Митрофорный протоиерей Стефан Павленко служит в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Это наша новая беседа с ним. Предыдущие здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества, Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории, Люди старой России.
Митрофорный протоиерей Стефан Павленко
Я – просто батюшка, которому владыка Антоний исповедался
Сегодня я хочу поделиться с вами, дорогие читатели портала «Православия.ру», своими воспоминаниями об архиепископе Антонии (Медведеве; 1908–2000). Сам я родился в 1947-м году, служу у Престола Божия уже 50 лет, и мне не хочется, чтобы мои воспоминания о таком замечательном архипастыре, каким был владыка Антоний, просто канули в Лету.
Долгие годы я был его духовником, но вообще-то мне стыдно называть себя так, потому что – ну какой же я ему духовник?! Он был духовным гигантом, богословом, он был старцем, а я и рядом с ним не стоял... Я – просто батюшка, которому он исповедался.
Исповедался владыка Антоний всегда очень трепетно, искренне, глубоко – мне страшно было видеть, как он исповедуется, – словно я поднимался вместе с ним на несвойственную мне самому духовную высоту. Для меня это было поучительно и назидательно: его глубокое смирение и то влияние, которое он оказывал на меня – тогда еще совсем молодого и постепенно стареющего священника.
Сначала я жил в Сан-Франциско, и владыка мог исповедаться мне при любой возможности, потом я жил в Бурлингейме – полчаса езды до Сан-Франциско. В жизни бывают всякие трудности, сложности, не всегда все шло гладко, и владыка имел свои понятия и представления о том, как он должен себя вести. Какие-то вещи могли его печалить – у него была очень чуткая совесть, и он желал служить Церкви на очень высоких духовных началах.
Архиепископ Антоний (Медведев)
Архипастырь любви
Владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни блаженного Митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), самого первого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Владыка Антоний был с ним в Белграде, знал его, помнил его заветы. Митрополит Антоний (Храповицкий) был архипастырем любви, и наш владыка был продолжателем этого архипастырства любви. Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними
Духовным отцом владыки был архимандрит Амвросий (Курганов; 1894–1933), бывший Оптинский послушник, а потом настоятель русско-сербского Милькова монастыря, расположенного недалеко от столицы Сербии – Белграда. Владыка Антоний написал о нем книгу «Немноголетний старец», но чтобы понять старца – нужно самому быть старцем. И владыка Антоний был старцем – он был совершенно духовным человеком. В нем совсем не было светскости. Мне трудно об этом говорить, потому что я не такой. Да, он был старец, но очень простой, очень смиренный старец.
Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926-м году. Настоятель Амвросий (Курганов) по правую руку от Митрополита Антония (Храповицкого). Будущий архиепископ Антоний (Медведев), тогда молодой послушник, – в первом ряду, посередине.
У него не имелось ничего личного: он жил Богом и для Бога
У владыки появлялись иподиаконы, только когда это требовалось для его архиерейского служения, но для себя, как для человека, он не принимал ничьих услуг и обходился без келейника: сам себе стирал, готовил, сам себя полностью обслуживал. Он служил Церкви и пастве, не имея никакого личного времени – у него не имелось ничего личного: он жил Богом и для Бога.
Он мог позвонить мне в час ночи:
– Добрый вечер! А ты, что, – спишь?!
– Владыко святый...
– Ну ладно, прости, спи дальше!
– Владыко, а что случилось? Я вам нужен?
– Ты можешь сейчас приехать в канцелярию?
– Если нужно – приеду!
И я тут же летел к нему, и он разбирал какой-то вопрос, а потом говорил:
– Ну, ты же, наверное, хочешь позавтракать?
И он жарил яичницу с луком – я вкуснее ничего не ел! Жарил картошку – угощал вкуснейшей жареной картошкой. Сам ел очень мало – был строгим постником.
Он не принимал ничьих услуг и сам себе стирал, готовил, сам себя полностью обслуживал
На Страстной Седмице вообще почти ничего не ел, как-то помню, ему принесли какую-то постную еду, поставили под дверями – он к ней не притронулся, так и унесли все целое. Причем свой строгий пост держал очень незаметно, никогда не выставлялся.
Сначала он жил в том же здании, где был приют Святителя Тихона Задонского, а потом для епархии и жительства епархиального архиерея купили небольшой домик, поближе к новому собору. Этот домик ничем не отличался от других домов района: там обычно несколько комнат на первом и несколько на втором этаже. На первом обычно кухня, столовая, гостиная, на втором – спальни.
Так и у владыки на первом этаже были небольшая кухонька, столовая-гостиная, канцелярия, на втором – его келлия, маленькая, как каморка: кровать, шкаф и аналой с иконами. Он всегда заботливо теплил лампадку перед образами.
Приют Святителя Тихона Задонского
Приют Святителя Тихона Задонского /p>
Как архиерей, он был властным
Как человек, он был смиреннейшим, а как архиерей – властным: если он говорил, что будет так-то и так-то, то все и было так-то. Он хотел, чтобы для служения Богу все было самым лучшим, самым превосходным – полным исполнением всей ответственности перед Господом.
Главным для него было церковное богослужение и воспитание детей в православной вере. Он сам ездил по приходским школам, принимал участие в экзаменах, в выпускных вечерах – для него одной из главных забот было сохранение в детях русской православной культуры.
Выпуск православной гимназии в 1970-м году – вверху фото архиепископа Антония (Медведева)
Пожалуй, он даже видел ангелов!
Владыка Антоний был молитвенником. Любой священник, который сослужил ему на литургии, видел, что он совершенно уходил в духовный мир. И многие священники так и говорили:
– Мы чувствуем, что он уходит в духовный мир!
Владыка весь просто сливался с богослужением... Возможно, ему был открыт ангельский мир – пожалуй, он даже видел ангелов!
При этом он был совершенно трезвенным человеком: никакой экзальтации, никаких экзальтированных движений, – всегда ровен и прост. У некоторых священнослужителей бывают какие-то необычные движения, изменения голоса – экзальтация, у него ничего этого не было.
«Типун» на языке
На следующий день у меня на языке появилась настоящий «типун», который несколько дней меня беспокоил
Чтобы вы поняли, что значит слово архипастыря, Князя Церкви, я расскажу вам один несколько забавный случай, который, однако, тогда для меня не был забавным. Как-то раз я сказал владыке Антонию нечто несуразное, язык мой меня сильно подвел, и я ляпнул что-то такое, чем владыка был недоволен, и он мне ответил в шутку русской присказкой:
– Типун тебе на язык!
И что вы думаете?! На следующий день у меня на языке появилась такая язвочка, которой не было ни до, ни после в моей жизни. Такой настоящий «типун», который несколько дней меня беспокоил, потом прошел сам собой. Вот что значит слово архиерея...
Вся моя жизнь связана с тем, что владыка обо мне молился
У него была неразвлекаемая молитва. Вся моя жизнь связана с тем, что владыка обо мне молился. Несмотря на все мои грехи и погрешности, я – митрофорный протоиерей с двумя крестами, и стал тем, кем я, недостойный, стал, не по своим заслугам, а только благодаря молитвам владыки Антония.
Я очень любил владыку. Когда он что-то просил – я всеми силами старался это исполнить. А с другой стороны, если я звонил и говорил: «Владыко святый, мы с матушкой хотим съездить к родителям», – он всегда нас отпускал, всегда отзывался на все просьбы, никогда не отказывал. Если он видел, что ты стараешься, трудишься для Церкви – во всем тебя поддерживал.
Протоиерей Стефан Павленко и матушка Татьяна (справа от него)
Блаженны миротворцы
Владыка унаследовал Западно-Американскую епархию и стоял во главе епархии больше, чем кто-либо из архипастырей на американской земле – 32 года.
Чтобы научить нас, в чем состоит воля Божия, Господь наш Иисус Христос дал нам 9 кратких поучений – это «Заповеди Блаженства», где указаны добродетели, награждаемые блаженством. Они идут по возрастающей: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, и наконец – блаженны миротворцы: это очень и очень высокая – седьмая ступень.
Не каждому дано стать миротворцем, а владыка Антоний был миротворцем – он примирял людей
Не каждому дано стать миротворцем, если нет этого духовного дара, то даже при горячем желании может ничего не получиться, а владыка Антоний был миротворцем – он примирял людей. Это был ему Богом дарованный талант. Он был очень мудрым и величайшим миротворцем.
Когда он унаследовал епархию – в ней имелись разногласия, обиды, нестроения, был целый ряд приходов, которые по разным причинам отделились. И владыка Антоний все эти приходы примирил и вернул в епархию. Кроме того, слились два кадетских объединения и две скаутские организации, были открыты англоязычные миссии, больница для престарелых и первый православный лицей – в честь Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом
Владыка Антоний был главным вдохновителем прославления великого святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотоворца, именно владыка возглавил открытие его святых мощей в 1993-м году и провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю.
Когда владыка составлял эту службу, он расспрашивал о святителе Иоанне тех, кто хорошо его знал и помнил. Я был тогда вместе с ним в канцелярии и сказал ему:
– Владыко святый, я очень люблю такие строки из Псалтири: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Нельзя ли куда-нибудь в службу вставить эти слова?
И владыка Антоний вставил их в главную молитву, которая читается в конце акафиста святителю Иоанну Шанхайскому. Словами этой молитвы я и хочу закончить свой сегодняшний рассказ:
О святителю чудне Иоанне... Призри на убожество словес наших, обаче от любве тебе приносимое, и помози нам, угодниче Божий, поне отныне очищати себе от всякия скверны плоти и духа, работающе Господеви со страхом и радующеся Ему с трепетом.
Последняя фотография святителя Иоанна Шанхайского с выпускниками православной гимназии 1966 года