Майор Павлов и «ветеран» Алекс

Рассказ о человеческом горе и трусости, некоторых особенностях «советской оккупации» и человеческом милосердии и великодушии.

Странный «захожанин»

В храме было тихо и сумеречно, иногда потрескивали горящие свечи, редко расставленные у икон. Бисером горели лампадки, слегка освещая лики. После прошедшей утром службы ощущался тонкий аромат ладана.

Медленно открылась тяжелая входная дверь, и вошёл пожилой мужчина, на вид лет 70 с небольшим. Одет он был во всё новое, «с иголочки», и довольно щеголевато не только для своих лет, но и для того времени – середины 1990-х годов: высокие жёлтые туристические ботинки с заправленными в них на военный манер вельветовыми брюками коричневого цвета, в тон цвета брюк – короткая, «скрипящая» кожаная куртка с поднятым воротом (несмотря на середину весны, погода стояла довольно холодная), на голове твидовая клетчатая кепка, которую он тут же снял, обнажив красные замерзшие уши и седую, почти лысую голову. В руках он держал толстый саквояж.

Неуверенно осматриваясь в полумраке и, видимо, раздумывая, что делать дальше, он наконец разглядел «свечной столик» и радостно направился к нему. Купив несколько самых больших свечей, попросил показать, где ставят за упокой. Во время его речи воздух наполнился сильным алкогольным амбре. Я проводил его, он поставил все свечи, словно солдатиков, в один ряд и немного постоял рядом. Путано перекрестился, пошатнулся и, сделав несколько шагов до ближайшего стула, плюхнулся на него. На предложение помощи он ответил: «Молодой человек, посидите со мной, пожалуйста». Я присел на стул рядом.

Вся пачка оказалась добротным агитпропом армии вермахта издания второй половины 1941-го года

Он подтянул свой саквояж к себе на колени и, к моему удивлению, довольно внятным голосом спросил: «Извините, вы не хотели бы посмотреть журналы времён Второй мировой войны?» Я ответил, что с детства интересуюсь историей и не отказался бы. Он не торопясь, с некой торжественностью раскрыл саквояж и вытащил из него целую пачку. Журналы поразили меня яркими цветными обложками и качеством снимков. На вид слегка помятые, в целом они были в очень хорошем состоянии. Вся пачка оказалась добротным агитпропом армии вермахта издания второй половины 1941-го года. Суть их сводилась к изображению победоносного марша по просторам Советского Союза. При этом каждый журнал, имея минимум текста, начальные страницы посвящал цветным снимкам фюрера и людей из его окружения, живописных видов Германии или сияющих немецких девушек. Вступительная часть журнала, обрамлённая нацистской символикой, выглядела рекламно-глянцевой, другая, большая, часть была посвящена снимкам разбитой советской военной техники, полыхающих городов и бесконечных колонн пленных. Помню, в одном из журналов на весь центральный разворот меня поразила огромная чёткая фотография, снятая с высоты птичьего полёта – на ней бескрайнее выжженное поле, битком заполненное пленными, окружёнными со всех сторон проволочным ограждением и охраной. Целое поле пленных русских солдат! На многих из них были рваные грязные шинели или гимнастёрки, виднелись окровавленные бинты, некоторые были в одних лохмотьях и босиком. Все они, сидя, лёжа, стоя, подняв тёмные лица, щурясь, прикладывая ладони ко лбу, смотрели с невыразимой тоской и надеждой в одну точку на небе – на пролетающий над ними самолёт, с которого и был сделан этот снимок с подписью «Восточный фронт. Август 1941 года». Я долго глядел на их лица, а они – на меня...

Что значит «без вести пропал»?

В моём родном селе на Тамбовской земле рядом с кладбищем стоит памятник с сотнями имён и фамилий – всем мужикам села, не вернувшимся с войны. Когда мимо идут люди, они крестятся и кланяются. Бабушка моя Пелагея рассказывала мне, как после войны в конце 1940-х годов собралась группа паломников из нашего села на богомолье в Киево-Печерскую лавру. Собрали они от всех желающих целую котомку слёзных записочек с именами «За упокой» и «О здравии».

Но выяснилось, что главная туга большинства одиноких баб – это безвестность о близких, которую не сравнить даже с «похоронками». «Погиб за Отечество», «пал смертью храбрых» – за это перед людьми не стыдно, потихоньку свыкаешься, живёшь, боль утраты притупляется и уходит. К тому же на войне случались и ошибки. Накрыло солдатика землёй от близкого разрыва, да после боя не нашли его, сражённого осколками. Улетела к дому весточка «пропал без вести». Ну, а позже похоронная команда, собирая погибших, откопала его, стонущего, еле живого, и отправила в госпиталь. И возвращался домой такой «пропавший», как воскресший, ступал на порог родимой хаты, да жена с матерью, завидев его, в обморок и падали. Потом, придя в себя, не выпускали его из объятий и плакали от счастья и пережитой боли. Сколько же шёпота за спиной, пересудов и скверных слухов пережили они до этого дня от вести под названием «без вести»?!

Большинство баб (а по-нынешнему – молодых женщин в возрасте 25–30 лет) с этой «без вестью» продолжали ждать и надеяться, искать по военкоматам да госпиталям, молиться как за живых. Семьям, куда приходили похоронки, выплачивалась постоянная пенсия по потере кормильца, а по «без вести пропавшим» ничего не полагалось. И оказалось, что нет ничего хуже этой «без вести». Тогда и написали односельчане отдельное письмо с именами таких пропавших. Если будет суждено богомольцам встретить подвижника святой жизни, то спросить у него: не откроет ли Бог, как хоть молиться за безвестных: как за живых или как за усопших? Прошло долгое время странствия. Вернулись паломники и рассказали, что отнесли они письмо почитаемому старцу в лавре. Прочитал тот письмо, помолился, да и сказал – не ждать никого из пропавших, а панихиды по ним совершать, и назвал их всех мучениками, и добавил, что многие из них – у великомученика Георгия Победоносца, а к некоторым именам других святых назвал, а моей бабушке про десантника деда Василия сказано было: «А этот – у святого Николая». А почему так сказал, никто не знает. Мол, потом и откроется всё...

«Ветеран» Алексей

– Что, молодой человек, вы удивлены? Вам, наверное, преподавали другую историю? – вопрос прозвучал с явным удовольствием от произведённого впечатления. Я с трудом оторвался от снимка в журнале и посмотрел на своего собеседника.

– Да, в школе мы этого не проходили. А теперь все только и говорят – сплошные потери да неудачи! Непонятно только, как мы войну выиграли?

– Как видите, был полный крах. Только ранние морозы помешали взять Москву, а народу объявили о мудром руководстве товарища Сталина!

После этой фразы журналы пришлось вернуть их обладателю.

– Вы сюда для чего пришли?!

Вопрос прозвучал громче обычного и разлетелся эхом по храму. Он даже немного опешил и перешёл на шёпот:

– Зашёл свечи за отца поставить, его Николаем звали, ему эта церковь очень нравилась. А журналы эти не мои. Я их только что взял, чтобы дома посмотреть. У нас тут недалеко, на вашей улице, проходят собрания бывших военнослужащих, ветеранов войск СС.

Рядом со мной сидел бывший эсэсовец и держал в руках журналы, полученные от сослуживцев

Теперь уже я потерял дар речи. Рядом со мной сидел бывший эсэсовец и держал в руках журналы, полученные им от своих сослуживцев. И какой-то час назад они сидели все вместе, листали их, пили пиво и вспоминали о былом… Один мой близкий знакомый, рассказывая об особенностях службы в эстонской армии в 1990-е годы, вспоминал, что в один из вечеров их соединение собрали в большом зале, и на сцену поднялся старичок, который стал делиться своим боевым опытом, как правильно делать засады и вести партизанскую войну, уверяя, что не стоит бояться русских, что сам он лично убил не одного, за что и имеет награды. Мой знакомый просидел, крепко сжимая подлокотники, слушая всё это в каком-то оцепенении, с немым вопросом: «Где ж ты был, герой, раньше со своими наградами?» Нечто подобное только что пережил и я.

Тут мой собеседник неожиданно произнёс:

– Я понимаю ваше замешательство. Простите, меня зовут Алекс, можно Алексей. Попал я в немецкую армию без особого желания умереть за Гитлера. Так вышло. Наша семья жила здесь, в Таллине. Шёл 1944-й год, Мне исполнилось 18. Немцы проводили срочную мобилизацию, у них уже были трудности с личным составом, не хватало людей. За уклонение от службы, как дезертира, могли и расстрелять. Тогда была создана эстонская дивизия СС. Нас, молодёжь, распределили по разным родам войск и направили в учебные центры: кого в танкисты, кого в пехоту. Это позже всех собрали в охапку, выдали полевую форму и бросили под Нарву. Но, хотите, я вам всё по порядку расскажу?

Я кивнул головой.

– Отец мой родом из Белоруссии, из простых крестьян, ещё в Первую мировую дослужился до младшего офицерского чина, имел боевые награды за храбрость, несколько раз попадал в плен к немцам и несколько раз бежал. Последний побег был уже, когда в России разразилась революция, и возвращался он с помощью незнакомых сочувствующих людей. Попал сначала в Польшу, а затем морем в Эстляндскую губернию, которая к моменту его прибытия уже была объявлена независимой республикой. Остановившись в Таллине и наведя справки среди местного русского населения, которое постоянно пополнялось беженцами, в основном из Петрограда, понял, что, как офицер, рискует быть арестованным и даже расстрелянным прямо на границе. Да и в местных газетах было немало статей об ужасах красного террора. В итоге он решил остаться, и для начала перебивался разными временными заработками. Но, будучи от природы человеком со смекалистым умом, терпением и трудолюбием, вскоре открыл своё собственное дело. В 1920-е годы повсеместно утвердилась женская мода на платья и юбки укороченного покроя, поднятые по тем временам на небывалую высоту – до колен! Это вызвало, в свою очередь, огромный спрос на чулки! Отец просто удачно воспользовался ситуацией: взял кредит в банке, купил недорого вязальные станки из Германии и открыл свою небольшую чулочную фабрику в районе Тонди. Он был не один такой – подобным образом начинался целый бум в текстильной промышленности по всей Эстонии. Со временем он расплатился с долгами, женился, построил рядом с фабрикой дом, купил автомобиль. В этом доме в 1926-м году на свет появился и я.

Как хозяин фабрики, отец не был прижимистым. Даже наоборот, он интересовался, кто и в чём из рабочих нуждается, и помогал их семьям. На Рождество и на Пасху прямо на фабрике были торжественные застолья с раздачей подарков, а затем недельный отпуск. На фабрике отца работало несколько десятков человек, среди них были и модные в то время социалисты. Надо сказать, что идеи социализма были популярны в среде рабочих, не только в Эстонии, но и по всей Европе. Я помню с детства, как на разных площадях Таллина собирались люди с красными флагами отмечать 1-е мая. Нечто подобное происходило и на улицах Берлина, Вены или Мадрида. В Таллине вокруг таких собраний обычно дежурила полиция. Все понимали, что происходило нечто запретное и опасно-привлекательное, особенно когда речи выступающих заходили о том, как простой человек из рабочих или крестьян может быть хозяином своей фабрики, своей земли и даже страны. «И это не фантазии, – утверждали агитаторы, – потому что такое государство уже есть!» Пара таких активистов устроила митинг и на нашей фабрике. Помню, как ещё совсем ребёнком я проснулся утром от какого-то шума и увидел отца, который в смятении ходил взад-вперёд по комнате, вглядывался в окна, за которыми темнела фабрика, и спрашивал сам себя: «Не понимаю, почему на фабрике не отвечает телефон? Не горит свет? Не слышно станков? Они что там, бастовать решили?» Надо сказать, что рабочий день тогда начинался рано – в 6 часов утра. Мать посоветовала не ходить на фабрику, а вызвать сразу полицию. Полиция тогда работала оперативно, и обычно зачинщиков забастовок и сторонников революционных перемен арестовывали и ссылали на острова. Мой отец был человеком решительным и захотел всё выяснить сам. Я вскочил, быстро оделся и побежал за ним. В помещении цеха был полумрак, поэтому, когда вошёл отец, его никто не заметил, и митинг шёл своим ходом. Собранием очень эмоционально руководили двое рабочих и убеждали всех держаться вместе и выставить социальные требования, а хозяин, мол, никуда не денется и их выполнит. «Пора брать власть в свои руки!» – крикнул один из них. И тут раздался громкий голос отца – все замерли от неожиданности: «И возьмём! Сейчас больше семи утра – идёт рабочее время! Прошу каждого определиться: кто остаётся на фабрике – зажигает свет и включает станки, кто не желает – ворота открыты! Я не стану сообщать в полицию, но и тех, кто уходит – прошу больше здесь не появляться!» Вышли только два зачинщика со словами, что придёт их время, когда эстонские рабочие вытолкают всех буржуев и будут жить счастливо. Спустя лет двадцать, в 1950-е годы, я встретил их в городе. Они, конечно, меня не узнали. Я подошёл к ним и неожиданно спросил: «Ну, что, удалось вам взять власть в свои руки?» Видимо, не понимая, кто я такой и чем может закончиться для них неправильный ответ, они просто пустились наутёк. Хороший способ ответа. Мы с отцом тоже им однажды воспользовались…

В 1940-м году, с приходом советской власти, была проведена национализация собственности. Фабрику отца сделали государственной. Нашей семье определили жить только в указанной части собственного дома, а автомобиль просто забрали. На нём теперь туда-сюда колесил какой-то важный чин из НКВД и всюду проводил дознания. Русских в первую очередь проверяли на участие в Белом движении – первая волна арестов прокатилась как раз по тем, кто сюда прибыл во время Гражданской войны. Так что наша семья ещё легко отделалась. Большинство же состоятельных людей, понимая, к чему идёт дело, успело удрать за границу. Конечно, отец не был слишком богатым, всё относительно. Но уезжать за границу он не захотел, хоть и знал, что рискует. Думаю, это связано с тем, что он тосковал по России. Я его в этом не очень понимал. С началом войны и приходом немцев нам всё вернули. Мы с мамой радовались, а вот у отца особого восторга не было.

Раз в неделю мы с отцом ходили в городскую баню на улице Рауа. Однажды летом, кажется, в 1943-м году, после помывки, выйдя на улицу, мы увидели настоящих казаков. Они построились перед входом и проводили проверку личного состава. Форма у них была странная: штаны с лампасами, шашка сбоку, а вот кители, знаки отличия и стрелковое оружие – всё немецкое. Даже немецкие награды были у некоторых. Это произвело настолько сильное впечатление на отца, что некоторое время он стоял на месте и не двигался, с удивлением разглядывая это войско. Казаки в это время разделились на несколько отрядов для посещения бани. Сняли и сложили оружие и амуницию в одно место, выставили рядом охрану. Одни, построившись, пошли в баню, другие в ожидании, достав папиросы, разбрелись под тени деревьев. Отец, воспользовавшись моментом, сразу подошёл к такой группке казаков, расположившейся на отдых. Представился бывшим офицером Императорской армии. Вспомнил, как храбро и умело воевали казаки в Великую войну (так называли войну 1914 года), как их боялся и уважал противник. Поинтересовался, как же так случилось, что они теперь за немцев воюют? Казаки в ответ зашумели, что воюют против большевиков, и что когда победят, то в России всё сделают по-старому: восстановят церкви, вернут земли и дома, и будут казаки землю пахать да границу охранять, как и раньше. Отец сказал, что очень сомневается, что им такую честь окажут, и что немцы их просто используют, пока те им нужны. После этих высказываний наступила полная тишина. Было видно, что слова отца задели их за живое. Тут один из казаков предложил скрутить «красного шпиёна». Хорошо, что были они на отдыхе и без оружия, а то нам с отцом не поздоровилось бы. Мы просто удрали под разносившиеся на всю улицу свист, улюлюканье и не немецкую брань.

Таллинн, 1944 Таллинн, 1944

Но вернёмся к тому, с чего я начал. Наступил 1944 год. Мне исполнилось 18 лет. И вскоре пришло уведомление, что я призван в немецкую армию. Так случилось со многими моими сверстниками. Эстонцы постарше служили и раньше, уже с 1941-го года, полицейскими или в небольших формированиях, но целая дивизия, и к тому же СС, была организована только в 1944-м году. Нам всячески давали понять, что на нас возлагают большие надежды по защите Эстонии. В командном составе дивизии состояли в основном офицеры из местных немцев или эстонцев с опытом службы в армии. Как я уже говорил, нас – молодёжь – распределили по разным родам войск и направили в учебные центры: кого в танкисты, кого в пехоту… Но учеба эта продолжалась недолго – чуть больше месяца. Во всяком случае, с нашим призывом так было. Видимо, обстановка на фронте становилась критической. Нас собрали всех вместе, выдали полевую эсэсовскую форму и без оружия, пешком отправили в сторону Нарвы.

Нас собрали всех вместе и без оружия, пешком отправили в сторону Нарвы

Человек нас было около трёхсот, офицеров с нами было только трое, а сержантский состав был полностью из нас, то есть совсем неопытный. Так что вся власть держалась на этих троих офицерах. Днём мы шли с небольшими перерывами, а ночью ложились у костров, выставляя часовых. Уже в первый вечер, когда расположились мы на отдых, несколько человек пошли в кусты по нужде и не вернулись. Позже послали людей на поиски, но никого не нашли. Так каждое утро мы не досчитывались около десятка человек. Но по-настоящему стало страшно, когда мы приблизились к Нарве. Дальний гул превратился в отчетливо слышные разрывы тяжёлой артиллерии, от которых земля содрогалась под ногами. Нам навстречу тянулись обозы и грузовики с ранеными и искалеченными солдатами. Небо быстро темнело от густого черного дыма. Некоторые из нас уже особо не скрывали своих намерений спастись бегством, и, завидев невдалеке рощу или другое укрытие, оставляли строй и бежали туда. Офицеры для острастки стреляли в воздух, но на этом дело и заканчивалось. Строй не останавливали и поиски беглецов не проводили. Когда стало понятно, что офицеры бессильны остановить это бегство, приятель мой, с которым я только успел познакомиться в учебном центре, намекнул мне, что если мы не воспользуемся моментом, то в ближайшие дни повезут нас в санитарных грузовиках обратно или вообще в землю закопают.

Приближался вечер, и наше соединение остановилось на ночлег. Завтрашним днём должна была измениться вся наша жизнь, и до него оставалась лишь эта последняя ночь нашего путешествия. Надо было на что-то решиться. Мы знали, что прифронтовая зона вся напичкана дозорами и патрулями, останавливающими всех подозрительных. Но так же мы понимали, что другого шанса может и не быть. Приятель мой предложил уходить на юго-запад, в сторону центральной Эстонии – у него там, где-то под Пайде, на одном из хуторов, по его словам, есть родственники, у которых можно переждать, пока всё уляжется. На том и порешили. И на рассвете, с первым июльским туманом, кутаясь в тонкие летние шинельки, стараясь не шуметь, мы сначала ползком, а затем тихим шагом, постоянно останавливаясь и прислушиваясь, будто не веря, что оторвались от отряда, продвигались всё дальше вглубь леса. Потом понеслись без оглядки, ломая ветки и задыхаясь от неудержимого бега, пока вконец не выдохлись и не упали на землю, мокрые от пота, с исцарапанными лицами, и долго лежали, расстегнув полы шинелей и кителей до нижнего белья. Когда заморосил мелкий летний дождик, мы молча встали и поплелись по лесу, путаясь в направлениях.

Блуждание наше длилось несколько недель. Мы боялись каждого куста, и всюду нам мерещилась погоня. О приближении к дорогам мы узнавали по гулу грохочущей техники и сразу пускались подальше наутёк, опасаясь встреч как с немцами, так и с русскими. Перебивались мы то ягодами, которых тогда было полно в лесу, особенно черники, то набредали на хуторские сады и огороды. Чтобы не нарваться на патрули, первоначально мы долго высматривали из укрытия, чем занимается хозяин или хозяйка на хуторе, и затем, дождавшись вечера, стараясь не шуметь, навещали летнюю кухню или погреб. О положении дел на фронте мы не имели ни малейшего представления. Однажды, когда рано утром мы пересекали пустую дорогу, двигаясь в западном направлении, то неожиданно услышали резкий окрик: «Хальт!» Тут же нас уложили на землю и обыскали какие-то люди в маскировочных халатах. Несмотря на жалкий внешний вид и отсутствие оружия, мы с приятелем получили по паре таких ударов, после которых просто не могли двигаться. Пока мы так лежали, уткнувшись лицами в траву, я разобрал несколько фраз на русском: «Подфартило этим фрицам! Если бы дёрнулись – пришлось бы кончить их на месте». Так мы попали в плен в то время, когда уже шли бои за Таллин.

Особенности «русских варваров» и «русской оккупации»

Нас доставили в Особый отдел. Начались постоянные допросы со сменой следователей и сравнением показаний. Не раз мне пришлось описывать всю свою жизнь подробно, особенно с момента призыва в немецкую армию. Видимо, то обстоятельство, что я не участвовал в боевых действиях, а просто драпанул с фронта, и сыграло решающую роль в моём деле. Только всё это быстро не закончилось. Я попал в фильтрационный лагерь, куда были собраны сотни немецких пленных. Кормили нас очень плохо, была жуткая антисанитария, у многих были гноящиеся раны, которые те обрабатывали собственной мочой – не хватало медикаментов, да и на весь лагерь из медработников было всего трое – один майор и два медбрата. Вскоре в лагере вспыхнула эпидемия тифа. Очаг оказался в нашем бараке. Нас оцепили и закрыли на карантин. Еду подавали через окно. А в барак решались входить только этот майор с одним медбратом. Вскоре заразился и я. Болезнь прогрессировала. Каждый день от нас выносили по несколько трупов. У меня начались горячка и бессознательный бред. Лишь иногда я приходил в себя оттого, что мою голову поднимал этот майор и медленно вливал в меня горячее молоко.

Иногда я приходил в себя оттого, что этот майор вливал в меня горячее молоко

Сколько это продолжалось, я не знаю. Думаю, не одну неделю. За окном уже холодало, стучали частые дожди, деревья сбрасывали листву. В нашем бараке выжило всего с десяток человек, включая меня. Мне присудили два года работ «на химии» с разрешением проживать дома. Слово «химия» оказалось соответствующим в моём назначении – я попал на Маардуский химкомбинат, построенный ещё до войны недалеко от крупного месторождения фосфоритов и образовавший вокруг себя рабочий посёлок, впоследствии ставшим городом Маарду. Немцы собирались взорвать это предприятие, но не успели. Там работало много советских военнопленных и к концу войны их заменили на немецких. Производство было огромным – рабочих рук не хватало.

Когда меня освободили из лагеря, за мной приехал отец. Трудно описать нашу встречу. Мы, как мальчишки, долго стояли, не выпуская друг друга из объятий, как будто не веря, что встретились. Отец мне тогда сообщил, что выжил я в лагере благодаря майору медицинской службы по фамилии Павлов, который каждый день, рискуя своей жизнью, приносил причитавшийся ему стакан свежего коровьего молока и вливал в моё измождённое тело. Отец искал его, чтобы хоть как-то отблагодарить, но незадолго до моего выздоровления майор попросился на фронт, и куда его направили, никто не знал. Позже мы пытались узнать о судьбе майора Павлова в военной комендатуре, писали письма на имена высокопоставленных военачальников, но всё было тщетно. «Идёт война! Вы знаете, сколько таких майоров Павловых в нашей армии?» – отрезал дежурный офицер комендатуры.

Два года моей «химии» пролетели довольно быстро. Позже я окончил в Таллине училище железнодорожного транспорта и стал машинистом. За почти полвека своей работы я исколесил все просторы Советского Союза. Имея большие льготы на билеты, часто ездил в отпуск, куда хотел: на Черное море, Алтай или Кавказ. Побывал и в Белоруссии. Там я нашёл родное село отца, дальних родственников и даже могилы наших предков. К сожалению, отец не дожил до этого времени...

Ворон ворону…

– Как же вы оказались среди ветеранов СС? – спросил я.

– После развала большой страны жить становилось всё тяжелее. Несмотря на то, что я был почётным железнодорожником и в СССР имел неплохую надбавку, в новой независимой Эстонии моя пенсия превратилась в копейки. Чтобы платить за квартиру, лекарства и еду, а жил я совершенно один – семьи у меня не было, мне приходилось обходить мусорные контейнеры. Делал я это в тёмное время суток. Мне попросту было стыдно. Зачастую удавалось найти и еду – выброшенные просроченные продукты и одежду, и даже кое-что, что можно было продать. Такое моё скитание с палочкой по ночному городу продолжалось более года, пока из немецкого посольства не пришла бумага, что мне как ветерану немецких войск полагается пенсия, и я приглашён на приём в посольство Германии. Где они откопали эти списки, в которых была моя фамилия, я не знаю. Мне казалось, что я спасён от голодной смерти. Ведь особенно трудно приходилось зимой, когда счета на квартиру росли по причине отопления, а ходить долго по городу я не мог из-за холода и болезни.

Приёмы в посольстве Германии стали происходить регулярно, немцы стремились донести свою помощь точно в руки каждому. Я сносно говорю по-немецки и всегда старался показать, что рад оказываемому мне вниманию. После приёма мы с сослуживцами обычно шли дальше догуливать. Нас, «ветеранов», под свою опёку взял ещё и «Кайтселийт»[1], финансируемый государством, и предложил нам свои помещения и разного рода подработку, например, я был устроен сторожем в тире и получил хорошую зарплату. Конечно, я никому не рассказывал подробности своей «воинской службы», и если находился какой-нибудь любопытный, пытавшийся вытянуть из меня участок фронта или имена моих командиров, я давал понять, что выполнял особые поручения, разглашать которые не имею права, затем быстро переводил тему, благо за пьяным столом это было сделать нетрудно. Достаточно уже того, что я был в списках у немцев. Так что жизнь моя не просто наладилась, а превратилась в сплошной праздник. Я стал почётным ветераном и участником большинства национальных мероприятий, посвященных армии или независимости.

«Ты похож на моего убитого сына»

– После войны пробовали что-нибудь выяснить о майоре Павлове?

– В один из выходных дней лета, кажется, 1948 года, я стоял около здания городской Ратуши в ожидании приятеля, когда заприметил, как по площади идёт офицер в новой форме, высокий, красивый, светящийся от радости. В руках он держал чемодан и явно напоминал тех офицеров, которые возвращались после службы в Германии. Он остановился, поставил чемодан и достал из кармана кителя серебряный портсигар, набитый папиросами. Я сообразил, что это шанс стрельнуть покурить, и быстро очутился возле него. «Не угостите табачком, товарищ офицер?» – спросил я и заглянул ему в глаза. Лицо его показалось мне знакомым. Но я не сразу понял, кто передо мной. За время войны и работы на «химии» я перевидал столько разного народу, что никак не мог вспомнить, где я видел этого офицера. Неожиданно он обнял меня и прижал к себе: «Лёшка – живой! Не узнаёшь?! Я лагерный врач – майор Павлов!» Только теперь я разглядел его медицинские лычки, майорские погоны и слезящиеся глаза. «Всё – отслужил! Еду домой. Буду работать в обычной больнице. В Таллине проездом – на пару часов. Как ты? Чем занимаешься?» Я рассказал ему, что отработал два года на «химии», поступил в железнодорожное училище, а сейчас жду приятеля, чтобы с ним погулять.

Лицо его показалось мне знакомым. Неожиданно он обнял меня и прижал к себе

Майор Павлов, помрачнев, сказал: «Ты очень похож на моего сына Андрея! Он погиб в Белоруссии. Немцы узнав, откуда идёт помощь партизанам, решили стереть с лица земли несколько сёл. Сына, жену, родителей и всех моих односельчан закрыли в колхозном хлеву и подожгли. После известия об их гибели я зашёл в ваш барак, не зная, ЧТО я сделаю с вами, пленными: расстреляю или сожгу всех! В этот момент я и увидел своего Андрюху. Это был ты. У тебя уже начиналась болезнь... Да, ты же хотел курить! На, забирай!» Он стиснул мою ладонь вокруг своего портсигара, ещё раз обнял меня и зашагал широким шагом по площади.

Отец мне потом не раз выговаривал за то, что я не поблагодарил, не спросил адреса...

Мой собеседник поднялся и протянул мне руку. Я пожал её. Это был искренний рассказ. Я проводил его взглядом до самой двери и только сейчас заметил то, чего не видел раньше: его старческую сутулость и короткие, шаркающие шаги. Тяжёлая входная дверь под напором порыва ветра громко и гулко захлопнулась за ним. В храм ворвался лёгкий запах сырой земли и наступающей весны. Природе, как и нам всем, предстояло ожить и воскреснуть.

Не один год я вспоминал рассказ «почётного железнодорожника» и «ветерана войск СС», который зашёл в храм поставить свечи за отца и не удержался от того, чтобы показать себя бравым солдатом с закатанными рукавами, «покорившим Европу». А потом сам признался, что не участвовал ни в одном бою, бежал с линии фронта, попал в плен и чуть не погиб. Был спасён русским офицером только потому, что был похож на его сына, которого со всей его семьёй сожгли немцы. Но для чего это было открыто мне? Не было ли в моей жизни похожих обстоятельств и поступков? Эти и другие вопросы встают передо мной, когда я вспоминаю эту встречу. И как случается, что, несмотря на наши малодушие и неблагодарность, Бог хранит и любит каждого из нас и ждёт, чтобы, преодолев себя хоть раз, может, уже перед самым краем жизни, мы смогли зайти в храм, подумать о своей судьбе и за кого-то помолиться?..

Корнилий Гореев
Подготовил Степан Игнашев

25 января 2021 г.

[1] Союз обороны, Ка́йтселийт (эст. Kaitseliit) – добровольческое военизированное формирование в Эстонии. Наряду с вооружёнными силами Эстонии входит в состав Сил обороны Эстонии.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
лариса21 мая 2021, 11:11
ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ.
Пётр10 февраля 2021, 18:39
Вячеслав 9 февраля 2021, 17:46 "Россию начало разрушать те кто устроил февральскую революцию, а коммунсты худо-бедно остановили этот процесс.". Ложь. Ленин и большевики вели подрывную работу задолго до фефраля 17-го года. Более того, с 1914 года Ленин лелеял мечту поражения России в войне и превращения войны с внешним врагом в войну гражданскую (т.е. в войну с собственным народом).
Вячеслав 9 февраля 2021, 17:46
Владимир 8 февраля 2021, 21:49 Начнем с того, что Россию начало разрушать те кто устроил февральскую революцию, а коммунсты худо-бедно остановили этот процесс. Так же большевики выпинули иностранцев с нашей земли, а привели их сюда Белые воины, нынче обласканные. Ну а в 91 первом году СССР разрушили не коммунисты, а те кто тихонечко под маской коммунистов прошел к власти. Это же элементарно. Может я и "недалекий православный", но имею глаза и голову,а так же образование. И когда мне рассказывают про ужасные репрессии, но при этом указывают числа сравнимые с третьей частью населения СССР то я вижу, что мне просто врут. И очень плохо когда этим занимаются "далекие" православные.
Владимир 8 февраля 2021, 21:49
Вячеслав 8 февраля 2021, 09:15 "Как в своё время разрушали СССР, так сейчас и разрушают Россию, под те же песни." К этому списку надо бы добавить ещё Россию 1917-го года. А так да, песни у разрушителей всё те же. Коммунистические. Ведь как Россию в 1917-ом, так и СССР в 1991-ом разрушили именно коммунисты (напомню, развал Советского Союза осуществлялся не снизу, а сверху, процессом руководили главные коммунисты страны). Вот и сейчас накачиваемый кем-то (кем?) коммунистическо-антиклерикальный популизм, под сурдинку пошлой "ностальгии по СССР", играет всё ту же, привычную для себя подрывную роль. А недалёкие "ностальгирующие" граждане, даже из православных, привычно подыгрывают...
Алексей 8 февраля 2021, 15:34
Вячеслав 8 февраля 2021, 09:15 "За время с 1917 по 53 год было репрессировано около 2 миллионов человек. В том числе за бандитизм, разбой...". Вячеслав, вы прада думаете что если повторять одно и то же вранье в каждой теме, люди начнут в это верить? Не надейтесь. Только за два неполных года (1937/38) было уничтожено почти миллион человек. Всего же по данным историков и демографов количество жертв репрессий достигает 25-30 миллионов человек (А.Вишневский).
Анна 8 февраля 2021, 14:54
Вячеслав, то что побывавших в плену солдат, и угнанных на работы гражданских часто отправляли в лагеря уже в Союзе это известный факт. Это признавали даже в советское время. Вы видимо решили быть даже радикальное советских коммунистов? Читайте мемуары писателей прошедших фронт, здесь на сайте есть хорошие материалы о них.
Вячеслав 8 февраля 2021, 09:27
"Алексей 1 февраля 2021, 17:09 Многим угнанным на работу советским гражданам пришлось потом хлебнуть горя уже в советских лагерях. Так что тут автор, конечно, преукрасил, "смягчил" советскую послевоенную действительность." У вас есть такая статистика, или вы опираетесь на мнения:"у меня была бабушка, и вот что она говорила"?
Вячеслав 8 февраля 2021, 09:15
"Алексей 7 февраля 2021, 01:00 Уважаемая НН, а вам не приходило в голову что ГУЛАГ, репрессии и миллионы загубленных и искалеченых " Сколько можно талдычить одно и то же? Про миллионы искалеченных? Если ложь повторить тысячи раз она правдой не станет. За время с 1917 по 53 год было репрессировано около 2 миллионов человек. В том числе за бандитизм, разбой, пособничество оккупантам и т.д. За 35 лет у страны с населением 150- 200 млн. был репрессировано меньше одного процента, если считать по годам. Умному человеку не придёт в голову в своих рассуждениях опираться на пропаганду НТС, а не на статистику. Как в своё время разрушали СССР, так сейчас и разрушают Россию, под те же песни.
Анна 7 февраля 2021, 14:27
НН 6 февраля 2021, 20:37 "получили от советской власти гораздо больше хорошего/В храм ходила всегда, когда хотела". Наверное мы с Вами в разных Советских Союзах жили. Нам на уроках рассказывали что Бога нет, на уроках физкультуры зорко высматривали не носит ли кто крестик, а на Пасху у церкви выставляли кардон из милиции и дружинников, которые пропускали только старушек. Молодёжь выхватывали из толпы, записывали данные, а затем сообщали по месту работы/учебы. Это уже незадолго до начала перестройки было, то есть вариант лайт. А как боролась советская власть с религией в более раннее время, почитайте в житиях новомучеников. Как раз сегодня Церковь их вспоминает.
Алексей 7 февраля 2021, 01:00
Уважаемая НН, а вам не приходило в голову что ГУЛАГ, репрессии и миллионы загубленных и искалеченых жизней наших с вами соотечественников перечеркивают все прочие достижения советской власти? Но вас видимо это совсем не смущает.
НН 6 февраля 2021, 20:37
Елена, простите, но Вы элементарно передёргиваете и пытаетесь манипулировать. Если из всего советского времени Вы помните только ГУЛАГи и репрессии-это ваша беда, мне жаль. Я об этом тоже знаю, мне это не нравится, но что было-то было.Мои родственники, жившие в то время, простили всех давно, и они получили от советской власти гораздо больше хорошего, чем плохого. А лично я- так вообще только хорошее. Кому и чему в угоду я должна забыть хорошее и постоянно вспоминать репрессии? В храм ходила всегда, когда хотела, меня учили и лечили бесплатно, за копейки ходила в Большой театр, консерваторию, музеи; турпоездки и летний лагерь на каникулах. И никаких репрессий после 1964г я вспомнить не могу.
другой Андрей 6 февраля 2021, 16:48
Самое большее, что можно рассказать следующим поколениям на основе личного опыта, это связь между азбучными истинами и реальностями сегодняшнего дня. Показать детям и внукам, а кто доживёт то и правнукам, где находятся и как блокируются те самые окна-врата овертона и прочие пути вражеского проникновения. Если угодно, дать прикладной ответ на классический детский вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Более глубокое изучение науки побеждать в духовной брани проводится уже самими победителями, а не спорными мнениями пишущей и интернете компании.
Елена 6 февраля 2021, 16:08
НН 5 февраля 2021, 16:42 "Куда проще всё списать на прошлое". А ещё проще заставить всех молчать о прошлом. Как о покойниках - "либо хорошо, либо ничего". Запретить упоминание о расстрельных полигонах, о концлагерях для своего же народа, о раскулачивании, о "чистках" и репрессиях. Ну и запретить к изданию жития новомучеников. Ведь там говорится о мучениках советского времени. А ведь если об этом говорить, то придётся сказать не только о тех кто был замучен и убит, но и о тех кто мучил и убивал. И о тех кто проводил государственную политику по искорененинию религии. А это такая неприятная правда для тех кто тоскует по советскому времени...
НН 5 февраля 2021, 16:42
Елена, Нет, не все соросята, сейчас кроме учебников инет есть, кому надо и интересно- другую информацию и мнение неангажированных историков можно найти и услышать. И таких много, иначе мы другую картинку на митингах навальнят увидели бы. Как в РИ не все были монархистами и истинными христианами, так и в СССР не все были марксятами. Впрочем, как и сейчас, далеко не все ельцинята и единороссы. Уже 2 поколения выросло без какой-либо идеологии, кроме денег. Вы можете изменить прошлое? Может, о настоящем подумать уже давно пора и о будущем? Ну да, в настоящем учиться, думать, вкалывать надо. Куда проще всё списать на прошлое, и при этом не забыть достижения отцов припмсать себе,или молчать о них.
Елена 5 февраля 2021, 11:39
НН 2 февраля 2021, 12:30 "Соросятам" уже внушили". НН, "соросятами" вы нынешнее поколение называете? Тогда как наше с вами, советское поколение, называть? "Марксята и энгельсята"? Советскому поколение всякой чуши не меньше внушили, а может и больше. И что Бога нет, и что Россия до 1917-го года была дикой и отсталой. Так что, как сказано в св.Писании "Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом" (Эклл. 7:10)
другой Андрей 2 февраля 2021, 20:29
НН 2 февраля 2021 12:30, стало быть не окно уже, но врата? Тогда что же из этого следует для как то незаметно перешедшего на грань, а то уже и в разряд дедов поколения 1965...80 годов рождения? Приходить не на кого, ибо детей - внуков воспитывали сами. Некоторые успели в Афганистан, после перестройка и локальные конфликты где-то там и здесь. Всё увидали своими глазами, не по наслышке знаем чего стоят белозубые улыбки западных, южных, восточных и прочих "партнёров", хотя локализованные то ещё чище. Ужели нечего сказать собственным потомкам? Или таки жаждем и дальше делиться по красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым хошарам, дабы во век не кончилась гражданская война?
НН 2 февраля 2021, 12:30
другой Андрей 1 февраля, Это уже даже не окно "обертона", как Вы изящно выразились, а ворота Овертона, через которые хлынули потоком почти 2 поколения ЕГЭшников, выученные и даже на "отлично" по соровским учебникам истории. Помните, какой Указ ПЕРВЫМ подписал Ельцин? «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР». Почему? Это было условием ВМФ, иначе наши реформаторы-могильшики не получили бы денег на реформы. И как мы сейчас видим - реформа образования сделала своё дело. "Соросятам" уже внушили, что мы не наследники Великой Победы, а потомки преступников, тк СССР, как и фашистская Германия- преступное государство, а Сталин даже хуже Гитлера; войну выиграли США, с участием СССР...
другой Андрей 1 февраля 2021, 21:35
Алексей 1 февраля 2021 17:09, если уже пришли к некоему консенсусу. Тогда идём дальше. Итак, автор целенаправленно что то смягчает и приукрашивает. Вопрос: а это что то точно советская действительность? Присмотритесь повнимательнее: Современные власти и даже жители Орла не пытаются воспротивиться шабашу СС. Интересно, почему? А ведь в рассказе есть и куда более пронзительные вещи. Это что, очередное окно обертона?
Алексей 1 февраля 2021, 17:09
другой Андрей, да с этим то как раз уже разобрались. Сошлись на том, что рассказ - это в первую очередь художественное произведение. Отсюда и множество нестыковок несогласующихся с историческими реалиями. Конечно, в реальности судьба такого вот мальчишки-дезертира, пусть и неуспевшего сделать ни единого выстрела, была бы куда более печальна. И за меньшие "преступления" в СССР давали куда большие сроки. Многим угнанным на работу советским гражданам пришлось потом хлебнуть горя уже в советских лагерях. Так что тут автор, конечно, преукрасил, "смягчил" советскую послевоенную действительность.
другой Андрей31 января 2021, 15:40
Не о том спорите, уважаемые комментаторы. 1. Можете себе представить компанию бывших СС свободно разгуливающую по улицам города Орла, а не Львова и не Таллина? Ведь стоило советским бойцам увидеть у самого достойного снисхождения пленника характерную татуировку группы крови и расстрел на месте, в лучшем случае. Даже разведчики, что работали в вражеской форме, опасались сделать такую наколку. 2. С дезертирами не церемонятся никакие армии мира, особенно в военное время. Однако, тут почему то неплохие деньги платят, всем архивам и даже здравому смыслу вопреки. Причём в отличие от победителей, на коих преступник для всех сторон противостояния безупречно проработал всю оставшуюся до пенсии жизнь.
Евгений28 января 2021, 19:45
Анна28 января 2021, 16:57 "о тех, кто в комментариях восхваляют "гуманизм" фашистов и оскорбляют память советских солдат." Речь видимо обо мне, точнее о истории моей бабушки, которую в детстве спас немецкий доктор? Что же, я не удивлена такой реакцией. Ещё в советское время бабушке настоятельно рекомендовали помаликивать об этой истории. В детстве я не понимал почему. Позже я прочитал евангельскую притчу о добром самаритянине и всё встало на свои места. Иудеям ведь тоже невыносимо было слышать что какой то презренный полуязычник-самаритянин оказался милосерднее чем они...
Юрий Цирихов28 января 2021, 19:41
Корнилий Гореев, спасибо за рассказ, очень тронуло именно христианское отношение к врагу. Чем-то напомнило главу из сборника архиепископа Иоанна (Шаховского) “Установление Единства”, где он описывает свое предвоенное и военное время служения в Берлине священником.
 
“
Встреча с русскими людьми, привезенными во время войны из России в Германию, стала для нас, эмигрантов, поистине «Пасхой среди лета». Россия, молящаяся, верующая, добрая, жертвенная Россия – к которой мы двадцать лет так стремились, встречи с которой так ждали, – сама пришла к нам. (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/ustanovlenie-edinstva/#sel=482:1,482:44;453:1,453:89)
Виктор28 января 2021, 19:01
Анна, наверное каждый видит то, что хочет видеть. Я никакого восхваления гуманизма фашистов не увидел, никто здесь не говорил что идеология фашизма гуманна по своей сути. Проявления человечности были и с той, и с другой стороны, тому есть свидетельства. Наверное их было немного, война чаще проявляет не лучшие человеческие качества, как тут уже отметили. Но именно поэтому они и ценны. А вот оскорбление памяти советских солдат, как ни странно, прозвучали только в комментариях приверженцев коммунистической идеи. Это они здесь писали что среди фронтовиков было много уголовников. Вероятно таким странным образом они хотят доказать что без руководящей роли партии народ наш ни на что не способен.
Анна28 января 2021, 16:57
Виктор, Катерина и Елена О., Евангелие я читала полностью и не раз, мысль автора статьи мне понятна. Но мой предыдущий комментарий - не о статье, а о тех, кто в комментариях восхваляют "гуманизм" фашистов и оскорбляют память советских солдат.
Александр Волохов28 января 2021, 16:10
Анна28 января 2021, 07:42 "это непочтение к отцу, матери и предкам." Нет здесь никакого непочтения к предкам. Непочтение к предкам это когда в советское время танцплощадки на месте кладбищ устраивали, или памятники героям 1812 года сносили. А здесь размышление о многообразии судеб Божиих.
Виктор28 января 2021, 14:23
Анна, где вы тут увидели оправдание фашизма? Вы рассказ то читали? Например вот эту, заключительную часть: "И как случается, что, несмотря на наши малодушие и неблагодарность, Бог хранит и любит каждого из нас и ждёт, чтобы, преодолев себя хоть раз, может, уже перед самым краем жизни, мы смогли зайти в храм, подумать о своей судьбе и за кого-то помолиться?.." Вот об этом люди и пишут в комментариях. О том что есть вещи более важные чем политика, и что Бог обращается к каждому человеку, независимо от того какую форму какой армии он носит, и к какой партии принадлежит..
Елена О28 января 2021, 13:06
Анна28 января 2021, 07:42 Оправдывать и жалеть не одно и тоже. Зиновий Гердт ещё во время войны дожил до того, что отпустил фашиста, вместо того чтобы расстрелять его.
Катерина28 января 2021, 12:47
Анна28 января 2021, 07:42 -- странно и мне читать подобное, якобы православной христианки, в рассказе изображено исполнение одной из Христовых заповедей любви к ближнему, даже если это уже поверженный враг. Военный врач, потерявший сына, тем не менее преодолевает в себе ненависть, злобу и проявляет сострадание и милосердие христианина вместо старозаветного "око за око, зуб за зуб",такой же нравственный подвиг советского солдата запечатлен в памятнике в Берлине. Но там спасено невинное дитя, пусть и принадлежащее враждебному этносу, а здесь враг - юноша, которые все-таки держал в руках оружие (пусть и недолго, но кто знает...). Ну я не знаю, прочитайте Св. Евангелие что ли ЦЕЛИКОМ
Анна28 января 2021, 07:42
Вот я и дожила до времени, когда фашистов стали оправдывать, да ещё и в комментариях к статье на православном сайте. А давайте пожалеем и помолимся о Диоклетиане, да, о том самом гонителе христиан. Не во всем же он был плох, политик крепкий, капусту сажал. Или о Нероне. Может Господь простит их душеньки? Откуда у нас такой зуд плюнуть на наших дедов и пожалеть мучителей? И это вовсе не "возлюбите врагов своих", это непочтение к отцу, матери и предкам. Когда то совсем недавно так оправдывали гомосексуализм, а теперь эта зараза уверенными шагами шествует по миру. Опомнитесь, православные!
Андрей27 января 2021, 22:58
Виктор Лоренц.Латышский сценарист и актер во время войны пошел в Латышский добровольческий легион СС. Он был построен по принципу немецкой армии и отличался военными преступлениями. Так, легион участвовал в показательных карательных акциях, сжигании сел ради оттеснения мирных жителей и в убийстве советских военнопленных. Участники легиона обвинялись в преступлениях против граждан разных союзных республик. После войны Лоренца отправили в ссылку в Комсомольск-На-Амуре, а в 1946 году амнистировали как гражданина союзной республики, и депортировали. После войны он стал сценаристом и актером, в 1987 году получил звание Заслуженного артиста Латвийской ССР.И это не единственный пример...
Елена О27 января 2021, 15:10
И.В.27 января 2021, 14:42 Надо бы ещё немного продлить логическую цепочку)).
И.В.27 января 2021, 14:42
Галина Ник - Катерине 27 января "Вам никогда не приходилось задуматься над вопросом на чьи капиталы пришел в власти Гитлер? И что у него общего с Троцким? Тут можно сделать много чудных открытий". Не надо даже делать никаких открытий, они уже давно сделаны. Только к этому списку надо добавить рядом с Троцким и Ленина. Тем более непонятна любовь наших патриотов-леваков к большевикам. Вроде всем уже известно что обе "русские" революции финансировали американские банкиры. Равно как и приход к власти Гитлера они же оплатили. Осталось только сопоставить эти факты и сделать выводы, не так ли, Галина?
НН27 января 2021, 14:30
Алла27 января 2021, Алла, у меня написано: Навальный подлее. Предлагаю закончить выяснять которое из них хуже. Время покажет. Катерина 27 января 2021, 01:23, А сейчас вся Европпа тоже из-за коммунистов на Россию ощетинилась? Про американских партнеров молчу. Гитлер каждому солдату обещал землю в России, аж до Урала, и работников из местных аборигенов, чтоб всегда масло на хлебе присутствовало. Это их и вдохнавляло, впрочем, как и сейчас... Нефть, газ, вода, полезные ископаемые, лес, чернозём и практически бесплатная рабочая сила. А берлинский пациент и подобные ему значительно облегчат им задачу, развалив РФ на куски - как известно, веник по прутикам гораздо легче переломить, чем целиком.
Пётр27 января 2021, 14:25
И., а вот у многих НАСТОЯЩИХ фронтовиков был несколько иной взгляд на роль коммунистов на фронте. "Я совершенно сознательно не вступил на фронте в партию, хотя во время нашего стояния 1944 года политотделы, охваченные бурной деятельностью, махали после боя руками, клацали зубами и болтали своими языками, загоняя всех в партию, даже целые взводы делая коммунистическими." Это из письма Виктора Астафьева, другого писателя фронтовика, из того же военного поколения что и Василь Быков. Кстати, письмо адресовано другому писателю и фронтовику, Вячеславу Кондратьеву. Очень хорошая статья о творчестве В.Кондратьева совсем недавно была размещена здесь, на Православии.ру.
Пётр27 января 2021, 13:49
НН, если вам уж так хочется сравнить с кем нибудь Навального, то ближе будет другая аналогия - Ленин. И тот и другой воспользовались помощью Германии (совпадение?)). И тот и другой проникли в Россию в исторически сложный момент с целью дестабилизации, раскачки ситуации и последующего захвата власти. Я бы сказал близнецы-братья, только внешне не похожи))
Галина Ник - Катерине 27 января 2021, 01:2327 января 2021, 13:20
Основную мысль Вашего возражения, кажется уловила. Только вот что, Екатерина: Вы никогда не задумывались, что каждое преступление имеет экономический след? Тем более преступление такого масштаба, как фашизм? Вам никогда не приходилось задуматься над вопросом на чьи капиталы пришел в власти Гитлер? И что у него общего с Троцким? Тут можно сделать много чудных открытий, если заняться вопросом. Про крестовый поход немецкого народа на СССР могу сказать только одно - чушь. В 30-е годы в Европе был голод, о котором у нас ничего не пишут, об этом есть итальянские фильмы. Поинтересуйтесь. Вам бы только Советы ругать, однако история человечества гораздо многограннее. Расширяйте кругозор-то.
Алексей27 января 2021, 13:11
Вячеслав27 января 2021, 07:47 "Фронтовиками были и Хрущев и много уголовников, которые пришли с фронта и занялись тем же чем занимались /Так что фронтовик это не показатель." Товарищи коммунисты, вы сами себе противоречите. Только что вы утверждали что "только советские солдаты проявляли на войне милосердие к побежденным", а теперь доказываете что половина фронтовиков это уголовный сброд. В зависимости от того что вам выгодно? А всё потому, что очень хочется скомпроментировать тех писателей-фронтовиков, которые писали о войне правду. "Нравственно то, что выгодно партии"? Но я вас огорчу, Василь Быков не был уголовником. А был честным фронтовиком и доверия ему куда больше чем вам...
Елена О27 января 2021, 13:06
"Парадокс описанного в том, что жизнь сложней и многогранней,чем наше восприятие и умение втиснуть всё в черно-белые коробочки. Бог любит и заботится о каждом из нас, посылая ему своего майора Павлова, даже если мы этого не видим и не понимаем." Это правда, всегда надо надеяться, даже на фоне современных резолюций ООН.
Алла27 января 2021, 12:54
Катерина "Троцкий со своим Интернационалом и их мировыми глобалисткими планами захвата власти (прям как сейчас...) пугал страшно всех нормальных людей" Это просто смешно. Эти "нормальные люди" в Вермахте сами были одержимы планами господства над миром! И уже захватили вполне себе некоммунистическую Францию, Польшу и т.д., воевали с Британией.
Галина Ник27 января 2021, 11:15
Дед моего мужа - Тихон - до войны работал в Харькове на авиационном заводе. Был он краснодеревщиком высочайшего класса, (использовалось тогда дерево в самолетах), ценили его, но...чтобы в армию не призвали и на фронт не отправили, а он под бронь почему-то не попадал, повредил себе руку и расковыривал рану, чтобы не заживала. Всю войну просидел в погребе, в бочке, накрытый крышкой. Выходил только ночью. Немцы об этом знали. Частенько, простите, отправляли в бочку через дырку в крышке малую нужду. Он терпел. В компенсацию за издевательства на крышку бочки клали иногда шоколад, сало, хлеб и сигареты. Ел и курил. Рассказывал об этом сам, радуясь, что жив. Для него война была такой.
Вячеслав27 января 2021, 07:55
Евгений26 января 2021, 18:50 А вы знаете, что первый удар приняли на себя войска НКВД?
Вячеслав27 января 2021, 07:51
Елена26 января 2021, 21:52 Елена, это трагедия не её, а того человека. Не удивлюсь если он потом сожалел об этом. Тогда он был неумен с промытыми мозгами пропагандой. К сожалению как многие и сейчас.
Вячеслав27 января 2021, 07:47
"Алексей26 января 2021, 12:57 Вячеслав, Василь Быков участник войны, фронтовик, который реально воевал, в отличии от вас. Так что уж извините, но его мнение В этом вопросе весомее вашего." Фронтовиками были и Хрущев и много уголовников, которые пришли с фронта и занялись тем же чем занимались до этого, разве что жизнь стала дешевле. Так что фронтовик это не показатель. Кстати, если вы совершеннолетний, то дам вам совет, перестанте мысли других людей принимать за истину,хотя бы без обдумывания.
Катерина 27 января 2021, 01:23
"Не надо меня убеждать, что немец на русскую землю бороться с коммунистами приходил."-- Галина Ник, для части военнослужащих вермахата, и не только немецкого, это действительно был крестовый поход против коммунизма, видно по их письмам и дневникам, Троцкий со своим Интернационалом и их мировыми глобалисткими планами захвата власти (прям как сейчас...) пугал страшно всех нормальных людей, выразительной иллюстрацией, помимо трех миллионов беженцев из России, служила история с уже отрекшимся от престола, но тем не менее убитым узурпаторами со всей семьей русским царем. Поэтому такой разброс в воспоминаниях переживших оккупацию. Кому-то из них повезло, а кому-то нет.
Алла27 января 2021, 00:51
НН, Власов очень даже маскировал своё предательство патриотическими соображениями. И возможно даже верил в это, как и Навальный. Только Навальный не несет ответственности за гибель огромного количества людей, как Власов. Очень странно, что для вас он хуже. Намерения не могут равняться действиям. А то ведь это то же самое, как сказать: "Вася ограбил 5 банков, а Ваня ни одного, но хочет ограбить 10, поэтому он хуже Васи". Тем более, далеко не факт, что Навальный хочет разрушения страны. Он рвется к власти, и чем больше и мощнее страна, которой ты собрался править, тем лучше, это же очевидно.
Катерина 27 января 2021, 00:40
И.26 января 2021, 21:05 -- толпы гражданских Германии любой ценой стремились попасть на территорию американских или английских оккупационных войск, стараясь изо всех сил уйти от наступающих советских войск. Потому что "Горе побежденным", и последующие события, отраженные между прочим документально, подтвердили это. Последующие же поколения бывших захватчиков смиренно согласились с тем, что "по делам своим приемлю". Что убивать, даже если определенные черты национального характера не нравятся, просто нельзя. Нельзя. Точка. Национальное сознание сделало важнейшие выводы и закрыло эту страницу. Ведь это самый главный урок.
Елена27 января 2021, 00:39
Галина Ник25 января 2021, 23:00 "Кто их звал на русскую землю?" А кто нас звал на эстонскую, например, землю? Или на литовскую, латышскую, финскую? А ведь всё это было ДО того как в 41-ом немцы пришли на нашу. К сожалению, история 20 в. намного сложнее чем нам хотелось бы. И мы не такие белые и пушистые, какими хотим себя видеть. Я говорю "мы" хотя это не совсем верно. Ни моих дедушек-бабушек, ни ваших, не спрашивали, хотим ли мы "нести свет коммунизма" эстонцам и латышам, которые прекрасно без нас жили себе не тужили. Но из песни, как известно, слова не выкинешь...
Катерина 27 января 2021, 00:19
Мама моей подруги родилась в Бердянске на уже окупированной немцами территории, поскольку СС там страшно зверствовали, женщинам было опасно там, молодой отец прятал только что родившую жену в землянке далеко от дома, а сам с новорожденной дочерью остался в доме, в котором СС квартировали. Так что интересно, именно эти зверюги очень жалели отца и новорожденную, считая, что мать умерла, и давали малютке молоко, а отцу подкидывали хлеба и картошки. Так и дедушка и бабушка с будущей мамой моей подруги и дотянули до прихода советских войск. Лично у меня это как-то не укладывается в голове, но ведь это правда. И в одном человеке уживаются свет и тьма.
И.27 января 2021, 00:02
Елена26 января 2021, 21:52 Вам о комсомольцах хочется поговорить? Тогда можно вспомнить, что их наряду с коммунистами первыми расстреливали СС-овцы на захваченных территориях или в концлагерях, до газовых камер не успевали доходить. Можно вспомнить призыв перед нашими наиболее опасными операциями или контрнаступлениями "коммунисты, комсомольцы вперед" и отзывались же. Можно о комсомольцах, которые, едва закончив школу, просились добровольцами на фронт. Вот как только о Великой Отечественной Войне речь заходит, так подавляющее большинство комсомольцев не в чем упрекнуть, в отличие от солдат вермахта с сознанием принадлежности к "высшей расе".
Елена26 января 2021, 21:52
И.26 января 2021, 17:56 "Знала женщину, за которой немец ухаживал". А я знала женщину за которой ухаживал в молодости красавец-комсомолец. Кудрявый такой брюнет с открытой улыбкой и большими грустными глазами. Кандидат в члены партии! Ухаживал, в гости домой приходил, познакомился с её родителями (а девушка была из "бывших", из старой интеллигенции). А потом возьми да и выступи на комсомольском собрани. Да так хорошо выступил! Так живо описал "не советский" образ жизни семьи девушки, в деталях описал. Рассказал и о иконах в доме, и о лампадах, и о "религиозных разговорах". В общем исключили девушку из комсомола, а затем и из института. Дело было в 30-е годы, и был он совсем не немец...
Катерина 26 января 2021, 21:15
"Теперь главное - если грешник не кается, он возвращается на те же "грехи."-- Алексей, Вы хотите этим сказать, что этот непокаявшийся в его воинских преступлениях почти 100-летний бывший эсэсовец-дезертир снова возьмет в руки оружие, (вероятно с целью снова дезертировать)?
И.26 января 2021, 21:05
Евгений26.01.2021,18:50 Сказать можно про всех. Но почему-то только наши люди массово проявляли милосердие к поверженным врагам, не испытывали ненависти к нации и стране, сотворившей такое с ними. А сейчас потомки массово ищут признаки гуманизма в тех "добрых воинах". А там все сделки: напал, не вышло - откупимся деньгами, оправдаемся, затрем, спустя 75 лет после поражения перепишем историю; добавим частности и сентиментальности в рассказы о судьбе отдельных "невинных мальчиков" из СС, скрывая истинные намерения и планы по "освоению" захваченных территорий, будто и не было их. "Невинные солдатики" приходили к нам не с фейерверками и цветами и не ради вашего блага. Опасно забывать об этом.
Галина Ник26 января 2021, 21:04
Евгений, тут не про гражданскую речь, а про Великую Отечественную.Свекровь мою, дочь красного командира, мать- коммунистка сама отвела в немецкую комендатуру, чтобы на работу в Германию ехала. И многие годы наша Зоечка говорила, что в Германии ей было хорошо. А мамина мать понимала 4 детей без мужа, сложившего головушку в 44-м. Я сколько со свекровью жила, а это немало лет забыть об этом не могла. И никогда не забуду. Не надо меня убеждать, что немец на русскую землю бороться с коммунистами приходил.
Евгений26 января 2021, 18:50
И.26 января 2021, 16:27 "частные случаи гуманизма могли быть как искренним порывом (не все человеческое уничтожили в себе), так и следствием "корыстных интересов". Так это вообще про всех людей на земле можно сказать. Кто-то искренне делает добрые дела, кто-то "корысти ради", кто-то вообще не делает. А кто-то и зло творит осознанно. И у нас так же было, разве нет? Кто-то последней краюхой делился с голодным, а кто-то доносы писал на "врагов народа". Кто-то на фронте воевал как Василь Быков, а кто-то в НКВД пальцы ломал подследственным и иголки под ногти загоняли, выбивая признания. Но каждому предстоит ответить перед Богом только за свои дела.
Евгений26 января 2021, 18:37
Галина Ник, очень много таких же историй вам могут рассказать и про красных, оказавшихся на постое в деревне в гражданскую войну. Как большевики грабили крестьян, заставляли кормить и поить себя. Как забирали последнее и обрекали на голодную смерть. Война есть война, и зачастую она проявляет в людях не лучшие их черты. Все люди разные, мою бабушку спас немецкий врач. Он и оказался для неё тем самым БЛИЖНИМ, о котором Христос говорил в притче о добром самаритянине.
И.26 января 2021, 17:56
Мария26.01.2021,11:14 Знала женщину, за которой немец ухаживал(тогда была 17-летней русской красавицей с роскошными золотыми косами), дарил шоколадки ее младшим сестрам, и все, она, ее сестры и мама, помнили, как прикладом автомата он же загонял ее в вагон для отправки в Германию. Возможно тычки были чуть слабее, чем если бы это делал кто другой, но из области предположений. Кстати, по возвращении ее на Родину не было никаких советских лагерей и пр. поражений в правах. В 90-х получала компенсацию от Германии. А младшие всю жизнь напрягались и поднимали глаза к небу, слыша звук самолета - результат налетов самолетов со свастикой. Характерно, что наши самолеты не оставили такого следа в них.
И.В.26 января 2021, 17:29
Алексей26 января 2021 "Теперь главное - если грешник не кается, он возвращается на те же грехи". В чём каятся герою данного рассказа? Просто был призван в армию и сбежал. А потом сидел ни за что. Один из миллионов людей чью жизнь исковеркала война. А вот о покаянии тема интересная. Вы где нибудь видели чтобы коммунисты каялись за проведение массовых репрессий, за уничтожение людей по классовому признаку, за расстрелы священников, верующих, интеллигенции... Как только заходит речь о покаянии, сразу поднимается крик из их стана о том что "всё не так однозначно" и "у каждого своя правда". Ну значит покаяние возможно только за свои личные дела, а не за принадлежность к той или иной стороне.
И.26 января 2021, 16:27
Алексей26 января 2021, 12:57 На войну пришлась юность Василя Быкова, что не могло не оставить глубочайший след в его восприятии мира. Наверняка интервью "по горячим следам" сильно отличалось бы от более поздних. Тем более по результатам десятилетий размышлений, поисков причин, объяснений для себя таких вывихов человеческой личности как принятие фашизма/нацизма с сохранением способности в частных случаях проявлять милосердие к отдельным людям. В целом немцы на нашу территорию пришли убивать и порабощать, а частные случаи гуманизма могли быть как искренним порывом (не все человеческое уничтожили в себе), так и следствием "корыстных интересов" - сохранение рабсилы.
Галина Ник26 января 2021, 16:20
Когда объявили всеобщую мобилизацию и отцы шли на фронт, в 1941, много жен осталось непраздными. Иван - младший мамин брат 41 г.р., а Дмитрий на полтора года старше. Когда немцы заняли станицу, Ваня начинал ходить. В каждой хате немцы, хозяева – в сарае, в погребе. У наших на постое был капеллан. Маме 10, она каждый день мыла для немецкого попа полы. Она в хату - мелочь за нянькой. Денщик, беззлобно так, легонько ковырял пацанов ногой под худые попки, вышвыривал из хаты. Ржал. Даже через 50 лет после войны у мамы мелко дрожали губы, когда мы проси рассказать о войне. Это про добрых немцев. У отца в доме "гостил" переводчик, тоже "добрый" человек. Русский знал хорошо, изъяснялся матерно.
Корнилий26 января 2021, 15:04
Парадокс описанного в том, что жизнь сложней и многранней,чем наше восприятие и умение втиснуть всё в черно-белые коробочки. Бог любит и заботится о каждом из нас, посылая ему своего майора Павлова, даже если мы этого не видим и не понимаем. В рассказе есть неслучайная фраза дежурного по комендатуре:"Вы знаете сколько в нашей армии майоров Павловых?!" Поэтому и победили, что были такие майоры...
вячеслав26 января 2021, 15:04
очень хороший рассказ. спасибо большое.
Алексей26 января 2021, 13:48
Мне кажется, этот "ветеран" зашел в русский храм как-бы покаяться. И НАДО было его к батюшке направить. А так рассказ его - не покаяние, а попытка старичка из СС оправдаться. А как ему оправдаться? А вот если каются русские, казаки и проч.за соучастие, ну мы говорим - коллаборационисты. Вот такого Бог простит. А иначе какой смысл? Поговорили-написали, и ниочем. Теперь главное - если грешник не кается, он возвращается на те же грехи. Получается война: и была - и будет, и ницизм и газовые камеры - будут ещё. П.э. молитва о грешнике, разговоры с ним по душам, но без покаяния и ИСПРАВЛЕНИЯ - слова, разговоры. СОТВОРИТЕ ПЛОДЫ ДОСТОЙНЫ ПОКАЯНИЯ - сказано нам в Евангелии.
НН26 января 2021, 13:34
Алла, На мой взгляд(никому его не навязываю) Навальный подлее Власова. Он, Навальный, враг не столько власти и лично президента, сколько враг государства Российского, точнее, той части, что от него осталось - РФ. Власов это открыто заявлял, а Навальный и его покровители маскируют под патриотизм. Цель берлинского пациента - это дальнейший развал нашей страны. Никому не запрещено молиться за предателей; я молюсь за нелюбимую мною власть - каждому-своё. Пусть каждый на своём месте делает что может(напр, не поддерживаю смуту, не монетизирую их фейки, не осуждаю ОМОН и тп). О сокрушении врагов Отечества вл.Филарет говорил всем православным христианами, и властям, и воинству, и всему народу.Нет?
Алексей26 января 2021, 12:57
Вячеслав26 января 2021, 08:00 "Алексей26 января 2021, 00:52 Василь Быков это не истина в последней инстанции." Вячеслав, Василь Быков участник войны, фронтовик, который реально воевал, в отличии от вас. Так что уж извините, но его мнение В этом вопросе весомее вашего.
Мария26 января 2021, 11:14
Работала с человеком, которого ребенком с семьей - сестричкой и матерью - перед Курской битвой эвакуировали с близлежащих территорий именно немцы. И не только их, естественно.
Алла26 января 2021, 09:04
НН, вы меня сразили. Ни разу не поклонница Навального, но сравнивать его с Власовым - это ни в какие рамки просто не лезет. И да, вы всерьез собираетесь его сокрушать? И как же? Этим всем пусть государство занимается! Кесарю кесарево.
Вячеслав26 января 2021, 08:00
Алексей26 января 2021, 00:52 Василь Быков это не истина в последней инстанции.Немцы уничтожили миллионы советских людей, это уже подсчитано и доказано, а не так как у солженицина и ему подобных. И если среди карателей попадался иногда адекватный человек, то это общей направленности политики на геноцид не ломает. Я удивлен одному, что наши солдаты должны нарушать приказ после того как их собратьев просто выкашивали гуманные немцы? Интересно, а если нас расчеловечивали больше 10 лет,а я так понял намек этой фразы, то почему когда мы ступили на землю врага, то строго карали своих мародёров и насильников?
Алексей26 января 2021, 00:52
Прочитал и рассказ и комментари, и вот по-моему очень к месту. В соседней теме Елена процитировала фрагмент интервью с писателем-фронтовиком Василем Быковым: "хотел уйти от шаблона. Стереотип, например, был такой: наши — все хорошие, но все разные. Немцы — все одинаковые. А это было не так: я из разговоров с теми, кто попал в оккупацию, узнавал, что не все немцы выполняли директивы командования./С нашей стороны такого не было, чтобы приказ ставился под сомнение/Есть масса свидетельств, что немцы на оккупированных территориях проявляли совершенно неожиданный гуманизм./Дело в том, что фашизм расчеловечивал немцев только десять лет."
Евгений26 января 2021, 00:05
НН25 января 2021, 19:11 "А не помолиться ли нам за г. Власова и Навального?" А что в этом плохого? Святой Силуан Афонский призывал молиться за всех людей. Если у вас есть силы молиться за других - молитесь. Но нам бы, грешным, свои грехи отмолить. Так что за Власова вам перед Богом отвечать не придётся, не переживайте. Только за себя.
Галина Ник25 января 2021, 23:00
Евгений, мою маму, таую же 10 летнию девочку немецкий солдат за малым в колодец не бросил. Кто их звал на русскую землю?
Е.В. для Андрея-1225 января 2021, 21:49
Едва ли специально, а просто это вполне соответствовало интересам советской власти. Миллионы солдат сгинули в отступлениях и плену - кто там их учитывал? Богомолов (писатель) осенью 43-го попал по ранению в похоронную команду - и всё еще бардак был с учетом и захоронениями наших солдат. А что происходило в 41 и 42-м - и представлять не хочется... У меня у самого дед сгинул в Донских степях при отступлении летом 42-го. О тех событиях даже советский фильм "Они сражались за Родину" смотреть страшно. А уж что творилось на деле...
Евгений25 января 2021, 21:43
И по ту, и по другую стороны были люди. Очень разные, хорошие и плохие. Но такие же люди, потомки одних и тех же прародителей Адама и Евы. Мою бабушку (тогда десятилетнюю девочку) во время войны вылечил немецкий военный врач. Спас ей жизнь. В притче о милостивом самаритянине Христос нам дал ответ на вопрос "кто мой ближний".
ИН25 января 2021, 21:39
Да... 2 года?!!!! В начале войны давали за такую невольную измену "десятку" лагерей. Концентрационных лагерей, если что... а не пионерских. А после войны стали щедро раздавать даже и 25-летние сроки! И никого не волновало, что мальчишка не воевал на стороне врага.
другой Андрей25 января 2021, 21:16
Видеть в любом человеке (пусть даже из войск СС) брата можно только опытно познав каковы падшие духи. Много ли было в роде человеческом таких подвижников? Не надо навязывать сию высоту жизни, тем более в мягкой форме художественного письма, ибо и ныне не многим такое по плечу.
Пётр25 января 2021, 19:35
История сусальная. Советский офицер как родная мать ухаживает за пленными врагами. А затем советский "самый гуманный в мире суд" даёт арестованному "пособнику" всего 2 года работ на предприятии (даже не лагерей!). А вот реальная история из жизни русских в Эстонии того времени. Был такой прекрасный русский православный писатель Никифоров-Волгин. Его рассказы публиковали и здесь, на Православии.ру. После революции он жил как раз в Эстонии. Писал рассказы для детей о Церкви, о Боге и о русских святых. Никакой политики. Когда в 1940 году в Эстонию вошли Красная Армия, писателя арестовали органы НКВД. Его этапировали в Кировскую тюрьму и уже в следующем году расстреляли.
НН25 января 2021, 19:11
/И как случается, что, несмотря на наши малодушие и неблагодарность, Бог хранит и любит каждого из нас и ждёт, чтобы, преодолев себя хоть раз, может, уже перед самым краем жизни, мы смогли зайти в храм, подумать о своей судьбе и за кого-то помолиться?../- А не помолиться ли нам за г. Власова и Навального? И пусть мы знаем, что они точно знают, что творят. А про "сокрушай врагов Отечеств" - это не нам завещано, св.Филарет это кому-то другому завещал... Как же легко нам можно навесить лапшу на уши. Ну как тут не вспомнить Колю из Уренгоя...
Игорь25 января 2021, 18:53
На мой взгляд в рассказе нет никаких противоречий.Таллин- большая перевалочная база:порт,железная дорога и аэродром.Город мог использоваться для переправки любых формирований войск. В июле-августе 1944 под Нарвой у немцев катастрофические потери и для того,чтобы заткнуть дыру на фронте уже не до суперэтноса,преданности и обучения.Возможно главного героя призывали в Вермахт и позже перекинули для пополнения в обескровленную дивизию СС.Подобные примеры случались и на других фронтах, когда главный фактор - срочное пополнение.Иначе бы этих супергероев не послали бы пешком и без оружия до Нарвы.И последнее: ничего не говорится о фамилии"ветерана" и его матери.Она могла быть эстонкой или немкой.
Елена25 января 2021, 17:39
Андрей-1225 января 2021, 10:21 "Подозреваю, что многих наших солдат специально записывали в пропавших без вести, чтобы приуменьшить масштаб потерь и эконмить не выплатах пенсии по потере кормильца." Так и было, семьи пропавших без вести ничего не получали. А иногда могли этим ещё и попрекать. Когда наша бабушка попросила у председателя колхоза сена, ссылаясь на то что муж на войне погиб, председатель послал её куда подальше, сказав что кто его знает, может он дезертир, мол без вести пропавших, это не погибший. "Нет похоронки, нет сена".
Елена О25 января 2021, 17:32
Андрей-1225 января 2021, 10:21 типа для знатоков: Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?» святитель Иоанн Златоуст
Ольга25 января 2021, 17:25
Мой дед из Украины погиб под Сталинградом, а из соседних хат, все дружно подались на работы в Германию. Они выжили, в последствии все получали немецкую пенсию. Мама с сестрой росли без отца в постоянных лишениях. Дед сделал правильный выбор, пусть марки получают те, кого надо любить и жалеть. Они же всего лишь хотели любой ценой жить хорошо, и все у них получилось. Давайте еще и помолимся о несчастных. Виноваты те, кто воевал, у нас теперь так говорят. Погиб, тот кто не хотел жить итд. Правда одна, надоело слышать уже о жалости и всепрощении ко всякой нечисти. Может и сатану пожалеем, он тоже хотел жить лучше?
Галина Ник25 января 2021, 17:22
"Химики" в СССР появились в 60-е годы, пожалуй ближе к середине, так как на вредном производстве работать было мало желающих, а хозяйство требовало рабочих рук. После войны никаких "химиков" в помине не было, тем более за военные преступления.
Юрий25 января 2021, 16:44
Да, рассказ несколько странный. Извините, но как говорил великий Станиславский "не верю!" И да, про два года работ на хим.заводе это действительно, совершенно не реальная история. Какой-то диснеевский хэппи энд. Простым остарбайтерам угнанным на работы в Германию больше давали. У нас в детстве в школе была неграмотная уборщица, баба Нюра, ей дали 4 года лагерей только за то что она работала на немецкой ферме.
Юрий25 января 2021, 16:14
Елена О25 января 2021, 13:32 "Журнальчики наверняка тоже через немецкое посольство получали и получают." За такие "журнальчики" по законодателству современной Германии можно получить вполне реальный срок. Впрочем, это же художественный рассказ, а посему вымысел и неточности здесь не являются криминалом. Хотя их избыток и подрывает доверие к основной сюжетной линии.
И.В.25 января 2021, 15:54
Алла верно отметила, в 1-ю эстонскую дивизию СС набирали только добровольцев, равно как и во все прочие дивизии СС. Но это далеко не единственный исторический ляп. Туда набирали исключительно эстонцев, этнический русский туда попасть не мог. Далее, никаких казаков в Таллинне не могло быть, они были на Балканах, в других регионах но в Эстонии их не было. Так что этот эпизод тоже вымысел. Ну и наконец 2 года работ на "химии" за пособничество врагу, для пленного "солдата СС" это вообще фантастика. В подобном случае сроки были значительно больше. В целом в рассказе слишком много вымысла. Наверное у автора была какая -то идеологическая задача, но историческую правду искажать не надо.
Вячеслав25 января 2021, 14:36
"Андрей-1225 января 2021, 10:21 Подозреваю, что многих наших солдат специально записывали в пропавших без вести, чтобы приуменьшить масштаб потерь и эконмить не выплатах пенсии по потере кормильца." Лучше бы конечно Ваши подозрения остались при Вас. Итак в ту эпоху соревнуются плеватели, а тут ещё одна "дельная" мысль, на уровне Сахарова, который говорил, что в Афганистане расстреливали своих солдат, чтобы те ненароком в плен не попали.
Елена О25 января 2021, 13:32
Журнальчики наверняка тоже через немецкое посольство получали и получают. Надо признать: немцы умеют хорошо работать, системно. Этого у них не отнимешь.
Алла 25 января 2021, 13:29
В Эстонии в СС брали только добровольцев , так что или ветеран слукавил , либо его собеседник не в курсе .
Карина25 января 2021, 11:34
Удивительный рассказ. Поучительно. И неоднозначное восприятие людей прошлого у меня как современного человека. С одной стороны, сложно сочувствовать тем, кто хоть недолго был по ту сторону, был, по сути, врагом. А с другой, это тоже чьи-то судьбы. И крутит всех так по жизни, что мало не покажется. Но. "С чем застану, с тем и сужу". Это касаемо личности этого конкретного человека. Но надо осудить и помнить тех, кто делал страшную историю.
Павел К.25 января 2021, 10:45
Спасибо .Так и вспомнился фильм "Долгая дорога в дюнах".Трагедия разлада ,наступившая после гражданской войны продолжается.
Андрей-1225 января 2021, 10:21
Подозреваю, что многих наших солдат специально записывали в пропавших без вести, чтобы приуменьшить масштаб потерь и эконмить не выплатах пенсии по потере кормильца. Мой дед погиб в мясорубке под Ржевом, а бабушке военкомат на её запросы отвечал - пропал без вести. Бабубшка так и не узнала о судьбе мужа. Только недавно с появлением в отрытом доступе базы данных МинОбороны "Память народа" нам удалось выяснить судьбу деда. Он был в списках погибших ещё тогда в 1942 г. Даже контакты бабушки указаны в донесении о потерях. Но - пропал типа без вести...
Андрей25 января 2021, 08:30
Очень сильно. Спасибо за рассказ. С уважением, Андрей
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×