Вячеслав Овчинников. Небесное звучание России (+ВИДЕО)

Вячеслав Александрович Овчинников Вячеслав Александрович Овчинников Вячеслав Александрович Овчинников скончался 4 февраля 2019 г. на 83-м году жизни в Москве. Отпевали его в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а похоронили на Троекуровском кладбище. 29 мая с.г. исполняется 85 лет со дня рождения русского гения.

Кто-то сравнивал облик Вячеслава Овчинникова с бетховенским. Хачатурян и Шостакович считали этого уроженца Воронежа самым ярким представителем своего поколения. Шостакович в одном из ранних писем к Овчинникову пророчески предсказал ему великое будущее.

Музыкант известен во многих странах; прежде всего, конечно, благодаря музыке кино. Чего стоит лишь перечисление имен режиссеров и названий картин, в которых одним из главнейших героев стала потрясающая музыка Вячеслава Овчинникова!

  • «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского;
  • «Долгая счастливая жизнь» (1966) Геннадия Шпаликова;
  • «Первый учитель» (1965) и «Дворянское гнездо» (1969) Андрея Кончаловского;
  • «Война и мир» (1962–1967), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986) Сергея Бондарчука;
  • «Это сладкое слово свобода» (1972) и «Авария» (1974) Витаутаса Жалакявичюса;
  • «Пришел солдат с фронта» (1971) Николая Губенко.

Его музыка сопровождает около 40 кинолент, и все записи музыки к ним мастер осуществлял сам.

Его музыка сопровождает около 40 кинолент, и все записи музыки к ним мастер осуществлял сам

Многие фильмы с музыкой Овчинникова отмечены наградами на международных конкурсах и фестивалях («Оскар» в США, «Золотой лев» в Венеции и др.). В 1967-м г. Английское общество международных премий присудило композитору Большую золотую медаль за музыку в кино.

Беспрецедентно также музыкальное озвучивание композитором немых фильмов «Земля», «Арсенал» и «Звенигора» Александра Довженко в 1971–1973-м гг. Черно-белые шедевры немого кино Довженко словно заговорили – и все это благодаря музыке, виртуозно вошедшей буквально в каждый кадр, во все планы. Таких экспериментов история киноискусства не знает. Именно эту музыку Овчинников считал самой сильной своей работой в кино.

Овчинниковым создано множество произведений в разных жанрах:

  • оперы «Маскарад» и «На заре туманной юности»,
  • балеты «Суламифь», «Война и мир» и «Песнь Песней»,
  • четыре симфонии,
  • несколько ораторий, сюит,
  • симфонические циклы и одночастные симфонические пьесы,
  • камерно-инструментальные и концертные, хоровые и вокальные произведения, в том числе романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Майкова, А. Блока.

В некоторых его сочинениях мы слышим музыку в характере церковных песнопений

В некоторых его сочинениях мы слышим музыку в характере церковных песнопений.

Произведения В. Овчинникова, в том числе и киномузыка, были записаны крупнейшими фирмами грамзаписи Японии, США, ФРГ. На виниловых пластинках фирмы «Мелодия» в ХХ в. выпускались его оркестровые сюиты, симфонии, «Элегия памяти С. В. Рахманинова», «Русский вальс», симфоническая поэма «Фестиваль», а также обширные записи мирового классического наследия в исполнении Овчинникова как дирижера.

И хотя японские критики писали:

«Взошла новая звезда – Вячеслав Овчинников. Исполнение демонстрирует неукротимую жизненную мощь его таланта, которая не может оставить равнодушным слушателя. Это как взрыв энергии, ошеломляющий шквал музыки, ощущаешь величие без мелочей… Мощь, жизненность, одухотворенность – это хочется отметить особо…»,

– согласимся с замечанием А. Кончаловского, что

«мировая культура себя обкрадывает, недооценивая музыку замечательного Славы Овчинникова».

Меж тем В.В. Путин в президентском поздравлении в связи с 70-летием русского гения отмечал:

«С Вашим творчеством и великолепным исполнительским мастерством знакомы любители музыки из разных стран мира, и всегда Вам сопутствовали заслуженный успех и признание».

В современной России записей музыки Вячеслава Овчинникова практически не найти

Однако в современной России записей музыки Вячеслава Овчинникова практически не найти, а на цифровых носителях их вообще нет. Что-то мы находим на YouTube.

Свое отношение к современному состоянию отечественной культуры Овчинников сформулировал внятно:

«К сожалению, в последнее время часто приходится сталкиваться с обычными коммерческими играми, к которым я не могу относиться серьезно. Нам показывают ничем не выдающегося музыканта и уверяют, что он гений. Так о нем говорят репортеры, купленные люди, намеренно искажающие критерии, при помощи которых вы можете оценить истинное искусство».

И еще:

«Жизни музыкальной мы почти не видим, потому как она вытеснена двумя тенденциями, ничего общего с музыкой не имеющими. Одна из них – разложение музыкальной культуры посредством пропаганды и распространения продукции давно отживших, чисто умозрительных европейских школ. Через них – компрометация серьезного музицирования, а также увод слушателя в сферы оболванивающей поп-культуры, как естественного заполнителя образовавшегося духовного вакуума. Вторая тенденция – построение системы образования по принципу замалчивания великой музыкальной классики или преподнесение ее в искаженном виде (например, перевод произведений классического или народного искусства в другой жанр). К сожалению, тех оазисов музыкальной культуры, которые еще существуют и борются с рынком невежества, недостаточно, и они не поддержаны властью. Хотя видимость активной культурной жизни существует».

***

Исключительная музыкальная одаренность будущего композитора поначалу была подмечена и поддержана матерью. С пятью классами образования, она тем не менее была очень образованным человеком, страстно влюбленным в искусство, и знала «литературу, музыку, родной язык так, как не все академики знают». Она первая пробудила в своих детях любовь к музыке. Слава стал сочинять музыку в раннем детстве, которое пришлось на тяжелое военное время, проведенное в эвакуации в Николаевске-на-Амуре:

«Я начал сочинять очень рано, когда еще нот не знал. Я сам себе ноты придумывал. Я горячо уверял ее, что стану гениальным композитором. Она верит, но не может не плакать: ведь школы закрыты, и скрипки у меня нет. Но я нашел замену: играл на дранках или скалках. В 9 лет я впервые записал свою музыку, первые три произведения: ‟Грезы”, ‟Маленький вальс”, ‟Мазурку” – ту самую, которой начинается 3-я серия ‟Войны и мира”».


Мазурка

С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте, легко и быстро овладевшем игрой на скрипке и рояле, впервые вставшем за дирижерский пульт еще в десятилетнем возрасте – музыканте с врожденным, «необыкновенным слухом и памятью». О его уникальных способностях в консерватории ходили легенды.

С самого раннего детства Вячеслав Овчинников заявил о себе как о гениально одаренном музыканте

Близкие, почти родственные отношения у Овчинникова сложились с семьями Михалковых и Кончаловских (Наталью Петровну Кончаловскую он называл своей «второй мамой» и подолгу жил у Михалковых).

Композитор признавался, что от увлечений додекафонией, авангардом его отвел художник Илья Глазунов, с которым они вместе совершали поездки в Ленинград и Троице-Сергиеву лавру. По свидетельству Глазунова, Овчинников говорил:

«Я всегда буду благодарен тебе и Нине, что вы вырвали меня из объятий сатаны».

Овчинников боролся за сохранение подлинного исторического облика Москвы и за восстановление храма Христа Спасителя.

***

Еленой Черниковой, племянницей композитора и писателем, найдена весьма удачная метафора, отчасти проясняющая нам музыкальную натуру Овчинникова, которая определяется парадоксальным сочетанием пламенного сердца и «ледяного» разума:

«глаз урагана – это цилиндрическая область покоя и света внутри бушующей стихии. Состав ураганного ‟глаза” – полная сдержанность, спокойно прекрасная, солнечно ослепительная, но все это только внутри цилиндра, бешено вращающего мегатонные массы воды и ветра вокруг себя».

Глубоко прав А. Кончаловский, утверждающий, что у Овчинникова нет заимствований какого-либо стиля, что он весь соткан из русской и европейской культур.

Добавим, что космизм Овчинникова имеет как «внутренний», русский лирический характер, так и «внешний» – всеобщий, если угодно, коллективный, и национальный, и всемирный. Его сочинения – словно уловленные гением мировые музыкальные константы, ретранслируемые нам из великого пространства.

Георгий Свиридов восторженно отзывался о музыке Овчиникова.

В качестве яркого примера творчества композитора вспомним замечательный романс «Ивушки» на слова Натальи Кончаловской из фильма А. Кончаловского «Дворянское гнездо». Тема романса про ивушек – в фильме сквозная. В кадре – неповторимые Ирина Купченко и Беата Тышкевич, а озвучивают романс великолепно поющие сестры Карина и Рузанна Лисициан.

Это произведение имеет окраску и дух «старинного русского романса».

Но особенно хороша тема, которая звучит в самом начале фильма, начинаясь перед титрами. Она потом неоднократно возвращается. Красноярский исследователь музыки Овчинникова И. Ефимова называет эту тему «темой России». Звучит она и в словах Федора Лаврецкого (когда он едет к Калитиным):

«Неужели я вернулся? Неужели я – дома? Если счастье без любви невозможно, то видно, ни покоя, ни воли не может быть без Родины? Нет, человек положительно – гораздо большее растение, чем он сам предполагает. Растение с корнями не может жить вырванным из родной почвы!»

И музыка Овчинникова к кинофильму «Война и мир» – это произведение конгениальное, равное по масштабу титанической глыбе, содеянной гением Бондарчука.

К эпопее Бондарчука Овчинников написал музыку еще студентом. Позднее он скажет:

«С Бондарчука мы начали говорить о русской культуре, русском кинематографе. Ведь в советское время в отношении русской культуры был своеобразный геноцид. Слово ‟русский” запрещалось произносить...».

В картину «Война и мир» вошло 7 часов музыки из написанных 13; для всех картин Овчинников писал с избытком, несмотря на то, что гонорар в те годы выплачивался только за 31 минуту киномузыки на полнометражный фильм; остальное – подарок композитора. В начале 1990-х Вячеславу Александровичу понадобились оркестровые голоса, по которым он собирался восстановить некоторые партитуры. Зашел в архив библиотеки: чисто и тихо. И узнал страшное: все его ноты исчезли, старый архив более не существует, уничтожен «за давностью».

***

Скажем несколько слов о некоторых творческих вехах в биографии этого мастера, народного артиста России, члена Европейской Академии кино и телевидения, действительного члена Национальной Академии кинематографических искусств и наук, члена Союза кинематографистов России, члена Союза композиторов России, неоднократного председателя и члена жюри престижнейших Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов.

Существует сайт, посвященный творчеству Овчинникова.

Вячеслав Александрович родился в 1936-м г. в семье военнослужащего, в 1945-м г. поступил учиться по классу скрипки в музыкальную школу. В семье было четверо детей – три девочки и один мальчик, и, несмотря на трудности послевоенных лет, все дети обучались музыке. В это же время он начал сочинять и исполнять публично свои произведения. Параллельно овладел и фортепьяно, да так, что на показательных концертах школы выступал в нескольких амплуа. Семилетний курс прошел за 5 лет, окончил школу с отличием и, по настоянию В. Бронина и Д. Ойстраха, уехал в 1951-м г. на учебу в Москву, где, преодолев конкурс в 30 человек на место, поступил в музыкальное училище при Московской Консерватории им. Чайковского, в класс свободного сочинения доцента Е. О. Месснера.

Он совершенствовал мастерство также и как пианист, и в 1955-м г. окончил училище автором двух симфоний для симфонического оркестра. В том же году поступил в Московскую консерваторию, в класс свободного сочинения профессора С. С. Богатырева, а в классе профессора Л. М. Гинсбурга обучался дирижированию. В 1962-м г., в связи с кончиной проф. Богатырева, обучение продолжил в аспирантуре в классе проф. Т. Н. Хренникова.

В годы учебы В. Овчинников создал произведения, сразу же принесшие ему широкую известность в СССР и за рубежом, побеждал во всех Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, в которых принимал участие. Его камерные произведения для скрипки и фортепьяно часто звучали на международных конкурсах исполнителей, а на III конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве соната В. Овчинникова для скрипки и фортепиано стала обязательным произведением.

Произведения студента Овчинникова исполняли всемирно известные музыканты: Давид и Игорь Ойстрахи, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Олег Каган, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Евгений Малинин, Олег Крыса, дирижеры: Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Максим Шостакович, Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер, Геннадий Проваторов и другие.


Вячеслав Овчинников. Симфония №1 ми бемоль минор, соч, 1956 года (одночастная). Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр – Максим Шостакович

Поразительна рассказанная Е. Черниковой история с одночастной Симфонией № 1 ми бемоль минор:

«Написанная еще в годы учебы в Музыкальном училище (!) им. П. И. Чайковского (при консерватории) в середине 1950-х, она принесла автору молниеносную и оглушительную славу после первого же публичного исполнения в декабре 1960 г., состоявшегося в знаменитой Первой студии на ул. Качалова (Малая Никитская) в Москве, в Доме звукозаписи (ГДРЗ). За пультом Большого симфонического оркестра в тот день стоял великий дирижер А. В. Гаук, давался концерт современной музыки. Овчинников в зале. Вокруг – творческая элита страны. Началось. 24 минуты космоса. На 25-й минуте зал встал и, рукоплеща неистово, потребовал повторить симфонию на бис – целиком (такое было в истории музыки один раз – когда Брамс представил публике свою знаменитую Симфонию № 3; исполнявший ее дирижер Ганс фон Бюлов повторил симфонию целиком). Но А. Гаук сказал публике: ‟Приходите на следующее исполнение!” В тот день, собственно, и С. Бондарчук впервые увидел В. Овчинникова.

Сочиненная девятнадцатилетним юношей, Симфония № 1 мистически втянула в свои 24 минуты многовековую русскую историю. …Русской музыке, долго бродившей под спудом, требовался новый голос всемирной мощи, такой, чтобы больше никогда ни у кого вопросов не возникало: особая страна или не особая, есть у русскости свое значение или нет. Требовалось явление, манифестация, ясный, проникновенный и, главное, гениальный голос. И голос появился. Овчинников в своих первых же симфониях напомнил миру, что русское в культуре нашей страны имеет планетарное значение, потому что благие, животворные токи Божественного изливаются на Землю, прежде всего, через Россию».

Почти одновременно была написана Симфония № 2. С ней Овчинников поступал в 1955-м г. в Московскую Консерваторию имени П. И. Чайковского. Профессор А. Н. Александров, прослушав сочинение абитуриента, обратился к комиссии и залу: «Что же он дальше будет делать?..»

Учить гения было нечему. Он мог только саморазвиваться.

Дебютом как дирижера стал для В. Овчинникова концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1973-м г. На вечере, посвященном 100-летию С. Рахманинова, Овчинников исполнил свою «Элегию памяти Рахманинова» для хора, оркестра и сопрано. До сих пор очевидцы вспоминают тот концерт:

«Крики восторга, слезы, горы цветов на сцене, громадная очередь в артистическую...».

Овчинников много концертировал как дирижер, пропагандируя не только свою музыку, но и произведения мировой классики. Концерты его проходили в лучших залах страны, с лучшими оркестрами и при постоянных аншлагах. Репертуар дирижера Овчинникова был обширен, но наибольшие достижения его – в интерпретации музыки русской и западноевропейской.

В декабре 2017 г. в Большом зале Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа) состоялся Первый открытый конкурс юных музыкантов имени В. А. Овчинникова.

В последние годы Вячеслав Овчинников вел в целом замкнутый образ жизни:

«Я не хочу вылезать на люди и не хочу, чтобы на меня воздействовал наш сильно накренившийся и опасный мир».

Верно замечено, что, вопреки лукавому духу времени, в котором гению суждено было жить, он не желал измерять ценности в ценах, диктуемых ярмаркой тщеславия; не маршировал в ногу; не боялся прослыть «отсталым традиционалистом» и не стыдился уз кровного родства, связывающих его творчество с культурой своего народа, – уз, которые и образуют то, что называется духом народа. Это и есть живая связь музыки, созданной нашим современником, с классическим наследием русской музыкальной культуры.

В эпоху распада культуры и тотального постпостмодерна поддержим в выводах молодого красноярского музыковеда Алёну Пятакову:

«Музыка Овчинникова пребывает… в сфере Большой Классической Традиции. Среди его современников, продолжающих свою деятельность в настоящее время, трудно выделить композитора, сочинения которого были бы связаны столь же прочно, столь же откровенно и столь же естественно с национальной художественной культурой, как связаны с ней сочинения Овчинникова. С этой точки зрения Вячеслав Овчинников предстает как Художник в том его значении, которое без лишних объяснений понятно любому русскому человеку и которое четко сформулировал русский мыслитель Иван Ильин: истинный Художник – тот, кто несет ‟знамя истинного, ответственного и вдохновенного… классического и в то же время пророческого искусства; <кто непоколебимо убежден в том>, что исторические бури и страдания смоют душевную нечисть и очистят духовный воздух, и что в искусстве, как и везде, распутий и соблазнов много, а путь – один. И пусть говорят люди об ‟изжитых” традициях искусства. Ибо священные традиции духа не изживаются никогда”».

И. Ефимова:

«Звучание хора в последней новелле фильма А. Тарковского ‟Андрей Рублев” – ‟Колокол” – это голос соборной души Руси, души, духовно преображенной. Никакой псевдоправославной сусальности, никаких цитаточек из церковной музыки; современный, довольно сложный музыкальный язык. И при этом все же то был голос души народной, прозревающей сквозь трагизм земной судьбы суть бытия и обретшей нерушимую веру, надежду и любовь.

…Опубликована лишь малая часть им созданного, а это далеко не только киномузыка.

…Думается, что без сожаленья он покинул и мир сей, где уже нет места для любимой им Руси-России, а значит, и для созданной им музыки: скорее всего, она не будет ‟востребована” здесь. Но ТАМ она останется навсегда, как песнь-молитва преображенной Светом русской души».

Обратимся к суждению Е. Черниковой:

«Если коротко обрисовать кредо, которое всеми средствами отстаивал и в те, и в дальнейшие годы Вячеслав Овчинников, мы опять вернемся к образу России и небесного ее звучания. Народ прекрасно понимает каждую его ноту. Стоило, скажем, по радио из Москвы передать всего несколько произведений по случаю 70-летия композитора, как полетели письма слушателей, демонстрирующие понимающую любовь и тоску по этой музыке, не исполняемой на Родине».

«Словом, если когда-нибудь усомнитесь, кто вы, русские люди, что вы делаете на этой земле, зачем живете и по чьему призыву, послушайте эту музыку, от которой цветы и души распускаются и тянутся к солнцу. Музыку, которая физически течет по жилам...».


Завершающие кадры фильма «Андрей Рублев» А.Тарковского

Станислав Минаков

29 мая 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Окуджава Окуджава
Светлана Сидорова
Окуджава Окуджава
Светлана Сидорова
Он принадлежал времени нашего духовного становления, встречи с ним были самым лучшим из всего приобретенного тогда.
Сергей Рахманинов: золото в сердце Сергей Рахманинов: золото в сердце
Денис Халфин
Сергей Рахманинов: золото в сердце Сергей Рахманинов: золото в сердце
Денис Халфин
Щедрого сердца маэстро хватало на огромное количество знакомых и незнакомых людей, о чём говорят его многочисленные дела милосердия.
Вся моя жизнь – это музыка Вся моя жизнь – это музыка
Интервью с композитором Вячеславом Овчинниковым
Ростислав Новиков
Даже те, кто ставил свет на съемках, были проникнуты патриотическим пафосом. Многие работали бесплатно. Что и говорить, до выхода «Войны и мира» нельзя было произнести слово «русский». Всегда говорили – «советский». И то, что Тарковский позволил себе размышлять на «русскую» тему, пусть и с отрицательным знаком, было уже после того, как «Война и мир» это право завоевала. Вот ради такого результата русские люди и старались.
Комментарии
Надежда31 мая 2021, 18:19
Вечная память!
Жанна29 мая 2021, 23:52
Удивительно! Какой бриллиант! Царство Небесное и вечный покой рабу Божиему Вячеславу!
Валентина29 мая 2021, 19:21
Очень люблю тему России из фильма "Дворянское гнездо". В первый раз она появляется, когда Лаврецкий едет к Калитиным. А потом звучит в фильме как лейттема.
Оля29 мая 2021, 13:34
Великий русский гений.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×