Игумения всея Святой земли

Памяти игумении Георгии (Щукиной). К 9-му дню

Сегодня 9 дней преставления ко Господу матушки Георгии (Щукиной). О подвижнице наших дней, некогда начинавшей свой монашеский путь в Пюхтицком Успенском монастыре Эстонии, вспоминает Сергей Георгиевич Мянник, член Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Матушка Георгия (Щукина) Матушка Георгия (Щукина)

Особое время – особые послушания

Впервые в Пюхтицкий Успенский монастырь меня привезли, когда мне было месяцев восемь. Так что у меня с детства впечатление, что мать Георгия в Пюхтице была всегда. Приедешь, а там тебя встречает это добрый, отзывчивый человек. Может быть, как игумении ей и надо было потом иногда и строгость проявить, но это было вовсе не в ее характере. По складу она была очень мягкой, любвеобильной.

Мать Георгия в Иоанновском монастыре на Карповке. У места захоронения мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского Мать Георгия в Иоанновском монастыре на Карповке. У места захоронения мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского

Мы, конечно же, сразу все запереживали, когда мать Георгию в 1988 году перевели в Санкт-Петербург возрождать Иоанновский монастырь на Карповке. Хотя, впрочем, все и понимали, что наступает какое-то новое в церковной истории время, когда начали возвращать верующим храмы, обители; мощи святых где-то по запасникам музеев обретались; святых вновь стали прославлять. В том же Питере на нашей памяти – блаженную Ксению, святого праведного Иоанна Кронштадтского, а потом и новомучеников – это всё были грандиозные события для людей церковных – притом, что раньше ни о чем подобном мы и помыслить не могли.

Тот же монастырь на Карповке, когда уже разрешили совершать богослужения, был просто в ужасающем состоянии: всё разгромлено, в грязи, в завалах мусора. Конечно же, требовалось потрудиться. А матушка Георгия была родом из северной столицы, у нее там все же какие-то знакомые в церковной среде оставались. Она сумела это дело восстановления разоренной обители сдвинуть с мертвой точки. Уже буквально благоукрашала там всё…

Будущий Святейший Алексий (Ридигер) в Пюхтицком монастыре Будущий Святейший Алексий (Ридигер) в Пюхтицком монастыре

И тут ее вдруг переводят еще дальше – в Иерусалим. Тогда уже наш ранее эстонский владыка Алексий (Ридигер) Патриархом стал. Он ей так и объявил, когда она стала сетовать на свой не волевой характер:

– У меня на сегодня одна ваша кандидатура.

А там, в Горнем, до этого пять лет игумении не было. Матушка, конечно, очень переживала, как ее сестры встретят, да и сможет ли обителью управлять… Но Патриарх сказал:

Патриарх сказал: «Руководите как сможете. Где-то надо любовью покрыть»

– Руководите как сможете. Где-то надо любовью покрыть, где-то промолчать. – И снова, потом матушка Георгия вспоминала, повторил. – Где-то любовью покрыть…

Так она и действовала. А чего же более еще сестрам желать? Они к ней, конечно, тоже взаимно любовью прониклись.

Мы, помню, тоже поначалу из-за этого ее нового перевода на Святую землю вновь заволновались, но вскоре от нас туда потянулись ручейки паломников. Мы тогда ездили не большими организованными группами, а сами по несколько человек собирались и ехали. Матушка Георгия нас там, эстонцев, всегда как земляков принимала.

Соприкоснуться со святынями сердцем

Гефсиманский сад. 2005. Матушка Георгия, супруга Сергея Георгиевича Мянника и мама Гефсиманский сад. 2005. Матушка Георгия, супруга Сергея Георгиевича Мянника и мама

Помню, мы с мамой и супругой поехали на Святую землю в 2005 году. Летим, а мама и спрашивает:

– А кто же нас встретит?

Думали: может быть, монахиню какую пошлют, мы уж ее по монашескому облачению в многолюдстве аэропорта узнаем… А встретила нас сама матушка Георгия!

Усадила в машину, приехали мы в монастырь, она с нами еще и посидела, позавтракала, а потом всю неделю всюду нас сопровождала по святыням Святой земли. Лишь только в последний день ей надо было лететь в Питер, она нас уже оставила, препоручив сестре благочинной.

Всюду, куда мы приезжали, мы по благословению матушки читали соответствующее Евангелие

А до этого, сопровождая там всюду, матушка нас настраивала так, чтобы мы именно сердцем соприкоснулись со святынями Святой Земли. Я после этой поездки постоянно вспоминаю все эти места, где мы вместе с матушкой побывали, особенно богослужениями Великого поста или просто когда читается Евангелие. Так как всюду, куда мы приезжали, мы по ее благословению читали Евангелие: если приезжали на гору Фавор, то о Преображении, и т.д.

Мы ездили там всюду не для того, чтобы «посмотреть». Мы и на всякие экскурсионные подробности не отвлекались – и так было понятно, куда едем. Это, кстати, говорят, мечта тамошних монахинь-гидов, чтобы приехать с группой паломников на место и просто сказать: «Это Вифлеем». Потому что в этих величайших святых местах на самом-то деле и хочется больше молчать, молиться.

Гора Фавор. Матушка Георгия, мама Сергея Георгиевича Мянника, он сам и его супруга. 2005 г. Гора Фавор. Матушка Георгия, мама Сергея Георгиевича Мянника, он сам и его супруга. 2005 г.

Все-таки это нечто совершенно разное: помолиться, духом соприкоснуться или весь путь и на месте слушать какие-то рассказы, глазеть по сторонам… Как это обычно бывает: прибежали, пофотографировались, приложились, подали записочки, накупили сувениров…

Хотя, помню, когда мы приехали в Кану Галилейскую и прочитали, как обычно, Евангелие, помолились, я после чуть отстал от всех и вернулся уже с бутылочкой вина – всё же не мог в том символичном месте отказать себе в этой покупке. А матушка и отметила:

– О, хорошо, что ты купил. Грекам тут нужно храм содержать, они все-таки благодарны, когда у них что-то покупают.

Матушка Георгия даже на такие мелочи обращала внимание, для нее имело значение как-то уважить принимающую сторону.

Супруга Сергея Георгиевича Мянника, матушка Георгия, Сергей Георгиевич Мянник и его мама, 2005 г. Супруга Сергея Георгиевича Мянника, матушка Георгия, Сергей Георгиевич Мянник и его мама, 2005 г.

Всеобщая любимица

И к матушке всюду все там были расположены. Когда мы прибыли на Тивериадское озеро, арабы, узнав, что приехала игумения, на следующее утро нам с нового улова свежей рыбки тут же принесли. Там, конечно, есть и крещеные арабы, но большинство арабов все-таки мусульмане, но вот такое даже у них почтение к матушке было.

Матушка Георгия у Мамврийского дуба Матушка Георгия у Мамврийского дуба

Или когда мы были у Мамврийского дуба, к ней тоже, только услышали, что матушка приехала, тут же из окрестностей арабы понабежали. Тамошний сторож подошел и говорит:

– Матушка, тут вот кусочек коры от дуба отвалился, – и протягивает ей, – это вам.

А матушка нам эту святыньку потом подарила.

У матушки Георгии была харизма, которую не могли не чувствовать даже иноверцы или неверующие

Ее там все на Святой земле любили. У нее, безусловно, была харизма, которую не могли не чувствовать даже иноверцы или люди неверующие. Авторитет у матушки Георгии там был очень высок – тем более среди православных, там же много представителей и других Поместных Церквей.

При этом матушка Георгия была очень простой. Она и в Иордан вместе с нами пошла окунаться (кстати, в Мертвом море купаться не благословила). А на источнике у Тивериадского озера вновь с нами за компанию пошла, еще и сказала, помню:

– Ой, я заодно здесь и помоюсь. У нас вода дорогая. И ее очень мало. (В Горнем монастыре нет никакого источника, а водопроводная вода в Израиле действительно стоит, по нашим меркам, запредельных денег).

И всюду матушка себя вела вот так просто. Где-то даже фотография осталась, помню, мы были как раз на Тивериадском озере: матушка Георгия сидит там в платочечке, умиротворенная. И она несла этот мир всем, с кем встречалась, – а что может быть дороже? Ей везде и были рады.

Рыбная ловля по примеру святых апостолов Рыбная ловля по примеру святых апостолов

Приехали мы как-то в один греческий монастырь, а мне там иеромонах-грек и говорит:

– Бери пакет, собирай апельсины.

Я там впервые увидел, что апельсины, прям как яблоки, на деревьях растут, и их вот так, оказывается, срывая с веток, и собираешь. Собрал я два полных, как мне велено было, пакета. Привез в Горний, пошел сестрам в трапезную отнес.

– Да нет, что вы, это же вас угостили, себе оставьте, – говорят монахини.

Но неужели же я со Святой земли апельсины повезу?

Колоссальное чувство долга

В Горненском монастыре, помню, во сколько бы ты ни пришел утром на службу, матушка Георгия уже там, в храме.

Если я не стану первой в храм приходить, какой пример сестрам подавать буду?

– Сережа, а если я не стану первой в храм приходить, какой же я тогда пример сестрам подавать буду? – ответила она как-то, видя мое удивление.

Это особое послушание игумении – ответственность за души вверенных ей сестер. У нее было колоссальное чувство долга. Раз она игумения, значит, должна во всем сестрам быть образцом.

И сестры ее с полуслова слушались – мигом исполняли то, о чем матушка их просила. Она же никогда не приказывала, она именно просила. И ты уже не мог не исполнить ее просьбу. Монахини даже с каким-то воодушевлением всегда к благословениям своей духовной матери относились – прямо бежали на послушания.

Матушки Георгия и Варвара Матушки Георгия и Варвара

Еще помню, матушка никогда никого напрямую не обличала, а как-то так аккуратно давала обычно понять, что лучше сделать вот так. Скорее даже своим примером наставляла, и никогда в ней не было никакого человекоугодия – если рядом с нею кто-то поступал не по заповеди, она всегда находила возможность дать понять, что это что-то неподобающее. Стоило кому-то о ком-то в ее присутствии отозваться даже с легкой примесью осуждения, матушка вдруг вся точно уходила в себя, ни коим образом не поддерживая этот разговор, и человек сразу осекался: так нельзя. Замолкал, просил прощения.

У великих святынь всегда – война на духовном фронте

На Святой земле нелегко нести послушание. А тем более сохранять молитвенную собранность души. И не только потому, что там всегда масса паломников, всем надо уделить внимание. Там еще и обстановка зачастую напряженная. У матушки, например, послушание – монастырь отстраивать, чтобы было, где паломников размещать, а чуть только за что возьмешься, так тут же кто-то от властей прибегает, начинают всё фотографировать, претензии предъявлять.

– Что вы, что вы? – сколько раз матушке приходилось гасить все эти волны возмущения. – Это мы только потихонечку ремонтируем тут всё.

И у нее, кстати, был дар убеждения, ей как-то верили, даже самые раздраженные чиновники вдруг тут же смягчались.

Но там враг все равно не унимается. У великих святынь всегда ведется особо напряженная война на духовном фронте. Постоянно их там как-то осаждали. То трамвайную линию власти собирались прокладывать прямо по территории Горненской обители, в нескольких метрах от собора Всех святых, в земле Российской просиявших… Всё это непрестанные волнения. Там матушка и сестры – всегда в усиленной молитве. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41).

В феврале в Иерусалиме 20 градусов тепла, в Иудейской пустыне – 40. А что там летом творится?

Там и физически очень трудно. Климат для выросших в России не самый подходящий. Помню, мы прилетели примерно в такое же, как сейчас время, в феврале. В Иерусалиме было 20 градусов тепла, а в Иудейской пустыне – и все 40. Так это в феврале, а что там летом творится, представляете? Как всё раскалено. Иногда матушке с возрастом в летний пик все же приходилось улетать в Питер, чтобы хоть чуть-чуть там от жары отдохнуть, восстановиться.

Но с другой стороны, там, конечно, Земля Святая. Сами святыни дух укрепляют.

Откуда у подвижников спокойствие?

Мы матушку Георгию всегда как родственницу воспринимали. Я как-то, кстати, также о духовно близкой ей матушке Варваре (Трофимовой), пюхтицкой игумении, однажды отозвался:

– Она мне как бабушка! – стою улыбаюсь.

– Ну да… Ба-абушка! – хмыкнули монахини.

В Пюхтице, матушка Варвара (Трофимова), Сергей Георгиевич Мянник и матушка Георгия (Щукина). Успение, 2004 г. В Пюхтице, матушка Варвара (Трофимова), Сергей Георгиевич Мянник и матушка Георгия (Щукина). Успение, 2004 г.

Уж матушка-то Варвара все-таки посуровее была. Мать Георгия и сама про нее, в том числе, когда Святейшего пыталась убедить, что сама она к начальственной должности непригодна, говорила, что вот матушка-то Варвара управлять умеет – у нее к этому прямо талант был.

Как-то раз одна из монахинь что-то в помощь игумении задумала сделать и побежала договариваться – отлучилась из игуменского корпуса, где несла послушание, без благословения. Возвращается – дерг за ручку, а дверь-то закрыта. Она со всех сторон корпус обошла, всюду всё на замке. Матушка Варвара дверь открывает:

– Ты что, уйти хочешь? Ну, уходи.

Та стала виниться.

– Хочешь уйти, уходи, – опять повторяет игумения.

Монахиня в слезы.

А у матушки Варвары как раз тогда матушка Георгия гостила, она и пояснила, как их в свое время воспитывали:

– В монастыре ничего нельзя делать без благословения – даже хорошее дело, на всё надо брать благословение.

Это мы этих подвижниц так умиленно воспринимаем, а сами они через тяжелые испытания прошли, как и потом – через серьезнейшую школу аскетизма. Тому, кто не пробовал, и не понять, как это тяжело навыкать во всем отсекать свою волю. Зато какие потом благодатные плоды! Сейчас таких простых, спокойных людей, как матушка Георгия, во всем полагающихся на волю Божию, днем с огнем не сыщешь.

На всё воля Божия

У нас как-то стали портрет митрополита Корнилия (Якобса), ранее управлявшего Эстонской кафедрой, писать, смотрим на образ:

– Да он же из дореволюционной России! Точно с полотен П. Корина «Русь уходящая»…

Духовные сестры Георгия и Варвара Духовные сестры Георгия и Варвара Вот так же и матушка Георгия, матушка Варвара. Это совершенно другие люди. Да, мы все помним их радушие, но за их плечами столько всего пережитого, вся их жизнь – исповедничество, выстаивание.

Пюхтицкий монастырь и спасся-то от закрытия, потому что Эстония до 1940-х годов не входила в состав Советского Союза, то есть их формировало совершенно другое, не советское воспитание, хотя потом и довелось многое уже при советской власти претерпеть.

Я однажды прочитал, почему митрополит Лавр и Святейший патриарх Алексий II торопились с подписанием Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского патриархата: да просто понимали, что они «уходящие», они-то еще люди одного воспитания, а потом уже разделение станет критическим.

А у того поколения даже мышление было какое-то совершенно другое, глубина молитвенного опыта.

Матушка Георгия и Варвара со Святейшим Алексием II Матушка Георгия и Варвара со Святейшим Алексием II

У нас в свое время сразу после революции служил архиепископ Нарвский и Изборский Евсевий (Гроздов). Когда он умер в 1929 году, его сначала погребли в нарвском Спасо-Преображенском соборе. А после разрушения собора в 1944 году прах архиерея перезахоронили на Ивангородском кладбище. Но потом и это кладбище пришло в запустение, лес там вырубили, и тогда митрополит Корнилий написал Святейшему патриарху Алексию II прошение о перезахоронении. Патриарх благословил. Перезахоронили мы его за кладбищенской церковью в Пюхтице, они там с самой матушкой Варварой сейчас рядом упокоены. А тогда матушка вдруг и призналась:

– А мне ведь сколько раз говорили: «Что это у вас склеп пустует? Туда бы надо кого-нибудь похоронить». А я и не понимала, почему я не даю благословения…

Эти люди прислушивались к воле Божией

Вот так они и жили. Не то, чтобы какие-то явные пророчества высказывать, как, например, блаженная Екатерина Пюхтицкая, но эти люди прислушивались к воле Божией. Постоянно искали ее. Ездили к старцам за советами. «Есть ли воля Божия сделать это, есть ли воля Божия сделать то…». Кто об этом сейчас так задумывается? А для них это был самый важный вопрос в отношении всего происходящего в жизни.

Помню, как-то из Пюхтиц одна, наверное, из послушниц перешла в другой монастырь, а потом вдруг стала обратно проситься. А матушка Варвара ее уже в Пюхтицу и не взяла обратно. Они четко следовали принципу: на всё воля Божия. А если человек так не последователен, то, может быть, у него и нет призвания к монашеской жизни? Тогда лучше сразу возвращаться в мир, создавать семью.

Святейший и матушки игумении Святейший и матушки игумении

Матушка Варвара, матушка Георгия приучены были своими наставниками думать именно об исполнении воли Божией, а не о том, что в монастыре рук не хватает, что молодые энергичные сестры нужны, и т.д. (Позже у той женщины, еще в молодые годы вернувшейся в мир, родилось несколько детей).

Трепетное отношение к каждому человеку

Матушка Георгия с матушкой Варварой были прямо сестрами во Христе. У них было всецелое доверие друг другу. Помню, когда матушка Георгия приезжала погостить в Пюхтицу, матушка Варвара расцветала: ей сразу внутренне, чувствовалось, становилось легче. Как никто другой, они могли друг друга и понять и поддержать в игуменском крестоношении.

В свое время матушка Георгия была лучшей помощницей матушки Варвары в Пюхтице, и это духовное родство у них отнюдь не ослабевало ни с годами, ни на расстоянии. Потому уже, когда матушка Варвара стала себя время от времени плохо чувствовать, иногда гостившая в Пюхтице матушка Георгия приходила к сестрам:

– Матушка Варвара не сможет присутствовать, – и сидела вместо нее на трапезе. А поскольку духом они были сродны, и ее присутствие утешало сестер.

Матушки Георгия и Варвара Матушки Георгия и Варвара

Матушка Георгия была очень скромным, доступным в общении человеком. Каждый к ней мог подойти, что-то спросить. Даже, когда она из Иерусалима в Пюхтицу приезжала, народ ее обступал, ажиотаж какой-то начинался. Она очень спокойно со всеми общалась. Потом, бывало, видно, устанет – возьмет уж матушку Варвару под ручку (у той уже ноги в последние годы были совсем слабенькие, болели):

– Давай я тебя провожу.

И так они вместе удалялись в игуменский корпус.

Но никогда никакого раздражения матушка Георгия не выказывала, никого не обрывала на полуслове – всё очень учтиво, деликатно, чтобы никого не обидеть. Вот у того поколения было это трепетное отношение к каждому человеку. Они по своей чистоте в людях старались замечать только хорошее. Чуткость у них была.

Успенский Пюхтицкий монастырь Успенский Пюхтицкий монастырь

Хотя и обступавшие могли бы с пониманием отнестись: человек-то уже в возрасте, матушка Георгия и в свои 80 с лишним в Пюхтицу приезжала, а если еще и с дороги, то, конечно, уставала. Кто-нибудь другой мог бы уже и вспылить, как-нибудь резко ответить или просто хотя бы видом недовольство показать, а она была очень выдержанной, смиренной.

И такая у нее была ласковость в обращении с людьми: «дочечка», «девочка», «Юлечка», «Катенька»… – только и было слышно от нее. И люди этим теплом от матушки Георгии прямо заряжались. Я помню, и меня всегда матушка Георгия и матушка Варвара Сережей всё называли.

Огорчительно, конечно, что от нас ушла сейчас такая великая игумения – матушка Георгия, но они там с матушкой Варварой сейчас встретились. Каждая из них здесь, на земле, выполнила свой долг. Безропотно. И сделала эти свои, завещанные святым праведным Иоанном Кронштадтским, три шага – до Царствия Небесного.

Яффа. 2005 г. Яффа. 2005 г.

Сергей Мянник
Записала Ольга Орлова

14 февраля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля.
«Помолитесь, помолитесь, я так хочу в монастырь!» «Помолитесь, помолитесь, я так хочу в монастырь!»
Игуменья Георгия (Щукина)
«Помолитесь, помолитесь, я так хочу в монастырь!» «Помолитесь, помолитесь, я так хочу в монастырь!»
Рассказы игуменьи Георгии (Щукиной). Часть 1
«Господь тебя избрал, воля Божия есть. Так Господу угодно и Матери Божией».
Иерусалимский крест Иерусалимский крест
Елена Галкина
Иерусалимский крест Иерусалимский крест
Беседа с настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме игуменией Георгией (Щукиной)
Елена Галкина
Последние годы в истории Горненского женского монастыря в Иерусалиме неразрывно связаны с именем игумении Георгии, которая вот уже 25 лет несет здесь крест игуменского служения.
Комментарии
Тамара16 февраля 2022, 23:22
Царствие Небесное тебе дорогая матушка Георгия и вечная память!!
Григорий16 февраля 2022, 11:24
Иерусалимская матушка игумения Георгия - великая труженица и подвижница, смиренная молитвенница, всю себя посвятила Богу и Церкви. Её любовь, тихую радость, простоту ощущали тысячи паломников Святой Земли, соприкасавшиеся с ней. Никогда она "не просила у Бога власти" (Сир. 7:4), не хотела становиться игуменией, потому,что, обладая истинным смирением, считала себя не достойной управлять другими. Но Господь, смотрящий не на лице, а на сердце, сподобил матушку игуменства на Земле Своей, и она возродила Горненский монастырь, сделала его родным для всех православных. Вечная и благодарная память чудному человеку, нашей современнице иерусалимской игумении Георгии Щукиной!
Елена15 февраля 2022, 07:58
Вечная память игумении Георгии, Царствия Небесного, очень добрая матушка, встречались с ней, когда были на Святой Земле, удивительный человек
Татьяна15 февраля 2022, 06:12
Царство небесное, матушка Георгия. Вечная память!
Ирина Рутовская15 февраля 2022, 00:52
Спаси Господи, я тоже имела счастье встретиться с игумен ей Георгий на Святой Земле, получить её благословение. Она была матерью всем, хотелось ей повиноваться абсолютно
раба Божия тамара14 февраля 2022, 18:30
ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Виктор14 февраля 2022, 18:16
Слава Богу милующему, что есть на свете такие люди! Видя разницу между ними и собой, невольно приходиш в более смиренное состояние, понимаеш чего тебе не хватает и становится понятным, что нужно сказать на исповеди кроме банальных-делом,словом, помышлением. А о родстве по духу, много раз на себе проверил, что родство по духу гораздо важнее родства по плоти. В миру у покойника ещё пятки не остыли, а уже начинаются раздоры и делёжка наследства:( Провожаем своих так: привозят в храм новопреставленную, о.Александр совершает заупокойную литию, собирается почти весь приход для чтения псалтири, утром совершается отпевание соборне, и под звон колоколов вся община провожает в последний путь усопшего.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×