Отец Иоаким и монахиня Анна после пострига
13 августа 2021 года отошел ко Господу простой сельский священник – иеромонах Иоаким (Салтыков), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в глухом селе Жарки Ивановской области и духовник Кинешемской епархии.
Большинство обращавшихся к батюшке верующих и людей, видевших его фильмы, помнят и знают его как протоиерея Виктора. Монашество отец Виктор с супругой Натальей Евгеньевной приняли Великим постом 2018 года, получив имена Иоаким и Анна.
Потомок кубанских казаков, физик по первому образованию, затем лесотехник, защитивший диплом «Охрана биосферного заповедника», лесничий на кордоне Гузерипль Кавказского государственного заповедника, не один год искал он «свою Россию» – корневую, настоящую – и свое истинное призвание.
Некоторое время Виктор с супругой – педагогом и впоследствии автором учебника «Святыни России» – жили в Одессе, занимаясь воспитанием «трудных детей». Но городская жизнь после лесного уединения давалась тяжело, и в поисках сельской тишины они, объехав немало мест Центральной России и Русского Севера, оказались в самом бедном, согласно официальной статистике, селе Российской Федерации – Жарки. И, как говорил впоследствии отец Виктор, вжились. Вжились, благодаря действовавшему в этом затухавшем селе, куда до сих пор нет нормальной дороги, храму и молодому настоятелю иеромонаху Нестору (Савчуку; 1960–1993). Вот тут и пригодился десятилетний опыт житья на кордоне – без электричества, но с заведенным подсобным хозяйством. Вскоре при храме, где Виктор стал старостой, появились корова, лошадь, улей, превратившиеся со временем в стадо крупного и мелкого рогатого скота, табунок, пасеку…
Не один год искал он «свою Россию» – корневую, настоящую – и свое истинное призвание
Через 4 года, в одну из декабрьских пятниц, был убит отец Нестор, и архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) предложил Виктору стать настоятелем храма. Осознавая свое недостоинство и отсутствие соответствующей подготовки, Виктор все-таки, хоть и не сразу, согласился, – согласился, чтобы не оставался без службы намоленный храм. Не лихих людей боялся бывший лесничий, не раз имевший дело с браконьерами, а ответственности, которую несет каждый священнослужитель перед Господом. И, как показали истекшие десятилетия, батюшка справился с возложенным на него послушанием.
Снова стали обрабатываться заброшенные было поля, возвращаться старые или селиться новые жители. Так получилось, что именно храм, регулярное богослужение и ежедневная молитва вдохнули жизнь в уже зараставшее лесом место и очерствевшие души людей. Семья отца Виктора и появившиеся помощники подавали вдохновляющий пример. Общая утренняя и вечерняя молитва в храме, общая трапеза (не все селяне могли позволить себе, особенно в 1990-е годы, полноценное питание), общие сельскохозяйственные работы, наконец, общие заботы о тех, кому требовалась неотложная помощь.
Храм и ежедневная молитва вдохнули жизнь в уже зараставшее лесом место и очерствевшие души людей
Снова пришлось отцу Виктору и Наталье заниматься трудными, но уже не детьми, а их родителями, многие из которых начинали терять человеческий облик из-за пьянства и проистекающих отсюда грехов. Был создан детский приют, многих ребятишек супруги усыновили и удочерили, воспитав их достойными людьми. Для заблудших и заблудившихся еженощно стал возжигаться на колокольне фонарь, а в полночь, под колокольный звон, слышимый по всей округе, совершаться крестный ход вокруг храма, указывая замерзающим подчас путникам, куда направить свои стопы.
И как-то так получилось, что в Жарки стали приходить не только окрестные жители из разоренных селений, но и приезжать люди со всех концов России, как «благополучные», так и «неблагополучные». Кто-то обращался за духовным наставлением, а кто-то пытался исправить свое перекосившееся житье-бытье, кто-то приезжал на день-два, а кто-то оставался поработать, набраться сил, навыкнуть молитве. Бывали в Жарках и именитые люди, и «уголовные элементы». И для каждого находилось у батюшки и нужное слово, и нужное дело. Не удивительно, что после образования в 2012-м году Кинешемской епархии епископ Кинешемский и Палехский Иларион определил протоиерею Виктору, как стяжавшему огромный жизненный опыт, преобразовавшийся в опыт духовный, быть епархиальным духовником.
Но не только «в глубинке» трудился батюшка. Неоднократно делился он своим пастырским опытом с участниками Международных Рождественских образовательных чтений. Зрители, знакомые с православным документальным кино, знают его как соавтора и главного героя фильмов «Русский заповедник», «Одинокий рай», «Кавказский фронт», «Трезвитесь» (ставший лауреатом международного кинофорума «Золотой витязь») и как многолетнего члена жюри Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж».
Упоминание о кинематографических «деяниях» отца Виктора не случайно. С помощью друга и профессионального документалиста Валерия Тимощенко ему удалось запечатлеть и показать, что молитвой и трудом можно устроить правильную человеческую жизнь, как это осуществилось, в частности, в селе Жарки. В центре ее – храм Божий, а вокруг него – община, в которую вливаются люди с разными судьбами и характерами, – люди, ступившие на путь спасения. Один из любимых образов батюшки, к которому он неоднократно обращался и в беседах, и в проповедях, – Ноев ковчег, в котором спасают тех, кто в этом нуждается и кого еще можно спасти. И этот ковчег отображает исконно русский и христианский миропорядок.
Многим людям протянул отец Иоаким руку помощи, многих обогрел и напитал в прямом смысле слова, многим указал путь спасения. Ничего не ища для себя в этой жизни, он, преодолевая все трудности, шел в Царство Небесное и вел за собой всех желавших обрести его, до последних дней и из последних сил совершая таинство исповеди.
Не менее 200 мирян и более 20 священников приехали в село Жарки проститься с почившим иеромонахом Иоакимом в воскресный день 15 августа.
Бог покрыл его сердце Своим океаном любви
«За годы своего служения, – сказал в надгробном слове владыка Иларион, – отец Иоаким снискал большую любовь среди жителей не только в нашей области, но и в далеких краях нашей страны. Если была бы возможность, сегодня храм не смог бы вместить всех людей, в судьбах которых он принял участие. <…> Бог покрыл его сердце Своим океаном любви. Будем вспоминать отца Иоакима, его наставления, поучения, будем вдохновляться его жизненным примером, будем за него молиться. И я надеюсь, что как он был духовником нашей епархии, так он им и останется – будет молиться о наших священнослужителях, о своих духовных чадах, о своих близких. Мы провожаем отца Иоакима в последний путь без отчаяния. Да, есть человеческая скорбь, но нет горя, нет безнадежности. Мы провожаем праведника. Мы провожаем его туда, куда он стремился всю свою жизнь, и там он будет счастлив. А мы, сироты, будем просить его за нас помолиться».
Господь забрал отца Иоакима, как созревший для Царствия Небесного колос, отрешив его от земных забот в день 75-летия бывшей супруги – монахини Анны – и определив предстать пред Собой на 40-й день в престольный праздник храма, которому батюшка отдал лучшие 30 лет своей подвижнической жизни.