Больная страсть любоначалия

    

Готовящийся приезд патриарха Варфоломея на Украину вызвал волну фотографий в социальных сетях - украинские православные целыми приходами фотографируются с плакатами «Варфоломей, мы тебя не звали».

С одной стороны, Константинополю явно не удалось привлечь к себе сердца членов самой крупной религиозной общины Украины, с другой - не похоже, чтобы его это беспокоило.

К такому выводу можно прийти, рассматривая публикации в фанарской прессе - чем я занялся, желая уяснить себе позицию другой стороны.

Судя по этим публикациям, окружение патриарха Варфоломея живет в несколько иной реальности. Там, где Константинополь создал единственную украинскую Церковь, во главе с митрополитом Епифанием, украинцы же отвечают ему сыновней почтительностью, благодарностью и глубокой покорностью. Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием, которую Константинополь признавал еще не так давно, и к которой принадлежат две трети украинских приходов, поминается не иначе как «русская Церковь».

Действия Константинополя - и как их видит сам патриарх Варфоломей, и его окружение - были полностью и абсолютно безупречны, и принесли много добра. Как говорит сам Варфоломей в Интервью журналисту газеты «To Вима» Марии Антониаду:

«Таким образом, предоставление Вселенским Патриархатом статуса автокефалии Церкви Украины было не только экклезиологически и канонически правильным, но и единственным реальным решением проблемы. Следовательно, только признание Украинской Автокефалии всеми Православными Церквями помогает общеправославному единству, а не какая-либо другая позиция, ни ожидание, ни призывы к всеправославным собраниям, ни бесконечные и бесчисленные интервью в СМИ, полные оскорбительных характеристик нашего Патриархата»

Никакого раскола, по мнению Варфоломея, в мировом Православии не существует - просто русские (обобщающий термин для всех, оставшихся в общении с Московским Патриархатом), полные самой черной неблагодарности, проявляют бессмысленную и абсолютно неспровоцированную враждебность в ответ на самоотверженные пастырские труды патриарха Варфоломея - деятельность которого описывается в самых агиографических тонах, как если бы процесс его канонизации уже завершился.

Это делает перспективы диалога чрезвычайно призрачными - нет никакого трагического непонимания, нет никаких ошибок, нет никакого «хотели как лучше». Константинополь в своих глазах всегда прав, благ, и премудр, и всегда в своем праве. Если папе Римскому усваивается непогрешимость не во всех его словах и деяниях, но только когда он говорит «ex cathedra», то патриарха Константинопольского нельзя упрекнуть никогда и ни в чем вообще. Любое указание на то, что в украинской ситуации вмешательство Константинополя, скажем так, не улучшило положения дел, отвергается с негодованием - как деликатно выразился митрополит Деркийский, «со святым возмущением, я отвечаю: Уберите свои уста и руки от Преемника того, кто сделал вас христианами!»

Между тем, для всех остальных, результаты деятельности Константинополя налицо - никакого уврачевания украинского раскола не произошло. Фанар создал новую структуру на основе двух раскольнических групп, многие клирики которых не имели даже канонического рукоположения. На так называемом «объединительном соборе» к ней присоединились только двое из епископов Украинской Православной Церкви. Общение между канонической Церковью и раскольниками, таким образом, не было восстановлено. Патриарх Варфоломей, которые еще за пару лет до того признавал митрополитом Киевским блаженнейшего митрополита Онуфрия, объявил, что киевскую кафедру теперь занимает новый человек - Епифаний, в свое время принявший рукоположение от находившегося под анафемой (признанной Константинополем) Филарета Денисенко, объявившего себя «патриархом Киевским».

Это вызвало не только разрыв евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатами, но и серьезные конфликты внутри поместных церквей. По любым меркам ситуация только ухудшилась.

Тут можно было бы сказать «где-то мы нахомутали» и начать искать выход из сложившейся ситуации. Но увы, ничего похожего мы не видим. Фанар ведет битву, не интересуясь потерями - и не скрывает того, за что она ведется. Нет, даже не за украинскую паству. Желание привлечь паству предполагало бы другой образ действий. За власть над Церковью, «права и привилегии». Вот как говорит сам патриарх Варфоломей в том же интервью:

«Итак, будем говорить откровенно. На самом деле проблема не в украинской автокефалии и не в якобы несуществующих или недействительных рукоположениях украинской иерархии, на которые некоторые ссылаются специально. Цель состоит в том, чтобы отобрать эти уникальные обязанности Константинопольского Престола, чтобы они перешли в другие руки. Итак, с моей позиции, как Вы понимаете, я не могу, с одной стороны, отказаться от ответственностей, которые мои предшественники завещали через практику Церкви, а с другой стороны, допустить, поскольку это также моя ответственность, духовное падение тех, кто заигрывает с федерализацией Православной Церкви по протестантским стандартам. Кто же тогда ведет себя как «Православный Папа»? Тот, кто остается верным ее традициям, или тот, кто претендует на положение, которого у него никогда не было и которое он никогда не получит?»

То есть для него «проблема не в украинской автокефалии» и она является только средством утверждения «уникальных обязанностей Константинопольского Престола», которые якобы завещаны предшественниками. О каких «уникальных обязанностях» идет речь? О статусе Константинополя как «первого без равных», «первоиерарха вселенской Церкви». Эту доктрину подробно излагает, в частности, митрополит Элпидофор (Ламбриниадис), и ее можно коротко выразить его словами: «Долгое время в истории Церкви Первоиерархом был епископ Рима. После того, как евхаристическое общение с Римом было прервано, каноническим Первоиерархом Православной Церкви является архиепископ Константинопольский»

Термин «восточный папизм», таким образом, это не ругательство, придуманное противниками Варфоломея, а точное изложение позиции Фанара - «папа отпал, теперь я за него».

Оппоненты, как говорит сам патриарх Варфоломей, «заигрывают с федерализацией Православной Церкви по протестантским стандартам», то есть полагают, что Патриархи поместных Церквей равны между собой. Ситуация, таким образом, не симметрична - патриарх Московский никоим образом не претендует на роль «первоиерарха вселенской Церкви» и «первого без равных».

Хуже того, в глазах Константинополя такое его владычество - обязательная часть православной веры. Как говорит патриарх Варфоломей, «Что касается меня как Вселенского Патриарха, я не могу допустить, чтобы православная экклезиология была изменена (...). Я не имею права сделать даже шаг назад. Деликатность не принесет пользы, когда на карту поставлены богословие, порядок и священные традиции нашей Церкви. «Острее любого ножа» - это слово Истины»

Такое стремление любой ценой настаивать на своем владычестве и превосходстве, «правах и привилегиях» не может не вызывать грустного контраста с Евангелием: «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:12)

В использовании веры для утверждения личного владычества нет, увы, ничего нового. Дух любоначалия обычен в различных культах, но, увы может проникать и в Церковь, одолевать мирян, священников, епископов - бывший митрополит Филарет Денисенко, который провозгласил себя «патриархом Киевским» может служить тут ужасающим примером. Может он, как видим, поражать и почтенную древнюю кафедру.

И мы видим, как этот дух делает захваченных им игралищем мирских политиков.

При обсуждении предстоящего визита в сетях вырываются выражения самые нецеремонные - что, конечно, нехорошо, как говорит Писание, «Перестань гневаться и оставь ярость» (Пс.36:8) Негодование не приносит пользы там, где нужна спокойная твердость - нет, мы не согласны признать патриарха Варфоломея   «первым без равных», тем более, что его поступки и их плоды совершенно к этому не располагают.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

19 августа 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×