«Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой»

О молитве за ближних и их поминовении на проскомидии

Как молиться, чтобы обратить человека к Богу? И можно ли подавать записки за нецерковных людей на проскомидию? Отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный за миссионерское служение в Сергиево-Посадском благочинии.

Протоиерей Димитрий Беженарь Протоиерей Димитрий Беженарь

Господь создал человека разумным, свободным и хочет, чтобы человек сам осознал, кто он, для чего он живет; проникся всем тем величием дара, который Бог нам даровал, – свободной волей. Конечно, если кто-то из моих близких далек от веры, смеется над Матерью-Церковью, попирает заповеди Божии, я переживаю за него. Если мне этот человек дорог, мои мысли постоянно возвращаются к нему. Мне его не выкинуть из головы – живи как знаешь. Сердце болит за него. И что делать? Мудрый совет дает святитель Николай Сербский в книге «Миссионерские письма».

Он пишет девушке, которая заменила в свое время младшему брату умершую мать и переживала о том, что он вырос и объявил себя безбожником (ответ 37). Он приводит пример, как одна мать переживала за аморально живущего сына. Что бы она ему ни говорила, он только смеялся и даже на нее руку стал поднимать. И вот тут она замолчала. Больше ничего ему не стала говорить. Взяла на себя по благословению священника – вероятно, самого святителя Николая (Велимировича) – еще один день поста (обычно в таких случаях «понедельничают»: постятся, как монахи, еще и по понедельникам. – О.О.), обильно подавала за сына милостыню, со слезами молилась Богу. Не просто записочку написала, и пусть там батюшки молятся в алтаре, – она сама постоянно утруждала свое сердце молитвой, с болью молилась. Причем молилась так, что это, может быть, кому-то и сложно понять: «Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой».

Святитель рассказывал, что она сама говорила ему:

«Я поняла, что никто под небом не может спасти его, только один Бог, и только каким-то страданием. Поэтому я и молилась о том, чтобы Он послал сыну испытание».

Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство

Нам более известна подобная молитва: «Имиже веси судьбами (т.е. какими угодно путями, Ты Сам знаешь как; это я доверяю Тебе) – спаси его». То есть мать не вымаливала ему благоденствия, здоровья, победы над всеми недругами и врагами, она не желала ему стать начальником и т.д. Нет, она думала прежде всего о спасении его души и молилась Богу с полным доверием: как Тебе, Господи, угодно, так и действуй, но только спаси его. И Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство.

В этом письме святитель описывает, как мать заботливо ухаживала за ним, когда он уже был повержен на одр болезни, но о вере ничего ему так и не говорила, пока он сам не взмолился: «Мама, помолись Господу, чтобы я не умер». Она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но ты пообещай, что исправишь свою жизнь». У него – слезы: «Обещаю, мама». И Господь его исцелил. Это один из примеров.

Фото: patriarchia.ru Фото: patriarchia.ru

Если мы действительно хотим, чтобы что-то изменилось, надо пойти на жертвы, тем самым как бы предоставляя Господу право действовать в жизни наших близких, о которых мы молимся. Вот наш близкий вырвался, как тот блудный сын из притчи, «на страну далече». Он не хочет идти к Богу. И Господь не будет насиловать его волю. Но я, зная, чем для него весь этот выверт обернется, могу молиться за него – уделять свое время, поститься – ограничивать себя в еде, в развлечениях, в каких-то атрибутах достатка, комфорта. А из тех средств, которые я таким образом сэкономлю, подавать милостыню.

«Чтобы наша молитва была услышана, мы обязательно должны жертвовать чем-то», – говорил преподобный Паисий Святогорец, быть готовы понести тяготу брани своего ближнего (Гал. 6: 2). Известно же, что те бесы, которые атаковали душу того, за кого мы молимся, могут – если Господь попустит, а Он нам ничего выше наших сил не попускает, – перекинуться на нас. Но если мы живем духовной жизнью, регулярно исповедуемся, причащаемся, молимся, блюдем свою совесть, нас это не должно страшить. «Ибо Тот, Кто в вас, – говорит апостол Иоанн, – больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). А преподобный Паисий Святогорец потом даже явился одному человеку, который, сжалившись над больной раком девочкой, взял на себя подвиг вкушать пищу через день, и то понемногу, то есть наложил на себя строжайший пост и стал молиться за нее. Когда через 20 дней он уже изнемогал, ему и явился старец Паисий и радостно возвестил: «У Кристины (так звали болящую) ничего нет». Кто-то должен молиться, брать на себя подвиги, обеты. Но, к сожалению, часто мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всё вдруг заполучить да исправить всех вокруг по своему усмотрению.

Часто спрашивают: можно ли подавать за своих неверующих близких на проскомидию, чтобы священник в алтаре, вынимая за это имя частичку, опустил ее в Кровь Христову с молитвой: «Омый, Господи, греси поминавшихся зде честною Твоею Кровию». Правильно ли это будет? Если некто хулит Церковь Божию, смеется над верой, как его можно заочно и против его произволения приобщать к величайшей святыне? Понятно, что если этот нравственно, скажем прямо, мертвый человек близок тебе по крови, то ты себе просто места не находишь, сердце твое переживает за него. Как же тут быть?

Обычно на вопрос о поминовении неверующих за литургией священники отвечают уклончиво

Обычно на вопрос о поминовении таковых за литургией священники отвечают уклончиво. Это как если бы кто спросил, ни разу не бывав в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как туда добраться, а ему бы ответили: двигайтесь к северу от Москвы. Вроде бы и правильно, а общо. Если будешь двигаться в этом направлении, в лавру, может быть, и попадешь, но точных ориентиров не дано. Как правило, на все эти стенания воцерковленных сродников священники отвечают: «Надо молиться». Но вопрос-то ставится конкретно: можно ли за литургией о таком человеке записочку подавать? Будет ли это ему полезно? И не принесет ли это вред тебе, вписывающему его имя в заказную, как это принято называть, записку? И прямой ответ на этот вопрос вовсе не означает, что Бог кого-то не любит или не желает кому-то из людей спасения. У апостола прямо сказано: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Тут дело только в том, полезно ли такое поминание самому человеку, если он попирает веру? Не зря же Церковь учит: «Бог не спасает нас без нас».

Меня этот вопрос о поминовении не признающих веры и самого очень интересовал, когда я еще только окончил Московскую духовную академию и готовился к принятию сана. Я тогда решил найти письменное подтверждение того, как все-таки именно святоотеческая традиция отвечает на данный вопрос. Один из наших замечательных литургистов Иван Дмитриевский в своей книге «Догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию», в которой кроме изъяснения Божественной литургии помещена переведенная на русский язык книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV–XV веков), дает четкий ответ: частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, поэтому если человек живет по-христиански, то эта частичка подобна жертве за человека, который, по крайней мере, кается в своих грехах и по молитве Церкви получает Благодать Духа Святаго. Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, кто сознательно попирает христианскую веру. Так разъясняет преподобный Симеон Солунский.

Нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение

В доказательство вопрошающим я еще постоянно вожу с собою небольшую книжечку «Всенощное бдение и литургия» издательства Московской Патриархии, вышедшую по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году. В приложении здесь приведены поучения многих святых отцов: преподобного Максима Исповедника из его «Мистагогии», святителя Геннадия Константинопольского, святителя Германа Константинопольского, преподобного Симеона Нового Богослова, святого праведного Николая Кавасилы, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др. Они, изъясняя проскомидию (а это как раз та часть литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), прямо свидетельствуют: иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как усопшие заступились за пьющего священника Как усопшие заступились за пьющего священника Как усопшие заступились за пьющего священника Как усопшие заступились за пьющего священника
Современная быль
То был нескончаемый поток: мужчины, женщины, дети… И все они простирали руки, умоляя: «Преосвященный, не изгоняй нашего батюшку! Он за нас, усопших, молится!»
Рождество Христово — как Проскомидия Рождество Христово — как Проскомидия
Прот. Олег Стеняев
Рождество Христово — как Проскомидия Рождество Христово — как Проскомидия
Евхаристическое осмысление события
Протоиерей Олег Стеняев
Сын Божий рождается в этот мир, который находился в римском порабощении, чтобы указать нам на Свою миссию освободителя всего рода человеческого от рабства греха, дьявола и страха смерти.
О частицах, вынимаемых на проскомидии О частицах, вынимаемых на проскомидии
Прот. Игорь Белов
О частицах, вынимаемых на проскомидии О частицах, вынимаемых на проскомидии
Протоиерей Игорь Белов
Частицы, вынутые на проскомидии за всех членов Церкви, освящаются во время Литургии, а в силу прообраза это освящение переходит и на нас.
Комментарии
Дiонисiй25 мая 2022, 17:53
Свт Симеон, архиеп. Солунский: «Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Симеон Солунский, блж. Объяснение Православных богослужений, обрядов и таинств. Оранта, 2010. С. 109).
Дiонисiй16 мая 2022, 20:14
Блж. Августин: «Нимало не должно сомневаться, что [молитвы Святой Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни] приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в Таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию, и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал» (Serm. CLXXII)
Фотиния16 мая 2022, 16:54
Спаси Господи, отче, за такой полный ответ! Никаких вопросов теперь не осталось. Всё понятно: за крещеных воцерковленных православных (т. е. регулярно посещающих церковную службу, участвующих в таинствах церкви) записки на проскомидию можно подавать смело. А вот за невоцерковлённых и, тем паче, насмехающихся над верой (пусть даже и крещеных когда-то в православие) молиться нужно строго в домашней молитве и, подавая их имена в простых записках и на молебны можно.
Солнышкина16 мая 2022, 00:01
Слышала, что нельзя писать в записках тех, кто колдует, за них лучше подавать псалтирь
Татьяна15 мая 2022, 09:21
Спасибо о. Димитрию за подробное разъяснение данного вопроса. Но вот интересно, мы читаем один и тот же текст, но мы понимаем его каждый по-разному. В этой беседе, батюшка старался достаточно понятно и развернуто ответить на очень важный для всех нас вопрос, как и за кого надо молиться, и говорил не от себя, а даже зачитал фрагмент из Священного Писания. Во вторых, батюшка в этой беседе НИ РАЗУ НЕ СКАЗАЛ, что МОЛИТЬСЯ ЗА БЛИЖНИХ НЕ НАДО !
Людмила14 мая 2022, 22:39
Прошу прощения за дерзость, но как не подавать записки за мужа, детей, родителей, если в церковь пришла после 50, дети воспитаны не по христиански, родители воспитаны при атеизме? Да, нужно быть готовыми к лишениям. Но разве Христос пришел на землю не для того, чтобы всех спасти? Какие же мы тогда Христиане, если не готовы потерпеть за наших ближних, если своя рубашка ближе к телу?
Георгий13 мая 2022, 16:21
Не молиться за своих близких и ближних рода своего я не могу потому что болит душа, вдруг кто и за меня помолится, это тоже самое, что мы все недостойны причащаться , как думают некоторые мои знакомые, а когда мы бдем достойны... а поезд ушел...
Наталья13 мая 2022, 00:42
Лариса12 мая 2022, 17:09 "И вовсе они не нуждаются в наших молитвах, как тут Наталья говорит." Это решает каждый из нас: нуждаются или нет. Как справедливо заметил Андрей, мы не знаем всей внутренней жизни своих родных и друзей. Я считаю, что нуждаются и поэтому стараюсь молиться за своих близких, а также подавать записки. Иначе мне совестно. Я думаю, каждый человек нуждается в том, чтобы молились за него, даже если сам отрицает это. Лучше я помолюсь за человека, чем не помолюсь. Это мое личное мнение и касается только меня и моего отношения к моим близким.
Зинаида12 мая 2022, 19:13
Почему всем нужно подавать записки именно на Литургию? Да,правильно,на Литургию подаются записки только о крещеных.Молитесь дома.Дома можно молиться о всех:о крещеных,о не крещеных,
о усопших не крещеных.Тем более,что нам всем дано священство при крещении миропомазанием!
Мы сами можем и покрестить человека,если нет рядом священника.Самим нужно больше молиться,
правильно батюшка говорит!
Лариса12 мая 2022, 17:09
Спасибо за конкретный ответ. Уже лет двадцать пишу в записках имена некоторых своих близких. А им Церковь не нужна, они к ней равнодушны. Может, отпустить их, пусть плывут по своим волнам. И вовсе они не нуждаются в наших молитвах, как тут Наталья говорит.
Екатерина12 мая 2022, 13:18
Спасибо за конкретный, неуклончивый ответ на больной для многих вопрос
Андрей12 мая 2022, 11:53
С такой-то логикой вообще ни за кого не следует подавать записки. Мы ведь не ведаем сокровенную жизнь человека: в покаянии он живет или нет. А вдруг у него есть тайный нераскаянный грех, и поминовение на литургии будет ему в осуждение? А если человек крещен в детстве, к Православию относится хорошо, не богоборец, не атеист, но не является и практикующим христианином, не причащается? Ну может быть изредка заходит в храм свечку поставить. Стоит ли подавать за него записки или нет?
Ольга12 мая 2022, 05:36
Спасибо большое за эти ответы на вопрос,который волнует многих. Тогда не пойму,если у Бога все живы,почему тогда мы молимся на проскомидии об усопших? если они тоже были крещены формально,но не веровали. Но молимся же,за всех. Даже батюшки говорят,что надо молиться за таких усопших, почему?
Наталья12 мая 2022, 01:52
"иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение" А если по этим молитвам такой человек придет к покаянию? Такие люди и нуждаются в большей помощи, в том числе, молитвенной. Выходит, единого мнения Церкви по этому поводу нет, есть частные мнения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×