Мне очень радостно, что протоиерей Андрей Соммер, ключарь главного храма Русской Православной Зарубежной Церкви – Синодального Знаменского собора, согласился быть моим собеседником и ответил на все мои вопросы, рассказав мне и о столпах РПЦЗ, и о собственном духовном пути. Вот его истории.
Как мы с владыкой Лавром картошку собирали
Я учился в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Поступил туда в 1988-м году. Во главе семинарии и монастыря тогда стоял архиепископ Лавр (Шкурла; 1928–2008) будущий Митрополит и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Он и был моим духовным наставником и учителем. Хочу поделиться с вами случаем, который произошел 30 лет назад, но до сих пор стоит перед моими глазами.
Мы, семинаристы, жили при монастыре и несли послушания вместе с братией обители – и это было самым лучшим для нас духовным воспитанием. Семинаристы вместе с монахами трудились в коровнике, на кухне, в типографии, на клиросе – везде. Я нес послушание в переплетной: монастырь издавал духовные книги, и я делал для них обложки.
Мы и обедали вместе с братией, и основным нашим блюдом на трапезе была самая обычная картошка, которую мы сами выращивали. Работать на картофельном поле, когда приходило время, было общим послушанием.
И вот как-то после трапезы владыка Лавр поднялся, чтобы сделать объявление, и сказал:
– Пришло время – сегодня мы все вместе идем на поле собирать картошку.
Я посмотрел в окно: уже несколько дней моросил дождь, поле, конечно, было мокрым и грязным, и разыскивать картофелины в этой грязи мне отчаянно не хотелось. Я был совсем еще юным, только что поступившим семинаристом, к тому же приехал из солнечной и сухой Калифорнии, где о мокрых и грязных полях картофеля молодежь не имела ни малейшего представления.
Не сказать, чтобы я был ленивым или безответственным, напротив, с детства рос довольно трудолюбивым и усердным мальчишкой. Но рассказываю, как было. Сам не знаю, что тогда на меня нашло... Наверное, у всех нас в юности случались какие-то свои искушения, а у меня вот случилось такое.
В голове закрутились помыслы: может быть, дождь скоро закончится, может быть, выглянет солнышко. Да и народу в монастыре много, никто не заметит моего отсутствия... Вот такие мысли крутились в моей голове, когда я сел в старенькую машину и поехал на часок в город.
И тут мое сердце пронзил такой сильнейший укор совести, о котором я помню до сих пор
Когда проезжал мимо поля, увидел такую картину: монахи собирают картошку в мешки, и сам владыка Лавр, которому на тот момент было 60 лет, вместе со всеми своими архимандритами и прочей братией очень ловко копаются в мокрой земле и шустро разыскивают в грязи картофель, низко наклоняя свои седые бороды.
И тут мое сердце пронзил такой сильнейший укор совести, о котором я помню до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я пулей вылетел из машины и бегом ринулся на сбор картофельного урожая. Резво начал собирать картошку, забыв и о дожде, и о грязи.
Послушник Василий Шкурла (будущий Митрополит Лавр) на пастбище в Джорданвилле
Как воспоминания о наших наставниках
помогают прогонять горделивые помыслы
Владыка Лавр был для нас, молодых семинаристов, примером смирения, кротости и послушания. Он не только в теории нас этому учил, но и на практике – собственным примером.
Мы также видели смирение старших отцов монастыря – иеромонахов и архимандритов, которые не боялись работать во благо братии и обители наравне с послушниками и трудниками. Эти отцы были для нас, молодежи, примером христианского подвига в жизни.
Мне стоит вспомнить низко склоненную к мокрой земле седую бороду владыки Лавра, и гордый помысл покидает мою голову
И сейчас, когда я, уже немолодой протоиерей, ключарь главного храма Русской Зарубежной Церкви – Синодального Знаменского собора, внезапно чувствую прилив гордости за какое-то хорошо выполненное дело, мне стоит только вспомнить низко склоненную к мокрой земле седую бороду владыки Лавра и своих старших наставников, их скромность, смирение, – и гордый помысл сразу покидает мою голову.
Архиепископ Лавр был очень занят монастырем, епархией, трудился еще секретарем Синода, преподавал в семинарии Догматическое богословие. Сильно загружены были и архимандриты, и другая старшая братия монастыря, и, конечно, они вполне могли найти дела поважнее, чем сбор картофеля. Но это было трудное и грязное общее послушание, и они не считали, что вправе от него отказаться. Чем выше стоит человек в духовном плане, тем он смиреннее. Это правило точно так же работает и в обратную сторону.
Не знаю, правда, где сейчас есть такие монастыри, в которых архиепископы собирали бы картошку вместе с послушниками...
Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле
Как владыка Лавр отучал семинаристов опаздывать на службу
В 6 утра в монастыре начиналась литургия, которая служилась ежедневно, и владыка Лавр (если не уезжал по Синодальным делам) всегда молился на службе. Он и в молитве являлся для нас примером. Был строг к самому себе в первую очередь, а к нам – строг с любовью и милосердием. И это тоже один из духовных законов: чем выше человек стоит духовно, тем более он строг к самому себе и милосерден к окружающим. И наоборот.
Чем выше человек стоит духовно, тем более он строг к самому себе и милосерден к окружающим
Мы, молодые семинаристы, тоже вставали в 5 и шли на службу, а в 8 уже начинались занятия. Если мы опаздывали, то владыка Лавр мог шутливо, но крепко взять опоздавшего за ухо и сказать внушительно:
– Не опаздывай на службу!
У владыки были длинные и сильные пальцы музыканта, когда он брал тебя за ухо – это ощущалось довольно чувствительно, и после такого внушения желание опаздывать пропадало начисто. Так, вроде бы и шуткой, а с другой стороны, и строгостью, владыка нас воспитывал.
Владыка Лавр с преподавателями и студентами семинарии
Наш отец Киприан
Еще одним нашим замечательным наставником был архимандрит Киприан (Пыжов; 1904–2001), которого часто называют иконописцем всего Зарубежья. Он прожил долгую и полную событий жизнь – 97 лет – и воспитал не одно поколение семинаристов. Был духовником множества монахов и архиереев.
Родился отец Киприан в Санкт-Петербурге, в восьмилетнем возрасте потерял маму, которая была талантливой художницей. Встретил революцию подростком и в 15 лет вступил в Добровольческую армию, затем покинул Крым вместе с частями армии и прошел Галлиполи. Он хорошо знал, что такое нужда, голод, жизненные трудности и скорби. Работал даже маляром.
Стал послушником монастыря Преподобного Иова Почаевского в Закарпатской Руси и именно там впервые расписал храм. Насельниками этого же монастыря были два Первоиерарха нашей Зарубежной Церкви: Митрополит Виталий (Устинов) и Митрополит Лавр (Шкурла).
Когда я поступил в семинарию, отцу Киприану было уже за 80. Он жил рядом с нами, тут же находилась его мастерская. Всегда был очень занят иконописью, но находил время и следить за нашей молодой жизнью.
Как-то раз я выскочил из своей келлии, не надев подрясника, в какой-то разноцветной футболке, и столкнулся с отцом Киприаном в коридоре. Он не прошел мимо, а внушительно сказал мне:
– Что ты на себя какой-то флаг надел?! Оденься прилично!
«Курс монашеского воспитания ума, воли и сердца»
О наставниках Джорданвилля можно долго рассказывать. В нашем воспитании они следовали наставлению многолетнего ректора семинарии и настоятеля монастыря, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906–1976), который был настоящим столпом веры и монашества.
Он говорил так:
«Какой бы путь жизни и служения для себя ни избрали потом наши выпускники, они, по нашему глубокому убеждению, должны пройти курс монашеского воспитания ума, воли и сердца».
Вот мы, молодые семинаристы, и проходили курс монашеского воспитания, и все, что заложили в нас наши наставники, помним и чтим до сих пор.
Моя семья
Мне в жизни, по милости Божьей, повезло с наставниками, которые воспитывали меня в вере с раннего детства. В первую очередь это мои глубоко верующие родные. Мой дедушка был из семьи давно обрусевших немцев Поволжья и родился в Саратове. В мамином роду в течение 200 лет мужчины были священнослужителями, я даже написал о них книгу «Затопляевы – наши предки за Байкалом». Моя бабушка была дочерью священника.
После революции большевики преследовали и убивали служителей Церкви. В краю, где жили мамины родные, большевики убили протоиерея Аркадия Прозорова, протоиерея Виктора Козловского. Протоиерей Серапион Черных, законоучитель Хабаровского кадетского корпуса, настоятель собора в Николаевске-на-Амуре, был схвачен во время освящения вербочек в Вербное воскресенье и спущен под лёд в бухте прямо в облачении. Ныне он, вместе с множеством других таких же страдальцев, прославлен в лике новомучеников.
Многие русские люди, спасаясь от страшной смерти, оказались разбросанными по самым разным странам мира. Это и есть Русское Рассеяние, о котором харбинский поэт Алексей Ачаир, участник Сибирского Ледяного похода, сказал:
Не сломала судьба нас, не выгнула,
Хоть пригнула до самой земли.
И за то, что нас Родина выгнала, –
Мы по свету ее разнесли.
Родители папы уехали в Харбин – русский город в Китае, где дедушка работал инженером на КВЖД, и мой папа, Владимир Александрович Соммер, родился в Харбине. А родители мамы оказались в Корее, там и появилась на свет моя мама, Надежда Ивановна Баранова. Затем их ждали многолетние скитания по разным странам, пока наконец они не оказались в Калифорнии. Здесь и познакомились мои тогда еще совсем юные родители, а сам я родился в Бурлингейме, это пригород Сан-Франциско.
Я думаю по-русски
У нас был храм Всех святых в Земле Российской просиявших, и я, можно сказать, рос и воспитывался на приходе – с 7 лет стал прислужником настоятеля нашего храма. Учился в православной гимназии, мы изучали русскую историю и русскую географию, Закон Божий. Это был островок России в Америке.
И сейчас, когда меня спрашивают, кем я себя чувствую, будучи рожденным в Америке, русским или американцем, отвечаю:
– Конечно, я – русский человек. Еще Даль говорил: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит». Я думаю по-русски.
Отец Николай Масич
Первым моим наставником был настоятель нашего храма, протопресвитер Николай Масич. Он пережил много страданий в своей жизни, был гоним за веру. До революции и несколько лет после нее преподавал в школе математику, но потом от него, как от учителя, потребовали стать атеистом, и в 1925-м году ему пришлось уйти с работы.
Как усердный прихожанин и чтец, отец Николай был рукоположен в диаконы, а потом в священники. Принял рукоположение в те страшные годы, когда служить у престола – означало подвергать смертельной опасности себя и своих близких. И эта опасность не заставила себя ждать: отец Николай был арестован за веру и 20 лет провел в лагерях, а его матушка одна растила трех дочерей. Когда вернулся из лагеря – матушка уже умерла, и он даже не смог присутствовать на ее похоронах. Дочери давно стали взрослыми.
После войны отец Николай оказался в эмиграции и пережил трагедию Лиенца. Затем служил в храме Святого Иоанна Предтечи в Буэнос-Айресе. Он был настоятелем нашего храма в Бурлингейме, когда я начал там прислуживать, и отошел ко Господу в 1974-м году.
Отец Алексий Ионов
Вслед за отцом Николаем Масичем настоятелем в нашем храме стал протопресвитер Алексий Ионов (1907–1977). Его воспоминания о годах служения в Псковской православной миссии легли в основу фильма Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня.
Когда отец Алексей стал у нас служить, он не был глубоким стариком, но в военные времена пережил так много скорбей, что на свою последнюю Пасху уже не смог пойти на крестный ход. Помню, как все мы радовались, когда он собрался с силами и все-таки вышел нас поздравить! Я был тогда еще маленьким мальчиком и мало что помню, но я помню его дух... Отец Алексей очень повлиял на то, что у меня появилось желание служить Богу.
«Ради Иисуса, а не ради хлеба куса»
Мое поколение знало многих истинных пастырей, которые душу свою полагали за овцы
Потом были другие настоятели... Мое поколение знало многих священнослужителей – истинных пастырей, которые душу свою полагали за овцы.
Неудивительно, что я рано сделал выбор в своей жизни, и когда мои сверстники-американцы мечтали о карьере и высокооплачиваемой работе, мы, русские мальчишки, поступали в Свято-Троицкую семинарию, заранее зная, что служение священника в Америке не позволит прокормить семью, что нам нужно будет постоянно где-то подрабатывать или надеяться на зарплату наших матушек. Мы шли в семинарию ради Иисуса, а не ради хлеба куса, как говорит пословица.
Так и вышло в моей дальнейшей жизни: мы с матушкой растили трех сыновей в основном на ее зарплату профессора университета, а я служил у престола Божия, и продолжаю служить вот уже почти 30 лет. Но это я забежал вперед.
Протоиерей Андрей Соммер и его семья
Владыка Антоний (Медведев)
Когда я учился в православной гимназии, к нам часто, особенно на экзамены, приезжал архиепископ Антоний (Медведев) (1908–2000), главный вдохновитель прославления святителя Иоанна Шанхайского. Именно владыка Антоний возглавил открытие мощей святителя в 1993-м году и составил большую часть службы святому.
Митрополит Лавр писал о владыке Антонии так:
«Он был очень сердечным и искренним и никогда ничего не делал на пользу себе, а только на пользу Церкви и во славу Божию. У него не было личной жизни, а только жизнь в Церкви, со Христом».
Владыка Антоний был высокий, лысоватый, не толстый, но такой большой, с большими руками, как медведь, словно оправдывал свою фамилию. Относился к нам строго, но с большой любовью.
Помню, как на экзамене мне выпал билет о Вселенских Соборах, и я забыл одну из многочисленных дат – так вот, он немного отодвинулся от стола, чтобы другие преподаватели не заметили, и тихонько подсказал мне.
В посту все ученики православной гимназии говели, и настоятель нашего храма нас всех исповедал. Учеников было около 80 человек, ему приходилось с нами туго, и тогда ему на помощь приезжал владыка Антоний и сам нас исповедал, хотя у него при соборе в Сан-Франциско имелась своя православная гимназия, и в ней учились более 100 человек. То есть владыка не только своими учениками занимался, но и еще и нас не забывал.
В 1982-м году я окончил гимназию, и владыка Антоний вручил мне медаль и подарил Новый Завет, который я до сих пор храню. Он же посвятил меня в чтеца на престольном празднике Всех святых, в Земле Российской просиявших. Он же благословил меня поступать в семинарию.
Архиепископ Лавр и Архиепископ Антоний (Медведев) 1998 год
Новый Завет, подаренный владыкой Антонием
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Еще к нам приезжал владыка Филарет (Вознесенский) (1903–1985), третий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский. Вот такой у нас был уникальный приход – Первоиерархи приезжали. Он привозил к нам чудотворную Курскую-Коренную икону.
Я держал тяжелый жезл митрополита Филарета, когда он говорил проповеди, а проповеди у него были, я вам скажу, отнюдь не короткие.
Помню, как, будучи еще 11-летним мальчиком, получил грамоту, подписанную владыкой Филаретом, за усердную помощь нашему приходу. Я очень дорожу этой памятной грамотой.
Грамота с подписью митрополита Филарета
Как я встретил свою суженую
Потом в нашем храме настоятелем был протоиерей Стефан Павленко. К его матушке Татьяне приезжала в гости юная девушка: матушка приходилась ей тетей. Так я познакомился с моей будущей супругой Наташей.
Когда я поступил в семинарию при Свято-Троицком монастыре, в обители жил протопресвитер Михаил Помазанский (1888–1988), известный богослов Русской Зарубежной Церкви. Вскоре я снова увидел Наташу, приехавшую в гости теперь уже к отцу Михаилу. Оказалось, что известный богослов – ее прадедушка. Он, кстати, не дожил всего неделю до своего столетнего юбилея.
Мы с Наташей повенчались, когда я учился на третьем курсе.
«Хочу рукоположить тебя в диаконы»
Через год после Венчания, когда я учился уже на четвертом курсе, мне позвонил владыка Антоний:
– Я тебя посвящал в чтеца, я тебя благословлял в Джорданвилль, теперь благословляю приехать на летние каникулы: хочу рукоположить тебя в диаконы.
До рукоположения владыка пригласил нас с Наташей к себе в гости на чай, в свою скромную квартиру, видимо, чтобы лучше познакомиться с моей избранницей и будущей матушкой.
У него был такой большой стол, весь заваленный бумагами, но видно было, что он сам хорошо знал, где у него что находится. Владыка был очень деятельным человеком, он работал сутками. Сам служил не каждый день, но посещал все службы и молился на всех службах.
Наташа хотела ему помочь накрывать на стол, но он отказался от помощи, сам нам наливал чай, доставал из холодильника угощение к чаю.
Мое рукоположение
Мое рукоположение проходило вместе с архиерейской хиротонией владыки Кирилла (Дмитриева) – 7 июня 1992 года в кафедральном соборе в Сан-Франциско. Обычно архиерейская хиротония проходит в начале литургии, а диаконское рукоположение – после Евхаристического канона.
И вот, сначала хиротонисали епископа Кирилла, а потом все собравшиеся архиереи – владыка Лавр (Шкурла), владыка Виталий (Устинов), владыка Антоний (Медведев), владыка Иларион (Капрал) (трое из них в разное время были ПервоиерархамиРусской Зарубежной Церкви), уступили место только что принявшему хиротонию епископу Кириллу, а он уже своей первой архиерейской благодатью совершил мое диаконское рукоположение.
Это очень красивая традиция, когда правящий архиерей уступает новохиротонисанному архиерею. На следующее утро все владыки снова уступили епископу Кириллу служить литургию, а сами молились в алтаре, и он служил свою первую архиерейскую литургию. А мне уступил место протодиакон собора, отец Николай Поршников.
Собор огромный, а я был семинарист 4 курса и только что рукоположенный диакон, и для меня служить в этом соборе, в присутствии стольких архиереев, было настоящим испытанием – и радостным, и пугающим. Я испытывал такой благоговейный трепет.
Первая диаконская ектения с протодиаконом Николаем Поршниковым
«Не нужно тебе никакой шпрагалки!»
После рукоположения я служил в соборе Всех скорбящих Радость в течение всей недели, а через неделю был как раз праздник Святой Троицы. Я, как младший диакон, должен был внести Евангелие на всенощной, на полиелее, и сказать прокимен.
Помню, что очень боялся из-за волнения забыть этот прокимен и стал готовить шпаргалку. Тогда протодиакон Николай Поршников успокоил меня и сказал:
– Не нужно тебе никакой шпрагалки: если забудешь – просто подними голову и посмотри вверх.
Я заранее туда посмотрел и увидел, что в соборе на куполе есть роспись – и там этот прокимен.
Русский богатырь
Протодиакон Николай Поршников († 2004) был уникален. Я больше таких протодиаконов, как он, не видел. Во-первых, громадный человек, настоящий русский богатырь, во-вторых, с замечательным голосом – у него был крепкий, мощнейший бас.
Отец Николай начинал свой путь служения Церкви в Харбине и в юности был посошником у самого митрополита Нестора Камчатского (Анисимова; † 1962).
Передают историю о том, как, будучи семинаристом в Джорданвилле, отец Николай, по своей юношеской ревности, принес прямо в келлию огромный камень, чтобы тайно на нем молиться, в подражание преподобному Серафиму. Об этих его молитвах узнали случайно, когда в келлию пришли новые семинаристы, а он, по всей видимости, не успел унести свой камень. Пришлось сразу нескольким юношам его выносить: никто из них не мог сделать это в одиночку, как сделал отец Николай.
Рукополагал его в 1963-м году сам святитель Иоанн Шанхайский, и отец Николай очень почитал святителя. Многие помнят, как рыдал отец Николай, когда в собор привезли гроб с телом святителя Иоанна, отошедшего ко Господу 2 июля 1966 года в Сиэтле, во время молитвы в келлии перед чудотворной Курской-Коренной иконой.
О примирении
В 1994-м году меня рукоположили в священники, я служил на нескольких приходах, и вот уже более 20 лет служу в главном храме Русской Зарубежной Церкви – в Синодальном Знаменском соборе.
Мое рукоположение в священники
Я ключарь собора, а также занимаюсь молодежным направлением в работе Синода, мы работаем над разными молодёжными проектами.
Я застал трех Первоиерархов нашей Церкви, точнее, сейчас служу уже при третьем. При втором из них, Митрополите Лавре, произошло примирение и воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
Празднование Дня молодежи в Синоде
Помню, как приезжал к нам перед примирением Президент Путин, как молился он у чудотворной Курской-Коренной иконы. Потом поставил перед иконой свечу. Потом беседовал с нашим Первоиерархом, Митрополитом Лавром, и мы все думали, что беседа будет чисто формальной и продлится минут 5–7, но, к нашему удивлению, она длилась около часа, и мы видели, как интересно Путину общаться с таким человеком, как наш Митрополит Лавр. Видели, как искренне заинтересован Президент в примирении... Он говорил и о том, что готов со своей администрацией помочь в любых делах примирения, а мы тогда всем этим только и жили, это, можно сказать, было главным делом для нас.
Встреча с Президентом в Синоде
Еще приезжал к нам владыка Тихон (Шевкунов), тогда еще архимандрит, который много потрудился над тем, чтобы примирение состоялось...
Митрополит Лавр и митрополит (в те годы архимандрит) Тихон (Шевкунов)
17 мая 2007 года Подписание Акта о каноническом общении в РПЦ
Позднее, по указу Президента Путина, 6 человек из священнослужителей, которые вели всю труднейшую работу подготовки к примирению и воссоединению, получили российское гражданство. И я в том числе. Это был нам такой подарок от Президента. Так что теперь у меня, кроме американского, есть и российское гражданство, чем я очень горжусь.
Подписание Акта о каноническом общении в Русской Православной Церкви
Читателям портала Православие.Ru и его руководителю, митрополиту Тихону (Шевкунову), желаю Божьей помощи во всех благих делах и начинаниях! Христос воскресе!
24 февраля 2008 года Божественная литургия в Сретенском монастыре