Вячеслав Александрович Овчинников Вячеслав Александрович Овчинников скончался 4 февраля 2019 г. на 83-м году жизни в Москве. Отпевали его в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а похоронили на Троекуровском кладбище. 29 мая с.г. исполняется 85 лет со дня рождения русского гения.
Кто-то сравнивал облик Вячеслава Овчинникова с бетховенским. Хачатурян и Шостакович считали этого уроженца Воронежа самым ярким представителем своего поколения. Шостакович в одном из ранних писем к Овчинникову пророчески предсказал ему великое будущее.
Музыкант известен во многих странах; прежде всего, конечно, благодаря музыке кино. Чего стоит лишь перечисление имен режиссеров и названий картин, в которых одним из главнейших героев стала потрясающая музыка Вячеслава Овчинникова!
- «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского;
- «Долгая счастливая жизнь» (1966) Геннадия Шпаликова;
- «Первый учитель» (1965) и «Дворянское гнездо» (1969) Андрея Кончаловского;
- «Война и мир» (1962–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) Сергея Бондарчука;
- «Это сладкое слово свобода» (1972) и «Авария» (1974) Витаутаса Жалакявичюса;
- «Пришел солдат с фронта» (1971) Николая Губенко.
Его музыка сопровождает около 40 кинолент, и все записи музыки к ним мастер осуществлял сам.
Его музыка сопровождает около 40 кинолент, и все записи музыки к ним мастер осуществлял сам
Многие фильмы с музыкой Овчинникова отмечены наградами на международных конкурсах и фестивалях («Оскар» в США, «Золотой лев» в Венеции и др.). В 1967-м г. Английское общество международных премий присудило композитору Большую золотую медаль за музыку в кино.
Беспрецедентно также музыкальное озвучивание композитором немых фильмов «Земля», «Арсенал» и «Звенигора» Александра Довженко в 1971–1973-м гг. Черно-белые шедевры немого кино Довженко словно заговорили – и все это благодаря музыке, виртуозно вошедшей буквально в каждый кадр, во все планы. Таких экспериментов история киноискусства не знает. Именно эту музыку Овчинников считал самой сильной своей работой в кино.
Овчинниковым создано множество произведений в разных жанрах:
- оперы «Маскарад» и «На заре туманной юности»,
- балеты «Суламифь», «Война и мир» и «Песнь Песней»,
- четыре симфонии,
- несколько ораторий, сюит,
- симфонические циклы и одночастные симфонические пьесы,
- камерно-инструментальные и концертные, хоровые и вокальные произведения, в том числе романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Майкова, А. Блока.
В некоторых его сочинениях мы слышим музыку в характере церковных песнопений
В некоторых его сочинениях мы слышим музыку в характере церковных песнопений.
Произведения В. Овчинникова, в том числе и киномузыка, были записаны крупнейшими фирмами грамзаписи Японии, США, ФРГ. На виниловых пластинках фирмы «Мелодия» в ХХ в. выпускались его оркестровые сюиты, симфонии, «Элегия памяти С. В. Рахманинова», «Русский вальс», симфоническая поэма «Фестиваль», а также обширные записи мирового классического наследия в исполнении Овчинникова как дирижера.
И хотя японские критики писали:
«Взошла новая звезда – Вячеслав Овчинников. Исполнение демонстрирует неукротимую жизненную мощь его таланта, которая не может оставить равнодушным слушателя. Это как взрыв энергии, ошеломляющий шквал музыки, ощущаешь величие без мелочей… Мощь, жизненность, одухотворенность – это хочется отметить особо…»,
– согласимся с замечанием А. Кончаловского, что
«мировая культура себя обкрадывает, недооценивая музыку замечательного Славы Овчинникова».
Меж тем В.В. Путин в президентском поздравлении в связи с 70-летием русского гения отмечал:
«С Вашим творчеством и великолепным исполнительским мастерством знакомы любители музыки из разных стран мира, и всегда Вам сопутствовали заслуженный успех и признание».
В современной России записей музыки Вячеслава Овчинникова практически не найти
Однако в современной России записей музыки Вячеслава Овчинникова практически не найти, а на цифровых носителях их вообще нет. Что-то мы находим на YouTube.
Свое отношение к современному состоянию отечественной культуры Овчинников сформулировал внятно:
«К сожалению, в последнее время часто приходится сталкиваться с обычными коммерческими играми, к которым я не могу относиться серьезно. Нам показывают ничем не выдающегося музыканта и уверяют, что он гений. Так о нем говорят репортеры, купленные люди, намеренно искажающие критерии, при помощи которых вы можете оценить истинное искусство».
И еще:
«Жизни музыкальной мы почти не видим, потому как она вытеснена двумя тенденциями, ничего общего с музыкой не имеющими. Одна из них – разложение музыкальной культуры посредством пропаганды и распространения продукции давно отживших, чисто умозрительных европейских школ. Через них – компрометация серьезного музицирования, а также увод слушателя в сферы оболванивающей поп-культуры, как естественного заполнителя образовавшегося духовного вакуума. Вторая тенденция – построение системы образования по принципу замалчивания великой музыкальной классики или преподнесение ее в искаженном виде (например, перевод произведений классического или народного искусства в другой жанр). К сожалению, тех оазисов музыкальной культуры, которые еще существуют и борются с рынком невежества, недостаточно, и они не поддержаны властью. Хотя видимость активной культурной жизни существует».
***
Исключительная музыкальная одаренность будущего композитора поначалу была подмечена и поддержана матерью. С пятью классами образования, она тем не менее была очень образованным человеком, страстно влюбленным в искусство, и знала «литературу, музыку, родной язык так, как не все академики знают». Она первая пробудила в своих детях любовь к музыке. Слава стал сочинять музыку в раннем детстве, которое пришлось на тяжелое военное время, проведенное в эвакуации в Николаевске-на-Амуре:
«Я начал сочинять очень рано, когда еще нот не знал. Я сам себе ноты придумывал. Я горячо уверял ее, что стану гениальным композитором. Она верит, но не может не плакать: ведь школы закрыты, и скрипки у меня нет. Но я нашел замену: играл на дранках или скалках. В 9 лет я впервые записал свою музыку, первые три произведения: ‟Грезы”, ‟Маленький вальс”, ‟Мазурку” – ту самую, которой начинается 3-я серия ‟Войны и мира”».
Мазурка
С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте, легко и быстро овладевшем игрой на скрипке и рояле, впервые вставшем за дирижерский пульт еще в десятилетнем возрасте – музыканте с врожденным, «необыкновенным слухом и памятью». О его уникальных способностях в консерватории ходили легенды.
С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте
Близкие, почти родственные отношения у Овчинникова сложились с семьями Михалковых и Кончаловских (Наталью Петровну Кончаловскую он называл своей «второй мамой» и подолгу жил у Михалковых).
Композитор признавался, что от увлечений додекафонией, авангардом его отвел художник Илья Глазунов, с которым они вместе совершали поездки в Ленинград и Троице-Сергиеву лавру. По свидетельству Глазунова, Овчинников говорил:
«Я всегда буду благодарен тебе и Нине, что вы вырвали меня из объятий сатаны».
Овчинников боролся за сохранение подлинного исторического облика Москвы и за восстановление храма Христа Спасителя.
***
Еленой Черниковой, племянницей композитора и писателем, найдена весьма удачная метафора, отчасти проясняющая нам музыкальную натуру Овчинникова, которая определяется парадоксальным сочетанием пламенного сердца и «ледяного» разума:
«глаз урагана – это цилиндрическая область покоя и света внутри бушующей стихии. Состав ураганного ‟глаза” – полная сдержанность, спокойно прекрасная, солнечно ослепительная, но все это только внутри цилиндра, бешено вращающего мегатонные массы воды и ветра вокруг себя».
Глубоко прав А. Кончаловский, утверждающий, что у Овчинникова нет заимствований какого-либо стиля, что он весь соткан из русской и европейской культур.
Добавим, что космизм Овчинникова имеет как «внутренний», русский лирический характер, так и «внешний» – всеобщий, если угодно, коллективный, и национальный, и всемирный. Его сочинения – словно уловленные гением мировые музыкальные константы, ретранслируемые нам из великого пространства.
Георгий Свиридов восторженно отзывался о музыке Овчиникова.
В качестве яркого примера творчества композитора вспомним замечательный романс «Ивушки» на слова Натальи Кончаловской из фильма А. Кончаловского «Дворянское гнездо». Тема романса про ивушек – в фильме сквозная. В кадре – неповторимые Ирина Купченко и Беата Тышкевич, а озвучивают романс великолепно поющие сестры Карина и Рузанна Лисициан.
Это произведение имеет окраску и дух «старинного русского романса».
Но особенно хороша тема, которая звучит в самом начале фильма, начинаясь перед титрами. Она потом неоднократно возвращается. Красноярский исследователь музыки Овчинникова И. Ефимова называет эту тему «темой России». Звучит она и в словах Федора Лаврецкого (когда он едет к Калитиным):
«Неужели я вернулся? Неужели я – дома? Если счастье без любви невозможно, то видно, ни покоя, ни воли не может быть без Родины? Нет, человек положительно – гораздо большее растение, чем он сам предполагает. Растение с корнями не может жить вырванным из родной почвы!»
И музыка Овчинникова к кинофильму «Война и мир» – это произведение конгениальное, равное по масштабу титанической глыбе, содеянной гением Бондарчука.
К эпопее Бондарчука Овчинников написал музыку еще студентом. Позднее он скажет:
«С Бондарчука мы начали говорить о русской культуре, русском кинематографе. Ведь в советское время в отношении русской культуры был своеобразный геноцид. Слово ‟русский” запрещалось произносить...».
В картину «Война и мир» вошло 7 часов музыки из написанных 13; для всех картин Овчинников писал с избытком, несмотря на то, что гонорар в те годы выплачивался только за 31 минуту киномузыки на полнометражный фильм; остальное – подарок композитора. В начале 1990-х Вячеславу Александровичу понадобились оркестровые голоса, по которым он собирался восстановить некоторые партитуры. Зашел в архив библиотеки: чисто и тихо. И узнал страшное: все его ноты исчезли, старый архив более не существует, уничтожен «за давностью».
***
Скажем несколько слов о некоторых творческих вехах в биографии этого мастера, народного артиста России, члена Европейской Академии кино и телевидения, действительного члена Национальной Академии кинематографических искусств и наук, члена Союза кинематографистов России, члена Союза композиторов России, неоднократного председателя и члена жюри престижнейших Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов.
Существует сайт, посвященный творчеству Овчинникова.
Вячеслав Александрович родился в 1936-м г. в семье военнослужащего, в 1945-м г. поступил учиться по классу скрипки в музыкальную школу. В семье было четверо детей – три девочки и один мальчик, и, несмотря на трудности послевоенных лет, все дети обучались музыке. В это же время он начал сочинять и исполнять публично свои произведения. Параллельно овладел и фортепьяно, да так, что на показательных концертах школы выступал в нескольких амплуа. Семилетний курс прошел за 5 лет, окончил школу с отличием и, по настоянию В. Бронина и Д. Ойстраха, уехал в 1951-м г. на учебу в Москву, где, преодолев конкурс в 30 человек на место, поступил в музыкальное училище при Московской Консерватории им. Чайковского, в класс свободного сочинения доцента Е. О. Месснера.
Он совершенствовал мастерство также и как пианист, и в 1955-м г. окончил училище автором двух симфоний для симфонического оркестра. В том же году поступил в Московскую консерваторию, в класс свободного сочинения профессора С. С. Богатырева, а в классе профессора Л. М. Гинсбурга обучался дирижированию. В 1962-м г., в связи с кончиной проф. Богатырева, обучение продолжил в аспирантуре в классе проф. Т. Н. Хренникова.
В годы учебы В. Овчинников создал произведения, сразу же принесшие ему широкую известность в СССР и за рубежом, побеждал во всех Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, в которых принимал участие. Его камерные произведения для скрипки и фортепьяно часто звучали на международных конкурсах исполнителей, а на III конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве соната В. Овчинникова для скрипки и фортепиано стала обязательным произведением.
Произведения студента Овчинникова исполняли всемирно известные музыканты: Давид и Игорь Ойстрахи, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Олег Каган, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Евгений Малинин, Олег Крыса, дирижеры: Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Максим Шостакович, Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер, Геннадий Проваторов и другие.
Вячеслав Овчинников. Симфония №1 ми бемоль минор, соч, 1956 года (одночастная). Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр – Максим Шостакович
Поразительна рассказанная Е. Черниковой история с одночастной Симфонией № 1 ми бемоль минор:
«Написанная еще в годы учебы в Музыкальном училище (!) им. П. И. Чайковского (при консерватории) в середине 1950-х, она принесла автору молниеносную и оглушительную славу после первого же публичного исполнения в декабре 1960 г., состоявшегося в знаменитой Первой студии на ул. Качалова (Малая Никитская) в Москве, в Доме звукозаписи (ГДРЗ). За пультом Большого симфонического оркестра в тот день стоял великий дирижер А. В. Гаук, давался концерт современной музыки. Овчинников в зале. Вокруг – творческая элита страны. Началось. 24 минуты космоса. На 25-й минуте зал встал и, рукоплеща неистово, потребовал повторить симфонию на бис – целиком (такое было в истории музыки один раз – когда Брамс представил публике свою знаменитую Симфонию № 3; исполнявший ее дирижер Ганс фон Бюлов повторил симфонию целиком). Но А. Гаук сказал публике: ‟Приходите на следующее исполнение!” В тот день, собственно, и С. Бондарчук впервые увидел В. Овчинникова.
Сочиненная девятнадцатилетним юношей, Симфония № 1 мистически втянула в свои 24 минуты многовековую русскую историю. …Русской музыке, долго бродившей под спудом, требовался новый голос всемирной мощи, такой, чтобы больше никогда ни у кого вопросов не возникало: особая страна или не особая, есть у русскости свое значение или нет. Требовалось явление, манифестация, ясный, проникновенный и, главное, гениальный голос. И голос появился. Овчинников в своих первых же симфониях напомнил миру, что русское в культуре нашей страны имеет планетарное значение, потому что благие, животворные токи Божественного изливаются на Землю, прежде всего, через Россию».
Почти одновременно была написана Симфония № 2. С ней Овчинников поступал в 1955-м г. в Московскую Консерваторию имени П. И. Чайковского. Профессор А. Н. Александров, прослушав сочинение абитуриента, обратился к комиссии и залу: «Что же он дальше будет делать?..»
Учить гения было нечему. Он мог только саморазвиваться.
Дебютом как дирижера стал для В. Овчинникова концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1973-м г. На вечере, посвященном 100-летию С. Рахманинова, Овчинников исполнил свою «Элегию памяти Рахманинова» для хора, оркестра и сопрано. До сих пор очевидцы вспоминают тот концерт:
«Крики восторга, слезы, горы цветов на сцене, громадная очередь в артистическую...».
Овчинников много концертировал как дирижер, пропагандируя не только свою музыку, но и произведения мировой классики. Концерты его проходили в лучших залах страны, с лучшими оркестрами и при постоянных аншлагах. Репертуар дирижера Овчинникова был обширен, но наибольшие достижения его – в интерпретации музыки русской и западноевропейской.
В декабре 2017 г. в Большом зале Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа) состоялся Первый открытый конкурс юных музыкантов имени В. А. Овчинникова.
В последние годы Вячеслав Овчинников вел в целом замкнутый образ жизни:
«Я не хочу вылезать на люди и не хочу, чтобы на меня воздействовал наш сильно накренившийся и опасный мир».
Верно замечено, что, вопреки лукавому духу времени, в котором гению суждено было жить, он не желал измерять ценности в ценах, диктуемых ярмаркой тщеславия; не маршировал в ногу; не боялся прослыть «отсталым традиционалистом» и не стыдился уз кровного родства, связывающих его творчество с культурой своего народа, – уз, которые и образуют то, что называется духом народа. Это и есть живая связь музыки, созданной нашим современником, с классическим наследием русской музыкальной культуры.
В эпоху распада культуры и тотального постпостмодерна поддержим в выводах молодого красноярского музыковеда Алёну Пятакову:
«Музыка Овчинникова пребывает… в сфере Большой Классической Традиции. Среди его современников, продолжающих свою деятельность в настоящее время, трудно выделить композитора, сочинения которого были бы связаны столь же прочно, столь же откровенно и столь же естественно с национальной художественной культурой, как связаны с ней сочинения Овчинникова. С этой точки зрения Вячеслав Овчинников предстает как Художник в том его значении, которое без лишних объяснений понятно любому русскому человеку и которое четко сформулировал русский мыслитель Иван Ильин: истинный Художник – тот, кто несет ‟знамя истинного, ответственного и вдохновенного… классического и в то же время пророческого искусства; <кто непоколебимо убежден в том>, что исторические бури и страдания смоют душевную нечисть и очистят духовный воздух, и что в искусстве, как и везде, распутий и соблазнов много, а путь – один. И пусть говорят люди об ‟изжитых” традициях искусства. Ибо священные традиции духа не изживаются никогда”».
И. Ефимова:
«Звучание хора в последней новелле фильма А. Тарковского ‟Андрей Рублев” – ‟Колокол” – это голос соборной души Руси, души, духовно преображенной. Никакой псевдоправославной сусальности, никаких цитаточек из церковной музыки; современный, довольно сложный музыкальный язык. И при этом все же то был голос души народной, прозревающей сквозь трагизм земной судьбы суть бытия и обретшей нерушимую веру, надежду и любовь.
…Опубликована лишь малая часть им созданного, а это далеко не только киномузыка.
…Думается, что без сожаленья он покинул и мир сей, где уже нет места для любимой им Руси-России, а значит, и для созданной им музыки: скорее всего, она не будет ‟востребована” здесь. Но ТАМ она останется навсегда, как песнь-молитва преображенной Светом русской души».
Обратимся к суждению Е. Черниковой:
«Если коротко обрисовать кредо, которое всеми средствами отстаивал и в те, и в дальнейшие годы Вячеслав Овчинников, мы опять вернемся к образу России и небесного ее звучания. Народ прекрасно понимает каждую его ноту. Стоило, скажем, по радио из Москвы передать всего несколько произведений по случаю 70-летия композитора, как полетели письма слушателей, демонстрирующие понимающую любовь и тоску по этой музыке, не исполняемой на Родине».
«Словом, если когда-нибудь усомнитесь, кто вы, русские люди, что вы делаете на этой земле, зачем живете и по чьему призыву, послушайте эту музыку, от которой цветы и души распускаются и тянутся к солнцу. Музыку, которая физически течет по жилам...».
Завершающие кадры фильма «Андрей Рублев» А.Тарковского