Православный календарьПравославный календарь
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Как мы теряли Косово

Из дневников и рапортов будущего Патриарха Сербского Павла. Часть 2

Продолжаем публикацию фрагментов книги «Сообщения из распятого Косово» – сборника документов, отчетов и сообщений Патриарха Сербского Павла в годы его епископского служения в Рашско-Призренской епархии (1957–1990) Святейшему архиерейскому Синоду.

    

Блаженнопочивший Патриарх Павел на протяжении тридцати трех лет (1957–1990) нес служение епископа Рашско-Призренского. Он принял престол древней Рашской и Призренской епархии в тяжелые послевоенные годы. Каждый год он писал «Годовые отчеты» Священному архиерейскому Собору о религиозной ситуации и жизни епархии.

Эти отчеты представляют собой своеобразную летопись, дневник, в котором епископ Павел просто и ненавязчиво, но ясно и подробно, как и было ему свойственно, из года в год показывает картину не только церковных, но и общественных событий в те переломные исторические времена.

В первую очередь в этих документах отражен сам евангельский образ епископа Павла как пастыря и учителя Церкви. Он непрестанно служит и апостольски проповедует, устанавливает непосредственные отношения со священством, монашеством, народом. Как простой путешественник, пешком, без автомобиля, он обходит самые отдаленные уголки епархии.

С учетом того, что в войну и в послевоенных гонениях на Церковь священство было истреблено и многие приходы упразднены, епископ Павел на протяжении всех этих лет, кроме своих епископских обязанностей, исполнял и обязанности приходского священства там, где его не было: служил по праздникам, крестил, венчал, отпевал, причащал. Владыка не только следил за работой семинарии в Призрене, но и постоянно участвовал в процессе обучения, служил, воспитывая не только учеников, но и преподавателей. Каждый год созывал двух-трехдневные молитвенные собрания с участием молодых священников с целью продолжения их богословско-пастырского образования. Уделял большое внимание и малочисленному монашеству, особенно женскому, исповедовал сестер, учил Священному Писанию, монашеской жизни, пению, церковнославянскому языку, богослужению.

Основной мерой, которой епископ Павел мерил как себя, так и священство, и народ, была евангельская святоотеческая повседневная жизнь в вере…

Основной мерой, которой епископ Павел мерил как себя, так и священство, и народ, была евангельская святоотеческая повседневная жизнь в вере…

Владыка Павел видел, что в народе есть благочестие и вера, но нередко она скрывается, так как за время атеистического режима в людей снова вселился страх времен турецкого ига. Все меньше венчаний, все малочисленнее церковные народные соборы, все реже участие в богослужении, не говоря об исповеди и причастии; все больше самоубийств. Он говорил, что там, где долго нет священника, народ, как овцы без пастыря, но если к нему придти и заниматься им, разгорается замерзшая вера…

Послевоенная антирелигиозная пропаганда, без сомнения, повлияла на все слои косовского общества, без поправки на религиозную принадлежность. И хотя сербы пострадали больше других, она духовно разорила и мусульман, особенно шиптар, что способствовало развитию в них жестокого и примитивного национализма, выражавшегося во всплесках насилия, преследованиях, этнических чистках, которые епископ Павел постоянно наблюдал на протяжении всего своего пастырского служения в епархии.

С самого начала, с 1958 года владыка замечал, что происходит «постоянное выселение нашего народа», увеличивающееся изо дня в день, из года в год, как увеличивалось и насилие, на которое власти закрывали глаза, минимизировали, которое объясняли экономическими причинами.

Из года в год епископ приводит факты, говорящие о постоянном насилии и преследованиях православных сербов в Косово. Например, летописец сообщает, как духовнику монастыря Гориоч камнем разбили голову, забросали камнями женщин у церкви в Мушутиште, шиптарская молодежь оскорбляет и закидывает камнями священников. Пишет он и о том, что в районе Гнилане разбиты надгробные памятники, и добавляет, что «в этом селе подобного не случалось ни во время войны, ни во время турецкого плена»…

    

Давление на Церковь ужесточилось после событий в Хорватии (1971). «Выселению не видно конца», – сообщает епископ Павел в 1978 году. В 1980 году в монастыре Соколица подожгли стог сена, пытались отнять быка, в Девиче раздается крик ненависти: «Это наше! Уезжайте в Сербию, иначе будете ликвидированы…».

Происходят новые разрушения и выселения (из одного из сел выехало 53 семьи), жалобы властям не дают результатов. В 1985 году в Белом Поле изнасилована 54-х летняя сербка и 12-ти летняя девочка в селе Любенич, на кладбище у Вучитрна надгробные памятники вымазали калом, Джордже Мартиновича посадили на кол, Недельковичу в Мушутиште сломали обе руки, ранен юноша из Липлян, продолжается разрушение кладбищ – в Тополнице перепахано кладбище. «Тяжко среди зла добра ждать», – пишет владыка Павел.

Но трудней всего пришлось владыке на 33-й год служения в епархии, когда подожгли монастырь Печская Патриархия, землетрясение разрушило три церкви, на семинаристов напали шиптары и изрезали им руки и спины ножами и стеклами, на ректора семинарии протоиерея Милутина Тимотиевича набросился шиптар, отец Милутин упал, вывернул руку и плечо. В монастыре Святой Троицы шиптар напал на учительницу английского из Загреба и изнасиловал ее. Из призренской школы за религиозную принадлежность уволены учитель и учительница, в разных местах проводятся студенческие демонстрации, вырубаются монастырские леса, не прекращаются нападения на монахинь, шовинизму и давлению нет конца.

Последствия отторжения Косово для Сербии и сербского народа трагичнее фашистской оккупации и пятисотлетней турецкой тирании

Эта многолетняя хроника косовских событий совершенно ясно указывает на подлинные причины того, что произошло с Косово и Метохией до 1999 года, то есть до бомбардировок НАТО, до пакта и до передачи власти шиптарским террористам. Абсурд ситуации тем больше, что Косово стало единственным случаем в европейской истории, когда многовековое Оттоманское иго и современный шиптарский терроризм награждены ЕС и США статусом «независимого» государства, ради чего и совершались бомбардировки. Последствия этого для Сербии и сербского народа, без сомнения, трагичнее фашистской оккупации во время Второй Мировой войны, и, не побоюсь сказать, пятисотлетней турецкой тирании.

Обмануто ли и потеряно ли всем этим «упование на Бога, что Он одолеет зло» епископа Рашско-Призренского Павла, будущего Святейшего Патриарха? Непоколебимая вера этого святого Божьего человека в победу добра над злом, Бога над дьяволом, правды и свободы над тиранией, без сомнения является основой и этой его, косовско-метохийской хроникой засвидетельствованной, неугасимой надежды на Бога, надежды на то, что всякое зло будет побеждено, согласно близкой святому Патриарху Павлу евангельской истине: «Терпением спасайте души ваши» (Лк.21:19)

Архиепископ Цетиньский,
митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий

***

№150
8 апреля 1958 года
Из Призрена

Монастыри и монашество

Всего в епархии 11 монастырей, 4 мужских и 7 женских. Два женских и два мужских в управлении мирских священников. Монахов и иеромонахов 9, монахинь 23. Положение в монастырях тяжелое. Огромные налоги, особенно в Дечанах. Они должны платить налоги на землю, которой не владеют и не обрабатывают, и которая увеличивает процент налога на остальные земли, они в долгах с 1954 года, подобная же ситуация в Грачанице. В Сопочанах ключ от церкви находится у сторожа, и никто без него и без оплаченного билета не может войти в церковь. Никакие просьбы передать ключ управлению монастыря не помогают. Следовательно, и жизнь в монастырях очень тяжелая, много работы, не хватает одежды, обуви, необходимой мебели...

***

№196
12 мая 1959 года
Из Призрена

Монастыри и монашество

В епархии 12 монастырей, 4 мужских, женских и 2 пустующих, 14 иеромонахов, 24 монахини. В Черной Реке, Сопочанах и Драганце по одному иеромонаху, один из них, в Черной Реке – немощный старик; 3 послушника и 10 послушниц.

Состояние монастырей незначительно улучшилось. Дечанам по закону оставлено 30 гектаров земли: 15 гектаров рядом с монастырем, но с тем, что среди участка одному высокому функционеру выделено два гектара для фруктовых садов, а другие 15 гектаров вдалеке от монастыря, земля, которую никто не обрабатывал и монастырь ее обрабатывать не сможет. Епархиальный комитет решил отказаться от 15 гектаров, потому что они поднимают процент налога на всю землю. До сего дня власти не вынесли решение и монастырь в долгах с 1954 года, когда расформированный земледельческий кооператив вернул ему землю. Монастырю Черная Река до сих пор не отдали леса, который ему выделен, у него огромный долг по налогам за леса, которыми пользуется муниципалитет. Все просьбы разграничить леса, чтобы знать, на что начислен налог, остаются без ответа.

Епархиальный комитет занял деньги, а народ пожертвовал материалы и потрудился для восстановления конака монастыря Гориоч, он восстановлен и готов принять двух насельниц. Но найти сейчас двух опытных монахинь или послушниц, чтобы восстановленный монастырь не пустовал, проблематично.

В течение года произошло два тяжелых события. Шиптары выкрали из Девича двенадцатилетнюю девочку, сербку, которая воспитывалась там с двух лет, и требовали от нее выйти замуж за шиптара, или за мальчика 12 лет, или за мужчину 34 лет, который уже женат. С большим трудом милиции удалось вызволить ребенка и отправить в Белград, в детский дом, в монастырь возвращаться опасно из-за нового похищения или мести. Монастырь восстановлен из руин, но не обнесен стенами, необходимо как можно скорее обнести его стеной.

В Грачанице какой-то пройдоха, к сожалению, серб, по ночам пробирался в конак и нападал на сестер. Сестры, защищаясь, ранили его мотыгами и топором, который он носил с собой, милиция отвезла его в больницу. Монастырь огражден стенами, есть прочные ворота, но они не закрываются, таким образом открыто день и ночь. Кроме того, в то время как в ту часть конака, где живет сторож и несколько учителей с семьями, власти провели электричество, в той части, где живут сестры, существует проводка, требующая ремонта, но, несмотря на все обещания, свет не проведен. Не помогло и мое вмешательство, и просьбы к Институту по защите памятников поправить замки и провести свет в ту часть конака. Кроме обещаний опять ничего не последовало. Свет провели сами сестры, а ворота до сих пор открыты. И вообще, у них большие неприятности со сторожем. Не знаю, кто дал разрешение сделать во дворе монастыря парк! Сейчас сестрам запрещают даже рядом с конаком, по брусчатке, проехать в сад на машине. А если через открытые ворота случайно проберется свинья или курица, сторож обращается в суд, за последнее время было множество обвинений.

Жизнь в монастырях очень тяжелая. Налоги большие. Много физической работы. Для духовного возрастания остается мало времени

Жизнь в монастырях в таких условиях очень тяжелая. Налоги большие и постоянно увеличиваются, приход от добровольных пожертвований и свеч уменьшается. Много тяжелой физической работы. Для духовного возрастания остается мало времени. Когда посещаю монастыри, то читаю с монахинями и толкую Священное Писание, объясняю смысл Святых Таинств и богослужений, учу их церковнославянскому языку. Это необходимо, чтобы в ум не вселился дух злобы, с семью худшими бесами, ради добрых помыслов в сердце и в уме. Но этого недостаточно. В феврале этого года я собрал в монастыре Девич по одной-две монахини из всех монастырей, и целый месяц мы систематически изучали толкование Нового Завета, историю Церкви, историю Сербской Церкви, литургику, церковнославянский язык и пение; успехи скромные. Но если Богу будет угодно, я не собираюсь на этом останавливаться, осенью, в ноябре продолжим в другом монастыре, в феврале – в третьем, было бы полезно делать это и в мужских монастырях, но послушников нет. Еще одна новость этого года в монастырях – культурных памятниках: Институт завел книгу пожертвований и ящик для пожертвований, ящик в монастыре Грачаница сторож пытался убрать, но все-таки он остался.

Отношение государственных властей к Церкви

…В селе Суви Лукавац два человека были осуждены на 15 суток за то, что присутствовали среди прочих на развалинах церкви, на богослужении с обходом, не через село, но только вокруг развалин. Их жалобу Вече по нарушениям в Приштине не приняло, мотивировав это тем, что развалины церкви, согласно ст.13 Закона о религиозных общинах, не являются местом для совершения религиозных обрядов.

Хотя наказание было исполнено, я пожаловался Областному комитету на такое отношение к сербам. «Невозможно поверить, что законодатель в упомянутой статье дошел до того, чтобы только нам, православным, запретить богослужение, потому что в силу нашего отношения к свободе, рушили наши храмы как во времена турецкого нашествия, так и в последние войны, чего не происходило с храмами двух других конфессий; им есть, где молиться Богу». Если это им вменяется в вину, тогда надо наказать и священника, который служил, и меня, как представителя высшей церковной власти, которые дали распоряжение служить на руинах церквей, уничтоженных турками и усташами.

***

№145
4 мая 1960 года
Из Призрена

Архипастырская работа

В этом году я старался обойти как можно больше сел в дни церковной Славы или собора, когда народ собирается в большом количестве.

Я посетил Вучитрн, Витиву, Лопиже у Сеницы, монастыри Гориоч, Бинач, Соколицу и другие монастыри. Рождество я провел в Сириничкой жупе. Тамошний священник месяцами болеет и мне некого было туда послать, пришлось самому идти, чтобы народ (больше 1000 домов) в большой праздник не остался без богослужения.

Везде я призывал народ твердо держаться веры православной. Если и надо было уезжать, то лучше было это делать 500 лет назад, при турках, чем сейчас, когда есть столько законов, обещающих свободу вероисповедания.

Священникам советовал регулярно служить по воскресеньям, по возможности и каждый день, поменять изношенные покровы на мощах и Евангелиях, чистить потиры и лампады, обновить епитрахили, ибо мы в своем большинстве теряем чувство благопристойности, не говоря о благолепии.

В семинарии я был на лекциях во всех классах, в первом и втором полугодии, присутствовал и на двух заседаниях преподавательского комитета, а также на экзаменах, как представитель Архиерейского Синода.

Для того, чтобы ученики могли задавать вопросы, которые их интересуют или мучают (и они боятся или стесняются спросить) и получить на них ответ, я поставил ящик для вопросов, объяснив им, что надо писать печатными буквами, без подписи. По причине перегруженности, преподаватели отказались отвечать на вопросы, и я отвечал сам.

***

№129
1 апреля 1967 года
Из Призрена

Архипастырская работа

Как и прежде, в прошлом году я старался обойти как можно больше мест епархии, чтобы встретиться и поговорить со священством, монашеством и верующими до тех пор, пока мне не помешала болезнь. Посетил все монастыри, кроме одного, некоторые неоднократно. Первый день Пасхи я провел в селе Бабин Мост, чтобы народ не остался без службы и Причастия, потому что несколько лет там нет священника.

На храмовые Славы служил и проповедовал в Неродимле, Коше, Штрпце, Великой Хочи, Пасьяне и Липляне, а в Бабляке освящал церковь и колокольню. Церковь закончена, утварь привезена еще до войны, но до сих пор была не освящена. В селе Пасьян у Гнилане, где я служил на Преображение, услышал историю страдания «святой Босильки», молодой девушки из этого села, которую шиптары перед окончанием турецкого владычества схватили и пытались насильно отуречить, но она рвала мусульманские одежды и отказывалась от пищи. Когда они увидели, что ничего не могут сделать, разрубили ее на части и бросили на дорогу. Люди собрали части ее тела и похоронили в церкви. Ее мать, из известного рода Райчичей, когда узнала, как погибла Босилька, сказала: «Если она так боролась за честь и веру, надо петь, а не рыдать!»

…Поскольку я не мог быть на похоронах почившего митрополита Нектария, то участвовал в сорокадневном поминовении в Сараево вместе в владыками Владиславом и Стефаном.

В начале школьного года, поскольку не было ясно, приедет ли еще один необходимый преподаватель, чтобы не было перерыва в преподавании и были представлены все предметы, я взялся преподавать литургику и пение в двух старших классах, и три недели вел уроки, пока не прибыл учитель.

В начале Рождественского поста я заболел гнойным плевритом и больше двух месяцев провел в больнице, сначала в Призрене, а потом в Белграде. Выйдя из больницы, по совету врачей, провел два месяца на Приморье, преимущественно в епископии в Шибенике, где меня братски принял Преосвященный брат Стефан, за что его благодарю. Только спустя четыре с половиной месяца я смог приступить к исполнению служебных обязанностей…

***

№ 125
9 мая 1987 года
Из Призрена

Общие недостатки и трудности

Из отчета приходского священника видно, что выселение нашего народа продолжается. Только в декабре 1986 года из Косова Поля уехало 9 семей, за год оттуда же уехало 70 семей, много народа уезжает из Стражачской парохии под Гнилане. В Добриньской парохии осталось 300 домов, старики. Священника там нет, им приходится ездить в Новый Пазар.

В конце прошлого и в начале этого года нас удивила новая беда. Нам был нужен кадастровый паспорт на одну церковь в окрестностях Сувой Реки. Получив его, мы увидели, что в нем вместо «церковь» написано «мечеть». Сочтя это ошибкой, попросили исправить. Однако в паспорте на другую церковь увидели, что и там вместо «церковь» написано «дом». Запросили документы на другие церкви, нам было на что подивиться. Церковь св. Петра и Павла в самой Сувой Реке зарегистрирована как мечеть, равно как и древняя церковь в Речанах 14 века. Даже в паспорте на монастырь Святой Троицы под Мушутиште написано: «Владение монастыря Святой Троицы, участок 3665, номер участка 13/62, название земли: Бела Рудина, двор, мечеть». Церковь св.Николая в селе Дворане и церковь св.Николая в селе Поповляны зарегистрированы как «дом», а церковь св.Уроша в селе Селогражде как «здание».

Это побудило нас запросить отчеты от священников, чтобы посмотреть, как зарегистрированы церкви в других областях Косово и Метохии. В Печском геодезическом управлении как мечети оказались зарегистрированы церкви в Витомирнице, Сиге и Гораждевце, так же зарегистрированы церкви в Джаковице, Гнилане, Будриге, Пасьяне, Косовской Каменице. В геодезическом управлении в Ораховце все наши церкви зарегистрированы или как «дом», или как «здание», даже церковь монастыря Зочиште.

Развалины храмов, разрушенных в ходе Второй Мировой войны, зарегистрированы как народное достояние. Церковь в Брняче под Ореховацем, разрушенная во время Второй Мировой войны и восстановленная после, не зарегистрирована ни как церковь, ни как здание, никак.

Из кадастровых документов следует, что «в Косово нет ни сербов, ни их церквей, а то, что им принадлежит – это мечети, отнятые у мусульман и отданные Сербской Церкви властями старой Югославии»

Обо всем этом я сообщил Священному архиерейскому Синоду и Комиссии по связям с религиозными общинами в Приштине, сказав, что «не нужно долго думать, чтобы сделать вывод, что такие поступки относятся к планам защитников принципа “этнически чистого Косова”, добивающихся того, чтобы и в официальных документах было указано, что в Косово нет ни сербов, ни их церквей, а то, что им принадлежит – это мечети, насильно отнятые у мусульман и отданные Сербской Церкви властями старой Югославии, или, что здесь строились мечети еще тогда, когда турки еще не пришли на Балканы».  

Есть так, как есть, только хорошего нет, не говоря о насилии, изнасилованиях и других бедах.

Священному архиерейскому Синоду преданный во Христе брат
епископ Рашско-Призренский Павел
(впоследствии Патриарх Сербский)

Перевела с сербского Светлана Луганская

15 октября 2014 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр13 ноября 2015, 19:20
Святейший отче Павле!
Моли, пожалуйста, Бога о русском народе и о возрождении Монархии Династии Романовых в России.
ТАМАРА11 сентября 2015, 00:28
ВЛАДЫКО ПАВЕЛ,ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО ВАМ. А ВСЕМ СЕРБАМ---БРАТИИ,ДЕРЖИТЕСЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И СПАСЁТЕСЬ.ГОСПОДЬ СО ВСЕМИ НАМИ.(ГНАЛИ МЕНЯ И ВАС ВО ИМЯ МОЕ БУДУТ ГНАТЬ)
Verica21 октября 2014, 19:20
Sveti oce Pavle moli Boga za Srbe.
Игорь15 октября 2014, 14:45
Спаси и Сохрани господи Россию от такого...Властям нашим не стоит забывать про уроки братьев сербов, а общаясь с иноверцами не забывать,что они они в Москве в частности уже ведут себя как дома и говорят об этом напрямую,что мы здесь хозяева,а это очень прискорбно...В который раз арестовывают а потом отпускают мусульманские свадебные кортежи,русские на Проспекте мира в пятницу себя чувствуют как гости...Власти задумайтесь.....
Наталья15 октября 2014, 13:27
А я сравниваю историю православной Сербии с историей православной России. И понимаю: в чем причина успехов и поражений России Христа: в православной монархии, либо в ее отсутствии. По-сути, нет ни одного примера того, чтобы какая-то христианская страна стала таковой только усилиями Церкви, без усилия того или иного монарха. История России - тому классическое доказательство. Недаром Христос говорил и следующее: "Вера без дел мертва", и вот эти самые "дела" в большей мере принадлежат православному монарху. Недаром Россию без монарха сравнивали с "трупом смердящим", у которого нет головы. Да и у самого Бога есть свое воинство небесное, и Архангел Михаил. Очень хочу, чтобы христиане это поняли сегодня.
Алексей Сигида15 октября 2014, 12:49
Действительно - меньше знаешь, спокойней спиш. Как будто оно само всё так происходит, но ведь есть же и свои покровители у этого всемирного процесса разложения всего и вся. Как будто нормальные люди, в "бога" мусульманского верят, а дела вполне сатонинские творят. Странно, это же всё приведёт и к своему логическому завершению. Когда же прозреют все эти безумцы? Наверное в момент падения во ад. Не дай Бог!!! Но такое впечатление, что люди без Бога действительно - сумасшедшие.
Иоанна 15 октября 2014, 08:33
Вот читаю и думаю, как можно было в этом ужасе продолжать верить в Бога. Убеждаюсь в том, что Господь ставит на высшую духовную должность только сильных и крепких в вере людей. Такие как я быстро сломались бы и разочаровались бы во всем хорошем. Не перестаю поражаться человеческой жестокости.
Верю, что этот Божий Человек предстоит перед Престолом Троицы и продолжает молить о милости к христианам.
Святейший отче я Павле моли Бога о нас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×