В начале 1990-х одна моя знакомая серьезно озаботилась вопросом поиска духовника. Во всех душеполезных брошюрках для новоначальных христиан этот вопрос поднимался строго и требовал подхода со всей ответственностью. Поэтому она направила стопы в Троице-Сергиеву лавру и приложила все усилия, дабы попасть к отцу Кириллу (Павлову).
Задав кучу вопросов о судьбах мира и Церкви, она спросила под конец и про духовника. По всем правилам старцу следовало бы тут сосредоточенно помолчать, углубившись в молитву, а потом сообщить просительнице открывшуюся волю Божию. Но отец Кирилл правилами почему-то пренебрег и, не задумавшись ни на секунду, сказал скороговоркой:
– К отцу N, настоятелю N-ского монастыря, – после чего столь же поспешно сунул ей в руки какой-то гостинец и выставил за дверь.
«Настоятель?! Это же административная должность! Что он понимает в духовной жизни?!»
Ошарашенно глядя на обратную сторону двери «посылочной», она сперва задумалась, не переборщила ли с вопросами вселенского масштаба. А потом пришла реакция на последний ответ: «Настоятель?! Это же административная должность! Ну, что он понимает в духовной жизни?!» Вздохнув, девушка уныло побрела в Троицкий храм, чтобы приложиться к мощам преподобного.
Там, невзирая на глубокую погруженность в грустные мысли, она заметила небольшое оживление в группке семинаристов, которые помогали петь молебен у мощей. «Отец N, отец N», – прошелестело среди них, и молодые люди потянулись за благословением к невзрачному монаху средних лет, который приложился к мощам и теперь шел на выход.
– Отец N? Настоятель N-ского монастыря? – спросила она у одного семинариста.
– Да.
Из всех признаков аскета у отца N имелась в наличии только длинная борода. Совсем уж обескураженная его внешностью, девушка все же припустила за назначенным ей духовником, догнала и изложила суть дела:
– Архимандрит Кирилл благословил мне обращаться к вам за духовным руководством!
Батюшка всплеснул пухлыми ручками и ответил:
– Ко мне? Почему ко мне? Это же административная должность! Ну, что я понимаю в духовной жизни?!
***
7 ноября по новому стилю Церковь вспоминает память мучеников Маркиана и Мартирия. Вспоминает скромно – в Типиконе эти святые «без знака». И должности, которые они занимали при жизни, тоже были достаточно скромные – писцы при Патриаршей канцелярии. Мелкий административный персонал, так сказать (нотарии были своего рода стенографистами).
Житие их занимает строчек пятнадцать, треть из которых – предсмертная молитва. Несколько необычно для жития мучеников IV века то, что пострадали они не от язычников, а от тех, кто считал себя христианами.
В IV веке ариане почти полвека воздвигали на православных гонения, пользуясь тем, что на их стороне оказалась высшая государственная власть. В какой-то момент они низвели с патриаршего престола Павла Исповедника и, отправив его в ссылку, там задушили.
На очереди оказались ученики патриарха Павла – его секретари Маркиан и Мартирий, которые на творившиеся беззакония отнюдь не молчали, а смело исповедовали православное учение. Их стали склонять в арианство обещаниями богатства и карьеры – они не поддались. Им пригрозили казнью – они не испугались. Тогда их действительно привели на место казни, дали помолиться и отрубили головы.
То, что мы теперь знаем о значении Вселенских соборов для утверждения истины, тогда было совсем не очевидно
В общем, все понятно. Нам. Теперь. Но ведь тогда эпоха Вселенских соборов лишь начиналась! То, что мы теперь знаем о значении этих соборов для утверждения истины, тогда было совсем не очевидно. Критерии, по которым мы теперь признаем Вселенские соборы, тогда еще не были выработаны. Христиане, жившие тогда, еще не знали, что через тысячу лет авторитет I Вселенского Собора будет для любого христианина чем-то совершенно непререкаемым.
Теперь так. А тогда? Один собор собрался и постановил, что Арий неправ… Ну, а несколько следующих преспокойно постановляют, что Арий прав! Арианство исповедует не только государственная власть, не только целые народы где-то там на границе империи, его исповедует и множество людей вокруг, и уже почти все епископы, и глава Константинопольской церкви – Македоний…
А доводы ариан в борьбе с несогласными? Никто же не говорит, что преследует человека за Православие, но говорят: он неправильно учит о Боге, он сеет суеверие, он верует в нескольких богов! Ату его…
Кто мог сознательно остаться на православной позиции в такой ситуации? Только тот, чья сила личного благочестия приводила его ум в состояние богопросвещенное и давала ему знание богооткровенное.
Чтобы под таким давлением выбрать истину, надо иметь опыт личного знакомства с Истиной! А ведь Маркиан и Мартирий были просто канцеляристами. Людьми на мелких административных должностях…