4 июля празднуется Неделя всех русских святых. Предлагаем богословско-филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.
Во второе воскресенье после Пятидесятницы Церковь предлагает нашему вниманию совершенно уникальную службу, посвященную памяти всех русских святых. По словам святителя Иоанна Шанхайского, это память «всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля»[1].
По словам святителя Иоанна Шанхайского, это память «всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля»
Возникновение данного богослужения связано с личностью святителя Макария – Предстоятеля Русской Церкви во времена правления Ивана Грозного. Именно по инициативе Первоиерарха после проведения Поместных, так называемых Макарьевских Соборов, на которых был канонизирован целый ряд русских святых, принимается решение о совершении особого богослужения. Создание гимнографических текстов было поручено суздальскому иноку Григорию, что он и сделал.
Но в Синодальную эпоху отправление богослужения, которое посвящено всеобщему памятному прославлению всех святых, просиявших в нашем Отечестве, предается забвению. Возрождение традиции его совершения происходит только лишь на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Это произошло благодаря усилиям святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, и профессора Петроградского университета Б.А. Тураева. В дошедшем тексте службы суздальского инока присутствовало огромное количество ошибок, поэтому его пришлось составлять практически заново. Профессор Б. А. Тураев вскоре после проведения Поместного Собора скончался, и богослужебные тексты в подавляющем большинстве пришлось написать владыке Афанасию (Сахарову). Стоит отметить, что этот процесс занял у него почти всю оставшуюся жизнь[2].
Минея именует автором службы «Всех святых, в земле Российской просиявших» епископа Афанасия[3]. Мы рассмотрим тропарь и кондак – важнейшие гимнографические произведения, отражающие суть и глубину праздника.
Тропарь звучит следующим образом:
«Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, и вся святыя в той просиявшыя. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Кондак:
«Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу. Ангели с ним славословят, и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют, о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога»[4].
Русский перевод тропаря и кондака таковы.
Тропарь:
«Подобно как плод прекрасный Твоей спасительной нивы, земля Российская приносит Тебе, Господи, и все святые, в нем просиявшие! Тех молитвами в глубоком мире Церковь и страну нашу Богородицей сохрани, Многомилостивый!»
Кондак:
«Сегодня сонм святых, в нашей земле угодивших Богу, предстоит в Церкви и невидимо за нас молится Богу, Ангелы с ним прославляют, и все святые Церкви Христовой ему спразднуют. Ибо молят о нас все вместе Превечного Бога».
Литургические параллели
Тропарь праздника всех русских святых по своей структуре напоминает кондак субботы, одной из тем которого является воспоминание обо всех святых, святителях, мучениках, пророках и апостолах:
«Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве»[5].
Более того, мы видим схожее начало и практически идентичное окончание.
Главная тема субботнего богослужения – заупокойная. Но, помимо молитвы о почивших сродниках, Церковь, предлагает обратиться ко всем угодившим Богу своей жизнью уже канонизированным святителям, мученикам, преподобным, праведным.
Иными словами, это день всех святых. Данный факт, конечно же, был известен и составителю данного тропаря – будущему Патриарху Сергию (Страгородскому), который принимал непосредственное участие в возрождении празднования памяти всех русских святых.
По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина),
«Множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов… Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым»[6].
Это воспоминание о благочестивых предках, посвятивших свою жизнь служению Христу и Отечеству
Этот день должен был стать напоминанием о величии, могуществе уходящей России. Это воспоминание о благочестивых предках, посвятивших свою жизнь служению Христу и Отечеству. Но это также и воззвание к заступничеству русских святых перед Господом и надежда, что когда-нибудь, благодаря их молитвам, Святая Русь возродится.
Плод спасительной нивы
Слово «плод», встречающееся в тропаре праздника, отсылает нас к отрывку из послания апостола Павла к Галатам, которое читается за богослужением в дни памяти преподобных:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).
Из контекста очевидно, что речь идет о духовных плодах, то есть добродетелях, в которых призван совершенствоваться христианин. И можно перечислять многочисленные имена святых мужей и жен, о красоте и высоте подвигов которых известно из агиографических сочинений. И все эти святые – тоже плод когда-то посеянного семени Слова Божьего в сердцах наших святых угодников.
Словосочетание «спасительное сеяние» напоминает о притче о сеятеле. Достойный урожай принесло только то семя, которое упало на хорошую почву: «Иное (семя) упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8, 8). Сеятель в данной притче никто иной, как Сам Христос, а семя – возвещаемое Им слово о долгожданном спасении.
Благодаря апостолам весть о Господе Иисусе, Его Страданиях, Смерти и Воскресении разлетелась по всему миру. Весть о спасении стала доступна каждому народу.
Русская Православная Церковь за весь период своего уже более тысячелетнего существования явила православному миру достойнейший плод посеянного некогда спасительного семени евангельской проповеди апостола Андрея и равноапостольного служения князя Владимира и княгини Ольги – огромный сонм русских святых.
Приношение Господу
Русская земля и русский народ приносят этот прекрасный плод – чествует своих родных святых. Слово «принесение» (от греческого προσφέρω – «приношу»[7]) в библейском понимании связано с жертвоприношением Богу.
Мы можем вспомнить жертву Авеля (Быт. 4), Авраама (Быт. 22), волхвов, пришедших с золотом, ладаном и смирной поклониться Богомладенцу (Мф. 2, 11), наконец, Самого Господа Иисуса, принесшего Себя в жертву. Все жертвы объединяет то, что Богу приносится самое драгоценное, самое ценное, лучшее: чего стоит, например, поступок Авраама, готового ради Бога заколоть своего единственного сына Исаака. Конечно же, Бог ни в какой жертве не нуждается. В этом испытывают потребность люди. Это видимое поклонение Господу ознаменует вступление с Ним в общение.
Все жертвы объединяет то, что Богу приносится самое драгоценное, самое ценное, лучшее
Смысл аллегории здесь таков: подобно Авелю, принесшему самого лучшего ягненка из своего стада, мы приносим лучший, прекраснейший плод Богу, чествуя Его святых, просиявших в нашем отечестве.
Святые – наша радость и глубокий мир
«Вся святыя, в той просиявшыя» – все святые, просиявшие под действием благодати через подвиги и добродетели, являются плодом посеянного Христом семени. Безусловно, все они достойны прославления, чествования, памяти о них.
«Святые наши – это наша радость, наша честь, наша похвала – не в смысле какого-то пустого чванства или повода к превозношению, а в смысле чего-то нас воодушевляющего, утешающего, вдохновляющего, влекущего к подражанию»[8],
– пишет архиепископ Аверкий (Таушев).
Окончание тропаря весьма примечательно:
«Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
«Глубина» – многозначное слово. В данном контексте можно говорить о значительной усложненности устройства нашего мира[9]. Вселенная, в которой мы живем, – место, где происходит много разных событий, как радостных, так и печальных, подчас стихийных, неподвластных нам. И поэтому мы просим у Бога, дабы Он молитвами русских святых и ходатайством Пресвятой Богородицы сохранил нашу Церковь и страну.
Лик святых
Первая часть кондака всем русским святым звучит так:
«Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу».
Слово «лик» имеет несколько значений: собрание, сонм, множество, также это место для певчих, образ[10]. Но в данном конкретном случае это именно собрание или сонм.
Русские святые в этот день имеют особое дерзновение перед Господом
«Предстоять» дословно означает «стоять впереди», «занимать первое по чести место»[11]. Русские святые в этот день стоят ближе к Престолу Божию и имеют особое дерзновение перед Господом. Более того, согласно тексту кондака, они в этот момент молятся за нас Богу невидимым образом.
Ангелы и святые молятся за Русскую Церковь
Телу Церкви принадлежат как умершие, так и сегодня живущие на земле. Это одна и та же Церковь, невеста Христова (Еф. 5), Глава которой – Христос. Однако Церковь существует в двух состояниях: Церковь невидимая – торжествующая и видимая – воинствующая. Последняя – та, в которой пребываем мы, находящиеся на пути спасения. Святые пребывают в прославленной Церкви. Но, составляя Единую Церковь, мы можем обратиться к ним с молитвой, чтобы те, в свою очередь, ходатайствовали за нас перед Христом.
Присоединяются к соборной молитве русских святых о нас также и ангелы, которые вместе с сонмом наших соотечественников прославляют Творца. Все святые Церкви Христовой сопричастны праздничному торжеству. Вся небесная невидимая торжествующая Церковь в этот день «купно», то есть вместе, совместно[12], молится о спасении русского народа.