Хранитель «Русского заповедника»

Памяти иеромонаха Иоакима (Салтыкова)

Отец Иоаким и монахиня Анна после пострига Отец Иоаким и монахиня Анна после пострига

13 августа 2021 года отошел ко Господу простой сельский священник – иеромонах Иоаким (Салтыков), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в глухом селе Жарки Ивановской области и духовник Кинешемской епархии.

Большинство обращавшихся к батюшке верующих и людей, видевших его фильмы, помнят и знают его как протоиерея Виктора. Монашество отец Виктор с супругой Натальей Евгеньевной приняли Великим постом 2018 года, получив имена Иоаким и Анна.

Потомок кубанских казаков, физик по первому образованию, затем лесотехник, защитивший диплом «Охрана биосферного заповедника», лесничий на кордоне Гузерипль Кавказского государственного заповедника, не один год искал он «свою Россию» – корневую, настоящую – и свое истинное призвание.

Некоторое время Виктор с супругой – педагогом и впоследствии автором учебника «Святыни России» – жили в Одессе, занимаясь воспитанием «трудных детей». Но городская жизнь после лесного уединения давалась тяжело, и в поисках сельской тишины они, объехав немало мест Центральной России и Русского Севера, оказались в самом бедном, согласно официальной статистике, селе Российской Федерации – Жарки. И, как говорил впоследствии отец Виктор, вжились. Вжились, благодаря действовавшему в этом затухавшем селе, куда до сих пор нет нормальной дороги, храму и молодому настоятелю иеромонаху Нестору (Савчуку; 1960–1993). Вот тут и пригодился десятилетний опыт житья на кордоне – без электричества, но с заведенным подсобным хозяйством. Вскоре при храме, где Виктор стал старостой, появились корова, лошадь, улей, превратившиеся со временем в стадо крупного и мелкого рогатого скота, табунок, пасеку…

Не один год искал он «свою Россию» – корневую, настоящую – и свое истинное призвание

Через 4 года, в одну из декабрьских пятниц, был убит отец Нестор, и архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) предложил Виктору стать настоятелем храма. Осознавая свое недостоинство и отсутствие соответствующей подготовки, Виктор все-таки, хоть и не сразу, согласился, – согласился, чтобы не оставался без службы намоленный храм. Не лихих людей боялся бывший лесничий, не раз имевший дело с браконьерами, а ответственности, которую несет каждый священнослужитель перед Господом. И, как показали истекшие десятилетия, батюшка справился с возложенным на него послушанием.

Снова стали обрабатываться заброшенные было поля, возвращаться старые или селиться новые жители. Так получилось, что именно храм, регулярное богослужение и ежедневная молитва вдохнули жизнь в уже зараставшее лесом место и очерствевшие души людей. Семья отца Виктора и появившиеся помощники подавали вдохновляющий пример. Общая утренняя и вечерняя молитва в храме, общая трапеза (не все селяне могли позволить себе, особенно в 1990-е годы, полноценное питание), общие сельскохозяйственные работы, наконец, общие заботы о тех, кому требовалась неотложная помощь.

Храм и ежедневная молитва вдохнули жизнь в уже зараставшее лесом место и очерствевшие души людей

Снова пришлось отцу Виктору и Наталье заниматься трудными, но уже не детьми, а их родителями, многие из которых начинали терять человеческий облик из-за пьянства и проистекающих отсюда грехов. Был создан детский приют, многих ребятишек супруги усыновили и удочерили, воспитав их достойными людьми. Для заблудших и заблудившихся еженощно стал возжигаться на колокольне фонарь, а в полночь, под колокольный звон, слышимый по всей округе, совершаться крестный ход вокруг храма, указывая замерзающим подчас путникам, куда направить свои стопы.

И как-то так получилось, что в Жарки стали приходить не только окрестные жители из разоренных селений, но и приезжать люди со всех концов России, как «благополучные», так и «неблагополучные». Кто-то обращался за духовным наставлением, а кто-то пытался исправить свое перекосившееся житье-бытье, кто-то приезжал на день-два, а кто-то оставался поработать, набраться сил, навыкнуть молитве. Бывали в Жарках и именитые люди, и «уголовные элементы». И для каждого находилось у батюшки и нужное слово, и нужное дело. Не удивительно, что после образования в 2012-м году Кинешемской епархии епископ Кинешемский и Палехский Иларион определил протоиерею Виктору, как стяжавшему огромный жизненный опыт, преобразовавшийся в опыт духовный, быть епархиальным духовником.

Но не только «в глубинке» трудился батюшка. Неоднократно делился он своим пастырским опытом с участниками Международных Рождественских образовательных чтений. Зрители, знакомые с православным документальным кино, знают его как соавтора и главного героя фильмов «Русский заповедник», «Одинокий рай», «Кавказский фронт», «Трезвитесь» (ставший лауреатом международного кинофорума «Золотой витязь») и как многолетнего члена жюри Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж».

Упоминание о кинематографических «деяниях» отца Виктора не случайно. С помощью друга и профессионального документалиста Валерия Тимощенко ему удалось запечатлеть и показать, что молитвой и трудом можно устроить правильную человеческую жизнь, как это осуществилось, в частности, в селе Жарки. В центре ее – храм Божий, а вокруг него – община, в которую вливаются люди с разными судьбами и характерами, – люди, ступившие на путь спасения. Один из любимых образов батюшки, к которому он неоднократно обращался и в беседах, и в проповедях, – Ноев ковчег, в котором спасают тех, кто в этом нуждается и кого еще можно спасти. И этот ковчег отображает исконно русский и христианский миропорядок.

Многим людям протянул отец Иоаким руку помощи, многих обогрел и напитал в прямом смысле слова, многим указал путь спасения. Ничего не ища для себя в этой жизни, он, преодолевая все трудности, шел в Царство Небесное и вел за собой всех желавших обрести его, до последних дней и из последних сил совершая таинство исповеди.

Не менее 200 мирян и более 20 священников приехали в село Жарки проститься с почившим иеромонахом Иоакимом в воскресный день 15 августа.

Бог покрыл его сердце Своим океаном любви

«За годы своего служения, – сказал в надгробном слове владыка Иларион, – отец Иоаким снискал большую любовь среди жителей не только в нашей области, но и в далеких краях нашей страны. Если была бы возможность, сегодня храм не смог бы вместить всех людей, в судьбах которых он принял участие. <…> Бог покрыл его сердце Своим океаном любви. Будем вспоминать отца Иоакима, его наставления, поучения, будем вдохновляться его жизненным примером, будем за него молиться. И я надеюсь, что как он был духовником нашей епархии, так он им и останется – будет молиться о наших священнослужителях, о своих духовных чадах, о своих близких. Мы провожаем отца Иоакима в последний путь без отчаяния. Да, есть человеческая скорбь, но нет горя, нет безнадежности. Мы провожаем праведника. Мы провожаем его туда, куда он стремился всю свою жизнь, и там он будет счастлив. А мы, сироты, будем просить его за нас помолиться».

Господь забрал отца Иоакима, как созревший для Царствия Небесного колос, отрешив его от земных забот в день 75-летия бывшей супруги – монахини Анны – и определив предстать пред Собой на 40-й день в престольный праздник храма, которому батюшка отдал лучшие 30 лет своей подвижнической жизни.

Александр Парменов

20 августа 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Земные и небесные Жарки Земные и небесные Жарки Земные и небесные Жарки Земные и небесные Жарки
Протоиерей Виктор Салтыков, физик по первому образованию, и матушка Наталья Евгеньевна Бухарова, педагог, автор учебника «Святыни Отечества», несколько десятилетий живут и служат на приходе села Жарки Юрьевецкого района Ивановской области.
«Трезвая деревня вовсе не идиллия» «Трезвая деревня вовсе не идиллия»
Священник Виктор Салтыков
«Трезвая деревня вовсе не идиллия» «Трезвая деревня вовсе не идиллия»
Беседа со священником Виктором Салтыковым
Сегодня в деревнях жизнь порой теплится только вокруг храмов. Но это та добрая закваска, которая поднимает все тесто. Ведь наличие храма в деревне – это ключевой момент в возрождении ее жизни и искоренении пьянства. Потому что воцерковление восстанавливает искренность в семейной жизни, а это исправляет и другие дела. Для деревни категорически нужна следующая триада: церковь, школа, крепкая власть.
«Мы попытались в фильме дать образ русской православной деревни» «Мы попытались в фильме дать образ русской православной деревни» «Мы попытались в фильме дать образ русской православной деревни» «Мы попытались в фильме дать образ русской православной деревни»
Беседа с протоиереем Виктором Салтыковым (Ивановская епархия)
Когда снимают фильмы о грехах, где они облекаются в очень выразительные формы, – это имеет колоссальную разрушительную силу. Поэтому необходимо создавать яркие, убедительные образы, которые можно противопоставить этой разрушительной силе. Наш фильм «Русский заповедник» многих тронул, люди откликнулись: «Батюшка, я как чистой воды напился. Хочется жить!» И Святейший Патриарх говорит о том, что необходимо средствами кино славить Господа.
Комментарии
р.Б.Сергий22 августа 2021, 16:31
Упокой,Господи,душу служителя Твоего новопреставленного Иоакима в селениях праведных.
Читательница (Подмосковье)20 августа 2021, 15:00
Спасибо за статью. Жаль, что уходят представители «корневой» России, поколение носителей Духа. Царство Небесное и вечная память отцу Иоакиму.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×