В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнего происхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему.
Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история
Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.
Столицей княжества Феодоро был город-крепость Мангуп, построенный на высоком плато. Много чего интересного связано с той давней исторической эпохой, но особо в ней выделяются такие «узловые» моменты, как замужество Марии Мангупской, ставшей женой благоверного Стефана Великого, господаря Молдавского, и его помощь княжеству Феодоро при защите Мангупской крепости от турецкого нашествия. Известно, что Стефан III Великий (или Штефан чел Маре) спасал и восстанавливал монастыри на Святой Горе Афон. Также он, первый господарь созданного им Молдавского княжества, где население придерживалось Православия, за 47 лет своего правления основал немало православных церквей и монастырей в самой Молдавии. А когда пришла беда на родную землю его супруги Марии, которая была сестрой князей княжества Феодоро Исаака и Александра, в 1475 году воевода отправил в этот один из оплотов православного мира 300 молдавских воинов, чтобы те вместе со своими соплеменниками держали оборону от турок-османов. И они держали! Несмотря на многократное численное превосходство врага, защитникам христианского княжества удалось на протяжении шести месяцев сдерживать около 70 тысяч завоевателей, осадивших город – как указывают историки, рекордное время сопротивления для той эпохи! (В конечном счете это затормозило продвижение османских вооруженных отрядов по территории полуострова). Но расправа турок с побежденными была жестокой. Все 300 молдавских рыцарей полегли. Большинство жителей Феодоро приняли мученическую смерть, немало людей попало в плен.
В ноябре 2018 года в пещере обители был установлен памятный знак – мемориальная доска в память о тех событиях, которые исторически определили нерушимую связь между Молдавией, Крымом и Россией. А 15 июля нынешнего года, в день успения святого благоверного Стефана Великого, у октагональной церкви Мангупской цитадели состоялось Соборное братское поминовение молдавских воинов. Затем члены Федеральной Национально-Культурной Автономии молдаван России и представители других национальных общественных объединений возложили цветы к мемориальной доске. Настоятель Свято-Благовещенского монастыря игумен Иакинф сказал молдаванам: «Здесь ваши предки получили венцы бессмертные». Еще один участник церемонии, депутат Госдумы Российской Федерации, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Павел Шперов, мысленно обращаясь к событиям более чем пятивековой давности, добавил: «Все прекрасно понимали, что город окружен и вырваться отсюда невозможно. Мы должны почтить память тех людей, которые знали, на что шли и чем рисковали». По признанию отца Иакинфа, его радует, что и молодежь, и детвора (так ласково он называет ребятишек) – словом, те из них, кто поднимается на гору Мангуп, интересуются далеким героическим прошлым. Отец Иакинф вспомнил, как один мальчонка-молдаванин прочитал текст на мемориальной доске и, глядя на батюшку широко распахнутыми глазами, спросил у него: «Это правда?» – «Правда, сынок!» – ответил настоятель.
Обитель труднодоступна, но люди туда идут и идут, добираются по горной тропе
В этом высокогорном монастыре нет электричества. За водой приходится идти два километра. На зиму каждый раз надо капитально запасаться дровами, чтобы стужа (она и в Крыму бывает!) не застала врасплох. Отец настоятель рассказывает обо всём, как оно есть. И с воодушевлением отмечает, что в селе Красный Мак Бахчисарайского района в Каралезской долине имеется их монастырское подворье, где братия может временно хранить какие-то продукты, может помыться, выйти в интернет и так далее. Это – если брать бытовые вопросы. Но особое воодушевление у батюшки вызывает тот факт, что в храм при подворье, названный во имя Рождества Христова, столько богомольцев на великие православные праздники собирается! Многие приезжают из других районов Крыма (так называемая «сотня Мангуп»). По словам пастыря, это те, с кем он принимал участие в Крымской весне, помогая крымчанам сделать осознанный выбор в пользу воссоединения с Россией. Все они, батюшкины духовные чада – люди здравые (некоторые прошли солдатскую службу в Афганистане и знают страшную боль потери друзей). Все нацелены на то, чтобы несмотря на внешние вызовы, строить с Россией сильное государство с четко прописанными работающими законами. Крепкое миролюбивое государство, с мнением которого считались бы на планете…
В отношении Мангупа у настоятеля Свято-Благовещенского Мангупского монастыря есть надежда, что эта историческая земля былого христианского княжества Феодоро станет предметом особой заботы Российского государства и сюда будут приезжать историки, археологи не из-за границы, а отечественные специалисты. А также студенты. «Ведь какие прекрасные ребята учатся на истфаке в Москве, Питере, Екатеринбурге! – произнес отец Иакинф. – Им есть что здесь изучать, а нам есть что хранить. Нам благословлено беречь эти святыни».
В нашей беседе отец Иакинф подчеркнул, что главный хранитель христианских святынь этого удивительного места – митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь. Высокопреосвященнейший владыка старается, чтобы везде, где молились наши предки, строили храмы, созидали монастыри, и сегодня были представители Церкви. Вот и их монастырек, как называет батюшка свою обитель, является на Мангупе представителем Матери-Церкви. Которому, к слову, непросто приходится не только из-за суровых аскетических условий существования, но еще и потому, что экскурсоводы водят на плато группы туристов и дают свои трактовки событий, порой, скажем, уж очень светские. Конечно, любознательность людей, их желание увидеть, постичь что-то новое – это хорошо. Но ведь весь комплекс разрушенных памятников процентов на 70-80 состоит из великих православных святынь, и именно на это в первую очередь следует обращать внимание! Об этом надо рассказывать! Большинство приходящих сюда, по убеждению батюшки, люди крещенные. «Крещенные, но не просвещенные», – с грустью констатировал он. С грустью, даже с сочувствием отозвался отец Иакинф и о другой категории людей, которых именует «батарейками». Почему – «батарейками»? Это известная практика эзотериков: искать так называемые природные «места силы» и приходить, приезжать, прилетать из дальних краев на самолетах, чтобы «подзарядиться». «Пришли в наши древние монастыри заряжаться», – говорит отец Иакинф братии, завидев людей с растопыренными руками и раскрытыми ртами. Как уберечь молодежь отувлечения эзотерикой, от губящего душу неверия, как помочь ей встать на путь спасения для жизни вечной? Это для отца Иакинфа не риторический вопрос.
Сейчас же вернемся к Мангупу. Всех, кто совершал подъем на Мангуп, поражали рисуемые воображением масштабы одного из старейших его сооружений – храма святых равноапостольных Константины и Елены, от которого остался лишь фундамент. И его-то, по мнению настоятеля обители, хорошо бы несколько приподнять, как это делается в разных странах Европы. Тогда визуальное восприятие одного из крупнейших раннехристианских храмов на полуострове будет более целостным, более четким. И, конечно, болезненная тема – фрески. В монастыре есть остаток древней фрески, которую в середине XIX века зарисовал граф Алексей Сергеевич Уваров, являвшийся одним из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея, инициатором проведения всероссийских археологических съездов. Из Эрмитажа тоже приезжали, зарисовывали эту фреску, на которой изображен Господь наш Иисус Христос. Батюшка Иакинф уверен, что если бы не Церковь и не ее твердая позиция по сохранности христианских святынь, вандалы эту фреску уничтожили бы полностью. Он с братией хочет тихо, спокойно молиться в этом благодатном месте, куда Господь их привел – совершать богослужения и сохранять то, что еще можно сохранить. Включая христианские захоронения, которые, к сожалению, все эти годы ученые активно исследовали, разрывая могилы, а куда увозили кости, черепа – великое их множество! – батюшка не знает.
Кстати, о внимании Российского государства, Русской Православной Церкви к величайшей христианской святыне, находящейся на территории современного Крыма, свидетельствует ключевая в этом плане новость нынешнего сентября. В рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Патриаршего совета по культуре, Российского фонда культуры и добровольцев со всей страны, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Общественной палаты Российской Федерации прошла практическая сессия «Волонтеры наследия. Херсонес 2020». С ее участниками встретился митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), глава Патриашего совета по культуре. Затем вместе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой владыка Тихон провел в Севастополе совещание по развитию Херсонеса Таврического. Даст Бог, может, в обозримом будущем и знаменитое плато Мангуп-Кале с его богатой историей попадет в орбиту государственных интересов. Тогда многие вопросы сохранности святынь на этой земле, политой кровью христиан, решатся. Маленький штрих к словам отца Иакинфа, сказавшего, что в Москве, Питере, Екатеринбурге учатся прекрасные ребята, и хорошо бы их привлечь к продуманной грамотной исследовательской работе на Мангуп-Кале. Как много хороших ребят учится также в других российских городах – Новгороде, Пскове, Хабаровске, Пензе, Томске, Чебоксарах – показала недавняя практическая сессия волонтеров в Крыму.
«Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится»
Что примечательно: маленький пещерный храм Благовещения Пресвятой Богородицы Мангупского монастыря, расположенный на самом краю обрыва, видел в наши дни множество молящихся. Например, в прошлом году на престольный праздник в обители, пришедшийся на выходной день, тут было около 300 причастников. Вначале исповедовать, а затем причастить все три сотни богомольцев – понятно, для батюшки это немалый труд. Как в духовном плане, так и в физическом. Один человек выходил из исповедальни, другой заходил – поток богомольцев казался нескончаемым. Но была у пастыря и великая награда – охватившая душу радость, что люди сюда добрались, отстояли службу, причастились Святых Христовых Тайн и ушли из монастыря одухотворенные, утешенные. В этом году из-за пандемии другая картина: не более десятка человек принимали участие в праздничном богослужении. А у отца настоятеля снова на сердце радость – монах всегда ценит возможность помолиться в тишине. Но в то же время батюшка говорит: «Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится». Привечает каждого. А однажды на Благовещение такой туман окутал горы, что настоятель подумал: уж точно на Литургии никого не будет! Ошибся. Люди пришли! В основном, правда, пожилые – шаг за шагом преодолевали они в тумане и без того трудный путь, но престольный праздник встретили вместе с братией. И за многолюдство, и за малое число народа в монастырьке – за всё отец Иакинф благодарен Господу.
До своего настоятельства он входил в число братии Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря. Принять монашеский сан его благословил духовник – схиархимандрит Илий (Ноздрин), в то давнее время схиигумен. Постригал в монашество наместник обители архимандрит Силуан (Макей), о котором игумен Иакинф так отзывается: «Это достойнейший человек, труженик величайший, он многому меня научил». (Об истории, а также сегодняшнем дне Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря на портале «Монастырский вестник» был размещен материал «Крымская Лавра. Монастырь – это место, где живут в другом измерении»). Вообще-то, судя по всему, отец Иакинф всегда любил учиться чему-то важному, делающему жизнь содержательной. В мирской жизни он закончил филологический факультет тогдашнего Симферопольского государственного университета имени Фрунзе (позже этому вузу было возвращено первоначальное название – Таврический национальный университет имени Вернадского, а после присоединения Крыма к России российские власти включили его в состав новосозданного Крымского федерального университета имени Вернадского в качестве Таврической академии). В стенах авторитетного вуза полуострова будущий игумен получил специальность: «преподаватель украинского языка и литературы». Однако на этом не успокоился. Последовали курсы повышения квалификации при Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования, затем еще одни курсы, Институт усовершенствования учителей и право преподавания истории. В итоге он и русский язык смог преподавать, и уже с дипломом историка немножко, короткое время, преподавал историю. Его друзья профессорами стали, он – монахом, настоятелем монастыря.
Отношение отца Иакинфа к истории – зайдет ли речь о седой древности, когда здесь находилась православная Готская епархия Константинопольского Патриархата, или о недавней эпохе с ее трагизмом и тоже изобилующей примерами стойкости в вере – оно у него самое что ни на есть живое. Батюшке хочется, чтобы такое же восприятие исторических событий, искренний интерес к ним возникал у детей, которых взрослые знакомят с великими святынями христианского мира во время посещения Мангуп-Кале. Надо «не задалбливать» ребятишек датами, уверен он, а стараться преподносить им историческую правду так, чтобы она была ими осмыслена и запечатлелась в их сердечках навсегда. Батюшка рассказывает, что дети монастырек посещают. «Такая смышленая детвора, – говорит он, оживляясь, и добавляет, что часто при встрече с каким-либо ребенком мысленно обращается к Богу со словами: "Господи, не попусти чтобы эта деточка стала наркоманкой, чтобы она подняла когда-то руку на мать, чтобы она забыла о вечности и о Тебе"».
Также игумен поделился своими мыслями о молодежи. Он прекрасно понимает, насколько сложно живется в мире глобальных перемен молодым, сочувствует молодежи. Лавина всевозможной информации, которую ум человека не может переработать; кроме того, мощные отголоски атеистической пропаганды прошлого века; спекуляция на экономических трудностях и прочее, прочее – список вызовов и проблем современности велик. «Но я не судья молодым, – продолжает батюшка. – Я только хочу, чтобы как можно больше молодежи усвоило слова преподобного Амвросия Оптинского "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". То есть чтобы люди не мудрили – умели радоваться жизни, преодолевать трудности и понимали: если ты с Богом, тебе легче будет справиться с чем бы то ни было. А если ты сам по себе, только на себя надеешься, не прибегаешь к помощи таинств Христовых, ни разу за всю свою жизнь не отстоял Литургию, не причастился, в таком случае в духовном отношении ты просто бурьян-трава». Поэтому, убежден отец Иакинф, Церкви необходимо иметь молодежную тему в числе приоритетных. Священнослужители должны уделять молодежи особое внимание.
Вспомнились слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказавшего, что, если мы вырываем из лап греха молодые души, мы совершаем великое дело. Такое великое дело совершается и в пещерном монастыре, когда туда приходят молодые люди. Как написал в Интернете «случайно занесенный Богом в этот монастырь» программист из Санкт-Петербурга, представившийся батюшке агностиком, тот не обратил внимания ни на его категоричное представление, ни на всякие его «умные слова», а просто увидел в нем образ Божий и с этих позиций с ним разговаривал.
Что касается современного монашества в Крыму, перспективы его развития – у настоятеля маленького монастыря прослеживается подкрепленный реальностью оптимизм. Ведь если сделать небольшой исторический экскурс в совсем недавнее время, то выяснится, что к приходу на Крымскую кафедру в начале 90-х годов прошлого века архиепископа Лазаря (ныне митрополита) на полуострове не оставалось ни одного монастыря, а сейчас их шестнадцать. Это о чем-то говорит?! Вспомнив про свое посещение в нынешнем году Свято-Успенского Бахчисарайского мужского монастыря, отец Иакинф сказал: «Столько архимандритов увидел! Прекрасные, мощные священнослужители, помогай им Бог! Вот они-то дадут новую кадровую поросль!» Еще батюшка высказал такую мысль: в многодетных священнических семьях, коих в Крыму немало, наверняка найдутся сыновья и дочери, которые почувствуют Божий призыв и изберут монашеский путь.
Заключить этот материал хочется словами интересного православного писателя современности Людмилы Ильюниной, являющейся автором более 30 книг о святых местах, святых небесных жителях и живущих рядом с нами людях крепкой веры. Зная Мангуп, совершив там, по ее словам, путешествие во времени и пространстве, она написала: «Но вот что удивило и порадовало: оказывается, и наш цивилизованный мир еще рождает таких людей, которые готовы жить в труднейших условиях пещерных городов – они восстанавливают древние монастыри и молятся в них. Низкий поклон монашествующей братии за то, что своим подвигом спасают нас, грешных».
Низкий поклон Вам, отец Иакинф и братия Свято-Благовещенского мужского монастыря!
Фото: Екатерина Орлова
Также представлены снимки из открытого доступа