Игумения Кетеван (Копалиани) со старцем Гавриилом 26 августа – день рождения преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Этот день особо отмечают в женском монастыре Самтавро, духовным наставником которого в последние годы своей жизни был святой Гавриил.
Когда нынешняя игумения монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани) была еще в миру, старец однажды сказал ей: «Да благословит тебя Господь, чадо мое. Ты будешь матерью Грузии!» Тогда она смутилась, сочла это несерьезным преувеличением, даже шуткой, так как Матерью Грузии принято считать святую Нину; но 13 июля 1991 года, когда она, уже монахиня, стала игуменией монастыря Самтавро, все поняли, к чему были сказаны слова старца Гавриила: Самтавро – монастырь святой равноапостольной Нины – считается матерью всех монастырей, а игумения этого монастыря – матерью всей Грузии.
О предсказаниях, личности и любви старца вспоминает игумения монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани).
Христианская Церковь напоминает корабль, кормчий которого – Сам Христос, а мачта – Животворящий Крест. Кто знает, сколько раз волны еретиков наносили удар по этому кораблю. Не раз эти волны грозили потопить Православную Церковь, но она, хранимая своим Небесным Кормчим – Господом нашим Иисусом Христом, оставалась непобедимой. Блажен, кто не покинет этот корабль. Только находясь там, можно достичь причала Царствия Небесного. Так сказано в Древнем Патерике.
Одним из тех, кто с глубокой верой стремился к этому заветному причалу, был наш отец и духовник архимандрит Гавриил. Очевидно, многие помнят юродивого старца в камилавке, бродившего по улицам Тбилиси иногда и босым, с диадемой на голове.
Я впервые увидела отца Гавриила на проспекте Руставели в 80-е годы прошлого века. Воздев руки к небесам, он взывал: «Грузины! Пробудитесь, узрите, что происходит в Грузии, в каком состоянии могила святой Шушаник[1]! Разве место театру в Метехском храме?!»
Старец громко рыдал, страдая об участи народа и Церкви. Одни останавливались, сочувственно слушая его, другие скептически улыбались. После этого случая я посетила Метехский храм и мощевик святой Шушаник. Действительно, на могиле святой была разбросана театральная утварь.
Однажды я подошла к нему получить благословение. «Да благословит тебя Господь, чадо мое. Ты будешь матерью Грузии!» – воскликнул старец. Я смутилась, сочла это несерьезным преувеличением, даже шуткой, так как Матерью Грузии принято считать святую Нину. Спустя определенное время, с Божией помощью, Его Святейшеством был совершен мой постриг. А спустя несколько лет патриарх должен был назначить игумению в женский монастырь Самтавро. Я поделилась своими опасениями с отцом Гавриилом, боясь, что этот тяжкий крест возложат на меня. Старец стал утешать меня: «Не переживай, сестрица и мать. Божия благодать снисходит на тебя. Не отвергай: если патриарх благословит – значит, на то есть воля Божия. Сан игумении не только возвышает, но и уничижает. Одним он дается для спасения, другим – на погибель. Если игумения будет уничижать себя, она на пути ко спасению».
«Если игумения будет уничижать себя, она на пути ко спасению», – наставлял отец Гавриил
Однажды из монастыря Самтавро мы отправились к схиархимандриту Виталию (Сидоренко) и к схиигумении Серафиме (Дьяченко) за мантиями. Встретили они нас с любовью. Отец Виталий при входе отдал мне большой земной поклон и уселся на пол. Я подумала, что отец Виталий, должно быть, юродивый. Когда мать Серафима вынесла мантии, отец Виталий подскочил, выхватил одну мантию из рук матушки Серафимы, сам облачил меня в нее и подарил мне икону «Богородица-Игумения». Копия этой иконы сделана монахиней Наной (Кутателадзе), икона по сей день находится в моей келье. Отец Виталий (Сидоренко) пожертвовал монастырю икону Стефана Первомученика. А митрополит Даниил – тогдашний духовный настоятель монастыря – передал нам волю старца: каждый вечер после вечерни обходить с ней храм крестным ходом. Это благословение выполняется по сей день.
Отца Гавриила с отцом Виталием связывала духовная близость, схожесть их подвигов. В знак взаимопонимания и взаимопочитания они обменялись наперсными крестами. Схиархимандрит Виталий покоится в Тбилиси, в ограде церкви святого благоверного князя Александра Невского, а схиигумения Серафима последний покой нашла в нашем монастыре Самтавро.
13 июля 1991 года Святейший и Блаженнейший Илия II в день празднования Двенадцати апостолов благословил меня стать настоятельницей монастыря Самтавро, возвел в сан игумении и вручил посох и богато убранный крест. Так сбылось пророчество старца: ведь Самтавро – монастырь святой равноапостольной Нины – считается матерью всех монастырей, а его игумения – матерью всей Грузии.
Отец Гавриил отличался особой благодатью. Он в каждом человеке видел образ Божий и никого не выделял. Всегда сочувствовал слабым и был удивительно кротким, считал себя последним грешником и нас призывал к смирению. Он часто наставлял: «Пред Богом все грехи как камушки. В мире нет такого греха, который превосходил бы милосердие Господа».
Однажды, когда я была инокиней, отец Гавриил закрыл двери трапезной, задержав там монахинь, а мне велел принести таз и помыть всем руки. Исполнив благословение, я подошла к нему, держа в руках таз с грязной водой. Старец посмотрел на меня испытующе и предложил выпить эту воду. Я растерянно спросила: «Всю?» «Да, до дна!» – ответил он по-русски. Времени на раздумье не оставалось, пришлось выпить. Он обнял меня, благословил и сказал: «Ты пригодишься как игумения…»
Помыв руки всем сестрам, я подошла к старцу. «А теперь выпей это!» – сказал он, указав на грязную воду
Не было и минуты, когда бы отец Гавриил не думал о Боге. Он всегда наставлял читать молитву со страхом и благоговением. Иногда и передразнивал: «Тра-та-та-та, ра-та-та-та… Молишься, ругаешься или газету читаешь?! Как пулемет Чапаева! Подумай: КОМУ молишься, С КЕМ беседуешь. Господь постоянно с нами незримо».
Как-то женский монастырь святой Нины посетила игумения Георгия из Иерусалимского монастыря Иоанна Предтечи. Я ее знала по Пюхтицкому монастырю. Мать Георгия пожелала встретиться с отцом Гавриилом. Она долго беседовала со старцем. Выйдя из кельи вся в слезах, она радостно сказала: «У вас истинный старец, вы – в раю».
Батюшка не принимал людской похвалы. В таких случаях он переходил на юродство, заставляя замолкать. А если кто к нему смиренно приходил за советом, он наставлял с библейской мудростью. Если человек нуждался в укреплении веры, отец Гавриил начинал рассказывать о происходивших с ним чудесах.
Однажды мы посетили церковь, построенную самим батюшкой. Он рассказал нам:
«Протекала крыша, и я горевал: что же станет с этими иконами? Требовалось несколько кубометров строительного материала для ремонта, а средств – никаких. Я переживал сильно и молил Бога о помощи. Неожиданно ко мне явился незнакомый человек, который оказался инженером. Он посмотрел на иконы и потом сказал удивленно: “Странно, я очень спешил, но какая-то сила заставила меня прийти сюда. Знаете, о чем меня сейчас просит икона? Пожертвуй несколько кубометров древесины старцу”».
Старец показал ему икону Спасителя, перед которой сам молил Бога о помощи. Обрадовавшись, мирянин обещал пожертвовать всё необходимое и сдержал слово.
Последователей Иеговы и других еретиков старец называл видимыми демонами, посланцами сатаны и настрого запрещал входить с ними в спор, так как написано в Евангелии: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6).
Преподобный Гавриил был поистине мудрым бедняком. Он с радостью жертвовал ближним даже самое нужное ему самому. Как-то раз после Литургии я встретила старца Гавриила на лестнице. Он окинул меня и мою новую мантию своим теплым взглядом. «Такой мантии даже у меня нет», – сказал старец. Я тотчас же сняла мантию и передала ее старцу. Позднее я узнала, что он эту мантию подарил ныне усопшей схимонахине Нино (Дашниани). Через некоторое время старец Гавриил попросил меня отдать ему и вторую мантию. Естественно, я отдала, и монахиня Параскева повесила ее в одном уголке башни. Тогда я не обратила на это особого внимания. А сегодня я благодарю Господа за то, что старца Гавриила в этой мантии хоронили.
В те времена старца часто посещала его мать Варвара. После кончины отца Гавриила она навсегда осталась в монастыре. Через некоторое время было решено постричь ее в монахини с именем Анна. Облачение подготовили матушки монастыря. Обряд совершил отец Савва Кучава. При пострижении я покрыла ее мантией, довела до амвона и повторяла слова вместо нее, потому что она была уже в возрасте и не могла сделать этого самостоятельно. Так мне пришлось дать обет во второй раз.
22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского[2], монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван[3].
Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами
Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо.
Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца.
P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: