Страхи, «видения», бунты: история одного карантина

Памяти Московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского; † 1771)

Это событие забыто напрасно. Сумерки переживаний и кровавые блики мятежа – это всё про нашу историю. И всякий бунт, не только русский – бессмыслен и беспощаден. Забытые же события способны повторяться.

Москву бросили на произвол судьбы в 1771 году. Ни начальствующие лица, ни простой люд, ни сама императрица не могли и помыслить, что в сердце России случится что-либо подобное.

Война и чума

Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) Уже как третий год полыхал огнем фронт. Войну спровоцировали западные державы, но напала на Россию Турция. И когда лучшие полководцы, такие как Петр Румянцев, Александр Суворов и Михаил Кутузов, побеждали вдесятеро превосходящего противника, напасть подкралась с самой неожиданной стороны. В турецком войске появилась чума.

Вопреки расхожему мнению, зараза в войске противника поражает не только противника. Не терпя слаженных действий русского воинства, турки в панике отступали, бросая свои пожитки на поле боя. Многие охотно сдавались в плен. Так наши солдаты соприкоснулись с зараженным противником и с инфицированными вещами.

В то время (шел январь 1770 года) в Яссах расположился на зимние квартиры корпус генерала Штофельна. Там-то в госпитале врачи впервые отметили резкое увеличение больных лихорадкой, у которых через семь-восемь дней появлялись паховые бубоны. Относительно диагноза возникли сомнения. Врачи боялись признаться сами себе в том, что они видели. Штофельн же не хотел и слышать о чуме, слишком уж катастрофичны представлялись последствия возможной эпидемии. Он приказал врачам подать ему письменный рапорт о том, что начавшаяся болезнь есть «горячая лихорадка с пятнами». Доклад составили, и лишь один из врачей отказался его подписать.

Штофельн не хотел и слышать о чуме. Он приказал врачам написать в рапорте, что эта болезнь – «горячая лихорадка с пятнами»

Вовремя не распознанная болезнь перекинулась на всех лежавших в госпитале, которые в короткий срок стали умирать. Затем перешла и на корпус, от чего в Яссах умерло несколько тысяч солдат, а затем перешла и на город, где люди умирали прямо на улицах. Два греческих врача бежали при первых же признаках эпидемии. Русские полковые врачи продолжали жертвенно ухаживать за больными и заражались сами.

Всюду расползались слухи. Главнокомандующий Петр Румянцев направил к Штофельну в Валахию доктора Ореуса для выяснения характера болезни. Прибыв в Батуманы, он обнаружил, что город пуст. За городом ему повстречался русский офицер, который рассказал, что два месяца назад из Ясс в Батуманы попала моровая язва (так называли чуму в те времена). Из населения почти в 3000 человек умерло 800, остальные бежали в горы, где большая часть их умерла. В гарнизоне города из 320 солдат умерло 110, а еще около 50 были больны со всеми признаками бубонной чумы.

В Яссы Ореус прибыл 10 мая 1770 года. Чума уничтожала город. Больных выносили в окрестные леса, где они лежали без всякой помощи, разве что родственники приносили им воды и пищи. Ореус предложил ряд санитарных мер, жесткую изоляцию и запрет многолюдных собраний (в том числе общие собрания на богослужение). Генерал Штофельн на эти меры соглашался с трудом, но вскоре он сам, посещая больных солдат, заразился и умер.

Благодаря мерам, предпринятым Ореусом, чума не перекинулась на основную русскую армию. Однако местное население оказалось заражено. Из Молдавии чума перешла в Польшу. Из Польши – на Украину. В Киеве моровая язва разбушевалась в августе 1770 года, оттуда в сентябре она попала в Севск. И вот уже оттуда поздней осенью добралась до Москвы.

Москва в эпицентре

В конце ноября в Московском генеральном сухопутном госпитале умер один из врачей, как записали в заключении, «от гнилой горячки». После этого один за другим стали болеть и умирать служители госпиталя.

Главный доктор госпиталя Афанасий Шафонский (один из основоположников отечественной эпидемиологии) диагностировал моровую язву – чуму. Совет известных в Москве врачей подтвердил начало эпидемии. Уведомили начальствующего в Москве генерал-фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова (1698–1772). Госпиталь, в котором находилось около 1000 человек и оставался сам Шафонский, оцепили военным караулом и отрезали от всякого сообщения с городом.

Но вышло так, что московский штадт-физик (главный врач Москвы) Риндер подал в конце января 1771 года Салтыкову свои сомнения относительно эпидемии. Риндер утверждал, что это вовсе не чума, а «злая, гнилая и прилипчивая лихорадка», случившаяся из-за тесноты, грязного содержания и плохого воздуха в помещениях. Шафонский пытался возражать и призывал к серьезным предупредительным мерам. Однако мнение Риндера как главного доктора Москвы расслабило бдительность властей. Мероприятия по борьбе с эпидемией проводились небрежно. Шафонского встречали насмешками.

С госпиталя был снят карантин, и все погрузились в благодушную успокоенность

С госпиталя был снят карантин, и все погрузились в благодушную успокоенность. Прошло немного времени, и уже в начале марта полиции стало известно, что в Замоскворечье, у Каменного моста, на Большом суконном дворе люди стали часто умирать, причем иногда их хоронят ночью. Умер в это время и сам Риндер, заразившийся, как он полагал, «злой лихорадкой».

Здоровых фабричных решили никуда не выпускать, а больных вывозили в Николо-Угрешский монастырь, где устроили лазарет. Тем временем умирающих от чумы стали находить в разных местах Москвы. Поразительно, но врачи и лица начальствующие продолжали спорить о диагнозе, боясь признать моровую язву.

По указанию императрицы Екатерины II были приняты более строгие меры: Москву изолировали, а выезжающих помещали на карантин (к сожалению, соблюдалось это далеко не всегда); продовольствие подвозилось к пунктам вне Москвы, продавцам и покупателям запретили дотрагиваться друг до друга, а деньги предписывалось передавать не в руки, а класть в плошку с уксусом. Кроме того, Московскому архиерею было предписано читать по церквам манифест о прилипчивой болезни, то есть разъяснять народу смысл карантинных мероприятий. Таким образом, московский иерарх изначально включался в активную борьбу с эпидемией.

И вот теперь пришло время сказать об архипастыре города Москвы.

Архиепископ Амвросий

Владыка Амвросий (Зертис-Каменский; 1708–1771) жил в монастырях с детских лет. Рано потеряв отца, он был взят на воспитание в Киево-Печерскую Лавру родным дядей монахом Владимиром. Пройдя обучение в Киевской духовной академии, достаточно быстро он выдвинулся вперед как выдающийся ученый. Именно он составил службу святителю Димитрию Ростовскому. А еще осуществил новый перевод Псалтири, опираясь на древние тексты. Познакомиться с этим переводом имеет смысл всем, кто хочет прояснить для себя труднопонимаемые стихи псалмов.

Императрица Елизавета прониклась уважением к образованному монаху, он был поставлен архимандритом Новоиерусалимского монастыря. Там довершил строительство Воскресенского собора и прочих зданий, а монахов обучил различным ремеслам. И вот этот образованнейший архипастырь, имевший способности к практической, хозяйственной деятельности, был избран архиепископом Москвы. Совершилось это всего за три года до описываемых событий. Екатерина II просила его благоустроить три московских собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Еще известно, что он обновил Чудов монастырь, причем щедро тратил на церковное строительство свои личные средства.

Чудов монастырь Чудов монастырь

Владыка Амвросий дерзнул разогнать торг молебнами на Лобном месте возле Спасских ворот

Полюбили владыку Амвросия далеко не все. И вот почему. Едва он возглавил Московскую епархию, как дерзнул уничтожить давний обычай – разогнать торг молебнами на Лобном месте возле Спасских ворот. С незапамятных времен тянулись туда по утрам служители с сомнительной репутацией. Неся на себе аналои, кресты и прочую «амуницию», бойко отталкивая друг друга, они зазывали православный люд и за умеренную плату служили на подряд молебны, панихиды и прочие службы. Торг сопровождался шумом, руганью, криками. И новоприбывшему архиепископу это показалось не соответствующим церковному благочинию. Запрет его не понравился не только крестцовым попам (так их называли), но и многим, кому проще было пойти, когда захочется, на Лобное место, нежели специально идти в храм и ждать отведенного для молебнов времени.

Так владыка Амвросий прослыл гонителем молебнов. Что же говорить, когда он решился на карантинные ограничения. По мнению многих, дерзнул он на меры неслыханные.

Вот, собственно, правила, предложенные архиепископом Амвросием:

  1. Исповедь больного на дому без малейшего прикосновения к вещам или предметам возле больного. В качестве возможной меры – исповедовать больного через окошко или дверь, стоя поодаль, а причащать Святыми Дарами, избегая прикосновения.
  2. Если в зараженном доме родится младенец, то вынести его из опасной комнаты, крестить при помощи повивальницы, а священнику только произносить формулу Крещения и прочие молитвы по Требнику, пострижение же волос и Миропомазание отложить до прекращения болезни.
  3. Почивших хоронить в тот же день, не завозя в церковь, а после погребения совершать в храме заочное отпевание, воздерживаясь от любых приношений от лица почившего: денег, вещей и прочего.
  4. Священникам увещать прихожан поститься, по двухдневном приготовлении исповедовать их и приобщать Святых Таин.

Кроме того, владыка Амвросий не одобрял во время эпидемии крестные ходы и вообще массовые скопления людей пусть даже ради самого благочестивого повода.

Казус заключался в том, что многие врачи еще сомневались в диагнозе, простой люд вообще недоверчиво относился к мерам начальствующих, а московский архиерей уже предписывал жесткие ограничения.

Тучи сгущаются

Начальствующий в Москве генерал-фельдмаршал Салтыков с ситуацией не справлялся. 25 марта его помощником и заместителем по борьбе с эпидемией назначен был генерал-поручик Петр Дмитриевич Еропкин – личность в дальнейших событиях ключевая. Нередко Еропкин лично посещал больных и утешал их теплым словом. Нередко он трудился без сна круглые сутки, стараясь спасти Москву от вкравшейся заразы.

Он мобилизовал всех московских врачей, как состоявших на службе, так и уволенных. Москву поделили на 14 частей. Во главе каждой находился смотритель, при котором – врачи. Они старались выявить заболевших и скоропостижно скончавшихся. В случае подозрения на чуму сообщали Еропкину, и тот направлял врачебную комиссию для установления диагноза. При подтверждении чумы больного направляли в Угрешскую больницу. Жившие с больным изолировались в особых покоях, а дом оцеплялся полицейским караулом. В конце марта зараженных выявлялось по 10 человек в день.

Москвичи скрывали больных: боялись карантина, сожжения вещей и разорения дома

Предпринятые меры казались весьма действенными. Но, к сожалению, они не помогли. Нередко москвичи скрывали больных, так как боялись карантина, сожжения вещей и разорения дома. Действительно, вещи, которые находились возле больного, сжигались без всякой компенсации. Хоронили почивших весьма поспешно, а отпевали заочно. Росло недовольство людей карантинами и лазаретами, откуда редко кто выходил живым.

В мае устроили чумные больницы в Симоновом и Даниловом монастырях. Как показалось, болезнь стала уменьшаться. Но в июне смертность в Москве возросла, умирало от 40 до 70 человек в сутки. В июле уже вымирали целыми домами. К концу июля умирало в день по 100 человек. Удивительно, но многие врачи считали их по преимуществу погибшими от «обыкновенной гнилой горячки», если они умирали после четырех суток от начала заболевания.

Чтобы положить конец врачебным спорам, Еропкин просил прибывшего из Киева петербургского штадт-физика Лерхе окончательно определиться с диагнозом. Лерхе вместе с Шафонским и другими врачами осмотрели больных и умерших и вновь подтвердили, что в Москве чума. Это «последнее мнение» было дано 26 июля 1771 года. Но прошло уже столько месяцев с начала эпидемии! Медицинский совет констатировал, что чума поразила многие места города вопреки мнению докторов и лекарей, опровергавших наличие в Москве моровой язвы.

Петр Дмитриевич Еропкин Петр Дмитриевич Еропкин Еропкин предпринял кардинальные меры. Всю Москву поделили на мелкие участки («дистанции») по 10–20 домов. Над каждым участком выбирался осмотрщик. Ежедневно он делал перекличку жителей своего участка. В случае обнаружения больного или мертвого сообщали частному смотрителю.

Увы, и это не помогло. Люди боялись госпитализации больше самой чумы. У Еропкина не было достаточно сил и средств, чтобы оцеплять солдатами районы, изолируя их друг от друга. Да собственно говоря, оцеплять было поздно. Больные ходили по улицам, где и умирали. Москвичи выбрасывали мертвых подальше от своих домов, чтобы никто не узнал, где поселилась болезнь. Вот уже практически на каждой улице было по несколько больных. Потом они появились почти в каждом доме. А потом уже встречались целые выморочные дома, заколоченные досками. В иных переулках таких домов было до десяти.

Медперсонал умирал. В Симоновской больнице умерли все подлекари. К развозу больных и погребению умерших уже привлекали уголовных преступников, обещая им свободу за верно понесенную службу. И надо сказать, уголовники справлялись исправно. Их одевали в специальную одежду, пропитанную воском или просмоленную, лицо наглухо закрывалось маской, на руки надевались просмоленные рукавицы. Длинными крючьями они вытаскивали из домов чумные трупы или зараженные вещи. Народ боялся их как самой чумы. Ходили слухи, что они выволакивали крючьями еще живых, но в бессознательном состоянии, и бросали в братские могилы.

В это время в Москву прибыл доктор Даниил Самойлович (основатель эпидемиологии в России). Когда никто не желал добровольно посещать опасные больницы, Самойлович сам по собственному желанию стал ухаживать за больными чумой. Сначала в больнице, устроенной в Угрешском монастыре, затем в Симоновом и Даниловом монастырях. Он обслуживал до полутора тысяч больных поначалу без помогающих ему лекарей.

Капитуляция

Во второй половине августа в Москве смертность резко возросла – до 500 человек в сутки. По улицам тянулись вереницы гробов. Всюду воцарились страх и уныние. Гробов не хватало, стали хоронить в простых ящиках, наспех сколоченных. Затем трупы везли просто в телегах, в сопровождении уголовников со зловещими крючьями. На площадях днем и ночью горели костры из можжевельника или навоза, распространяя смрадный дым.

Болезнь распространилась по многим окольничьим уездам. Вследствие недостатка воинских команд Еропкин решил набрать полицейский батальон из фабричных. Пикеты и дозоры следили днем и ночью, чтобы никто не выбрасывал на улицу больных и мертвых.

Положение Москвы становилось с каждым днем всё отчаяннее. Руководство города стало потихоньку разъезжаться. Начальственные лица получали сведения о состоянии города через других.

14 сентября 1771 года Салтыков послал императрице донесение следующего содержания:

«Болезнь уже так умножилась и день ото дня усиливается, что никакого способу не остается оную прекратить, кроме чтобы всяк себя старался охранить. Мрет в Москве за сутки до 835 человек, выключая тех, коих тайно хоронят, и всё от страху карантинов, да и по улицам находят мертвых тел по 60 и более. Из Москвы множество народу подлого (т.е. низшего класса) побежало, особливо хлебники, калачники, маркитанты, квасники и все, кои съестными припасами торгуют; и прочие мастеровые; с нуждою можно что купить съестное; работ нет, хлебных магазинов нет, дворянство всё выехало по деревням.

Генерал-поручик Петр Дмитриевич Еропкин старается и трудится неусыпно оное зло прекратить, но все его труды тщетны; у него в доме человек его заразился, о чем он просил меня, чтоб донести Вашему Императорскому Величеству и испросить милостивого увольнения от сей комиссии. У меня в канцелярии также заразились, кроме что кругом меня во всех домах мрут, и я запер свои ворота, сижу один, опасаясь и себе несчастья. Я всячески генерал-поручику Еропкину помогал, да уже и помочь нечем, команда вся раскомандирована, в присутственных местах все дела остановились, и везде приказные, служители заражаются.

Чумной бунт. Художник: Эрнест Лисснер Чумной бунт. Художник: Эрнест Лисснер Приемлю смелость просить дозволить мне на сие злое время отлучиться, пока оное по наступающему холодному времени может утихнуть. И комиссия Еропкина ныне лишняя и больше вреда делает, и все те частные смотрители посылают от себя и сами ездя более болезнь развозят. Ныне фабриканты делают свои карантины и берут своих людей на свое смотрение, купцы также соглашаются своих больных содержать, раскольники выводят своих в шалаши, и ничего так всех не страшит, как карантины, для чего мертвых тайно хоронят разными манерами».

Не дождавшись ответа на письмо и разрешения императрицы, Салтыков в полном отчаянии уехал в свое подмосковное имение. Талантливый главнокомандующий, разбивший в 1759 году прусские войска, в результате чего был взят Берлин, мужественный герой на поле битвы оказался слаб перед лицом эпидемии. Всячески сторонившийся интриг и придворных склок, пользовавшийся всеобщим уважением как «победитель Фридриха» и еще отличавшийся удивительным добродушием, этот всецело положительный человек оказался обескуражен, напуган и внутренне разбит.

На следующий день после отъезда Салтыкова – 15 сентября (по юлианскому календарю) 1771 года – в Москве вспыхнул знаменитый чумной бунт.

«Откровение свыше»

Владыка Амвросий деятельно помогал Петру Еропкину. Он устраивал карантины при монастырях и, как мог, объяснял значение мер изоляции. Но по многим приходам открылись самочинные ежедневные крестные ходы, за которыми тянулись вереницы людей. Архиепископ выступал категорически против – теперь на него смотрели как на врага молитвенных стояний.

В это время объявился некий фабричный, который утверждал, что видел во сне Богородицу, Которая сказала, что город будет спасен, если люди исполнят открытую ему, то есть фабричному, волю Божию. «Откровения» фабричного подхватил священник церкви Всех святых, что на Кулишках. Вместе они привлекли множество людей и наполнили Москву будоражащей сознание идеей.

В чем же выражалась «воля Божия»?

С давних пор на Варварских воротах висела Боголюбская икона Божией Матери. Фабричный открыл страшную тайну: Господь прогневался на Москву за то, что целых тридцать лет перед Боголюбской иконой никто не только не отслужил молебна, но даже свечи не поставил, и Господь хотел послать на Москву каменный дождь, но Богородица умолила Своего Сына вместо каменного дождя наказать город трехмесячной моровой язвой.

Можно представить, как действовали эти «откровения» на простых, напуганных эпидемией людей, которые, и правда, ждали помощи свыше. Чувствуя вину за непочитание висевшей высоко иконы, люди готовы были выполнить всё, что им скажут. Фабричный, встав на скамью, кричал что есть мочи: «Порадейте, православные, на всемирную свечу Богоматери!» Икона висела на воротах высоко, к ней приставили лестницу. Все спешили приложиться, сделать вклад, со всех сторон собирались толпы народа, а крестцовые попы не медля наперебой служили молебны. Толчея и давка усиливались, и над всем разносился зычный голос фабричного: «Порадейте, православные!».

Боголюбская икона висела на воротах высоко, к ней приставили лестницу. Толчея и давка усиливались

Владыка Амвросий находился в Чудовом монастыре. Услышав о самочинном сборище, он пытался пригласить к себе организаторов и прекратить толчею. Толпа ответила посланникам архиепископа криками и пригрозила побить камнями.

Владыка вынужден был советоваться с Еропкиным. Поначалу думали снять Боголюбскую икону с ворот, но затем решили убрать только лестницу, чтобы рассеять собиравшийся народ, а к ящикам, в которые клались пожертвования, приложить печать во избежание грабежа. Для этого Еропкин прислал владыке Амвросию унтер-офицера и шесть солдат.

«Богородицу грабят»

Вечером 15 сентября к Варварским воротам подошли два консисторских чиновника в сопровождении унтер-офицера и шести солдат. Они хотели приложить печать к ящикам и надеялись, что народ разошелся. К своему удивлению, они обнаружили, что народ не только не разошелся, но вооружился топорами, рогатинами, дубинами и при этом к народу примкнуло много батальонных солдат.

Преодолев нерешительность, консисторский чиновник подошел к ящикам с пожертвованиями, чтобы запечатать их, но увидел, что кто-то их уже запечатал. Чиновник растерялся. В этот момент из толпы раздался крик: «Бейте их!» Батальонные солдаты первыми бросились на небольшую команду. Защищая чиновников, унтер-офицер со своими помощниками сражались отчаянно, но скоро все были изранены и убиты. Так пролилась первая кровь.

Кто-то закричал: «Икону грабят! Грабят Боголюбскую Богоматерь!» Этот безумный клич подхвачен был сотнями, тысячами. Кто-то ударил в набат на Спасских воротах. По всем московским церквам забили в колокола. Город пришел в движение. Всюду обвиняли архиепископа как корыстолюбца и нарушителя церковных обрядов. Всюду кричали, что он хотел увезти Боголюбскую икону.

В истории регулярно повторяется одна и та же жизненная правда. Люди ищут в своих бедах виновника. Люди полагают, что с устранением виновника они станут жить более счастливо. Вот так «жизненная правда», словно зловещий оборотень, показывает свою подноготную.

Тысячи озлобленных, неуправляемых, с перекошенными лицами – и это за полтора века до Красного Октября – бегали по Москве и искали архиепископа. На своем пути крушили карантины, избивали врачей. Доктора Самойловича, который самоотверженно приехал в Москву и помогал больным, чуть не убили, и он спасся только потому, что представился простым подлекарем.

Наступала ночь. Выл осенний холодный ветер. Но всеобщее исступление лишь оживилось. Дубины, колья, топоры и рогатины носились туда и сюда при слабом свете уличных фонарей. Из домов выскакивали сотни новых участников, тенями мечась по улицам и площадям. Сталкивались друг с другом, подчас колотили первого встречного, толком не понимая, за что и ради чего. Москва стонала от всеобщего безумия. И всюду искали врага.

Кто-то подсказал мятежникам взять приступом Чудов монастырь, где располагались кельи архиерея. С диким криком ворвавшись в обитель, они крушили жилища монахов, разбивали окна, ломали мебель, переломали даже печи. Богатая библиотека владыки Амвросия и многочисленные его ученые разработки по русской церковной истории были уничтожены в два счета. Тут же разорили домовую архиерейскую церковь, без всякого стыда ниспровергнув престол.

В Чудовом монастыре разорили и домовую архиерейскую церковь, без всякого стыда ниспровергнув престол

Думая спасать благочестие, громили храмы и алтари.

Но самого владыки Амвросия не нашли. Нашли его младшего брата, немощного архимандрита Никона. Бесчеловечно избив его (от чего он вскоре скончался), все бросились к винным погребам. Здесь кровавая тризна разгорячила себя на дальнейшие «подвиги».

Завладев еще Даниловым монастырем, подошли к Донскому.

Голгофа архиепископа Амвросия

Гравюра Шарля Жеффруа из книги Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l'empire Russe. 1845 Гравюра Шарля Жеффруа из книги Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l'empire Russe. 1845 С началом мятежа вечером 15 сентября владыку Амвросия вывез из Чудова монастыря его племянник Николай Николаевич Бантыш-Каменский. Он повез его к его другу сенатору Государственной коллегии иностранных дел Михаилу Григорьевичу Собакину. Но сенатор был очень болен и крайне напуган звоном в набат. Владыка Амвросий решил не причинять ему беспокойства и собрался было ехать к Еропкину (этот вариант был надежнее), но затем велел везти в Донской монастырь.

Рано утром 16 сентября (по юлианскому календарю) владыка узнал, что случилось в Чудовом монастыре. Стало ясно, что из Москвы надо бежать, и он послал к Еропкину с просьбой о билете (разрешении) на выезд. Еропкин прислал офицера для немедленного сопровождения архиепископа. Офицер договорился ждать владыку в конце сада князя Трубецкого, а оттуда проводить его на Хорошево в Воскресенский монастырь. И еще советовал одеться в простое монашеское одеяние.

Поспешно собрали вещи. Владыка Амвросий уже прощался с братией возле своего экипажа, как послышались оружейные выстрелы, шум и крики возле монастырских ворот. Бежать было поздно. Посмотрев на племянника, владыка отдал ему свои последние вещи – золотые часы и два империала, – сказав: «Может быть, это спасет тебе жизнь». Понимая, что он видит племянника в последний раз, крепко обнял и поцеловал его и отправился в большую монастырскую церковь. Тем временем монастырские ворота с треском разваливались.

В храме совершалась Литургия, владыка Амвросий проследовал в алтарь и пал перед святым престолом на колени. Всякий человек, которого, словно хищный зверь, настигает смерть, испытывает трепет. И в этом трепете есть лишь одна возможная отрада – надежда на Того, в Чьих руках жизнь и смерть, сердечная вера в Того, Кто собственно и есть Жизнь подлинная. По свидетельству очевидцев, владыка Амвросий сердечно молился перед престолом. Он в частности произнес: «Господи! Остави им: ибо не знают, что делают…» Еще он добавил: «Как смертью Ионы укротилось волнение моря, так и моей смертью да укротится волнение народа». Исповедавшись у служащего священника, он благоговейно причастился Святых Таин, а затем поднялся вверх на хоры посредством особой лестницы.

Бешеная толпа, ворвавшись в церковь, не сразу решилась кинуться в алтарь. Мятежники застыли, увидев привычно мерное богослужение. Покой, отрешенность литургического священнодействия от их злобно-суетных замыслов поразили их. Они стояли как вкопанные, словно чего-то выжидая, держа орудия смерти в своих руках. Божие Промышление не позволило им коснуться архипастыря, пока он не причастится Святых Христовых Таин. Но вот когда Литургия была практически завершена, они ринулись в алтарь, ниспровергая на своем пути всё. Опьяневшие, обезумевшие глаза искали архиепископа и не находили. Лестницу наверх они почему-то не заметили. Мятежники готовы были уже уходить, как один мальчик из их среды, посмотрев наверх, увидел полу рясы владыки и закричал: «Сюда! Архиерей на хорах!» С яростным криком кинулись злодеи на архипастыря и, схватив его, повлекли на улицу.

Мальчик закричал: «Сюда! Архиерей на хорах!» С яростным криком кинулась толпа на архипастыря

Но где же Еропкин? Почему не спешит он помочь своему сподвижнику? Почему не выдвигает военные силы? Ответ очень прост: никаких организованных войск в Москве уже не было, а Еропкин сам скрывался от озверевшей толпы. Бунтари искали Еропкина не менее тщательно. Лишь один бригадир Федор Мамонов, узнав накануне про бедствие Чудова монастыря, пытался взять на гауптвахте хотя бы десять солдат, в чем ему отказали. Вооружив своих слуг и подчиненных, Мамонов пытался утихомирить бунтовщиков, но все они были избиты и изранены. 16 сентября 1771 года практически вся Москва находилась в руках мятежников.

Вот почему владыка Амвросий остался один. Он понимал, что всё кончено. Он видел, что толпа жаждет жертвы и что эта жертва – он сам. Оставалось лишь дойти до места казни.

В это время схватили и племянника владыки Николая Бантыш-Каменского. Он прятался в бане. Когда пьяная кучка людей ворвалась внутрь, племянник протянул им золотые часы, два империала и свою золотую табакерку. Дары настолько понравились схватившим его мятежникам, что некоторые из них тут же назвали его добрым и честным человеком и решили сохранить ему жизнь. Племянник стал очевидцем последних минут жизни своего дяди.

Владыку Амвросия вывели за ворота обители и учинили пристрастный допрос: «Зачем ты не ходил в крестных ходах и запрещал молебствия? Зачем учреждал карантины? Зачем отказал хоронить мертвых при церквах?» Горькие попреки сыпались со всех сторон. И владыка Амвросий, оглядев огромную толпу своих палачей, начал говорить. Удивительно: ни трепета, ни страха уже не было в его голосе. Все вдруг замолчали; они не ожидали, что вдруг услышат голос любящего их отца. А он и говорил, объяснял, что по любви к ним, ради их жизни принимались меры, ограничения и запреты, что сама государыня ради их же блага предпринимала все эти меры, что не своевольными подвигами спасаемся мы, а смирением и послушанием. И вот, многие уже смотрели растерянно, как бы не понимая, а ради чего они вообще заварили всю эту кашу.

Сердечная речь старца уже практически убедила их, как вдруг один пьяный лакей с колом в руках закричал диким голосом: «Чего вы все на него глядите? Он же колдун и морочит вам голову!» Он первый и ударил владыку. Архиепископ Амвросий, обливаясь кровью, упал. И тут же, словно стая зверей, ожидавших чьей-то команды, все набросились на своего архипастыря, терзая и истязая его. Через четверть часа, всё еще продолжая молиться Распятому за нас, душа владыки покинула истерзанное тело.

После убиения

Окровавленное тело лежало на месте убийства весь день 16 сентября.

В тот же день Петр Еропкин пытался навести в Москве порядок и с горечью обнаружил, что солдаты разбежались и защищать город от погромщиков некому. Тогда он кинулся собирать добровольцев. К вечеру 16 сентября он набрал около 130 человек из солдат и полицейских. Нашлось также несколько пушек. Пытались спасти Кремль, монастыри, больницы. Схлестнувшись с огромной толпой бунтовщиков, Еропкин велел дать холостой залп из пушки для устрашения. Но мятежники, нисколько не испугавшись, ринулись на солдат Еропкина, бросая каменья. Два камня разбили Еропкину ногу. Кроме того, он получил сильный удар шестом. Для отражения атаки он вынужден был велеть стрелять из пушки картечью. Бунтовщики понесли большие потери и отступили. Весь следующий день 17 сентября Еропкин со своим небольшим отрядом ездил по улицам Москвы и ловил мятежников.

Когда бунт был практически подавлен, в город вернулся Салтыков и прочее руководство города (гражданский губернатор, полицеймейстер и др.), а также введен был полк солдат. Потом со значительными средствами для борьбы с эпидемией приехал фаворит Екатерины граф Григорий Орлов, ряд высших чиновников и доктор Ореус (мы писали о нем в самом начале). Главные бунтовщики и убийцы были строго наказаны. Петр же Еропкин подал в отставку.

Тело владыки Амвросия ожидало погребения еще 17 дней, и всё это время его не касалось тление

Лишь утром 17 сентября тело владыки Амвросия было поднято. Оно ожидало погребения еще 17 дней (в связи с различными следственными и судебными мероприятиями). И всё это время, по свидетельству современников, его не коснулось тление. Словно живой, лежал он со светлым и кротким лицом.

Погребен был владыка Амвросий в том же Донском монастыре (в малом соборе), возле которого принял он кончину страстотерпца. Но вскоре на воротах Донского монастыря кто-то оставил надпись: «Память его с шумом погибе».

Завершая повествование, мы не будем прилагать какой-либо морали или навязывать каких-либо выводов. Само событие достойно того, чтобы его помнили из года в год. Так же, как убиенный владыка Амвросий (Зертис-Каменский) достоин того, чтобы память о нем хранилась, а его архипастырские труды и богословское наследие не были забыты. Выводы же из описанного пусть каждый сделает для себя сам.

Посещая древнюю Донскую обитель, вспомните невинно убиенного архиепископа Амвросия и от самого сердца помолитесь о упокоении его души.

Священник Валерий Духанин

29 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковь мучеников перед вызовом эпидемии Церковь мучеников перед вызовом эпидемии
Игорь Гарькавый
Церковь мучеников перед вызовом эпидемии Церковь мучеников перед вызовом эпидемии
Игорь Гарькавый
Образ жизни и смерти христиан во время эпидемии 262 года и было мученичеством – свидетельством об истине Христовой. И это изменило отношение многих язычников к христианской общине.
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
«Оказывается, ящур — болезнь очень серьезная, и лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности» (1966 г.).
«Просто посмотришь на него – и на душе радость!» «Просто посмотришь на него – и на душе радость!»
К 5-летию со дня упокоения архиеп. Алексия (Фролова)
«Просто посмотришь на него – и на душе радость!» «Просто посмотришь на него – и на душе радость!»
К 5-летию со дня упокоения архиепископа Алексия (Фролова)
У него была невероятная отцовская нежность, пастырские деликатность и осторожность в попечении душ.
Комментарии
Владимир 4 декабря 2020, 06:52
Где написано, что протирать лжицу грех? Ссылка на Святых Отцов в студию.
Ольга 3 ноября 2020, 21:26
Спасибо, очень вразумляюще. Но протирать лжицу - грех.
Вадим К.11 октября 2020, 15:53
"Дело Бога и верных ангелов спасать наши души от демонов, а не наши ветхие тела от доморощенных микробов и вирусов." Денис, это просто Ваше мнение о Боге. А вот Священное Писание говорит о другом, что Бог заботится не только о душе человека, но и о его теле, даже ветхом. Примеры исцелений нам дают как Ветхий, так еще более и Новый Завет. Кстати, время уже показало, что сторонники строжайших карантинных мер были неправы и много напраслин весной наговорили на несогласных с ними, не считаете?
Вадим К.11 октября 2020, 15:36
"Так что разгоряченные возмущения и обвинения сегодня многих "ревнителей" ни о какой еще архидуховности не говорят. Скорее, наоборот. Идет проверка временем." Да, Галина, только эта проверка показывает пока всю несостоятельность как раз ревнителей карантинов. Сейчас заболевает в день большее кол-во людей, чем весной, но храмы открыты, и что-то не слышно разговоров о том, как ужасно и опасно ходить в храмы, кроме от отдельных упертых людей. Жить страхами долго не получится, надо было это понять еще полгода назад и не кидаться сгоряча страшными обвинениями. Вы это хотя бы поняли? Кстати, в статье признано - массовый карантин ничего полезного не дал и тогда. Читать надо внимательно и учиться.
Владимир 7 октября 2020, 16:37
По итогам обсуждения у меня сложилось понимание, что там, где медицинскими мерами заменяли упование на Господа путем запретов молебнов и крестных ходов, там были самые страшные последствия эпидемий. А там, где медицинские меры соединялись с обращением ко Господу через молебны и крестные ходы, там эпидемии прекращались явным образом. Необыкновенный пример г. Владимира – эпидемия чумы, уносившая в Москве до 800 чел в день, во Владимире унесла жизни только троих заболевших из 200. Это ли не ясный знак, что, если не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Пренебрежение Господом ведет к бесславию, «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10,32)
лина 7 октября 2020, 09:41
Как коротка наша память. Вот что должно быть в учебниках истории в школах и в медвузах. Как бы распространить эту информацию пошире? Спаси Господи автора о. Валерия Духанина и дай Господи ему и всем нам здравия и здравомыслия. И ничему нас не учит история. Я слышала как толпы "верующих " ломились в ворота Троице-Сергиевой Лавры этой весной. Монахов винили в предательстве веры. И добились своего- сколько священников - монахов заразили эти безумцы и тоже с Дивеевскими сестрами! окой Господи душу усопшего святителя Амвросия и почивших от ковида монахов и мирян.
Катерина 5 октября 2020, 23:28
Денис, не будите лихо, чем громче кричите об опасностях вируса, тем больше шансов, что Вас и Вам подобных услышат и всем, кому страшно, кому за 65 или инвалидам запретят на улицу нос высовывать. Вообще. Пока вирус не "исчезнет". Заживо погребенные так сказать. Вам это надо?
Евгения 5 октября 2020, 22:41
Катерина (05.10.2020, 12:21): "Вы что сделали для Него?" // "Не о жертвах твоих обличу тя".(Пс. 49,8). И толкование святителя Афанасия Великого: "Не в нерадении о жертвах, говорит, обвиняю тебя, потому что приносишь их непрестанно, но повелеваю тебе не в них поставлять оправдание".
Денис 5 октября 2020, 18:37
Катерина, сравните детскую смертность в Российской Империи и Советском Союзе. Может станет ясно, что лучше на милость Божью уповать или самим всеобщую, бесплатную систему здравоохранения развивать? "Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей и не накажет его; а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие" - Свт. Петр (Могила) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной».
Денис 5 октября 2020, 18:30
Катерина, вы пишете "Может, Вам поменьше "лиловым глазом" на других коситься, записки их высчитывать, да самому предложить помощь приходу в виде работы на компе?". К сожалению, здесь нет лички. Поэтому отвечу здесь Несколько лет вёл приходской сайт, а на небольшом портале православных медиков до сих пор веб. админ. Я это не к тому, что шибко верующий, но кое-что делал и делаю. Есть у меня моральное право критиковать ревность не по разуму от которой ближним пользы нет, а опасный вред имеется. Смерть это не шутка, в одной России причём даже по оф. данным COVID-19 унёс уже десятки тысяч жизней и каждый месяц это число возрастает на тысячи жизней https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/101056
Денис 5 октября 2020, 18:20
Катерина, как был до воцерковления инвалидом, так и остался им двенадцать лет спустя, даже группа прежняя. Я это не к тому, что чудес вовсе нет. Однако кто из православных с погаснувшим светом в квартире вместо вызова электрика молится Богу о ниспослании светозарного ангела?
Владимир 5 октября 2020, 17:25
О иконе. В Москве речь была о избавлении от эпидемии в Боголюбово или окрестностях Владимира, т.к. в сам Владимир Боголюбская икона Божией Матери была перенесена 22-окт. Подробности абсолютно необыкновенны: народ и духовенство просили внести в Владимир чудотворную святыню. Начальство колебалось, ибо главврач протестант Флейшер уверял, что скопления людей сейчас опасны. 22-окт 1771 г. Боголюбская икона была торжественно внесена в город, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Главврач был так впечатлен, что вместе со всей своей семьей перешел в православие! Только 3 человека умерших от чумы из 200! Христос Спас!
Катерина 5 октября 2020, 12:28
Владимир, а вот еще, икона МБожьей Матери Иерусалимская. "В 1866 году на город обрушилась страшная эпидемия холеры, которая выкашивала целые семьи. Было решено принести из города Бронницы в Подольск огромную пятиметровую икону. Ее встречал весь город: жители выходили из домов, несмотря на недуг. После этого эпидемия пошла на спад." "С оригинальной бронницкой иконы заказали копию, и она до сих пор находится в Троицком соборе."
Катерина 5 октября 2020, 12:21
Денис 4 октября 2020, 05:56 -- не знаю, каких именно больше, я таких опросов не проводила, но обратила внимание, как много в нашем приходе людей, служащих Богу своими делами: окормление заключенных, больных, уход за храмом и храмовой территорией, просфорня, готовка еды для священников, общество "Белый цветок"; вчера на Литургии стояла у стенда с пакетиками, куда денюшку можно больным детям положить, так миряне купюрами клали. Может, Вам поменьше "лиловым глазом" на других коситься, записки их высчитывать, да самому предложить помощь приходу в виде работы на компе? Вы здесь пальцы уже себе стерли о клавиатуру, критикуя ближних с их "неправильной" Верой в Бога, а сами Вы что сделали для Него?
Катерина 5 октября 2020, 12:03
Денис, по вере Ваше да будет Вам, если думаете, что микробы сами по себе, а Их и Наш Создатель - Сам по Себе. ... лет назад невыносимые боли в груди вызвали у меня абсолютную необходимость сдаться врачам; возможно, это был рак, не знаю потому, что твердо решив к врачам обратиться, я молилась в г. Подольске, в храме Вознесения Христова. Особенно горячо перед иконой Божьей Матери "Семистрельная" об излечении и сохранении моей жизни и здоровья для моих близких, которые будут страдатъ если я умру; вернувшись из поездки в Россию, я обнаружила, что боли абсолютно исчезли. Никуда я не стала обращаться, прошло уже года 4, если кольнет, то слегка, как напоминание "иди и больше не греши".
Евгения 5 октября 2020, 10:54
Денис (05.10.2020, 05:26): "Дело Бога и верных ангелов спасать наши души от демонов, а не наши ветхие тела от доморощенных микробов и вирусов". Молодец, Денис! Вы часто выстреливаете в десятку. Даже тогда, когда в целом придерживаетесь вроде бы противоположного.
Денис 5 октября 2020, 05:38
Катерина, РФ - это не Советский Союз, который всерьёз готовился и в какой-то мере был готов даже к глобальной ядерной войне. Капиталисты предпочитают создание частных запасов для себя созданию запасов для всех, хотя порою это и выходит им боком. Так КНР под руководством коммунистической партии переживает коронокризис куда лучше капиталистических РФ и США, что меняет баланс сил в пользу китайских коммунистов. В кап. странах государство функционирует в первую очередь в интересах капиталистов, в значит для простых людей в капиталистических странах COVID-19 реально опасен. Следовательно нам самим следует заботиться друг о друге вместо того, чтобы всецело на государство полагаться.
Денис 5 октября 2020, 05:26
Владимир, во время "Великой Чумы" вымерла четверть населения Европы, в том числе и на православном востоке произошло массовое вымирание. Хотя вряд ли нужно доказывать, что тогда европейцы в куда большой мере были христианами, чем сейчас. Дело Бога и верных ангелов спасать наши души от демонов, а не наши ветхие тела от доморощенных микробов и вирусов.
Катерина 4 октября 2020, 23:21
Владимир 4 октября 2020, 12:30 -- еще раз спасибо Вам за ссылки
Владимир 4 октября 2020, 21:30
Важные подробности в Прав. Энциклопедии: «Боголюбская Московская икона Божией Матери прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. Московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Моск. архиеп.» www.pravenc.ru/text/149499.html
Наталья Владимиру 1 октября 2020, 18:28 4 октября 2020, 20:24
Это всё хорошо, но проказа липнет не ко всем; всегда она была довольно редкой. А чума при активном распространении поражает едва ли не каждого первого. Так что сравнение не очень удачное...
Владимир 4 октября 2020, 12:30
Катерина,верно. Смертельная болезнь отступает, когда люди собираются в соборе, а не разбегаются в панике при виде собора - золотые слова, язычники ищут мудрости, а мы Христа распятого, это для язычников соблазн и безумие.
Денис 4 октября 2020, 05:56
Вы когда-нибудь обращали внимание, как мало заказов благодарственных молитв, как много записок с просьбами к Богу? О чём это говорит?! Большинство, абсолютное большинство, может быть даже почти все верующие в Церкви не Христа ради, а себя ради. При этом даже получающие помощь от Бога редко бывают по-настоящему благодарными, вот и мало чудес. Чудо, что с такой верой чудеса ещё вовсе случаются.
Денис 4 октября 2020, 05:46
Помимо вполне очевидной опасности расчёта на чудо вместо надежды, опасности в виде болезни и даже смерти, есть не очевидная опасность ещё более страшная в своих крайних проявления. Чуда нет и рассчитывающие на него начинают винить других вместо себя: священнослужителя, Церковь, Бога...
Катерина 3 октября 2020, 20:58
Владимир, вот еще. Рождество 1629. Корфу. Чума. "Несмотря на строгие профилактические меры, которые были приняты властями, количество больных увеличивалось. Тогда народ стал собираться в Соборе Святого Спиридона, прося о спасении от смертельной болезни. Святой становится посредником между молящим о пощаде народе и Всевышним Господом Богом. Смертельная болезнь отступила, унеся с собой всего лишь 60 жизней." "Количество заболевающих постоянно уменьшалось и в Вербное Воскресенье 1630 г. эпидемия окончательно прекратилась. Число жертв остановилось на 60-ти, тогда как во всей Европе умирали тысячи людей." Люди стали собираться в соборе, а не разбегаться в панике при виде собора.
Владимир 3 октября 2020, 20:31
В статье представлена контрастная картина. Однако свидетельства историков ниже показывают, что вл. Амвросий Зертис-Каменский имел не такую однозначную роль. На портале азбука.ру и Православная Энциклопедия поиск по слову "Зертис": ------------------ Проф. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 29. https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev/istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen/29_2 ------------------ Проф. А.В.Карташёв. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2. https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/2_24 ------------------ Православная Энциклопедия. Статья сщмч. АРСЕНИЙ (Мацеевич). https://www.pravenc.ru/text/76190.html
Катерина 3 октября 2020, 20:09
Денис, уясните себе наконец, что при реальной массовой угрозе населению ГО раздаются настоящие защитные маски с фильтрами, в которых защищенное население продолжает спокойно выполнять свой долг по отношению к обществу, без страха больших потерь. Всплеск мортиальности в апреле этого года больных этим вирусом в некоторых странах был вероятно связан с выполнением этими странами убийственных рекомендаций ВОЗ - применению антималярийных препаратов, при которой за 10 дней происходит токсикация пациента и затем его последующая кончина в муках. Об этом говорят немецкие терапевты-интернисты. Германия этих рекомендаций не применяла к своим гражданам. Франция - применила. Смертность у них намного выше
Галина И. 3 октября 2020, 18:41
Денис 3 октября 2020, 06:35. Денис,я совершенно с вами согласна. Ревность ревности рознь. Ревность Бога не имеет ничего общего с мелочными человеческими чувствами. Религиозная ревность воодушевляла Савла, когда он преследовал христиан. Такая же ревность была у иудеев, страждущих их гибели. Но, преображенный светом Христа, ап. Павел стал проявлять уже просветленную, христианскую ревность по отношению к народу и церквам, доверенным ему. Однако тот религиозный дух, который Господь яро обличал (Мф. 23), сохранился и доныне у многих "ревнителей традиций". Прп. Исидор Пелусиот сказал: "Не словесные утверждения, а деятельное служение позволяет считать человека ревнителем божественных настроений".
Денис 3 октября 2020, 17:54
"Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими" - Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова
Денис 3 октября 2020, 17:42
Катерина, заповедь ни убий не только о том, чтобы самому не убивать, но и о том, чтобы других по-возможности от убийств удерживать. Тем более, если речь о начальнике и подчинённых. Долг пастыря заботиться о пасомых, в частности удерживая их от самоубийственного и смертоубийственного поведения.
И. 3 октября 2020, 16:54
Денис, микробам/вирусам все равно, знают о них или нет. Тогда и сейчас они живут своей жизнью. Когда люди меньше знали о возбудителях заболеваний, они больше полагались на Бога, чем на свои знания. Сравнения холеры и чумы с этим коронавирусом выглядят глуповато. Не дай Бог сейчас они возникни, люди сядут на карантин и не пикнут. А полумеры, то ли карантин, то ли не карантин, желание усидеть на двух стульях, поборы в виде штрафов и пр. видимость деятельности, не убедительны и надоели людям. Люди общаются по всему миру, не из одного ТВ информацию имеют. Везде уже, в том числе и специалисты, говорят, что политики в этой "короне" больше, чем медицины.
И. 3 октября 2020, 13:50
Галина И. 2 октября 2020, 19:12 Ревнители в кавычках и есть осуждение людей.
Владимир 3 октября 2020, 11:29
//на воротах Донского монастыря кто-то оставил надпись: «Память его с шумом погибе» (Пс.9,7)// Имел ли вл. Амвросий (Зертис-Каменский) в глазах жителей нравственный авторитет, чтобы «деятельно помогать Еропкину»? Выпускник иезуитской Львовской академии (б. Львовская иезуитская коллегия), по словам ист. Карташева «взбалмошный шляхтич», не гнушающийся телесными наказаниями коллег по цеху за мелочи, считавшийся другом сщмч. архиеп. Арсения (Мацеевича) и предавший его, которому сщмч. архиеп. Арсений предсказал, когда вл. Амвросий подошел к нему, чтобы снять омофор: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь», что и случилось во время чумного бунта 1771 г.
Владимир 3 октября 2020, 11:27
//он подменил вольно или невольно миссию Церкви миссией светского государства, сев не в свои сани и сыграв роль не утишителя, а катализатора бунта// Да, Катерина, у меня такое же впечатление от деятельности вл. Амвросия. Биография и факты из его жизни заставляют задуматься. Действительно, при его резком характере и деятельном участии в продвижении неоднозначных мероприятий власти, он мог стать катализатором бунта.
Владимир 3 октября 2020, 09:42
Избавление от эпидемий: три примера из церковной истории pravoslavie.ru/129963.html Cв. Григорий Двоеслов призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На 4-й день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Произошло чудо: показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась. В этих примерах крестные ходы, молебны и искренняя молитва при большом стечении народа (ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них Мф.18,20) были услышаны Господом молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих.
Денис 3 октября 2020, 06:35
Галина И., к сожалению, ревнители в хорошем смысле редкость. Куда больше требующих мученичества от других, при этом лично и от подлинного исповедничества воздерживающихся. Вместо этого хвастовство отказом от ношения масок и прочих мер предосторожности во время пандемии за что максимум штраф. Очень мало настоящих ревнителей, как о. Даниил Сысоев, что веря в отсутствие спасения вне православия в реале проповедуют Христа даже с риском для жизни. "Ревнителям" плевать, что по их вере души гибнут. Им главное самим спастись любой ценой! Хотя сказано в Евангелии от Марка "8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее".
Денис 3 октября 2020, 06:20
Владимир, кто вложил в человека инстинкт самосохранения Бог или дьявол? В православии есть святые воители, но нет святых киллеров, есть святые мученики, но нет святых самоубийц. Касательно отношения святых к инфекционным болезням, то какой смыл приводить живших даже до открытия микробов? Для сравнения святой хирург 20-ого века, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и хирургические маски с перчатками надевал для предохранения от заражения, и медицинский спирт использовал для дезинфекции. Да и сам не возложением рук лечил, а скальпелем пользовался.
Катерина 2 октября 2020, 22:48
Владимир, спасибо Вам еще раз, некоторые Ваши цитаты мне незнакомы. Упомянутый владыка 5 лет воспитывался в школе иезуитов, возможно поэтому он подменил вольно или невольно миссию Церкви миссией светского государства, сев не в свои сани и сыграв роль не утишителя, а катализатора бунта. Пример императора Николая Первого - холерный бунт, все наоборот.
Денис 2 октября 2020, 19:27
Владимир, вот вы пишите "христианский долг, благочестие и вера требовали от христианина не жалеть себя, поддерживать друг друга, безбоязненно и безотказно служить больному, ухаживая за ним ради Христа, не бояться заразиться и умереть, исполняясь чужого страдания" и возникает вопрос. Кто мешает здоровым ревнителям стать волонтёрами при инфекционных больницах? Почему вместо ревностной заботы о ближних, вместо деятельной любви к людям по-сути языческий подход к вере, магический взгляд на спасение? Разве Христос отделяет агнцев от козлищ по принципу 500 раз причастился, 1000 часов помолился?!
Денис 2 октября 2020, 19:17
Владимир, а что древние христиане знали о болезнетворных микробах, тем более о вирусах? Правы наши языческие предки оказались, регулярно мывшиеся в банях. Правильно в советское время делали, создавая систему всеобщего и бесплатного здравоохранения. Надо уметь признавать правоту хоть язычников, хоть безбожников. Правая вера не делает правым во всём!
Галина И. 2 октября 2020, 19:12
И. 2 октября 2020, 12:56."Ревнитель"- это не прозвище "неугодным братьям и сестрам" "под видом осуждения поступков", как вы считаете. Словарь русского языка С.И. Ожегова: "Ревнитель-тот, кто ревностно заботится о принесении пользы чему-н." Сам Бог называет Себя ревнителем:"Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель"(Исх 20,5). Св. Ап. Павел: "Я...ревнитель по Боге, как и все вы ныне" (Деян. 22,3). Ревнителем называет себя царь Давид: "Ревность по доме Твоем снедает меня" (пс.68,10). Но когда вроде бы и ревнуют о Боге, но не в смирении и послушании, а по своим амбициям, то в таком случае данное слово берется в кавычки. В рус.языке существуют лексические оттенки значений общеупотребительных слов.
Владимир 2 октября 2020, 17:38
Др.-греч. историк Фукидид о чуме: «Язычники… заболевавших выгоняли из дома, бросали самых близких, выкидывали на улицу полумертвых, оставляли трупы без погребения – боялись смерти, отклонить которую при всех ухищрениях было нелегко». При одинаковой смертности дома и в карантине 1771г., добровольно отдавший близкого в карантин, мало чем отличался от древнего язычника. Если принять во внимание, что больше шансов было выздороветь дома, то и говорить нечего. Язычник считал свою жизнь более важной и бросал самых близких; христианин ради Христа бережет душу чужую с риском заразиться и умереть. Но такая смерть, возможная только по великому благочестию и крепкой вере, считалась равной мученичеству.
И. 2 октября 2020, 12:56
Галина И. 01.10,18:42, и в криках той "толпы", которую Вы привели в качестве примера, были интересанты."И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя"(Лк.20:19-20). "Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить"(Мф.27:20). И разве где-то Господь говорил, что Его ученики могут под видом осуждения поступков раздавать прозвища неугодным им братьям и сестрам, одним "захожане", другим "ревнители"?
Олег 2 октября 2020, 11:44
Владимир (1 октября 2020, 18:28). Вам видимо Владимир в данной ситуации не дано отличить черное от белого (образно). Т.е. просто различать некоторые вещи ... Простите.
Владимир 2 октября 2020, 11:25
Надо просить Господа помиловать и избавить нас от такого выбора, перед которым оказались москвичи в 1771г. Власть требовала сдать заразившихся близких в карантин, откуда редко кто выходил живым, а христианский долг, благочестие и вера требовали от христианина не жалеть себя, поддерживать друг друга, безбоязненно и безотказно служить больному, ухаживая за ним ради Христа, не бояться заразиться и умереть, исполняясь чужого страдания.
Галина И. 2 октября 2020, 06:00
"Без Бога нация – толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что еще страшней, – жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!" (Иеромонах Роман). И что еще страшней -это когда люди, выдающие себя за православных, не знают Бога, да и не могут Его знать, добровольно предаваясь своим суевериям, страстям и похотям. Когда нет сораспятия Христу, чтобы жить для Бога (Гал. 2,19). "А делающий зло не видел Бога" (3 Ин 1,11).
Галина И. 1 октября 2020, 18:42
Денис 1 октября 2020,11:31."Сначала ревнители ждут чудес от Бога, а потом хулят за их отсутствие, как хулили Христа за отказ стать царём иудейским". Добавлю, что сначала такие "ревнители", в Писании "множество народа"- толпа,- восторженно кричали Христу: "осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин 12,13). Но прошло совсем немного времени, и та же толпа уже в яростном исступлении, "с великим криком" истошно вопила: "смерть Ему! распни, распни Его!" (Лк 23:18,21). Так что разгоряченные возмущения и обвинения сегодня многих "ревнителей" ни о какой еще архидуховности не говорят. Скорее, наоборот. Идет проверка временем. Земля гудит от преизбытка людских злодеяний.
Наталия Ростова - И 1 октября 2020, 18:36
В описанной мной ситуации, 50-й посетитель, уже через пару часов мог оказаться в кабинете у врача. Одним людям делали флюрограмму, другим там же, за перегородкой, выдавали результат вчерашнего посещения. Очередь продвигалась быстро. Показанный мной пример, говорит о том как из-за ОДНОГО человека, может рухнуть установленный порядок. И о том, как заряженная на негатив толпа, может оставшись без своего лидера, быть неуправляемой и опасной. А с таким лидером, так ещё более страшное и омерзительное зрелище, когда исчезает человеческое достоинство и появляются рога и копыта....По поводу поликлиник, тут да, плохо...Специалистов не хватает, узкого профиля тем более. Медики бегут в частные клиники..
Владимир 1 октября 2020, 18:28
Св. Василий Великий особо почитается на Руси, ибо он небесный покровитель крестителя Руси – кн. Владимира. Первый храм в Киеве, был посвящен св. Василию. Имя «Василий» стало династическим, мн. рус. правители были крещены в честь Василия Великого. Конечно, всем был хорошо известен эпизод из жития святителя, где св. Василий воздал честь пресвитеру, много лет скрывавшему и ухаживающему за прокаженным (проказа -заразная болезнь). «Мы увидим славу Божью», говорит св. Василий своему клиру перед тем как отправиться к пресвитеру, а пресвитеру говорит: «ты ученик Христов, добрый подвиг совершаешь ты». Какой контраст в статье: присылают уголовников с крюками забрать больного и всё по благословению.
Читательница (Подмосковье) 1 октября 2020, 14:18
Катерина, я о тех, кто утопает в своей гордыне, не думая о ближних и дальних, кто бравирует: «Я не маловер! Я ничего не боюсь!»
И. 1 октября 2020, 13:12
Наталия Ростова 1 октября 2020, 08:48 А как вы думаете, 50-й в этой очереди имел шанс попасть на прием к врачу в этот день даже при строгом соблюдении установленной нормы 15 мин. на прием? Главврач, конечно, не виноват, что создал почву для "революционной ситуации", особенно в пору "повышенной готовности", когда люди и так на взводе. Были бы спокойными, вряд ли бы "смутьян" имел успех, скорее очередь сама бы его утихомирила.
Владимир 1 октября 2020, 13:06
Св. Дионисий Вел. пишет о милости мучеников: «Весьма многие из наших братьев по преизбытку милосердия и по братолюбию, не жалея себя, поддерживали друг друга, безбоязненно навещали больных, безотказно служили им, ухаживая за ними ради Христа, радостно умирали вместе; исполняясь чужого страдания, заражались от ближних и охотно брали на себя их страдания. Многие, ухаживая за больными и укрепляя других, скончались сами, приняв смерть вместо них. … Они принимали тела святых на распростертые руки, несли на своих плечах и не могли от них оторваться, обнимая; омыв, заворачивали в красивые покровы, а вскоре им уделяли те же заботы: оставшиеся в живых всегда следовали за теми, кто скончался до них».
Ольга 1 октября 2020, 12:58
Денис, да бактерии и вирусы были открыты в конце 19 века, но в 20 веке тоже были настоящие эпидемии например - во время Первой мировой войны вспыхивали масштабные эпидемии сыпного тифа. В России и Польше сыпным тифом переболело около 30 млн человек, из них 3,5 млн умерло. Испанка, холера в 1960-х. Но почему ни в католических , ни в протестантских странах, ни у нас храмы не закрывались? Очевидно, для верующих 20 века это было НЕМЫСЛИМО. Почему сейчас вдруг всё так поменялось? И ныне, прямо или косвенно нас всё пытаются уверить: всегда мол похожее было, всё - ок.
И. 1 октября 2020, 12:09
Повествование показало, что предпринятые меры привели к противоположному от желаемого результату, но нам заранее предлагают те же грабли.
Денис 1 октября 2020, 11:36
Анна Р., проблема в капитализме с его стремлением к извлечению сиюминутной прибыли. Это раньше феодалы стремились оставить процветающие земли своим детям, а коммунисты работали в соответствие с многолетними планами ради светлого будущего. Вот и ныне коронокризис лучше всех переносят такие страны, как КНР и КНДР.
Денис 1 октября 2020, 11:31
Владимир, в отличие от древних христиан мы знаем, что именно вызывает пандемии. Микробы и вирусы - это существа от мира сего, а следовательно на Божью помощь в борьбе с ними можно надеяться, но нельзя рассчитывать. Богом даны нам руки и разум для борьбы с такими врагами, а со временем и для преобразования мельчайших частиц живого в человеческих симбионтов. Вот будет, не дай Бог, нашествие демонов из Ада на Землю. Тогда и будет уместно хоть производство святой воды в промышленных масштабах. Ещё отмечу опасность разочарования. Сначала ревнители ждут чудес от Бога, а потом хулят за их отсутствие, как хулили Христа за отказ стать царём иудейским. Хотя он не давал такого общения.
Денис 1 октября 2020, 11:24
Владимир, а кто из ревностных не по разуму стал к примеру волонтёром в инфекционной больнице на пике коронокризиса и умер ради ближних? С какой стати славить ставящих СВОЁ желание посетить службу, да пусть даже причаститься, выше здоровья и жизни БЛИЖНИХ?!
Катерина 1 октября 2020, 11:00
Читательница (Подмосковье)30 сентября 2020, 23:23 -- Ваша цитата относится и к безумствам доктора Даниила Самойловича, ухаживавшего водиночку за беспомощными, с 100% вероятностью заражения?.. В таком случае любой воин, не бросивший оружия и не сдавшийся в плен врагу - тоже безумен (вместо того, чтобы купить себе жизнь ценой предательства и сохранить себя для себя самого, гибнуть на поле брани?... какое безумие...)
Наталия Ростова 1 октября 2020, 08:48
Как-то сидя в длиннющей очереди в поликлинике, стала свидетелем зародившегося бунта.Человек 50 СПОКОЙНО сидели и ждали, как вдруг пришёл один "товарищ", спросил "Кто последний?", далее стал возмущаться, выискивая глазами из толпы тех, кто может поддаться на его манипуляции.Нашёл таковых и уже заручившись поддержкой, взбаламутил всю очередь. Через 15 минут после его появления начался хаос, врачу пришлось покинуть кабинет, чтоб успокаивать толпу, пришли охранники, люди орали и требовали главврача. А этот типчик, заведя народ на революцию, незаметно исчез. Вывод. У каждого должна быть своя голова на плечах, не поддаваться панике, трезво оценивать ситуацию и разумно действовать, избегая хаоса.
Всеволод Токарев30 сентября 2020, 23:24
Хотелось бы подробнее про то, как "главные бунтовщики и убийцы были строго наказаны". Насколько я знаю, десять человек из них были преданы церковной анафеме и казнены. Если такое двойное наказание кого-то не устрашает, то такой человек неисправим.
Читательница (Подмосковье)30 сентября 2020, 23:23
Владимир (30 сентября 2020, 16:07), "БЕЗУМСТВУ храбрых поем мы песню".
Катерина 30 сентября 2020, 21:23
Владимир, спасибо Вам за приведенные ссылки.
Анна Р.30 сентября 2020, 17:28
В 19 столетии на Руси тоже были эпидемии. Тифа, возвратного тифа, холеры. Об этом пишут Чехов, Вересаев, Короленко. Они описывают не только сами болезни, но и о то, что государство экстренно строило больницы, увеличивало количество врачей. Больницы открывали, а не закрывали как в наше время. Врачи не шарахались от пациентов, а лечили (Чехов даже отказался от жалованья холерного доктора). Сейчас больницы закрывали. Сколько сердечников, онкологически больных людей, диабетиков поумирало в результате неоказания медпомощи?..И в прошлые века люди молились в храмах во время эпидемий, работали, чтобы не было голода. В наше время людей сокращают, биржа труда переполнена, страдает экономика страны.
Владимир30 сентября 2020, 16:07
Кто скончался во время эпидемии, сохранив свое христианское достоинство, послужив ближним и дальним, показав языческому миру силу христианского духа, почитались наравне с мучениками. Об этом красноречиво свидетельствует святитель Дионисий Великий, выразивший опыт Церкви Христовой переживания смертельных эпидемий: «Так уходили из жизни лучшие из братьев: священники, диаконы, миряне; их осыпали похвалами, ибо такая смерть, возможная только по великому благочестию и крепкой вере, считалась равной мученичеству». Времена меняются, сегодня бы этих мучеников назвали разносчиками инфекции.
Денис30 сентября 2020, 15:03
Ольга, что делать? Поддерживать партии и политиков, ратующих за щедрое финансирование здравоохранения. Да и самому помогать, если деньги завелись. Ныне не социализм, когда даже дорогостоящее лечение государство оплачивало. При капитализме порою и на лечение детей собирать приходится с миру по нитке. Подумайте, может у вас среди родственников, соседей, коллег есть такие нуждающиеся? Причём не всегда нужда в деньгах, к примеру инвалидам первой группы платят сравнительно большую пенсию, но для многих из них генеральная уборка в квартире непосильный труд. Иногда просто хочется поговорить лицом к лицу с благожелательным человеком.
Катерина30 сентября 2020, 14:16
Денис, именно лукавые маловеры ждали и ждут чудес.
раба Божия Елена30 сентября 2020, 13:52
Уже по комментариям можно определить, что кто бы из нас Умничающих примкнул бы к бунтующим!? Хотелки и тогда и сейчас Опасны!? опасны Сохранить "Лицо" и "Имя" любой Ценой во все времена и ситуациях. Ппросто не надо забывать Молиться и Трудиться над своей Душой и Хотелками. Храни Вас Боже. Аминь.
Владимир30 сентября 2020, 12:09
Впечатляющая статья. Давайте перенесемся в те времена. Поставим себя на место человека у которого заболел близкий, например, отца, дочь которого заболела и это было обнаружено на обязательной ежедневной перекличке жителей участка. Дальше события развивались стремительно: тут же приходили уголовники с пресловутыми крючьями и силой забирали ребенка на карантин, откуда редко кто выходил живым. Вместо проповеди взаимовыручки и самопожертвования ради Христа, такой человек слышал, что оказывается надо заболевавших выгонять из дома на карантин, практически, на верную смерть. Кого это могло вдохновить? Советую эту статью: pravoslavie.ru/131546.html
Наталья30 сентября 2020, 11:13
Спасибо автору за статью! Весьма яркий пример того, как непослушание из якобы благочестивых соображений приводит к смертному греху. Смирения, кротости и любви не хватало некоторым людям ни тогда, ни сейчас. Помоги нам всем, Господь!
Владимир30 сентября 2020, 10:56
Для смертельно больного естественно желание умереть дома в кровати, в окружении любящих близких, чем на каменном полу покрытом соломой и называемом карантином. Для близких это возможность получить венец мученичества - св. Иоанн Злат "Как многие и сколько раз хотели получить мученический венец? Вот это (терпение в болезни) настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление (от мучителя) принести жертву (языческим богам), порешил лучше умереть, чем принести эту жертву; нет, мученичество очевидно есть и то, когда человек вообще соблюдает (ради Христа) что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть." А выискивать с крюками больных - разве это по христиански?
Александр Стекольников30 сентября 2020, 06:30
То есть людям запретили крестные ходы, запретили христианское погребение при храмах, ввели карантины, которые не помогали, на людей натравливали уголовников, которые добивали еще полуживых людей, судя по тексту, власть сбежала и автор статьи почему-то не назвал это тем чем оно было, натуральным предательством. То есть во всем у него виноваты люди, они видимо виноваты еще и в том, что у иконы собрались помолиться, а ведение простому человеку по мнению автора конечно было не правильным. Я конечно не хочу сказать, что убийство архиепископа или солдат и офицеров-это добро, грабежи вина-это тоже зло. Но в данной истории зло творили не только бунтующие. Оправдывать эту дурь с карантинами не надо.
Ольга29 сентября 2020, 22:39
ну если ковид равнять чуме, то что же делать при чуме? давайте бояться заранее....
Галина И.29 сентября 2020, 22:22
Спасибо, впечатляющая статья. Читала раньше о подвиге вл. Амвросия. Справедливости ради надо сказать, что "за полтора века до Красного Октября", во 2-й половине XIIIв.,историками отмечен раскол Руси надвое и, как следствие Петровых преобразований,- "дворцовые перевороты, хаос во многих отраслях гос.управления, смута в умах"(А. Полонский). Плюс секуляризация монастырских земель, увеличивающееся влияние западничества, уход большой части русской интеллигенции в масонство, запрет Библии. Все это, несмотря на старания и труды светочей Прав.Церкви, в знач. степени породило темноту и религиозный фанатизм "тысяч озлобленных, неуправляемых, с перекошенными лицами" людей. Это корни русской революции.
Владимир29 сентября 2020, 21:55
Заметна разница в подходах в непростой ситуации эпидемии. Епископ сщмч. Киприан Карфагенский во-время моровой язвы наставлял и благословлял христиан ухаживать за заразными больными, не разбираясь христианин это или язычник, и хоронить умерших, тела которых оставались во множестве на улицах. В Москве подход был иной - уголовники, крюками вытаскивали тела волоком из домов, порой не разбираясь труп это или едва живой без сознания. Образ действия сщмч. Киприана был обычен для христиан. Св. Иоанн Злат. называл мученичеством за Христа уход за смертельно заразными больными, с риском заразиться и погибнуть. Образ действий в Москве - это новая страница. Как со всем новым, не все были согласны.
Денис29 сентября 2020, 20:27
Ольга, храмы - это закрытые помещения, да и службы разве пять минут длятся? Касательно опыта предков, так вирусы лишь в 20-ом веке открыты. Знание о них на Руси стало массовым только при советской власти. Главный же урок, который нам следует извлечь из опыта предков. Даже когда вера на Руси была много крепче нынешней, она была бессильна против эпидемий, вызванных естественными причинами. Так нам ли лукавым, прелюбодейным маловерам ждать чудесного исцеления от Бога вместо лекарств и вакцины от развитой за века мед. науки?
Ольга29 сентября 2020, 18:45
Власти Москвы во время чумы принимали действенные меры, но Богослужения проводить с участием прихожан никто не запрещал! И на праздники церкви не стояли закрытыми. Как не закрывали их и во время эпидемии холеры и оспы в 19 веке, и во время испанки в 20 веке. Вот в этом разница, хотя чума, холера и оспа уж точно не менее опасны, чем короновирус.
Лариса29 сентября 2020, 16:49
спасибо, о.Валерий, огромное за эту историю. Очень впечатлило... Могу сказать,что если бы не вот такие истории (просвещение ума и сердца), я была бы в толпе этой лютой,озверелой. Это пища для того,чтобы не поддаваться страху, отчаянию, гневу, злобе и поиску виноватых. Бывала в Донском монастыре, но не знала что такой дивный угодник Божий там покоится. Обязательно съезжу как-нибудь поклониться мощам. Бунтовать не буду, но всё же те карантинные меры, которые принимаются сейчас, мне кажется больше имеют отношение не к медицине, а к политике. Имея целью вовсе не заботу о людях. Ну да революцию в уме и душе затевать не буду:). Бог всем судья. Потерпим, чего уж там...молитвами вл.Амвросия...
Елена29 сентября 2020, 15:25
Да...,наводит на размышления. К сожалению, уроки истории со временем забываются. Спаси, Господи, отец Валерий за прекрасную статью.
Владимир29 сентября 2020, 14:21
Непростая была ситуация. Люди предпочитали умирать дома, чем отправляться на карантин.
Алина29 сентября 2020, 12:39
Хотелось бы ссылок на источники: откуда информация о предметной речи вл. Амвросия, о нетлении его тела... Написано красиво и эмоционально, но поскольку автор подводит читателя к определённым выводам, нужны документальные подтверждения.
Даниил.29 сентября 2020, 12:32
Статья, что называется, на злобу дня... Всё так, но только одно уточнение: могила владыки Амвросия не в Донском, а в Ново-Иерусалимском монастыре. В Успенском приделе Воскресенского собора, справа от алтаря.
.29 сентября 2020, 12:24
Спасибо, отец Валерий! Эту статью нужно повесить во всех монастырях и, в первую очередь в тех, где на поток поставлена паломническая деятельность. Казалось бы, такой пример: точно не забытый архимандрит Амвросий (Зертис-Каменский), но тем не менее… Увы. И спасибо братии Псково-Печерского монастыря во главе с владыкой Тихоном, являющей образец здравомыслия и заботы о людях.
Вячеслав29 сентября 2020, 08:50
В статье вижу подтверждение словам, что революционную ситуацию создают власти, а не народ. Изначально бестоловость властей, которым бы всё по тихому, может само закончится, привела к этой ситуации. Интересно, а были ли наказаны те кто скрывал чуму в самом начале? Был ли наказан Салтыков, покинувший город в тяжелое время?
Денис29 сентября 2020, 07:57
В скобочках автором приведено весьма ценное в коронавирусное время замечание "Ореус предложил ряд санитарных мер, жесткую изоляцию и запрет многолюдных собраний (в том числе общие собрания на богослужение)".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×