Нагорная проповедь. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 19–20).
Этот фрагмент из Евангелия повествует о том, как Христос призвал учеников к апостольству. Занятием многих из них было рыболовство. Оно было источником их дохода. Они жили у Тивериадского озера и, продавая пойманную рыбу, могли содержать свои семьи.
И вот, однажды приходит к ним Христос и говорит (нам может показаться, что довольно круто), что они должны последовать за Ним. И евангелисты в один голос свидетельствуют о той стремительности, с какой они откликнулись на призыв к апостольству. Для этого они используют наречие времени «тотчас», чтобы подчеркнуть быстроту их ответа: они «тотчас» оставили сети и последовали за Ним.
Если бы мы были на месте учеников, то стали бы просить у Христа пояснений: что значит быть ловцами человеков? Нам нужны были бы уточняющие подробности. А ученики Христовы с максимальной быстротой откликнулись на этот зов, бросили сети, источник своего дохода, и последовали за Тем, Кого видели в первый раз. Конечно, они слышали об Иисусе, но знали о Нем не так много, чтобы быть полностью уверенными в том, что могут смело отказаться от всего, в том числе от средств существования, и следовать за Ним. Ученики Христовы по роду своей деятельности вообще мало в чем могли быть уверенными. А в тот момент, когда Христос призвал их следовать за Ним, для них и вовсе должна была наступить абсолютная неуверенность, поскольку они ничего не знали о том, что значит быть ловцами человеков.
Как же понять такой стремительный ответ учеников на зов Христа?
У одного западного богослова есть книга, названная весьма внушительно: «Цена ученичества». Он говорит в ней, что ученики могли последовать за Христом с предельной быстротой и спонтанностью, отказавшись от всего, потому что ответом на этот зов был Сам Христос. Божественная духовная власть, исходившая от Христа, убедила их и подтолкнула к этому, дав им внутреннее ощущение того, что Обративший к ним призыв «Идите за Мною» достоин того.
Ученики Христовы смогли ответить на призыв Богочеловека, потому что ответом на этот зов был Он Сам. Им оставалось только слушать Его и исполнять сказанное Им.
Этот евангельский отрывок чрезвычайно актуален, потому что говорит нам об ученичестве — одной из духовных институций, от которой мы отказались. Живем в мире, в котором, к сожалению, преобладают самодостаточные и всезнающие люди. Они думают, что знают всё, что владеют информацией во всех сферах, и ведут себя с огромной гордыней и высокомерием. Совсем немного тех, кто готов примерить на себе состояние ученичества, готов учиться, позволить мастеру формировать их. Самодостаточность и гордыня отводят нас от такого формирования и шлифования нашей личности.
К сожалению, недуг высокомерия и гордыни проникает даже в умы детишек, которых поощряют восставать против своих учителей, считая, что у них есть только права, безо всяких обязанностей. Служащий на своем рабочем месте будет считать, что знает намного больше начальника, который, с точки зрения иерархии, ответственен за то, чтобы на работе всё было хорошо. На всех уровнях социальной жизни каждый думает, что заслуживает такого места, которое легитимировало бы ему право свысока и нагло учить других и давать всем советы. Мы нигде не найдем желания ученичествовать, учиться и позволить другим шлифовать тебя.
Апостолы согласились заплатить цену ученичества, проявили состояние смирения
А апостолы согласились заплатить цену ученичества, проявили состояние смирения, готовность слушать, и дали моделировать себя духовной власти — власти Христа.
Самыми плодотворными и восхитительными с духовной и культурной точек зрения были времена, в которые особый акцент делался на ученичестве, на личности ученика — человека, готового перенимать опыт мастера. И в христианской жизни тоже невозможно представить себе, чтобы кто-то мог духовно возрастать, не ученичествуя. Без ученичества не бывает духовной жизни.
В Церкви у нас есть институция духовника, духовного мастера, который самым ответственным и сознательным образом берет на себя функцию наставника, руководителя и делится с учениками, теми, кто приходит исповедаться, опытом, который он, по вдохновению Божию, получает. Настоящий мастер не держится с учениками надменно, высокомерно и гордо, потому что так он не сможет их моделировать. Гордыня ставит много преград в отношениях между людьми.
Христос нисколько не нуждался в том, чтобы доказывать Свое превосходство над учениками, выставлять напоказ Свои способности чудотворения и мудрость. Ничего из этого Ему не было нужно.
Мастер, настоящий учитель никогда не подчеркивает своего интеллекта или положения, которое занимает. Власть естественным, натуральным образом проистекает из самой его манеры держаться, из опыта, которым он обладает и которым делится с учениками. У тех же учителей, которые прибегают скорее к принуждению, чем к великодушию и духовной власти, в действительности что-то идет не так. Им хочется восполнить недостаток своего интеллекта принуждением, чтобы добиться некоторой власти. Умный человек крайне редко прибегает к принуждению, если же прибегает, то делает это так, чтобы ученики почувствовали, что это делается для их блага.
Наше общество, которое, видимо, принимает определенный образ и очертания, отказалось от всего, что означает ученичество, формирование, в особенности духовное. Человек, осознающий свои пределы, может возрастать и с духовной, и с интеллектуальной точек зрения. А к людям самодостаточным, считающим, что они знают всё, нельзя ни подойти, ни научить их чему-либо — это их жутко оскорбит, — ни попытаться добродушно поделиться с ними чем-нибудь из своего опыта. Не послушают они нас. Воздвигнут между нами и собой стену. Они слишком горды, чтобы поверить, что есть такие вещи, которым они могут поучиться у кого-то, пусть и у имеющего богатый опыт в соответствующей области.
Бог создал нас, чтобы мы помогали друг другу, делились опытом
Если бы мы восстановили институцию ученичества во всех сферах нашей жизни — в семье, школе, на рабочем месте, — физиономия нашего общества стала бы выглядеть иначе, гораздо позитивней и духовней. Люди стали бы чувствовать свою взаимодополняемость. Ведь Бог создал нас, чтобы мы помогали друг другу, делились опытом, который каждый накапливает в той области, в какой получил подготовку.
Может, кто-нибудь скажет, что это звучит слишком утопично и идеалистично. Но давайте вспомним о знаменитых философских школах античности и даже современности. Например, у философа Константина Нойки действовала школа культурного «скитничества», подлинное культурное ученичество. Человека надменного, считающего, что он знает всё, туда не принимали.
В Церкви еще существует институция ученичества. Духовник, принимающий Исповедь, тоже, в свою очередь, является чьим-то учеником. Хороший мастер тоже в свое время прошел этап ученичества. Если он был отличным учеником, способным в смирении усвоить то, что предлагал ему учитель, то из ученика вырастет в мастера, воспитывающего собственных учеников.
К сожалению, есть замечательные врачи, которым не удается воспитать учеников; есть блестящие профессора, у которых нет учеников, которым они могли бы передать то, что накопили; есть прекрасные священники, у которых нет дара формировать людей в духе смирения.
Ученики Христовы ответили на призыв к апостольству, потому что ответом был Сам Христос. Только один из них предал, Иуда, потому что был учеником слабым, гордым и самодовольным, решившим воспрепятствовать Христу и навредить. Он не понял, что, желая навредить Христу, вредит самому себе, и закончил ужасным образом.
Христос — извечный ответ на всё, что может нас мучить и беспокоить. Если мы последуем за Ним, то получим внутреннее уверение в том, что мы духовно состоялись.
Почувствовать призвание — значит не проходить через альтернативы и колебания, а понять, что мы ничего, кроме как ответить на это призвание, не можем.