи.

Через месяц опять появляется Груйо. Приняли его послушником. В первые дни он просто горел ревностью – не пропускал ни одной службы, ни одного послушания. Закончит одну работу – и тут же требует другую.

В первые дни он просто горел ревностью. Закончит одну работу – и тут же требует другую

– Груйо, сядь, отдохни: козы не сдохли (сербский вариант русской поговорки «не горит» – С.И.), – говорит игумен. Груйо присядет на минутку, но тут же подскочит, как только зазвонит колокол: он один из первых на богослужении.

Братство монастыря участвовало в общественных работах – ремонтировали дорогу вдоль Дрины до Баиной Башты. Народу, молодёжи очень много. Груйа отвечал за воду: носил ведра и поил работников. Всем наливает в кружки, протягивает, но когда за водой приходят девушки, специально отворачивается в сторону, улыбаясь тайком. Нас это наблюдение озадачило.

Однажды приехал в монастырь дипломат – сотрудник индийского посольства. У него родился сын, и он пригласил православного священника из Индии, чтобы тот крестил младенца в нашем монастыре. Священник-индус, цвет кожи – почти чёрный. Крещение прошло, потом высокие гости посмотрели монастырь, познакомились с его историей, а напоследок попросили сфотографироваться с игуменом, отцом Павлом и всем братством. Павле позвал Груйо, который был в поле. Тот ответил пришедшим послушникам:

– Скажите отцу Павлу, что для меня это не спасительно.

Сфотографировались и без него, но отец Павел, будучи воспитателем монастырских учеников, был возмущен такой наглостью и демонстративным непослушанием. Он предложил, уже чувствуя непорядок в душе послушника, чтобы тот оставил обитель. Но игумен назначил ему какую-то епитимью, и этим всё завершилось.

Потом Груйо пошел в армию, где познакомился и сблизился с пятидесятниками, ходил на их собрания и радения. Познакомился и с мусульманами. Когда он вернулся в монастырь, мы увидели, что он совершенно изменился: на богослужения почти не ходил, почти всё время сидел в кафане и слушал новости и музыку. Начал критиковать и ругать Православие: «Причастие – это не Тело и не Кровь Христа. Христос – это не Бог, а человек. Мария – не Богородица, а ‟человекородица”. Нельзя почитать Крест, иконы, мощи» и т.п. Мы увидели, что общение с сектантами в армии извратило душу человека до неузнаваемости.

Потом Груйо пошел в город к секретарю партийной организации и попросил найти ему работу. Тот радостно согласился и отправил его в Белград работать кочегаром на железной дороге. Бывший послушник поработал там несколько дней и решил, что «это не его». Начались его метания – то в разные монастыри, как кающийся грешник, то на заводы, фабрики и т.п. Отец Павел уже не мог проследить за ним, потому что учился в Греции, а позднее стал епископом. Когда мы встретились с бывшим послушником в Косово и Метохии, в монастыре Высокие Дечаны, тот был уже баптистом – явился к нам с типичной и знакомой кощунственной «проповедью». Поскольку мы помнили его по старым временам, начали говорить с ним дружелюбно, по-приятельски. Постарались объяснить ему его «недоумения», ссылаясь на ту же Библию, которой он хотел нас «опровергнуть». Но он просто ничего уже не слышал – долдонил, как заведенный, свои «доводы», какой-либо разумный диалог с ним не был возможен. Тогда старый и слепой отец Макарий не выдержал и сказал: «Э, мой Груйо! Поверь, когда будет гроза, я бы с тобой под одним дубом не спрятался: Бог бы нас обоих прибил!» Мы не могли не рассмеяться. Так – с грустной улыбкой – был закончен тот «диспут». А бедный Груйо потом, говорят, перешел к мусульманам.

Мы убедились, что перед нами уже не христианин, а Иуда. Владыка Павел не имел другого выхода, как отлучить несчастного от Церкви

Епископ Павел, узнав обо всем по своем возвращении, несколько раз взывал к разуму, совести этого человека, просил его, даже умолял быть честным с собой и с Богом – писал ему письма. Но тот отвечал ему очень грубо. Так мы с горечью убедились, что перед нами уже не православный христианин, а Иуда. Владыка Павел не имел другого выхода, как отлучить несчастного от Церкви.

...Нужно видеть, что в любом собрании есть не только пшеница, но и плевелы, они могут быть и в Церкви, и в монастырях. Эти плевелы теряют веру, христианское поведение, и вы вынуждены будете признать, что не видите больше перед собою брата во Христе. Евангелие говорит в этом случае: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Как будущий Патриарх и другие монахи собирались воевать

После завершения войны в 1945-м году Йосип Броз Тито, новый хозяин Югославии, очень надеялся, что итальянский город Триест будет присоединен к возглавляемой им и его единомышленниками стране. Он рассчитывал на помощь союзников – СССР и западных стран – и готов был продолжить войну ради достижения своей цели. Но Триест был объявлен нейтральной международной зоной, и это сильно разочаровало Тито. Тогда в 1951-м году он объявил всеобщую военную мобилизацию и учения, чтобы показать готовность к продолжению войны с целью присоединения этого итальянского города и его окрестностей. Таким образом, все мы, бывшие военнообязанными, подпадали под эту мобилизацию, и только в нашем округе на западе Сербии собралось, как говорили, около 100000 солдат разного возраста. К нам пришли офицеры, ответственные за учет, и стали переписывать военнообязанных жителей села, в том числе монахов. Какой-то майор сидел под деревом и записывал, кто мы, откуда и т.д. Мы стояли в общей очереди вместе со всеми. Когда очередь дошла до меня, он спросил:

– А ты кто такой? Ты – с длинными волосами и бородищей?

Монастырь Рача в честь Вознесения Господня Монастырь Рача в честь Вознесения Господня

Я ему отвечаю, что я – монах из монастыря Рача.

– Что?! Какой ещё монарх?! – заорал майор и стал страшно ругаться. – Мы тут против монархии четыре года с товарищами боролись, кровь проливали, а ты не только монархист, но еще и в монархи метишь?! Да тебя убить мало, враг народа! Вражина!

Мы, монахи, поняли, что эти слова нам могут стоить дорого. Но неуравновешенного майора успокоил председатель, который знал нас:

– Товарищ майор, никакой это не монарх, а просто ученик из монашеской школы из местного монастыря. Тут их несколько, учеников.

– Так бы и говорил, что ученик! У меня с монархами разговор короткий!

Нам было приказано явиться на сборный пункт, взяв с собой суточный запас питания и мешок для гражданской одежды – на сборном пункте нам выдадут униформу. Вижу, что дело нешуточное: неужели снова война? Собирали со всех городов и сёл нашей округи, которая стала военным округом. Погода стояла ужасная: ноябрь, дождь со снегом, ветер, грязь. Люди, техника, лошади, артиллерия – всё перемешалось. Видел, что много лошадей погибло от холода и голода, поэтому попросился на пост, чтобы ухаживать за оставшимися – командир с радостью позволил.

По дороге идет отряд человек 40, с винтовками на плечах, все в подрясниках, а между ними и архидиакон Павел

На следующий день я вижу: по дороге идет отряд человек 40, с винтовками на плечах, но все в подрясниках, а между ними и архидиакон Павел (Стойчевич). На одном плече винтовка, на другом – носилки для раненых. Видимо, определили в медсанбат. Говорят: «Вот и мы солдатами стали».

Учения и маневры продолжались 8 дней. Помню, как в один из последних дней нашу колонну догнал какой-то важный офицер на коне. Остановился и скомандовал: «Смирррно!» Колонна остановилась. Командир пошёл вдоль колонны, разглядывая солдат и кормя коня кусочками сахара. Увидел наш «поповский взвод», подошел ко мне вплотную и, издевательски улыбаясь, спросил:

– А ты что за чудо такое, волосатое и бородатое?

А мы уже подружились с другими солдатами, уже знали друг друга и помогали чем могли. И я не успел ещё ответить этому офицеру, что я – «подофицер Народной Армии Югославии», как ребята в один голос крикнули:

– А ты помри, товарищ полковник, вот и увидишь, что за «чудо», которое будет у твоей головы читать молитвы!

Полковник не захотел сдаваться:

– Дайте ему зеркало – пусть на себя полюбуется!

– А нам он и без зеркала нравится! – тут полковник осунулся и, поняв, что ничего своими шуточками не добьется, ретировался. Я от души поблагодарил ребят, заступившихся за меня, но сказал, что мне как монаху лучше было бы смиряться и терпеть.

Как выдержал это испытание отец Павел, я не знаю. Но он не жаловался никогда

– Радосавльевич, что ты его жалеешь, раз он тебя не жалеет! Так ему и надо! – сказали.

В последний день учений мы были в школе, оборудованной под казарму: на полу была солома, и мы, не чуя ног от усталости, повалились спать. Как выдержал это испытание отец Павел, который был слаб здоровьем, я не знаю. Но он не жаловался никогда. Более того: будучи всегда дисциплинированным и точно исполняя указания, что помогало ему в любом коллективе, он обладал и великолепным чувством юмора, и это очень ценили другие солдаты.

Потом нам объявили, что маневры прошли успешно, и мы можем отправляться по домам. Что мы с радостью и сделали: по дороге в монастырь зашли в гости к старым священникам в нескольких селах и как следует отоспались. Потом переоделись в нашу нормальную – чистую и выглаженную хозяевами – монашескую одежду и пошли в свою обитель.

(Продолжение следует)

P.S. Дорогие читатели, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование:

5469 0177 0923 5086, Петр Михайлович Д. (Обязательна пометка: «Помощь Косово»).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Петр 7 августа 2020, 15:41
Благодарим вас и молимся о вас, дорогие Максим Эдуардович, Алексей Юрьевич, Сергей Викторович, Александр Алексеевич, Станислав Альфредович, Екатерина Юрьевна, Галина Андреевна, Алексей Анатольевич, Владимир Александрович, Константин Афанасьевич, Инна Александровна, Анастасия Олеговна, Мария Юзефовна, Антон Михайлович, Сергей Александрович, Наталья Михайловна, Николай Петрович, Ольга Геннадьевна, Иван Борисович, Петр Алексеевич, Сергей Викторович, Светлана Сергеевна и все, кто любит, молится и помогает братьям и сестрам в Косово и Метохии. Спаси Вас Господь!
Яна 5 августа 2020, 21:47
Спасибо! Рассказ отогнал уныние от моей души. Жду продолжение. Спасибо!
Галина И. 4 августа 2020, 23:55
"Начал критиковать и ругать Православие: «Причастие – это не Тело и не Кровь Христа. Христос – это не Бог, а человек. Мария – не Богородица, а ‟человекородица”. Мы увидели, что общение с сектантами в армии извратило душу человека до неузнаваемости"// Сектанты (то бишь пятидесятники) никогда так не скажут. В центре их веры и поклонения- Господь Иисус Христос.Мария - Богородица, Ее глубоко почитают, но не молятся Ей.У них тоже есть Причастие (Вечеря любви). Возможно, герой рассказа общался с иеговистами, а не с пятидесятниками. Тогда это точно так. Или это утверждали мусульмане, к которым он и ушел. А просто так проходиться по иноверцам нельзя. По православным похлеще, бывает, проходят. Язык.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×