Сегодня православный мир прощается с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем), епископом Сербской Православной Церкви, известным богословом, – обретшим последний до Второго Пришествия Господня приют в храме Bоскресения Xристова в Подгорице.
Хотя умер архипастырь от ковида, но проповедь его была о том, что есть вирус куда как опаснее…
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Своего духовного отца, игумена и митрополита вспоминает иеромонах Владимир (Палибрк) из возглавляемого Его Высокопреосвященством монастыря Острог в Черногории.
Как Священное Писание повторяется и повторяется в наши дни
Владыка – наш игумен в монастыре Острог, всем нашим народом любимый архипастырь-митрополит. Я благодарен Богу, что мог возрастать у ног такого духовного исполина, принять от него посвящение в иеромонашество. Это выдающийся богослов, один из самых образованных иерархов современности. Он преподавал и в Афинах, и в Париже, и в Риме и т.д. Владыка Амфилохий – наше солнце. Для нас он – Небо, воплощенное на земле.
Он сколько храмов да монастырей восстановил, возобновил саму монашескую жизнь в Черногории. У нас всё разрушено было. Когда владыку в 1991 году возвели в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского, у нас же в храмах вообще животных могли содержать. Как Господь когда-то родился в вертепе, вот в такие же загоны для скота и наши святыни разорением при коммунистах тогда превращены были.
В России это всё тоже проходили, хотя, как говорил владыка Амфилохий, если посмотреть в процентном отношении, то в Черногории при богоборцах-коммунистах пострадала даже большая часть народа. Вот после этого египетского плена, когда еще и фараон в агонии потери власти неистовствует, чтоб погубить народ Божий, точно так же, как когда-то Бог через Моисея спас людей Своих, так Он и сейчас у нас через владыку Амфилохия действовал.
Но владыка Амфилохий вел дальше – через весь Новый Завет – свою паству. Он не останавливался где-то на полпути, не отвлекался на второстепенное. Царства Божиего искал, а всё остальное прилагалось (см.: Мф. 6: 33). Почитайте его книгу «Распятое Косово» – на русский переведена. Это же голгофа Сербская. Там тоже уже в наши дни более полутора сотен церквей разорены. Сотнями священнослужителей, христиан хоронили. Какую это боль в свое сердце вместил владыка. Защищал он Косово и Метохию как наш сербский Иерусалим.
Пример защиты Православия
Сейчас уже, в этом году, когда в Черногории государство опять начало отнимать храмы, именно владыка Амфилохий смог поднять народ на защиту Церкви, Православия. Сам 83-летний старец встал во главе этого народного освободительного движения. И за ним пошли сотни тысяч людей в самых разных городах – все восстали! Готовы были жизнь свою отдать.
50000 верующих Черногории вышли на ночное молитвенное стояние
А как он переживал за владыку Иоанникия (Мичовича), Будимлянско-Никшичского, когда его с семью священниками задержали и в тюрьму на три месяца посадили. Владыка Амфилохий всегда был готов всю ответственность взять на себя – предложил, чтобы его судили. Так его же тоже тогда взяли под стражу! Отца народа! Ну что за идиоты? В течение шести часов держали в участке почитаемого всеми старейшину народа, святителя – допрашивали! И он там смиренно так сидел, отвечал на эти их дурацкие вопросы. Как преступник. Сказано в Писании: «И к злодеям причтен» (Ис. 53: 12; Мк. 15: 28). Буквально несколько месяцев назад у нас что-то подобное повторилось! «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Всё прямо по Писанию. «Блажени изгнани правды ради» (Мф. 5: 10).
Безбожная власть проиграла на выборах. Потому что начала войну против Церкви
Но эта безбожная власть проиграла на выборах. Потому что начала войну против Церкви. А Церковь во главе с мудрым иерархом восстала и сумела себя отстоять. Он ведь так и всем пример защиты Православия в наши дни явил. Оттого-то и размыкал границы между братскими народами, как и между всеми доброй воли людьми, преумножая и преумножая количество таковых.
Как владыка размыкал нашу эгоистическую «любовь»
Только сейчас уже многое будет открываться из того, каким он был ЧЕЛОВЕКОМ. Что значат для всех нас его труды. Как он общался с людьми – в любых странах, во всех стратах общества. Хотя он постоянно и опаздывал на какие-то там официальные мероприятия, на сколь бы высоком уровне они ни проходили, – потому что по дороге он вдруг встретил старушку какую-то, с внуком у нее беда, или многодетную мать в отчаянии, которой срочно надо помочь! И он так останавливался на каждом шагу. Евангельская жизнь воплотилась в этом человеке.
Это выдающийся богослов современности, он такие тайны Божии созерцал! «Тайна Святой Троицы по учению святого Григория Паламы», – так его диссертация называлась. Но это не схоластическая, отчетная, как говорят, «квалификационная работа» – он так и жил на этой богословской глубине. В проповедях, беседах постоянно нам разъяснял, как это размыкать нашу самозамкнутую эгоистическую любовь по образу Святой Троицы, не так, что я одного кого-то избирательно люблю, а вот этого следующего – уже нет. Троица объемлет всех любовью. И он эту Истину троического бытия до всех и каждого мог донести. А эта Истина поверх границ и разделений. Поняв эту суть нашей веры, многие, проникаясь его проповедью, и становились христианами или в Православие переходили.
Он очень любил со студентами встречаться! Интеллектуал, богослов, философ, историк. А как же мы все любили его слушать! Всё его богословие проистекало источником «воды живой» (Ис. 12: 3; Иоил. 3: 18; Ин. 7: 37) именно из его пастырской ответственности, заботы о нас. Это та именно утроба, апостольски рождающая и других в жизнь вечную, о которой Господь говорил (см.: Ин. 7: 38).
Наследник великих святителей, вставший и в вечности в их чреду
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Черногория – особая страна. Здесь одни чувствует себя черногорцами, другие сербами. Нас пытаются – единый православный народ – постоянно разорвать на части. Это примерно то же самое, что и над русскими-украинцами провернуть пытаются. Колоссально тяжелый крест – быть митрополитом Черногорским и Приморским – это исторически так. Только почитайте послания святителя Петра Цетинского – сколько он там еще в XVIII–XIX веках всего перенес. У него было слово – жесткое, пророческое. В завещании писал:
«Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас, черногорцев, пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей».
Владыка Амфилохий был его преемником, наследником в духе. Господь и призвал владыку Амфилохия к Себе именно накануне праздника святого Петра Цетинского. Такая чреда: 30.10 – святитель Амфилохий; 31.10 – святитель Петр Цетинский; 1.11 – святитель Петр Петрович Негош – для каждого серба этим всё сказано.
У владыки Амфилохия тоже слово было строгое подчас. Не скажу «наказующее», но именно предупреждающе грозное. Он постоянно, например, открыто критиковал западных приспешников во власти за то, что Черногория вошла в НАТО против воли народа. Как же он об этом скорбел! Постоянно недоумевал: «Зачем же?!» Это же предательство любви к России.
Многие не понимали его прямоты. Хотя все равно уважали. И не любили, уязвленные, – там атеисты какие-то, но не уважать не могли. Это вселенский человек. Его все уважали. Он встречался с представителями разных национальностей, разных вер. Всегда был готов к диалогу. Но ни перед кем ни на йоту в вопросах веры и правды не уступал.
Запросто обличал власти предержащие: замахнулись на борьбу против Бога. Но всегда с оптимизмом нас всех укреплял: никто ничего на самом деле не может против Христа учинить, против Церкви. «Врата ада, – сказано, – не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Нас владыка так воодушевлял:
– Нам надо потерпеть, и Бог явит Свою славу, силу и победу.
Так всё и есть.
Вирус, что опаснее ковида
Владыку Амфилохия очень любил Патриарх Сербский Павел, святой жизни человек. Когда что-то решалось на Соборе – а владыка Амфилохий, как всегда, опаздывал, утешая кого-то встретившегося ему на улице по пути, – то Его Святейшество, который у нас и сам всюду пешком ходил да на общественном транспорте ездил, неизменно на требование собравшихся, что пора бы уже рассмотреть тот или иной вопрос, урезонивал их:
– Надо, надо подождать брата Амфилохия! – настолько он его уважал и как богослова, и как архиерея, и как литургиста. Как сродника во Христе.
Патриарх Сербский Павел и митрополит Амфилохий
С каким глубочайшим осознанием присутствия Божия владыка Амфилохий предстоял престолу. Литургия всегда всего его поглощала – так он глубоко событие Бескровной Жертвы проживал… Любви Божией к этому падшему миру… Когда он выходил на амвон, время останавливалось – он реально терял чувство этих ускользающих минут, часов… Мог проповедовать и 40 минут, и дольше. И жизнь, пройдя через это горнило смысла в его словах, точно от всех примесей греха и неправды очищалась.
А какой он всегда радостью после Литургии озарен был! Так Господь его преображал. Что бы там ни было до Литургии – какая-то проблема с властями или еще что, – послужит и свет излучает! Какое-то веяние Духа Святаго каждый раз заново переплавляло, утешало его. Он выходил из алтаря с таким светлым и беззаботным лицом. Кофе пить садился со всеми. Общался, беседовал.
Он днями напролет общался с людьми – каждого выслушает, никого не оттолкнет. Старался и материально поддержать, только о какой нужде или проблеме услышит. Всегда откликнется. Отзывчивое сердце такое. АРХИпастырское.
Я всегда изумлялся: сколько энергии в этом человеке! Он почти не отдыхал. Я знаю женщину, которая прибиралась в его покоях, она свидетельствует, что он ночами не спал. Молился. И богослужения ночные служил. А если не ночью, так утром служил каждый день Литургию. Как святой Иоанн Кронштадтский. Мне 40, он более чем в два раза старше меня. Тут служишь, устаешь так, что и двинуться, бывает, не можешь уже, а он с каждым хочет и поговорить еще после службы, приободрить кого из обессиленной молодежи. Много шутит. Что-то остроумное как вдруг скажет: сначала посмеешься, а потом задумаешься.
– Все боятся коронавируса сейчас, но есть вирус гораздо страшнее, – отрезвлял нас, – богоненависти, братоненависти! Это то, что намного опаснее.
«У Бога и тех, кто с Богом, не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1: 37)
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Владыка Амфилохий очень любил святого Василия Острожского. Часто, кстати, рассказывал, что, когда он был еще в утробе матери, мама решила поехать как раз в монастырь Острог, приложиться к мощам святителя Василия. И когда вернулась, отец его ей и сказал:
– Ты была в Остроге? Если родится ребенок мужского пола, так он потом станет священником там!
Так и произошло.
Владыка много рассказывал об отце, матери, они были очень набожны, благочестивы. Хотя тогда были и тяжелые времена, но воспоминания о детстве благодаря вере, подлинно христианскому духу и упованию родителей остались у владыки безмятежными. И он умел, даже будучи сам монахом, передать этот дух настоящей христианской семейственности молодежи и людям, в чем-то, может, уже и успевшим набить шишек в семейной жизни. Множество семей его чтят, благодарны ему за крепость своих брачных уз. Сколько детей по его благословению, молитвам родилось.
Он, конечно, по заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28) к многочадию свою паству призывал. Помните же слова Патриарха Павла, что если сербская женщина в Косово делает семь абортов, а албанская рожает семь детей, то Бог может решить, что земля Косово нужнее албанцам…
Сам владыка Амфилохий был из многодетной семьи – у него еще шестеро братьев и две сестры, так что эта полнота соборности, непрестанного общения со многими людьми ему с детства, можно сказать, знакома. Про свою маму он вспоминал, что хотя у нее было еще восемь других детей, но она ему говорила, что хотела бы, чтобы и он стал главой большого семейства… И это слово его благочестивых родителей Господь тоже исполнил! Его-то духовное потомство в сотни и более крат (см.: Мк. 10: 30) преумножает многочадие плотское.
Друг святых и грешников
Но душа самого владыки Амфилохия была вся в монашестве. В предстоянии Богу. Там он разве что со святыми был близок и свой. Рядом с тем же святителем Василием Острожским сядет рядом, возьмет за руку того, и вот сидит, молится… Друзья такие.
А как он любил святителя Мардария (Ускоковича)! Это святой, который учился в России, окончил там в 1916 году Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был близок Царскому двору. А потом святитель Мардарий основал монастырь святого Саввы в Либертивилле в США, где был управляющим сербскими приходами. Он умер молодым – всего в 46 лет. Но прожил чрезвычайно насыщенную жизнь. Он написал просто ошеломительную книгу «Недосягаемая Россия». Я не знаю, есть ли эта книга на русском, но для нас это откровение, которым поделился с нами владыка Амфилохий. Именно его усилиями святителя канонизировали, обрели его нетленные мощи, и наш архипастырь ратовал, чтобы как можно больше людей прочитали книгу владыки Мардария и издания о нем.
У самого владыки Амфилохия очень большое богословское и даже литературное, философское наследие. Наш архипастырь и песни писал. Поэт. С большой буквы. А как он любил русскую литературу! Как толковал Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя. В какие контексты он их идеи помещал. Это человек невероятной образованности. И при этом он по-матерински умел снизойти к каждому.
Однажды при мне один человек начал жаловаться ему: «Ваше Высокопреосвященство! Я не могу акафисты читать. Не могу молиться…» А владыка все-таки уточняет: «Ну, ты можешь утренние молитвы читать?» – «Не могу!» – «А вечерние?» – «Нет! Не могу!!» – «Можешь “Отче наш” произнести?» – «Не». – «Ну разочек?!» – «Не могу!!!» – «Ну тогда скажи хотя бы один раз: “Господи, помилуй!”»
То есть владыка понимал и по-дружески с сочувствием принимал человека в любом его состоянии. Не нагромождал, не навьючивал ни на кого никаких громоздких правил. А лишь столько, сколько именно этот человек и именно сейчас может понести, – и ни на полграмма больше! Сказано: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12: 20).
Не распоряжался наследием Божиим, не господствовал!
Владыка Амфилохий рукополагает в иеромонахи отца Владимира (Палибрка) Никому владыка Амфилохий не навязывал никаких предписаний: ты так поступай, ты эдак… Не распоряжался наследием Божиим, не господствовал, как иной, дорвавшись даже до самой малюсенькой какой-нибудь ступенечки над кем-то. Никого наш владыка не подминал, ни заламывал под себя. Не душил своей волей чад Господних! Каждого человека Христос на Кресте Своей Кровью честною стяжал. «Куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20), – напоминает апостол, – как же можно одному другим крутить да вертеть? Господь же взыщет с тех, кто так самоутверждался, узурпируя власть над другими, злоупотреблял своим местом служения.
А сам владыка Амфилохий, как советовал его афонский духовник старец Паисий, себя отовсюду устранял. Ни Бога не подменял своим «я», ни других не подавлял своей собственной персоной.
– Что я?! – отмахивался Его Высокопреосвященство, когда я к нему как к игумену да еще и к митрополиту поступил в Острожский монастырь. – Да не-не, меня даже не слушай! – махал на себя рукой. – Ты у святого Василия Острожского на послушании.
И это сразу возводило тебя на ранее недосягаемую для тебя высоту. Он просто ставил тебя перед святым: ему послушайся. А научишься святого слушать, так и с Богом заговоришь – вот молитва. «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67: 36). И люди Божии дивны именно тем, что Бога собою не заслоняют.
Он смотрел на любого человека через призму любви Божией
Владыка был опытный психолог – душу человеческую познавал. Вот именно эту конкретную душу каждого человека прозревал: что ему требуется на самом деле, для чего Господь его перед тобой поставил?
И владыка всегда говорил с любовью. С лю-бо-вью. Он смотрел на всякого человека через призму любви Божией. Так, как смотрит Бог-Отец через Жертву Бога-Сына на нас. Мы Крестом Христовым спасены… Кровью Его выкуплены из рабства бесам, а также своим собственным и чужим грехам и страстям. Вот что забывать не надо. Так глаза-то у людей в общении с любящим владыкой и открывались! Это и есть та самая обещанная Господом свобода в любви: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). И сердца отзывались.
Мы-то иногда взираем на иных так, как будто нам кто-то что-то должен: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23: 4). А владыка, наоборот, тяготы брал на себя (см.: Гал. 6: 2), а над каждым как нянька волновался: сколько кто сможет понести, какой шажочек сделать, и как бы его поддержать, чтоб тот не шмякнулся…
А скольких так и сколько всего сам владыка на раменах своих нес!
Таких Ангелы дориносят! О Православии вне границ
Отпевание митрополита Амфилохия. Фото: AP Photo/Risto Bozovic
Если бы вы знали, как нам угрожали… Представляете, хотели ввести какие-то там законы, чтобы всё у Православной Церкви отнять и передать раскольникам. И только авторитет митрополита Амфилохия мог поднять всю страну на защиту Православия. Десятки тысяч людей! В холод, в дождь стар и млад отстаивали храмы. После такой-то отвоеванной у богоборцев победы Господь владыку Амфилохия и призвал. Таких Ангелы дориносят!
Преемнику будет сложно, поскольку владыка Амфилохий задал очень высокую планку. Как бы он к нам ни сприклонялся, ни умалялся до нас, ни снисходил до всех наших немощей, но мы-то ощущали, на какой он сам высоте пребывает. Там уже нет границ.
Помню, в Санкт-Петербургской духовной академии владыке докторскую степень honoris causa вручали (такая же степень у него была и в Московской духовной академии), так его журналисты там обступили, и он:
– Да я хочу, чтоб у нас одна страна была – от Цетье до Владивостока. Чтобы не существовало границ и мы жили все вместе, – объявляет.
Благодарение России
Очень любил владыка Амфилохий Россию, Русскую Церковь, русского Патриарха Кирилла, и с прежними общался, ценил, уважал, благоговел. На Афоне у преподобного Паисия Святогорца окормлялся, которого в свою очередь воспитал русский духовник – старец Тихон. Владыка Амфилохий впитал в себя лучшие традиции Афона, Греции, России. Для меня, получившего духовное образование в России, учиться у него богословию – огромное счастье.
Он очень уважал русскую богословскую традицию, особенно XX века (поскольку он был преподавателем в Париже, в Свято-Сергиевском православном богословском институте): протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитера Александра Шмемана, архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Иоанна Мейендорфа, был лично со всеми ими знаком. Так же, как и с А.И. Солженицыным, например, как и со множеством других русских людей. Он и с живыми общался, и с усопшими не прерывал молитвенного разговора, предстательства за них перед святыми, перед Богом. Он часто служил на русском кладбище с храмом в честь святого Феодора Ушакова в городе Герцег-Нови.
Владыка Амфилохий понимал значение христолюбивой России для всего мирового Православия. Россия всегда была защитницей Православия во всем мире. Молился, чтобы и сейчас пребывала сильной. Тогда на нее могут надеяться православные люди повсюду, страны.
Владыка Амфилохий очень хорошо в геополитике разбирался. Знал историю, а Россия постоянно помогала и нам, как и многим другим народам. И он хранил благодарение.
Любовь, сметающая все кордоны, законодательные препоны, границы
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)
Многих владыка Амфилохий благословлял на поездки в Россию, а молодежь – и на учебу. А тем, кто исполнял это его всегдашнее благословение, наставлял помянуть там и родных сербов, всегда подчеркивал эту связь наших народов.
– Если будете в Санкт-Петербурге, – говорил, – навестите обязательно могилы митрополита Черногорского Василия (Петровича Негоша) и Сербского Патриарха Василия Йованович-Бркича. Они упокоены в усыпальнице Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Многие сейчас звонят, и из России в том числе. Плачут люди. Владыка Амфилохий стяжал огромную любовь повсеместно. Что уж говорить о Черногории, когда владыка тут смел эти законодательные препоны с желавшей их было установить новой богоборческой властью! Люди видели, как через архипастыря-владыку действует сила Божия. Огромное почтение наш архиерей в народе стяжал.
К сожалению, сейчас эпидемия. А иначе собралось бы столько же благодарных и любящих владыку Амфилохия – сколько и на похороны Патриарха Павла. Сейчас уже едут и едут, идут, добираются к месту отпевания, похорон – хотя власти противодействуют. Всюду кордоны. Но народ не остановишь. Когда люди кого любят, их уже невозможно остановить. Любовь выше смерти.
Царствие Небесное, дорогой Владыко!