Стремительно летит время. Казалось, будто вчера православный Киев во главе с епископатом Украинской Православной Церкви с участием высоких зарубежных гостей поздравлял своего Предстоятеля с днем Интронизации. И вот, миновало шесть лет. За этот период верующие нашей Церкви, как и весь украинский народ, пережили огромные испытания. Политические нестроения, кровопролития, боевые действия на востоке страны…
Блаженнейший Онуфрий, приняв штурвал церковного корабля от почившего о Бозе Митрополита Владимира, с молитвой, мудро и взвешено, повел его сквозь бури и штормы житейского моря. В еженедельных проповедях с амвона Киево-Печерской лавры, других монастырей, соборов и храмов, в интервью церковным и светским СМИ раздавался его ровный, исполненный любви и крепчайшей веры, призыв следовать за Христом, молиться за многострадальный народ Украины, прекращение вражды и междоусобной брани. Церкви всегда жилось трудно, во все века и с первых дней ее существования, напоминал Предстоятель. Но Господь наш Иисус Христос предупреждал: «Не бойся, малое стадо. Се Я с вами во все дни, до скончания века» (Лк.12.32; Мф. 28.20).
Церковь пережила и новый, невиданный по масштабам и цинизму, под аккомпанемент и коварному сценарию высоких политических сил во главе с бывшим президентом страны новый раскол - создание новой религиозной структуры, так называемой ПЦУ. Но и здесь Блаженнейший Митрополит Онуфрий подавал пример всей Церкви своей молитвенной сосредоточенностью, спокойствием и твердым упованием на помощь Божию. Мало того, он не переставал напоминать, что каждому жителю державы, и простому служащему, и высокопоставленному политику, именующему себя верующим в Господа, следует в первую очередь исправлять изъяны собственной души, стремиться к исполнению Заповедей Божиих. Тогда будет воцаряться мир и братское взаимопонимание. «Расколы заставляют нас снова и снова пересматривать свою личную жизнь и через покаяние устранять свои ошибки и недостатки, - говорил Блаженнейший. - Кризис в Украине вызван узакониванием беззакония, вмешательством государства и Константинопольской Церкви во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви, вследствие чего с ушедших в раскол беззаконно были «сняты» прещения, и с этими раскольниками Константинополь вступил в церковное общение». И далее: «Церковь не может служить какой-то партии, Церковь внепартийна, если мы будем служить партии, то станем такой же политической организацией, а не Церковью. Беда в том, что политики часто не видят Капитана, Который управляет церковным кораблем, Господа нашего Иисуса Христа, им кажется: сяду я за штурвал и покомандую в Церкви. Но это не так просто и опасно, и может обернуться для такого человека настоящей трагедией».
Накануне Дня интронизации продолжить разговор на эту тему мы попросили викария Киевской Митрополии архиепископа Обуховского Иону, наместника Свято-Троицкого монастыря, известного церковного журналиста, главного редактора популярного молодежного журнала «Отрок» и поделиться своими чувствами и впечатлениями от общения и несения послушаний у Предстоятеля нашей Церкви. И вот, что он рассказал.
- Блаженнейшего Митрополита Онуфрия знаю достаточно давно: ещё со времен, когда я был послушником в Киево-Печерской Лавре, а в Церкви происходили всем известные трагические события раскола 1992 года. Владыка Онуфрий был мне как-то особенно симпатичен — своей твёрдой позицией в отстаивании истины, тем, что он дезавуировал свою подпись в обращении тогдашнего митрополита Киевского Филарета к Патриарху Алексию ІІ с требованием предоставления автокефалии, не соответствовавшим чаяниям полноты Церкви. Будучи совсем молодым епископом, владыка Онуфрий уже тогда стал символом сопротивления раскольническим движениям и по сей день хранит такую же твердую православную позицию.
Уже позже, когда я стал наместником Ионинского монастыря и достаточно часто общался с владыкой, узнал, насколько это простой и доступный человек. Насколько он проникнут любовью к каждому человеку— всегда готов всем служить и перед всеми смиряться. И при этом ему присуща железная твёрдость в отстаивании истины Божией, правды церковной. Не случайно наша Церковь именно его избрала сперва Местоблюстителем, а затем и Предстоятелем — потому что все архиереи, да и паства в своем большинстве, знали, что владыка Онуфрий никаким человеческим влияниям со стороны не подвержен и в угоду чьему-либо мнению своей позиции не изменит.
Будучи викарием Киевской Митрополии я и сейчас вижу любвеобильное отношение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия ко всем людям — даже отпадшим от Церкви и тем, кто враждует против Церкви. Он никогда не скажет плохого слова о них даже там, где посторонние его не слышат, но всегда отзывается о них с большой скорбью и переживанием.
Но при этом, повторюсь, он очень твердо хранит чистоту веры. И с твердой церковной позиции его никому не сдвинуть. Это сочетание любви и сострадания к заблудшим и железной стойкости в отношении веры, как мы знаем, присущи людям высокой духовной жизни. О таких примерах мы читаем в житиях святых.
Представьте только, Блаженнейший ходил в Церковь еще при Сталине. Он был сыном священника в страшные времена атеистических гонений, слышал слова генсека СССР Хрущева, обещавшего к 1980 году «показать по телевизору последнего попа», поэтому нынешними антицерковными потугами политиков его совершенно не испугать. Мы же все имеем обетование Христа о том, что врата ада Церковь не одолеют. В это обетование твердо верит наш Предстоятель. В день шестилетия его интронизации хочется сказать о нем словами апостола Павла: «Таков нам подобаше архиерей» (Евр.7,26), и поблагодарить Бога за это.